Аудит затрат на производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью аудита затрат на производство является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам, с тем чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.

Задачи аудита затрат на производство:

- оценка обоснованности применяемого варианта формирования информации о расходах организации по обычным видам деятельности, метода учета затрат, варианта сводного учета затрат, метода распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов;

- подтверждения первоначальной оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

- подтверждение достоверности оформления и отражения в учете прямых (косвенных) расходов;

- оценка качества инвентаризации незавершенного производства;

- арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета затрат на производство.

Оглавление

Введение 3
Основная часть 5
1. Теоретические аспекты аудита затрат на производство продукции 5
2. Методика аудиторской проверки учета затрат на производство продукции 20
Заключение 28
Глоссарий 30
Список использованных источников 33
Приложения 35

Файлы: 1 файл

30. Аудит затрат на производство.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

     1) правильность произведения затрат и отражения их в полном объеме в соответствии с учетной политикой;

     2) правильность определения себестоимости.

     Аудиторские процедуры:

     I. Общие процедуры:

     1) получение в ходе устной беседы с персоналом клиента сведений об организации учета затрат на предприятии:

     - применяемые методы учета;

     - используемые счета бухгалтерского  учета и порядок отнесения  на них тех или иных затрат;

     - порядок учета и списания на  себестоимость продукции общехозяйственных расходов;

     - применяемые учетные регистры;

     - распределение обязанностей между  сотрудниками бухгалтерии, «ведущими»  затратные счета;

     - процедуры контроля в цикле  расходов;

     - основные статьи расходов (т.е.  имеющие наибольший удельный  вес в общем объеме затрат);

     2) получение учетных регистров, содержащих записи по каждой хозяйственной операции; проверка правильности подсчета итогов и переноса данных в Главную книгу;

     3) выборка расходов, понесенных в периоде, с включением в нее крупных сумм, выраженных в рублях и валюте, необычных операций и некоторой части мелких сумм. Выполнение действий, приведенных ниже, применительно к операциям, вошедшим в выборку;

     4) сравнение указанных в учетном регистре сумм и месяца, к которому они относятся, с первичными документами — счетами, договорами, банковскими выписками, товарно-транспортными накладными и пр.

     Проверка  наличия у документов всех необходимых  реквизитов: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, ее измерители в натуральном и денежном выражении, наименование должностных лиц и их личные подписи;

     5) сравнение сумм, указанных в счетах-фактурах, платежных требованиях-поручениях и пр., с суммами платежных документов. Сравнение длительности промежутка между датами платежа, оприходования товаров (услуг), получения счета-фактуры;

     6) проверка отнесения затрат к тому периоду, в котором они реально понесены (т.е. к периоду, к которому относится связанная с ними деятельность), путем сравнения данных первичных документов с бухгалтерскими записями;

     7) проверка отнесения затрат на соответствующие счета;

     8) проверка санкционирования всех расходов путем ознакомления с внутренними документами организации за подписью генерального директора, финансового директора или прочих уполномоченных сотрудников, регламентирующими политику организации по утверждению расходов;

     9) изучение результатов перечисленных процедур на предмет соответствия ведения учета клиентом установленным методикам. Определение с учетом полученных данных объема дополнительных детальных тестов.

     II. Детальные тесты по составу затрат:

     1) проверка при осуществлении организацией нескольких видов деятельности, выпуске продукции нескольких видов, наличия раздельного учета затрат, а также соответствия расходов конкретному виду деятельности (прямые расходы, относящиеся к производству продукции вида А, не должны участвовать в формировании себестоимости продукции вида Б);

     2) проверка того, что на затратные счета не относятся и в себестоимость продукции не включаются:

     - расходы, которые в соответствии  с законодательством Российской  Федерации должны финансироваться  за счет собственных источников  организации;

     - расходы, относящиеся к капитальным  вложениям.

     3) проверка аккуратности записи (наличие случайных арифметических и прочих ошибок);

     4) проверка необычных операций, проводок с нестандартной корреспонденцией счетов.

     К ним относятся:

     - расходы на рекламу;

     - представительские расходы;

     - расходы на подготовку и переподготовку  кадров на договорной основе учебными учреждениями;

     - расходы на выплату процентов  по кредитам банков;

     - компенсации за использование  для служебных поездок личных  автомобилей;

     - командировочные расходы.

