Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:06, курсовая работа
Целью аудита затрат на производство является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам, с тем чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.
Задачи аудита затрат на производство:
- оценка обоснованности применяемого варианта формирования информации о расходах организации по обычным видам деятельности, метода учета затрат, варианта сводного учета затрат, метода распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов;
- подтверждения первоначальной оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
- подтверждение достоверности оформления и отражения в учете прямых (косвенных) расходов;
- оценка качества инвентаризации незавершенного производства;
- арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета затрат на производство.
Введение 3
Основная часть 5
1. Теоретические аспекты аудита затрат на производство продукции 5
2. Методика аудиторской проверки учета затрат на производство продукции 20
Заключение 28
Глоссарий 30
Список использованных источников 33
Приложения 35
1) правильность произведения затрат и отражения их в полном объеме в соответствии с учетной политикой;
2) правильность определения себестоимости.
Аудиторские процедуры:
I. Общие процедуры:
1) получение в ходе устной беседы с персоналом клиента сведений об организации учета затрат на предприятии:
- применяемые методы учета;
-
используемые счета
-
порядок учета и списания на
себестоимость продукции
- применяемые учетные регистры;
-
распределение обязанностей
- процедуры контроля в цикле расходов;
- основные статьи расходов (т.е. имеющие наибольший удельный вес в общем объеме затрат);
2) получение учетных регистров, содержащих записи по каждой хозяйственной операции; проверка правильности подсчета итогов и переноса данных в Главную книгу;
3) выборка расходов, понесенных в периоде, с включением в нее крупных сумм, выраженных в рублях и валюте, необычных операций и некоторой части мелких сумм. Выполнение действий, приведенных ниже, применительно к операциям, вошедшим в выборку;
4) сравнение указанных в учетном регистре сумм и месяца, к которому они относятся, с первичными документами — счетами, договорами, банковскими выписками, товарно-транспортными накладными и пр.
Проверка
наличия у документов всех необходимых
реквизитов: наименование документа, дата
составления, наименование организации,
от имени которой составлен
5) сравнение сумм, указанных в счетах-фактурах, платежных требованиях-поручениях и пр., с суммами платежных документов. Сравнение длительности промежутка между датами платежа, оприходования товаров (услуг), получения счета-фактуры;
6) проверка отнесения затрат к тому периоду, в котором они реально понесены (т.е. к периоду, к которому относится связанная с ними деятельность), путем сравнения данных первичных документов с бухгалтерскими записями;
7) проверка отнесения затрат на соответствующие счета;
8) проверка санкционирования всех расходов путем ознакомления с внутренними документами организации за подписью генерального директора, финансового директора или прочих уполномоченных сотрудников, регламентирующими политику организации по утверждению расходов;
9) изучение результатов перечисленных процедур на предмет соответствия ведения учета клиентом установленным методикам. Определение с учетом полученных данных объема дополнительных детальных тестов.
II. Детальные тесты по составу затрат:
1) проверка при осуществлении организацией нескольких видов деятельности, выпуске продукции нескольких видов, наличия раздельного учета затрат, а также соответствия расходов конкретному виду деятельности (прямые расходы, относящиеся к производству продукции вида А, не должны участвовать в формировании себестоимости продукции вида Б);
2) проверка того, что на затратные счета не относятся и в себестоимость продукции не включаются:
-
расходы, которые в
-
расходы, относящиеся к
3) проверка аккуратности записи (наличие случайных арифметических и прочих ошибок);
4) проверка необычных операций, проводок с нестандартной корреспонденцией счетов.
К ним относятся:
- расходы на рекламу;
- представительские расходы;
-
расходы на подготовку и
- расходы на выплату процентов по кредитам банков;
- компенсации за использование для служебных поездок личных автомобилей;
- командировочные расходы.
