Следует проверить правильность
обобщения и группировки данных
по учету труда.
При проверке следует выяснить
правильность удержаний из заработной
платы НДФЛ, алиментов.
Проверка обоснованности и правильности
начисления премий, надбавок, доплат, пособий
по временной нетрудоспособности, ежегодных
отпусков, и пр.
Начисление премий должно быть
подтверждено приказом руководителя,
простои не по вине работника
оплачиваются не ниже 2/3 тарифной
ставки разряда (оклада) работника,
оплата работнику за ночные смены производится
в повышенном размере, устанавливаемом
в коллективном договоре или положением
об оплате труда; работа в сверхурочное
время оплачивается за первые два часа
не менее чем в полуторном размере, в последующие
часы в двойном размере; работа в выходные
и праздничные дни производиться в двойном
размере; оплата за ежегодный и ученический
отпуск – из расчета среднего заработка
за 3 последних месяца, предшествующих
началу отпуска; за дни командировки –
из расчета среднего заработка за последние
12 месяцев, премия выплаченная в это время
распределяется пропорционально отработанному
времен.
Основанием для расчета пособий
по временной нетрудоспособности
является листок временной нетрудоспособности
из медицинского учреждения. Пособия начисляются
согласно условиям государственного страхования,
работникам: по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам, при рождении
ребенка, по уходу за ребенком до достижения
им 3-х лет; на погребение. Пособие рассчитывается
по среднему заработку за последние
двенадцать месяцев, предшествующих месяцу
наступления нетрудоспособности.
После проведения всех необходимых
процедур проверки аудитор оценивает
полноту и качество исполнения
всех пунктов плана и программы
аудита. А также приемлемость плана как
средства выявления существенных ошибок
и нарушений. Аудитор должен провести
классификацию, систематизацию и аналитический
обзор результатов проверки.
Выявленные ошибки группируют
по характеру и содержанию, а затем
по убывающей их важности или на существенные
и несущественные ошибки. Каждый раздел
программы проверки, и ее результаты
должны быть обсуждены группой аудиторов
в присутствии руководителя.
После оценки результатов приступают
к составлению отчета и формированию
аудиторского заключения. Форма, структура,
виды и порядок составления аудиторского
заключения о бухгалтерской отчетности
определены Федеральным законом «Об аудиторской
деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ, правилом
(стандартом) аудиторской деятельности
«Порядок составления аудиторского заключения
о бухгалтерской отчетности».
Аудит расчетов по оплате труда
с работниками предприятия очень
важен для эффективной работы
экономического субъекта, так как
здесь проверяются правильность
и достоверность такого важнейшего
цикла хозяйственной деятельности как
производственный цикл.
Подтверждение правильности ведения
бухгалтерского учета является
важным и для менеджеров, и
для собственников производства.
Для первых это возможность
продолжения трудовой деятельности
и получения доходов, для вторых это, прежде
всего защита собственных капиталовложений.
Таким образом, приступая по
договору с предприятием к
аудиту или оптимизации расходов
на оплату труда, аудитор должен
осуществить следующие мероприятия:
оценить
систему внутреннего контроля предприятия
для принятия решения о достоверности
учетной информации;
проанализировать
финансовое состояние предприятия,
систему документооборота. При невозможности
получить информацию непосредственно
из учета сформулировать рекомендации
по изменению системы документооборота
и учета;
проанализировать
учетную политику и дать рекомендации
по ее изменению;
выявить
в компетенцию каких служб
предприятия входит принятие и выполнение
решений о проведении намеченных
мероприятий;
оценить
потенциальный эффект от проведения
мероприятий;
согласовать
план мероприятий с соответствующими
службами;
оценить
эффект от проведения мероприятий по
их завершении.
Эффект, получаемый предприятием
в результате выполнения рекомендаций
аудитора, формируется за счет следующих
составляющих:
-
снижения сальдо штрафов, предъявляемых
предприятию со стороны налоговых
органов, за счет соблюдения
правил экономического поведения
(порядка формирования затрат
и результатов хозяйственной
деятельности и т.д.);
-
исключения переплаты (принятия
к зачету) налоговых платежей;
-
уменьшения налоговых и других
платежей за счет рационализации
расходов на оплату труда.
Практика работы высококвалифицированных
аудиторов свидетельствует о
том, что в условиях сложного
и динамического налогового законодательства
эффективность аудита, как правило, составляет
не менее 10 рублей на 1 рубль затрат на
оплату аудиторских услуг, а в отдельных
случаях и гораздо выше.
После оценки результатов осуществляемой
проверки аудитор приступает к составлению
отчета и оформлению аудиторского заключения.
Одним из значимых в настоящее
время, а также перспективных
и эффективных видов контроля
финансово-хозяйственной деятельности
экономических субъектов в условиях
рынка является независимый контроль
– аудит. Независимый контроль (аудит)
проводится аудиторами, аудиторскими
организациями, осуществляющими свою
деятельность на договорной коммерческой
основе за счет заказчика-клиента (проверяемого
субъекта), в отдельных случаях – за счет
бюджетных средств.
Главная цель аудиторской проверки
деятельности экономических субъектов
заключается в подтверждении
достоверности показателей их
бухгалтерских (финансовых) отчетов.
Используются такие методы исследования:
инспектирование, наблюдение,
подтверждение, устный опрос персонала,
обследование, арифметический пересчет,
выборочный метод исследования.