     При наличии в структуре затрат организации  указанных расходов аудитор должен убедиться в том, что на затратных счетах ведется аналитический учет, позволяющий разделить данные расходы в пределах нормативов и сверх них;

     6) проверка документального обоснования указанных расходов;

     - оценка правильности отнесения  на затраты стоимости ремонтных работ: наличие необходимой первичной документации, соответствие отражения расходов на ремонт основных фондов в бухгалтерском учете принятой учетной политике;

     - проверка возможности квалифицировать  произведенные затраты как ремонт. В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)... затраты на проведение модернизации оборудования, реконструкции объектов основных фондов в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются;

     7) оценка правильности учета расходов будущих периодов. Проверка их своевременного списания (типичная ошибка — единовременное списание на себестоимость продукции сумм расходов будущих периодов);

     8) при наличии у организации арендованных объектов основных фондов (или их частей) проверка:

     - соответствия порядка начисления  арендной платы в бухгалтерском  учете порядку, установленному  договором;

     - порядка отражения в учете  расходов, обусловленных их содержанием  и ремонтом (проанализировать условия  договоров с арендодателями);

     9) проверка правильности включения сумм износа по основным средствам, нематериальным активам в себестоимость продукции (использовать данные, полученные в ходе проверки по соответствующим разделам). Погашение стоимости основных средств (и прочего имущества) непроизводственного назначения осуществляется за счет собственных источников организации;

     10) проверка правильной оценки сырья, материалов, топлива, запасных частей, горюче-смазочных материалов и пр., списанных на счета затрат (использовать данные, полученные в ходе проверки по разделу «Учет материальных ценностей»);

     11) проверка правильного включения в себестоимость начисленной заработной платы (проверить трудовые соглашения, приказы о должностных окладах, сдельных расценках и т.п.) и правильного ее учета на соответствующих счетах (использовать данные проверки расчетов с персоналом по оплате труда).

     Проверка  соответствия прочих выплат работникам предприятия, отнесенных на счета учета  затрат, Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг);

     12) оценка правильности отнесения на затраты страховых взносов в Пенсионный фонд. Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости, а также прочих налогов и сборов, исчисляемых в процентах от фонда оплаты труда и относимых на себестоимость продукции;

     13) оценка правильности включения в себестоимость расходов на оплату услуг банков; сравнение их со ставками и суммами, указанными в договорах с банками;

     14) проверка правильности и обоснованности включения в себестоимость транспортных расходов;

     15) проверка правильности учета коммерческих расходов, к которым относятся: расходы на тару и упаковку (если упаковка продукции осуществляется после ее сдачи на склад готовой продукции; если же упаковка осуществляется в цехах основного производства, то ее стоимость учитывается на счете 20 «Основное производство», т.е. включается в производственную себестоимость продукции), расходы по доставке, погрузке, разгрузке продукции, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям, расходы на рекламу и др.;

     16) проверка порядка списания на себестоимость продукции общехозяйственных расходов: соответствие методу, выбранному в учетной политике, последовательность его применения;

     III. Незавершенное производство:

     1) определение того, что именно отражается в составе незавершенного производства:

     - продукция (работы, услуги), не прошедшая  всех стадий производственного  процесса;

     - неукомплектованные изделия;

     - изделия, не прошедшие испытания  и технической приемки;

     - выполненные этапы по незавершенным  работам (возможны у организаций,  выполняющих работы долгосрочного  характера:

     - строительные, научные, проектные,  геологические и др.)5.

     Проверка  соответствия отражения в бухгалтерском  учете стоимости незавершенного производства порядку, приведенному в приказе об учетной политике организации. Проверка соответствия выбранного в учетной политике метода Положению о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, отраслевым инструкциям и типовым методическим рекомендациям по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг);

     2) проверка соответствия фактических остатков незавершенного производства данным, приведенным в балансе:

     а) сравнение остатков на счетах бухгалтерского учета с результатами инвентаризации незавершенного производства на конец года;

     б) проверка на основе выборки правильности оценки остатков незавершенного производства;

     3) при аудите организаций торговли и общественного питания (или при наличии указанных видов деятельности среди прочих у организации) проверка порядка списания издержек обращения, приходящихся на реализованные за отчетный период товары.

     Сумма издержек обращения (транспортных расходов и расходов по оплате процентов за банковский кредит), приходящихся на остаток нереализованных товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту издержек за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

     Издержки  обращения, приходящиеся на остаток  нереализованных товаров и сырья  в организациях общественного питания, отражаются в балансе по строке «Готовая продукция и товары для перепродажи».

     Заключение

 

     В заключение необходимо отметить, что  к важнейшим задачам аудита относятся: проверка обоснованности (формирования издержек производства по элементам  затрат и калькуляционным статьям в бухгалтерском учете и отчетности; изучение правильности распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством, а также отчетными периодами; установление сохранности полуфабрикатов в производстве; выявление резервов снижения себестоимости и материалоемкости продукции.

     При проверке себестоимости аудиторы руководствуются  Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении.

     Порядок аудирования зависит от способа  группировки и списания затрат на производство. Традиционный вариант  учета предусматривает разделение затрат на прямые и косвенные и подсчет полной себестоимости продукции (работ, услуг).

     Одним из важных направлений аудита является изучение поэлементного состава и структуры затрат в динамике за ряд лет, что позволяет аудиторам наметить главные направления поиска резервов снижения себестоимости продукции. К этим затратам с учетом их экономического содержания относят: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизацию основных фондов; прочие затраты6.

Информация о работе Аудит затрат на производство