При наличии в структуре затрат организации указанных расходов аудитор должен убедиться в том, что на затратных счетах ведется аналитический учет, позволяющий разделить данные расходы в пределах нормативов и сверх них;
6) проверка документального обоснования указанных расходов;
- оценка правильности отнесения на затраты стоимости ремонтных работ: наличие необходимой первичной документации, соответствие отражения расходов на ремонт основных фондов в бухгалтерском учете принятой учетной политике;
-
проверка возможности
7) оценка правильности учета расходов будущих периодов. Проверка их своевременного списания (типичная ошибка — единовременное списание на себестоимость продукции сумм расходов будущих периодов);
8) при наличии у организации арендованных объектов основных фондов (или их частей) проверка:
-
соответствия порядка
- порядка отражения в учете расходов, обусловленных их содержанием и ремонтом (проанализировать условия договоров с арендодателями);
9) проверка правильности включения сумм износа по основным средствам, нематериальным активам в себестоимость продукции (использовать данные, полученные в ходе проверки по соответствующим разделам). Погашение стоимости основных средств (и прочего имущества) непроизводственного назначения осуществляется за счет собственных источников организации;
10) проверка правильной оценки сырья, материалов, топлива, запасных частей, горюче-смазочных материалов и пр., списанных на счета затрат (использовать данные, полученные в ходе проверки по разделу «Учет материальных ценностей»);
11) проверка правильного включения в себестоимость начисленной заработной платы (проверить трудовые соглашения, приказы о должностных окладах, сдельных расценках и т.п.) и правильного ее учета на соответствующих счетах (использовать данные проверки расчетов с персоналом по оплате труда).
Проверка соответствия прочих выплат работникам предприятия, отнесенных на счета учета затрат, Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг);
12) оценка правильности отнесения на затраты страховых взносов в Пенсионный фонд. Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости, а также прочих налогов и сборов, исчисляемых в процентах от фонда оплаты труда и относимых на себестоимость продукции;
13) оценка правильности включения в себестоимость расходов на оплату услуг банков; сравнение их со ставками и суммами, указанными в договорах с банками;
14) проверка правильности и обоснованности включения в себестоимость транспортных расходов;
15) проверка правильности учета коммерческих расходов, к которым относятся: расходы на тару и упаковку (если упаковка продукции осуществляется после ее сдачи на склад готовой продукции; если же упаковка осуществляется в цехах основного производства, то ее стоимость учитывается на счете 20 «Основное производство», т.е. включается в производственную себестоимость продукции), расходы по доставке, погрузке, разгрузке продукции, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям, расходы на рекламу и др.;
16) проверка порядка списания на себестоимость продукции общехозяйственных расходов: соответствие методу, выбранному в учетной политике, последовательность его применения;
III. Незавершенное производство:
1) определение того, что именно отражается в составе незавершенного производства:
- продукция (работы, услуги), не прошедшая всех стадий производственного процесса;
- неукомплектованные изделия;
-
изделия, не прошедшие
-
выполненные этапы по
- строительные, научные, проектные, геологические и др.)5.
Проверка соответствия отражения в бухгалтерском учете стоимости незавершенного производства порядку, приведенному в приказе об учетной политике организации. Проверка соответствия выбранного в учетной политике метода Положению о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, отраслевым инструкциям и типовым методическим рекомендациям по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг);
2) проверка соответствия фактических остатков незавершенного производства данным, приведенным в балансе:
а) сравнение остатков на счетах бухгалтерского учета с результатами инвентаризации незавершенного производства на конец года;
б) проверка на основе выборки правильности оценки остатков незавершенного производства;
3) при аудите организаций торговли и общественного питания (или при наличии указанных видов деятельности среди прочих у организации) проверка порядка списания издержек обращения, приходящихся на реализованные за отчетный период товары.
Сумма издержек обращения (транспортных расходов и расходов по оплате процентов за банковский кредит), приходящихся на остаток нереализованных товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту издержек за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.
Издержки
обращения, приходящиеся на остаток
нереализованных товаров и
В заключение необходимо отметить, что к важнейшим задачам аудита относятся: проверка обоснованности (формирования издержек производства по элементам затрат и калькуляционным статьям в бухгалтерском учете и отчетности; изучение правильности распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством, а также отчетными периодами; установление сохранности полуфабрикатов в производстве; выявление резервов снижения себестоимости и материалоемкости продукции.
При проверке себестоимости аудиторы руководствуются Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении.
Порядок аудирования зависит от способа группировки и списания затрат на производство. Традиционный вариант учета предусматривает разделение затрат на прямые и косвенные и подсчет полной себестоимости продукции (работ, услуг).
Одним из важных направлений аудита является изучение поэлементного состава и структуры затрат в динамике за ряд лет, что позволяет аудиторам наметить главные направления поиска резервов снижения себестоимости продукции. К этим затратам с учетом их экономического содержания относят: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизацию основных фондов; прочие затраты6.