3. Методика проведения
аудита расчетов с персоналом по оплате
труда
- Нормативное
регулирование бухгалтерского учета и
налогообложения
Оплата труда регулируется основными
нормативными документами:
- Гражданский
кодекс РФ. Часть первая. ФЗ РФ от 30.11.1994
г. №51-ФЗ. Часть вторая. ФЗ РФ от 26.01.96 №14-ФЗ;
- Налоговый
Кодекс Российской Федерации, часть 2,
глава 23 «Налог на доходы физических лиц»,
глава 24 «Единый социальный налог»;
- Трудовой
Кодекс РФ;
- Семейный
Кодекс РФ;
- Федеральный
закон РФ от 21.11.96г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском
учете".
- Федеральный
закон от 08.12.2003г. 3 166-ФЗ «О бюджете ФСС
РФ на 2004г.»
- Письмо ФСС
РФ от 05.02.2004г. №02-18/07-773 «О порядке расчета
пособий по временной нетрудоспособности,
беременности и родам»;
- Постановление
Правительства РФ от 11.04.2003г. № 213 «Положение
об особенностях исчисления средней заработной
платы»;
- Приказ Минфина
РФ от 19.12.95г. № 130 «Положение о бухгалтерском
учете и отчетности в РФ»;
- Приказ Минфина
СССР от 31.10.2000г. № 94-н «Об утверждении
Плана счетов бухгалтерского учета финансовой
- хозяйственной деятельности организации
и инструкции по его применению»;
- Письмо Министерства
юстиции РФ от 29.12.1997 г. № 06-25-38-97 «Об удержании
алиментов по исполнительным документам»;
- ФЗ РФ от
15.12.2001 г. №167-ФЗ. «Об обязательном пенсионном
страховании в РФ».
3.2. Источники
информации для проверки
Источниками информации,
затребованными и использованными в процессе
проведения контроля расчетов по оплате
труда на ОАО «Ново-Вятка» являются:
1.
бухгалтерская отчетность предприятия
за 2004 г.:
- форма №1
«Бухгалтерский баланс», (Приложение 1);
- форма №2
«Отчет о прибылях и убытках», (Приложение
2);
- форма №3
«Отчет о движении капитала»;
2.
Бухгалтерские регистры синтетического
учета заработной платы. К ним
относятся:
- бухгалтерские
регистры синтетического учета заработной
платы по счетам 70 «Расчеты с персоналом
по оплате труда», 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты
по депонированным суммам»), 68 «Расчеты
по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному
страхованию и обеспечению»;
- главная книга,
журнал-ордер №10, журнал-ордер №8, журнал-ордер
№1. Журналы-ордера №10 собирают в себе
по кредиту счета 70 все расходы и начисления
по заработной плате в корреспонденции
с дебетом всех счетов, по которым проходят
суммы начисленных работникам выплат.
Журналы ордера №1 и №8 собирают
в себе по дебету счета 70
все удержания в корреспонденции
с кредитом всех счетов, по
которым проходят суммы удержаний
из заработной платы работников.
Эти сводные регистры позволяют
провести подсчет и анализ
счета 70.
3.
Бухгалтерские регистры аналитического
учета заработной платы.
К ним относятся те документы
сводного бухгалтерского учета
предприятия, в которых указаны
конкретные работники и те
суммы начисления и удержания,
которые относятся к каждому
из них в отдельности:
- лицевой счет
работника;
- расчетно-контрольная
ведомость по цеху и по предприятию в целом;
- платежная
ведомость (унифицированная форма Т-53);
- свод по видам
начислений и удержаний по цеху и
по предприятию;
- прочие аналитические
разработки, необходимые в условиях автоматизированного
начисления заработной платы (ведомости
прочих начислений и удержаний, контрольные
своды).
Все аналитические разработки
по учету оплаты труда утверждены
учетной политикой предприятия
в лице руководителя.
4.
Организационно-распорядительные документы
предприятия.
Организационно-распорядительные документы
регулируют условия приема на
предприятие, труд и порядок
оплаты труда. К ним относятся:
- штатное расписание
должностей на предприятии;
- положение
о системе и форме оплаты труда;
- положение
о премировании;
- должностные
инструкции работников предприятия;
- приказы о
хозяйственной деятельности предприятия;
- приказы по
личному составу;
- приказы о
нарушении дисциплины;
- приказы о
премировании;
- производственный
календарь предприятия;
- графики работ
предприятия по производствам;
- перечень
кодов по видам оплат и удержаний и т.д.
Все перечисленные документы
утверждены руководителем предприятия.
5.
Первичные документы по учету
выработки и начисленной оплаты
труда.
На основании первичных документов
начисляется заработная плата: основная
заработная плата, оплачиваемые отпуска,
дополнительные выплаты (премии, пособия
по социальному страхованию). К первичным
документам относятся:
- трудовые
договора (контракты);
- табеля учета
отработанного времени;
- наряды на
работу;
- листы на
оплату простоев;
- договора
гражданско-правового характера;
- акты приемки-сдачи
по договорам гражданско-правового характера;
- листки по
временной нетрудоспособности;
- записки-расчеты
по оплате отпусков, увольнений;
- заявление
на предоставление стандартного вычета
и подтверждающие их документы и т.д.
6. Документы, поступившие со стороны
других организаций. К ним относятся:
- исполнительные
документы суда;
- кредитные
обязательства работников перед сторонними
организациями;
- постановления
по удержанию штрафов.