Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 18:55, курсовая работа
Целью исследования в данной курсовой работе является анализ российского законодательства, а также теоретических и практических вопросов в области понятия и особенностей проведения аудита расчетов с бюджетом.
В соответствии с указанной целью были поставлены и решены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы аудита расчетов с бюджетом и непосредственно рассмотреть его методологию ведения на предприятии;
2. Ознакомиться с деятельностью исследуемой организации, опираясь на основные Экономические показатели
3. Провести аудит расчетов с бюджетом на ОАО ЛГОК , используя один из выбранных методов и в соответствии с этим сделать соответствующие выводы.
Введение………………………………………………………………………...2
1. Теоретические аспекты аудита расчетов с бюджетом…………………….5
1.1 Сущность и значение аудита расчетов с бюджетом ……………………..5
1.2.Методология аудита расчетов с бюджетом на предприятии ………………9
1.3. Источники информации для проверки аудита на предприятии………..12
2. Особенности организации и управления ………………………………….15
2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО ЛГОК……………………...15
2.2. Организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля
на предприятии …………24
2.3. Аудит расчетов с бюджетом на предприятии на ОАО ЛГОК…………..30
3. Аудит учета расчетов с бюджетом…………………………………………41
3.1 Цели, задачи, источники и подготовительный этап аудита
расчетов с бюджетом…………………………………………………….41
3.2 Аудит расчетов по федеральным, местным и региональным
налогам и сборам ……………………………………………………………...46
3.3 Результаты аудиторской проверки ОАО ЛГОК…………………………55
Заключение…………………………………………………………………….59
Список использованной литературы………………………………………
Согласно ст.289 НК налогоплательщики, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения соответствующие налоговые декларации.
По налогу на добавленную стоимость согласно ст.163 НК РФ налоговым и отчетным периодом установлен квартал. В соответствии с п.1 ст.174 НК РФ уплата НДС на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В ходе анализа проводится визуальный контроль налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на наличие ряда обязательных реквизитов, а именно:
- полного наименования
- ИНН налогоплательщика;
- кода причины постановки на учет;
- периода, за который представляются налоговые декларации и бухгалтерская отчетность;
- подписей лиц, уполномоченных
подтверждать достоверность и
полноту сведений налоговых
В случае отсутствия в представленных налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности какого-либо из вышеуказанных реквизитов следует предупредить налогоплательщика об этом и предложить внести необходимые изменения.
Таким образом, проанализировав налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность ОАО ЛГОК убедились в том, что все обязательные реквизиты в документах соблюдены должным образом.
При проверке мы установили, что все сроки предоставления деклараций соблюдены. По налогу на прибыль декларации были представлены соответственно: 21.03.07г., 24.03.08г.,13.03.09г. Соблюдены также и сроки представления по НДС: 19.01.07г., 10.01.08г., 17.01.09г.
Следующим этапом проверки для нас является проверка правильности расчетов по налогам, которые уплачивает данная организация: непосредственно коснемся налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Анализ расчетов по налогу на добавленную стоимость приведен в таблице 2, которая составлена на основании налоговых деклараций по данному налогу. Так как производится анализ за 1 полугодие (а, как известно, сумма НДС рассчитывается поквартально), то суммы НДС, приведенные в таблице, представляют сложение сумм НДС за 2 квартала.
Таблица 2.2.
Динамика поступлений налога на добавленную стоимость за 2010-2012гг
Операции |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
Абсолют. отклон.,(+,-) |
Темп роста, % |
||
1полугодие, |
1полугодие |
1полугодие |
2011г. |
2012г |
2011г. |
2012г. | |
Тыс.руб. |
Тыс.руб. |
Тыс.руб. |
к |
к |
к |
к | |
2010г. |
2011г. |
2010г. |
2011г. | ||||
Начислено |
24938478 |
24503082 |
14378528 |
-435396 |
-1E+07 |
98.25 |
58.68 |
Вычеты |
16011998 |
18495859 |
8128593 |
2483861 |
-1E+07 |
115.51 |
43.95 |
К уплате уменьшению |
8926480 |
6007223 |
6250104 |
291925 |
242881 |
67.30 |
104.04 |
По данным, приведенным в таблице видно, что в 2011 году поступления НДС снизились на 32,7 %, так как темп роста сумм вычетов (15,51%) превышает темп роста НДС, начисленного по всем налогооблагаемым объектам (1,75%). В свою очередь, в 2012году сумма НДС к уплате возросла на 4,04% вследствие того, что темп снижения НДС, начисленного по всем налогооблагаемым объектам по показателям ниже темпа снижения суммы вычетов по тем же объектам. В целом, на отрицательную динамику НДС, начисленного к уплате, повлияло резкое снижение налогооблагаемой базы. Так, по крупнейшему налогоплательщику (имеющему значительный удельный вес показателей, влияющих на уровень НДС, начисленный к уплате) ОАО ЛГОК в 4 квартале 2011 года одновременно со снижением вдвое отпускных цен на продукцию, увеличились затраты на капитальное строительство. Также в условиях снижения объемов реализации (налогооблагаемых объектов) по дочерним предприятиям ОАО «Лебгок» ( в т.ч. ОАО ЛГОК был введен режим экономии, в том числе относительно приобретения материальных ресурсов. Политика экономии затрат на приобретение материальных ценностей привела в свою очередь к снижению удельного веса вычетов на 1 рубль начисленного НДС.
