Безналичные расчёты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является характеристика и изучение безналичных расчетов, а также потребность в наличных денежных средствах.
Работа базируется на материалах, печати, а также в сети Интернет.

Оглавление

Введение 4 стр.
1 Понятие безналичных расчётов. 5 стр.
1.1 Основные понятия и положения. 5 стр.
1.2 Деньги безналичного оборота. 7 стр.
1.3 Принципы организации безналичных расчётов. 9 стр.
2 Характеристика основных форм расчётов. 12 стр.
2.1 Переводы 12 стр.
2.1.1 Расчёты платёжными поручениями. 13 стр.
2.1.2 Расчёты платёжными требованиями-поручениями. 14 стр.
2.1.3 Расчёты чеками. 16 стр.
2.1.4 Вексель. 17 стр.
2.1.5 Инкассовое поручение на бесспорное (безакцептное) списание средств.
19 стр.
2.2 Расчёты аккредитивами. 19 стр.
2.3.Инкассо. 21 стр.
2.4 Клиринг. 22 стр.
3 учёт операции по валютному счёту. 23 стр.
4 учёт денежной наличности в кассе предприятия. 24 стр.
5 Учёт денежных документов и переводов в пути. 26 стр.
6 Инвентаризация денежных средств. 27 стр.
Заключение 29 стр.
Список литературы 30 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая по бух..doc

— 136.00 Кб (Скачать)

счета – самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор.

     Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета друг другу (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке – в учреждениях Банка России (договор на расчетное обслуживание банка).

Третий  принцип – поддержание  ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей.

Соблюдение этого  принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.д.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип – наличие  акцепта (согласия) плательщика  на платеж.

Данный принцип реализуется путем применения:

- либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;

- либо специального  акцепта документов, выписанных  получателями средств (платежных  требований-поручений, платежных требований, переводных векселей).

Вместе с тем  законодательством предусмотрены  случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам – на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги. 

                                                                                                                           11

Пятый принцип – срочность  платежа.

Значение этого  принципа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым  условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в первой части Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 1995 года (ст.190-195).

Непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и, в конечном счете, к платежному кризису.

Шестой  принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков.

В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами, контролируют соблюдения установленных правил расчетов.

Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между ними самими.

Седьмой принцип – имущественная  ответственность  за соблюдение договорных условий.

Суть этого  принципа заключается в том, что  нарушение договорных обязательств, в части расчетов влекут применение гражданско-правовой         

                                                                                                                                12

ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафы, пени), а также  иных мер ответственности. 
 

  1. Характеристика  основных форм безналичных расчетов
 

Согласно Положению  ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (2001г.) при безналичных расчетах используются следующие расчетные документы:

- платежные поручения;

- аккредитивы;

- чеки;

- инкассо;

- расходные документы;

- платежные требования;

- инкассовые  поручения. 

    1. Переводы

В переходных условиях к рыночной экономике наиболее распространенной формой расчетов стали переводы. В соответствии с квалификацией Банка международных расчетов в Базеле, применяемой во многих странах, переводы подразделяются на дебетовые и кредитовые. 

Кредитовые переводы. В России используются преимущественно кредитовые переводы. Инициатива их начала  принадлежит плательщику (дебитору), дающему распоряжение кредитовать счет получателя (кредитора). В качестве платежного инструмента используется платежное поручение о дебетовых списаниях. 

                                                                                                                               13

Дебетовые переводы – платежи, инициатива начала которых принадлежит кредиторам (получателям платежа), пускающим в обращение платежные инструменты, подтверждающие долг дебиторов (плательщиков). К этим инструментам относятся: вексель, чек, инкассовое поручение на бесспорное, (безакцептное) списание средств. 

      1. Расчеты платежными поручениями

Расчеты платежными поручениями – самая распространенная форма расчетов, так как используется в местных, одногородних и иногородних  расчетах между организациями, за материальные ценности, работы и услуги, с бюджетной системой по всем видам налогов и платежей, с органами социальной защиты по отчислениям и полученным средствам.

Организация представляет в свое отделение банка по месту  нахождения расчетного счета установленное  им количество экземпляров платежных  поручений, но не менее трех: первый экземпляр за подписью руководителя организации и главного бухгалтера скрепляется печатью и остается в документах для банка, второй экземпляр пересылается в банк организации-получателя денежных средств, третий экземпляр прилагается к выписке из расчетного счета плательщика.

Поручения принимаются  банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При  отсутствии или недостаточности денежных средств на счете, а также, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

Основные реквизиты  платежного поручения: характер и содержание операции, дата и сумма, наименования и номера счетов участников расчетов; название учреждений банков, где ведутся подписи лиц, уполномоченных на подписание расчетно-денежных документов, оттиск печати.

                                                                                                                                 14

При одновременном  перечислении средств с одного счета плательщика на счета нескольких получателей, как правило, составляются сводные платежные поручения.

Используя форму расчетов платежными поручениями, Поставщик (получатель средств) несет риски: задержки выписки плательщиком поручения из-за отсутствия или недостаточности средств, или невозможности получения ссуды; несвоевременного поступления средств при исполнении платежного поручения соответствующими банками или РКЦ.

Риск, который  несет Покупатель, заключается в  отсутствии гарантии своевременной  поставки товара, особенно при досрочных  платежах. Такие платежи, кроме указанного риска, обуславливают и потери Покупателя, связанные с отвлечением из оборота денежных средств и фактическим предоставлением Поставщику беспроцентной ссуды.

До 01.07.92 г. в безналичных расчетах применялись  расчеты платежными требованиями, при которых получатель средств представлял в обслуживающий его банк расчетный документ, содержащий требование к плательщику об уплате покупателю определенной суммы за  отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

В целях  повышения ответственности плательщика  за своевременность расчесов за товары эта форма расчетов в настоящее время отменена. Вместо неё применяются расчеты платежными требованиями-поручениями. 

      1. Расчеты платежными требованиями-поручениями

Относительно  новым для нашей экономики  расчетным документом и, соответственно, новой формой безналичных расчетов являются расчеты платежными требованиями-поручениями.

Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в

                                                                                                                                 15

обслуживающий банк плательщика расчетных и  отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета.

Платежные требования-поручения выписываются поставщиками и вместе с коммерческими  документами отправляются в банк покупателя, который передает требование-поручение  плательщику для акцепта.

Плетельщик  обязан вернуть в банк акцептованное  платежное требование-поручение или заявить отказ то акцепта в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требование-поручение принимается к оплате при наличии средств на счете плательщика.

Об отказе полностью  или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение этих трех дней. Требования-поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и извещениями об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику. При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом и оттиском печати, а затем сдает их в обслуживающий банк.

В бухгалтерском  учете следует различать порядок  учета операций у поставщика, предъявившего требование, и плательщика, получающего материальные ценности, платящего за товар.

У поставщика учитывается  факт реализации продукции:

Д-т 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками»

К-т 90 «Продажи»  в сумме договорной стоимости, указанной в платежном требовании-поручении.

По мере зачисления платежа согласно выписке банка  из расчетного счета:

Д-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»

К-т 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками» в сумме  договорной стоимости.

                                                                                                                               16

У покупателя учитывается  факт приобретения материальных ценностей (акцепт платежного требования):

Д-т 10 «Материалы»,

Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

К-т 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками»

К-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета». 
 

      1. Расчеты чеками

Расчетный чек  – письменное поручение банку  перечислить со  счета чекодателя указанную в чеке сумму.

Чековые книжки организации могут получить в  своем банке. Чеки действительны  в течение 10 дней, не считая даты выписки. К оплате принимаются чеки на различные  суммы.

В настоящее  время чеки применяются редко, так  как не имеют достаточных степеней защиты.

Чеки можно использовать в расчетах с магазинами, оптовыми базами, за товары и услуги транспорта и связи. Выдавая чековую книжку, банк должен указать лимит, на который можно выписывать чеки; лимит устанавливает организация, а срок использования – банк (не более 6 месяцев).

Чекодатель –  лицо, выписавшее чек. Лицо, получившее чек, называется чекодержателем.

По мере расчетов с поставщиками чекодатели выписывают чек на сумму, но не более лимита, и передаются его поставщику. Поставщик проверяет все реквизиты чека и на обратной стороне ставит штамп и подпись. Полученные чеки передаются в банк поставщика с указанием банка плательщика, номера его расчетного счета и других реквизитов плательщика. Банк плательщика зачисляет на расчетный счет получателя суммы платежа по чеку. Учет выдачи чековых книжек ведется на счете 55/2.

Информация о работе Безналичные расчёты