Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:28, курсовая работа
Целью работы является характеристика и изучение безналичных расчетов, а также потребность в наличных денежных средствах.
Работа базируется на материалах, печати, а также в сети Интернет.
Введение 4 стр.
1 Понятие безналичных расчётов. 5 стр.
1.1 Основные понятия и положения. 5 стр.
1.2 Деньги безналичного оборота. 7 стр.
1.3 Принципы организации безналичных расчётов. 9 стр.
2 Характеристика основных форм расчётов. 12 стр.
2.1 Переводы 12 стр.
2.1.1 Расчёты платёжными поручениями. 13 стр.
2.1.2 Расчёты платёжными требованиями-поручениями. 14 стр.
2.1.3 Расчёты чеками. 16 стр.
2.1.4 Вексель. 17 стр.
2.1.5 Инкассовое поручение на бесспорное (безакцептное) списание средств.
19 стр.
2.2 Расчёты аккредитивами. 19 стр.
2.3.Инкассо. 21 стр.
2.4 Клиринг. 22 стр.
3 учёт операции по валютному счёту. 23 стр.
4 учёт денежной наличности в кассе предприятия. 24 стр.
5 Учёт денежных документов и переводов в пути. 26 стр.
6 Инвентаризация денежных средств. 27 стр.
Заключение 29 стр.
Список литературы 30 стр.
счета – самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор.
Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета друг другу (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке – в учреждениях Банка России (договор на расчетное обслуживание банка).
Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей.
Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.д.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.
Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж.
Данный принцип реализуется путем применения:
- либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;
- либо специального
акцепта документов, выписанных
получателями средств (
Вместе с тем
законодательством
Пятый принцип – срочность платежа.
Значение этого принципа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в первой части Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 1995 года (ст.190-195).
Непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и, в конечном счете, к платежному кризису.
Шестой принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.
Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков.
В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами, контролируют соблюдения установленных правил расчетов.
Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между ними самими.
Седьмой принцип – имущественная ответственность за соблюдение договорных условий.
Суть этого
принципа заключается в том, что
нарушение договорных обязательств,
в части расчетов влекут применение гражданско-правовой
ответственности
в форме возмещения убытков, уплаты
неустойки (штрафы, пени), а также
иных мер ответственности.
Согласно Положению ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (2001г.) при безналичных расчетах используются следующие расчетные документы:
- платежные поручения;
- аккредитивы;
- чеки;
- инкассо;
- расходные документы;
- платежные требования;
- инкассовые
поручения.
В переходных условиях
к рыночной экономике наиболее распространенной
формой расчетов стали переводы. В соответствии
с квалификацией Банка международных
расчетов в Базеле, применяемой во многих
странах, переводы подразделяются на дебетовые
и кредитовые.
Кредитовые переводы.
В России используются преимущественно
кредитовые переводы. Инициатива их начала
принадлежит плательщику (дебитору), дающему
распоряжение кредитовать счет получателя
(кредитора). В качестве платежного инструмента
используется платежное поручение о дебетовых
списаниях.
Дебетовые переводы
– платежи, инициатива начала которых
принадлежит кредиторам (получателям
платежа), пускающим в обращение платежные
инструменты, подтверждающие долг дебиторов
(плательщиков). К этим инструментам относятся:
вексель, чек, инкассовое поручение на
бесспорное, (безакцептное) списание средств.
Расчеты платежными
поручениями – самая
Организация представляет в свое отделение банка по месту нахождения расчетного счета установленное им количество экземпляров платежных поручений, но не менее трех: первый экземпляр за подписью руководителя организации и главного бухгалтера скрепляется печатью и остается в документах для банка, второй экземпляр пересылается в банк организации-получателя денежных средств, третий экземпляр прилагается к выписке из расчетного счета плательщика.
Поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете, а также, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.
Основные реквизиты платежного поручения: характер и содержание операции, дата и сумма, наименования и номера счетов участников расчетов; название учреждений банков, где ведутся подписи лиц, уполномоченных на подписание расчетно-денежных документов, оттиск печати.
При одновременном перечислении средств с одного счета плательщика на счета нескольких получателей, как правило, составляются сводные платежные поручения.
Используя форму расчетов платежными поручениями, Поставщик (получатель средств) несет риски: задержки выписки плательщиком поручения из-за отсутствия или недостаточности средств, или невозможности получения ссуды; несвоевременного поступления средств при исполнении платежного поручения соответствующими банками или РКЦ.
Риск, который несет Покупатель, заключается в отсутствии гарантии своевременной поставки товара, особенно при досрочных платежах. Такие платежи, кроме указанного риска, обуславливают и потери Покупателя, связанные с отвлечением из оборота денежных средств и фактическим предоставлением Поставщику беспроцентной ссуды.
До 01.07.92 г. в безналичных расчетах применялись расчеты платежными требованиями, при которых получатель средств представлял в обслуживающий его банк расчетный документ, содержащий требование к плательщику об уплате покупателю определенной суммы за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
В целях
повышения ответственности
Относительно новым для нашей экономики расчетным документом и, соответственно, новой формой безналичных расчетов являются расчеты платежными требованиями-поручениями.
Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в
обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета.
Платежные
требования-поручения
Плетельщик обязан вернуть в банк акцептованное платежное требование-поручение или заявить отказ то акцепта в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требование-поручение принимается к оплате при наличии средств на счете плательщика.
Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение этих трех дней. Требования-поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и извещениями об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику. При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом и оттиском печати, а затем сдает их в обслуживающий банк.
В бухгалтерском
учете следует различать
У поставщика учитывается факт реализации продукции:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т 90 «Продажи» в сумме договорной стоимости, указанной в платежном требовании-поручении.
По мере зачисления платежа согласно выписке банка из расчетного счета:
Д-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в сумме договорной стоимости.
У покупателя учитывается факт приобретения материальных ценностей (акцепт платежного требования):
Д-т 10 «Материалы»,
Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 51 «Расчетные
счета», 52 «Валютные счета».
Расчетный чек – письменное поручение банку перечислить со счета чекодателя указанную в чеке сумму.
Чековые книжки организации могут получить в своем банке. Чеки действительны в течение 10 дней, не считая даты выписки. К оплате принимаются чеки на различные суммы.
В настоящее время чеки применяются редко, так как не имеют достаточных степеней защиты.
Чеки можно использовать в расчетах с магазинами, оптовыми базами, за товары и услуги транспорта и связи. Выдавая чековую книжку, банк должен указать лимит, на который можно выписывать чеки; лимит устанавливает организация, а срок использования – банк (не более 6 месяцев).
Чекодатель – лицо, выписавшее чек. Лицо, получившее чек, называется чекодержателем.
По мере расчетов с поставщиками чекодатели выписывают чек на сумму, но не более лимита, и передаются его поставщику. Поставщик проверяет все реквизиты чека и на обратной стороне ставит штамп и подпись. Полученные чеки передаются в банк поставщика с указанием банка плательщика, номера его расчетного счета и других реквизитов плательщика. Банк плательщика зачисляет на расчетный счет получателя суммы платежа по чеку. Учет выдачи чековых книжек ведется на счете 55/2.