Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 00:54, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение методики проведения аудиторских проверок расчетных операций с поставщиками и покупателями (заказчиками).
Глава 1. Законодательное и нормативное регулирование аудиторских опера-ций с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками…………5
1.1. Нормативная база аудиторских операций с поставщиками и подрядчика-ми, покупателями и заказчиками………………………………………………...5
1.2. Цель, задачи, информационная база аудита расчетов с поставщиками и покупателями (заказчикам..8
Глава 2. Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками и под-рядчиками, покупателями и заказчиками……………………………………...11
2.1. Подготовка и планирование аудиторской проверки...................................11
2.2. Аудит состояния расчетов с поставщиками................................................19
2.3. Аудит состояния расчетов с покупателями (заказчиками)........................27
2.4. Обобщение результатов аудита, типичные ошибки и нарушения, выяв-ленные при аудите расчетов с поставщиками и покупателями........................31
Глава 3. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «ИТС».....................................................................................................................37
3.1. Общая характеристика фирмы ООО «ИТС»...............................................37
3.2. Проведение аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками................42
Заключение.............................................................................................................48
Библиографический список..................................................................................51
Приложения...........................................................................................................54
В приложении 2 представлена программа аудита расчетов с поставщиками и покупателями (заказчиками).
В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.
Составляя программу проверки расчетов с поставщиками и покупателями, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.
Составляя программу, аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать. При проверке расчетов с поставщиками и покупателями (заказчиками) используются такие приемы для сбора аудиторских доказательств как экономико-правовая экспертиза договоров на поставку (реализацию) продукции, оказание услуг, выполнение работ, проведение инвентаризации финансовых обязательств, проверка документов, полученных экономическим субъектом от третьих лиц, приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы.
Программа аудита расчетов с поставщиками и покупателями, операций по приобретению и реализации продукции представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.
При проверке необходимо установить:
По выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные причины возникновения отклонений.
Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.
После того, как общий план и программа аудиторской проверки будут завершены, необходимо приступить непосредственно к осуществлению аудиторских процедур по проверке состояния расчетов с поставщиками и покупателями (заказчиками).
При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками, прежде всего, необходимо выяснить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления.
Аудитор при проверке должен обратить внимание на следующее:
- имеются ли
договоры на поставку
- при наличии
дебиторской и кредиторской
- имеется ли
задолженность с истекшим
- обоснованность получения авансов;
- уплачен ли
НДС с суммы авансовых
- правильность ведения аналитического учета по счету 60, правильность составления бухгалтерских проводок по счету 60;
- соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере N 8, главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета);
- правильность учета авансов, полученных в иностранной валюте;
- при поступлении
товарно-материальных
- осуществлялась ли инвентаризация расчетов (необходимо просмотреть результаты и, если необходимо, провести встречную проверку расчетов);
- полноту оприходования
материальных ценностей.
- правильность
установления цен на
- правильность
списания затрат с кредита
расчетов с дебиторами и кредит
- предъявлялись
ли штрафные санкции
- правильность отражения операций при оплате векселями;
- предъявлялись
ли претензии поставщикам и
подрядчикам в случае
- наличие зарубежных
поставщиков, осуществляющих
Рассмотрим аудиторские процедуры, которые могут присутствовать в зависимости от результатов проведенного анализа в программе проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей (ТМЦ), принятия к учету работ, услуг.
С помощью этой процедуры достигается уверенность в том, что в организации присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять следующим образом: по операциям по поступлению ТМЦ путем репрезентативной выборки с помощью случайного или систематического отбора, по операциям по приобретению работ, услуг путем непредставительной выборки в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов. Проверяя полноту отражения приобретенных работ, услуг, аудитор может использовать информацию о типичном "наборе" услуг, предоставляемых проверяемой организацией за определенный период, полученную, например, в результате устного опроса или просмотра учетных регистров за предыдущие периоды. При этом аудитору надлежит сверить данные первичных приходных документов с договорами и на поставку с тем или иным поставщиком. Затем необходимо проверить наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке по журналу регистрации счетов-фактур. После этого необходимо сверить полученные данные с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работах, услугах.
Проверка оперативности
Аудитор должен установить причины расхождений (если таковые есть) между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете, а также выяснить, разовый или систематический характер носят такие факты. Из беседы с главным бухгалтером (или его заместителем) аудитор должен выяснить, каким образом и в какие сроки обрабатываются поступившие на предприятие документы, каковы основные каналы поступления документов, ведется ли их централизованная регистрация и т.д. Полезно также ознакомиться с перечнем постоянных и разовых контрагентов предприятия, причем документам последних уделить особое внимание.
Проверка законности первичной учетной документации, оформляющей операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
Цель проведения данной процедуры - получение достаточного количества доказательств того, что весь массив первичных документов имеет юридическую силу (т.е. соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями). К проверке документации, оформляющей операции, по которым были обнаружены расхождения, следует подойти с особой тщательностью. По результатам проведения данной процедуры аудитор должен выявить общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и, выявив нарушения, отразить их в акте проверки. Информация по тем операциям, где документов нет либо они оформлены неверно (отдельные реквизиты отсутствуют либо в документах есть исправления), обязательно должна быть учтена при дальнейшей проверке отражения этих операций на счетах учета.
Проверка полноты и точности
регистрации документа в
В результате данной процедуры аудитор получает достаточное количество доказательств того, что при принятии документов к учету соблюдены шесть основных принципов:
- было достаточно
оснований для регистрации
- все документы,
оформляющие проверяемые
- все документы отражены в соответствии с экономической сущностью операции и по всем документам произведен точный количественный и качественный перенос данных в систему учета;
- все документы зарегистрированы своевременно;
- все документы
зарегистрированы в
- каждый документ принят к учету единожды.
Выборка документов, проверяемых в рамках данной процедуры, должна производиться с учетом результатов предшествующих процедур. Особое внимание следует уделить документам, на которые не составлены графики документооборота, и операциям, по которым первичные документы отсутствуют либо в них отсутствуют определенные реквизиты.
Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности.
Цель этой процедуры - достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Данная процедура - одна из важнейших в аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений финансовой отчетности. Аудитору необходимо знать типичные способы совершения и сокрытия подобных действий. Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций. Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми (например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчетов), так и очень сложные, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат. Аудитору следует убедиться также в том, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Кроме того, суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны на прочие доходы организации.
Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам.
С помощью этой
процедуры проверяется
Информация о работе Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками