Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 11:13, дипломная работа

Краткое описание

Аудиторская деятельность — явление достаточно новое для России,
которое является, однако, необходимым элементом рыночной
экономики. Эта деятельность охватывает собственно аудит, т.е. заключение независимого профессионального бухгалтера-аудитора о
достоверности публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности,
и предоставление услуг, сопутствующих аудиту, — весьма разнообразных, но непременно требующих высокой квалификации профессионального бухгалтера.

Файлы: 1 файл

Обзор литературы.docx

— 50.80 Кб (Скачать)

      4) стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг);

     5) расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с  законодательством Российской Федерации  работникам бесплатно либо продаваемых  работникам по пониженным ценам  форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой  работниками), которые остаются в  личном постоянном пользовании  работников. В таком же порядке  учитываются расходы на приобретение  или изготовление организацией  форменной одежды и обуви, которые  свидетельствуют о принадлежности  работников к данной организации;

     6) сумма начисленного работникам  среднего заработка, сохраняемого  на время выполнения ими государственных  и (или) общественных обязанностей  и в других случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  о труде;

      7) расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно;

     8) денежные компенсации за неиспользованный  отпуск в соответствии с трудовым  законодательством Российской Федерации;

     9) начисления работникам, высвобождаемым  в связи с реорганизацией или  ликвидацией налогоплательщика,  сокращением численности или  штата работников налогоплательщика;

     10) единовременные вознаграждения  за выслугу лет (надбавки за  стаж работы по специальности)  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

     11) надбавки, обусловленные районным  регулированием оплаты труда,  в том числе начисления по  районным коэффициентам и коэффициентам  за работу в тяжелых природно-климатических  условиях;

     12) расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика, а также расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно.

    Самое время разобраться с таким  понятием, как «стимулирующие выплаты». Самые известные и широко практикуемые стимулирующие выплаты - это премии. К сожалению, некоторые работодатели и бухгалтеры до сих пор полагают, что стимулирующими можно считать какие угодно премии, лишь бы они были закреплены в трудовом или коллективном договоре или локальном нормативном акте. Бывают премии ко дню рождения, ко Дню города, к юбилею организации. Встречаются премии за активную общественную работу и за добросовестный труд. И работодатель искренне считает, что все эти премии работником заработаны и их можно и даже нужно включать в налоговые расходы. Ведь он прочитал в НК РФ, что в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам, предусмотренные законодательством, трудовыми и коллективными договорами.

    А на самом деле он упускает из виду, что  к расходам на оплату труда можно  отнести не любые выплаты, указанные  в трудовом договоре, а выплаты  именно и только за работу, выполняемую  в рамках трудового договора. Ведь система оплаты труда - это выплаты  именно за труд.

    Премии делятся на стимулирующие и поощрительные.

    Заработная  плата - это вознаграждение за труд. Значит, любая выплата, представляющая собой часть заработной платы, в  свою очередь, тоже должна быть вознаграждением  за труд. Уже само слово "вознаграждение" (кстати, однокоренное со словом "награда") предполагает, что для его получения  должен быть совершен некий поступок. Нельзя наградить того, кто ничего не сделал. Поэтому стимулирующая  премия обязательно должна назначаться  за какой-то трудовой показатель. А  конкретные виды трудовых показателей, за которые награждаются работники, каждый работодатель выбирает в зависимости  от отрасли и специфики своей  деятельности. Например, шахтера можно  премировать за превышение норм добычи угля, продавца можно наградить за качество обслуживания покупателей  и увеличение продаж.

    Значит, чтобы признать стимулирующую выплату  в расходах для целей налогообложения  прибыли, надо, чтобы она:

    - была указана в трудовом договоре  с работником;

    - производилась за труд.

    А как же тогда выплачиваемые во многих организациях премии к 8 Марта, профессиональному празднику или  по случаю дня рождения работника? Эти  премии работнику выплачивают к  праздничной дате независимо от качества его работы, то есть это премии не за трудовые свершения. Значит, такие премии не могут быть стимулирующими. Это выплаты социального характера, которые не признаются налоговыми расходами. И об этом неоднократно писали и Минфин, и налоговики.

    Однако  есть еще и такая проблема - как  квалифицировать премии за выполнение срочной или особо важной работы вне должностных обязанностей работника?

    В одном Письме Федеральной службы по труду и занятости сказано, что такие премии не входят в систему  оплаты труда. Многих бухгалтеров это  ставит в тупик. Ведь выплаты за работу уж точно должны быть заработной платой. А в Письме сказано, что эти  премии производятся вне системы  оплаты труда.

    Трудовой  договор по ТК РФ - это соглашение между работодателем и работником. К числу обязательных условий трудового договора относятся, в частности:

    - трудовая функция работника, то  есть перечень тех обязанностей, которые он должен выполнять;

    - размер платы за выполнение  этих обязанностей.

    Если  предположить, что срочная работа выполнена в рамках обязанностей работника, установленных трудовым договором, то оснований для выплаты  ему премии просто не будет - работник выполнил обычную работу (пусть даже быстрее, чем мог бы), за которую  ему будет начислена обычная  заработная плата.