Далее рассмотрим поступления налога на прибыль. Анализ данных за первые полугодия 2010 – 2012гг. представлен в таблице 3, составленной на основании налоговых деклараций по налогу на прибыль. Суммы налога на прибыль определяются нарастающим итогом с начала отчетного года, поэтому берем данные налоговой декларации за 6 месяцев. (Приложение 5)
Анализ показал, что размер поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль в 2011 году в сравнении с 2010 годом снизился почти на 67%, а в областной – также снизился на 68%.
Что же касается 2012 года, то по ОАО ЛГОК в данном периоде сложилась отрицательная динамика налоговой базы, так как сумма расходов превысила сумму выручки от реализации. Анализ данных о финансовых результатах приведен в таблице 4. Эти показатели были взяты из источников: Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках.
Таким образом, за первое полугодие 2012 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года опережение темпа снижения выручки (55,6%) над темпом снижения затрат (61,6%) при увеличении до-
Таблица 2.3
Динамика финансово-экономических показателей предприятия
за 2008 – 2009гг.
Наименование |
2009г. |
2008г. |
Динамика | |
1полуго-дие |
1полуго-дие |
Абс.отклонение (+,-) |
Темп роста,% | |
Выручка от продажи товаров, работ,услуг |
70861 |
127389 |
-56528 |
55.6 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
65901 |
107054 |
-41153 |
61.6 |
Валовая прибыль |
4960 |
20335 |
-15375 |
24.04. |
Коммерческие и управленческие расходы |
13392 |
16667 |
-3275 |
80.4 |
Прибыль (убыток) от продаж |
-8432 |
3668 |
-12100 |
- |
Сальдо прочих доходов и расходов |
-1059 |
-1138 |
79 |
93.1 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
-9491 |
2530 |
-12021 |
- |
Текущий налог на прибыль |
0 |
1540 |
-1540 |
- |
Рентабельность продаж |
-12.8 |
03.апр |
-16.2 |
- |
ли коммерческих и управленческих расходов в расчете на 1 рубль выручки от реализации в 1,5 раза (2009г. - 18,9 коп. на 1 руб., 2008г. – 13,1 коп. на 1 руб.) послужило причиной полученного убытка в сумме 9491 тыс.руб. (в 2008г. прибыль составила 2530 тыс.руб.).
3. АУДИТ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ
3.1 Цели, задачи, источники
и подготовительный этап аудита расчетов
с бюджетом.
Целью аудита расчетов с бюджетом является высказывание аудитором мнения о соответствии этих расчетов по всем налогам и сборам, во всех существенных аспектах, нормативным документам, которые регламентируют порядок их начисления и уплаты соответствующим уровням бюджета.
Однако в рамках налогового аудита могут быть поставлены и гораздо более узкие цели, например подтверждение аудитором правомерности и правильности отражения в налоговом и бухгалтерском учете налоговых вычетов по НДС, правильности формирования налоговой базы по конкретному налогу и т.д. [
Аудит расчетов с бюджетом включает аудит учетной политики в целях налогообложения и аудит методики постановки налогового учета. Кроме того, в рамках налогового аудита осуществляется проверка:
- правильности определения объекта налогообложения;
- правомерности освобождения от налога отдельных операций, видов имущества; применения льгот по налогу;
- правильности формирования налоговой базы, применения налоговых ставок, определения момента формирования налоговой базы;
- правомерности отражения
- правильности исчисления
- своевременности уплаты налога;
- правильности заполнения и своевременности представления налоговой декларации.
В качестве источников информации при проведении аудита расчетов с бюджетом используются:
- приказ по учетной политике для целей налогообложения и для целей финансового учета;
- данные о характере и
масштабе деятельности
- сведения о юридической и организационной структуре аудируемого лица;
- выдержки или копии
- информация об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
- результаты анализа финансово-
- значения наиболее важных экономических показателей и тенденции их изменения;
- первичные учетные документы,
регистры бухгалтерского и
- налоговые декларации;
- данные бухгалтерской
Синтетический учет по счету 68 ведется в журнале-ордере № 8, а аналитический (по видам налогов и платежей) – в ведомости № 7 или на карточках (при журнально-ордерной форме учета).
Аудитору также следует проверить отражение расчетов с бюджетом по налогам в отчетных формах: балансе (форма № 1), отчете о финансовых результатах (форма № 2). Так, в балансе (форма № 1) дебиторская задолженность показывается по стр. 236 (прочие дебиторы), а кредиторская задолженность – по стр. 626 (задолженность перед бюджетом). В отчете о финансовых результатах (форма № 2) по стр. 150 проверяется, как отражен налог на прибыль.
Аудитор прежде всего должен установить, по каким платежам и налогам предприятие ведет расчеты с бюджетом. По каждому налогу необходимо определить правильность:
- исчисления налогооблагаемой базы;
- применения ставок налогов и платежей;
- расчетов сумм налогов;
- применения льгот при расчете и уплате налогов;
- полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет;
- составления бухгалтерских
проводок по начислению и
- составления и своевременности представления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей;
- ведения аналитического и синтетического учета по счету 68.
Этапы аудиторской проверки:
1. Подготовительный – длится до заключения договора (предварительного планирования, преддоговорная стадия).
2.Основной – начинается после подписания договора, состоит из 2-х частей:
- общее планирование (составление плана и программы аудита);
- сбор аудиторских доказательств и их накопление.
3.Заключительный – на котором обобщаются и оформляются результаты аудита.
На подготовительном этапе должны быть решены 2 основные задачи:
- аудитор предварительно знакомится с деятельностью субъекта для того, чтобы оценить трудоёмкость, сложность, рискованность аудита, его возможность и целесообразность;
- если аудиторская организация считает возможным проведение аудита у данного экономического субъекта, то оговариваются условия работы, и заключается договор на проведение проверки. Вся работа аудитора на подготовительном этапе подчинена решению этих 2-х задач.