    Таким образом, единственным основанием для  дополнительной премиальной выплаты  будет являться то, что работник выполнил дополнительную, сверх производимой обычно, работу. Но если срочная работа была выполнена вне должностных обязанностей, значит, она не была предусмотрена в трудовом договоре. Поэтому она и вне системы оплаты труда. И в налоговых расходах учитываться не может. Ведь любые вознаграждения работнику, помимо указанных в трудовом договоре, не признаются в расходах.

    Кстати, Трудовой кодекс запрещает требовать  от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, кроме оговоренных в законодательстве случаев. Таких, например, как ситуации, которые связаны с обеспечением обороноспособности страны, ликвидацией  аварий, стихийных бедствий, катастроф  и тому подобным. 

    Так что привлечение работника к  такой дополнительной срочной работе - это еще и нарушение трудового законодательства.

    Выход только один. Если работодатель хочет  поручить работнику какую-нибудь срочную  или особо важную работу, не входящую в его трудовые функции, то необходимо заключить отдельное соглашение к трудовому договору. В нем надо указать, что должен сделать работник сверх своих обычных обязанностей и что он за это получит помимо своей обычной заработной платы. Тогда это будет уже выплата, входящая в систему оплаты труда и уменьшающая базу по налогу на прибыль.

    Очевидно, что в дополнительном соглашении к трудовому договору можно установить не только вид поручаемой работнику  работы и порядок вознаграждения за ее выполнение, но и срок действия этого соглашения и любые другие условия.

    Осветила  этот вопрос включаемых в облагаемые налогом премии Воробьева Е.В.

    Аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется по физическим лицам, как состоящим, так и не состоящим  в списочном составе предприятия, по всем видам заработной платы, премиям, пособиям и другим выплатам и удержаниям (налогам, платежам и др.).

    Для этой цели необходимые данные накапливаются  в лицевых счетах (накопительных  документах), расчетно-платежной документации, а при использовании ПК могут  храниться в виде отдельных файлов.

    Аудитор должен проверить, ведется ли такой  учет, и обратить внимание на сохранность  этой информации и формирование на каждого работающего совокупного  годового дохода.

    Сводные расчеты по заработной плате выполняют  проверку данных по сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и корреспондирующих с ним счетов. При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту этого счета проверяют по данным журнала-ордера № 10, а дебетовые данные по сч. 70 (выдача заработной платы, удержания и др.) - по данным журналов-ордеров № 1 «Касса», № 2 «Расчетный счет», № 8 - по счетам учета расчетов с бюджетом, депонентами и др.

    При автоматизированной форме учета  контролю подвергаются записи в ведомостях дебетовых и кредитовых оборотов. Кроме того, сводные данные проверяют  по Главной книге (сч. 70 и 69). Сальдо по этим счетам должны быть тождественны показателям баланса ф. № 1 по ст. «Расчеты с кредиторами по оплате труда» и «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» раздела VI пассива и по ст. «Расчеты с прочими дебиторами» раздела II актива (в части долгов за работающими и органами страхования).

    Для контроля расчетов по оплате труда  используются следующие документы: первичные документы по учету  выработки и заработной платы, расчетные (расчетно-платежные) ведомости, лицевые счета работающих, платежные ведомости и др.

    Прежде  всего, необходимо проверить соответствие итогов в отдельных ведомостях (цехов, отделов) с общими итогами по предприятию. Далее проверяется правильность производимых операций по отнесению  начисленной заработной платы на соответствующие счета.

    Помимо  контроля расчетов по оплате труда  необходимо проверить правильность расчетов платежей в бюджет. С этой целью уточняют базу налогообложения  для определения платежей, перечисляемых  в бюджет.

    Аудитор проверяет, как организован аналитический  учет по сч. 76, субсчет «Депонированная заработная плата». Он устанавливает, велись ли карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм, как производилась выдача сумм депонированной заработной платы, куда относилась депонированная заработная плата после окончания срока исковой давности (трех лет) и т.п. 
 

    Для аудитора очень важно знание наиболее распространенных ошибок и нарушений, встречающихся при аудите расчетов по оплате труда.  

    Наиболее  характерные ошибки:

    не  применяются типовые формы первичных  документов по оплате труда;

    не  ведутся табели учета рабочего времени (Т-2);

    включение в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения  оплаты труда за проведение строительных работ;

    не  включались в совокупный доход работающих суммы премий и выданных подарков;

    неверно производилось начисление налога на доходы с физических лиц;

    неверно рассчитывались суммы по прочим видам  оплат.

    Наряду  с проверкой аналитических и  синтетических данных расчетов по оплате важное значение приобретает работа по улучшению организации этого участка учета. Для этой цели аудиторская фирма может порекомендовать: автоматизировать расчеты по оплате труда, использовать унифицированные формы документов, уточнить правильность выполнения расчетов, применять наиболее рациональные системы ведения аналитического учета по работающим и др.

Информация о работе Аудит расчетов с персоналом по оплате труда