Аудит расчетных операций в организации в условиях рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и совершенствование аудита расчетных операций в организации в условиях рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. описание целей, задач и источников аудиторской проверки;
2. рассмотрение аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками;
3. изучение аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
4. изложение аудита расчетов по претензиям;
5. изучение аудита расчетов с учредителями;
6. рассмотрение аудита расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

Оглавление

Введение.
1. Нормативно-правовая база аудита расчетных операций.
1.1. Цель, задачи и источники аудиторской проверки.
1.2. Порядок проведения аудиторской проверки расчетных операций. Типичные ошибки.
2. Аудит расчетных операций.
2.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.
2.2. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками.
2.3. Аудит расчетов с бюджетом.
2.4. Аудит расчетов с персоналом.
2.4.1. Аудит расчетов с подотчетными лицами.
2.4.2. Аудит расчетов по оплате труда.
2.4.3. Аудит расчетов с персоналом по прочим операциям.
2.5. Аудит расчетов с учредителями.
2.6. Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

аудит.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

- соответствие  записей в первичных документах  записям в журнале-ордере N 8 по  счету 75 "Расчеты с учредителями" и главной книге (при журнально-ордерной  форме учета).

Для обобщения информации о всех видах расчетов с учредителями экономического субъекта (акционерами  общества, участниками полного товарищества, членами кооператива и т.п.): по вкладам в уставный (складочный) капитал предприятия, по выплате  доходов (дивидендов) и т.д. предназначен балансовый активно-пассивный счет 75 “Расчеты с учредителями” К данному счету могут быть открыты субсчета:

75-1 “Расчеты по вкладам  в уставный (складочный) капитал";

75-2 “Расчеты по выплате  доходов” и др.

По данным, отраженным на субсчете 75-1, аудитор проверяет, как осуществлялись расчеты с учредителями по вкладам в его уставный капитал. При создании акционерного общества по дебету счета 75 в корреспонденции со счетом 85 “Уставный капитал” принимается на учет сумма задолженности лиц, подписавшихся на акции.

При проведении проверки аудитор должен обращать внимание на следующее:

1. Фактическое поступление  вкладов учредителей проводится  по кредиту счета 75 в корреспонденции  со счетами по учету: денежных  средств (счета 50, 51, 52), материальных ценностей (счета 01, 07, 08, 10, 11, 12, 41), нематериальных активов (счет 04), ценных бумаг (счета 06, 58).

2. При предоставлении  предприятию в качестве вклада  прав на пользование зданиями, сооружениями и оборудованием  делаются записи по кредиту счета 75 в корреспонденции со счетом 04 “Нематериальные активы” Одновременно на забалансовый счет 001 “Арендованные основные средства” принимается балансовая стоимость указанных зданий, сооружений и оборудования.

3. Оприходование имущества,  предоставленного в натуральной форме в собственность предприятия в счет вкладов в уставный капитал (в оплату акций), производится в оценке, определенной по договоренности учредителей. Оприходование имущества, предоставленного в натуральной форме в пользование предприятию в счет вкладов в уставный капитал (в оплату акций), производится в оценке, определенной исходя из арендной платы за пользование этим имуществом, исчисленной за весь указанный в учредительных документах срок деятельности предприятия или другой установленный учредителями срок, если иное не предусмотрено учредительными документами.

В аналогичном порядке  проверяются расчеты по вкладам  в уставный капитал с учредителями (участниками) предприятий других организационно-правовых форм. При этом запись по дебету счета 75 и кредиту счета 85 производится на всю величину уставного капитала, объявленную в учредительных документах. В том случае, когда акции предприятия, созданного в форме акционерного общества, реализуются по цене, превышающей номинальную их стоимость, вырученная сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью относится в кредит счета 87 “Добавочный капитал”

По данным субсчета 75-2 “Расчеты по выплате доходов” проверяются  расчеты с учредителями предприятия  по выплате им доходов. Начисление и выплата доходов работникам предприятия, входящим в число его учредителей, учитываются на счете 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”

Начисление доходов  от участия в предприятии отражается записью по дебету счета 88 “Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)” (за счет прибыли отчетного года или нераспределенной прибыли прошлых лет) и кредиту счета 75. При отсутствии или недостаточности прибыли для выплаты доходов, но при наличии обязательств, предусмотренных законодательством или учредительными документами, по выплате доходов за счет резервного фонда (капитала) начисление доходов отражается по дебету счета 86 “Резервный капитал” и кредиту счета 75 “Расчеты с учредителями”

Выплата начисленных  сумм доходов отражается по дебету счета 75 в корреспонденции со счетами учета денежных средств. При выплате доходов от участия в предприятии продукцией (работами, услугами) этого предприятия, ценными бумагами и т.п. в бухгалтерском учете производят записи по дебету счета 75 в корреспонденции со счетами учета реализации соответствующих ценностей. Суммы налога на доходы от участия в предприятии, подлежащие удержанию у источника выплаты, учитываются по дебету счета 75 и кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом”. Аналитический учет по счету 75 ведется по каждому учредителю, кроме учета расчетов с акционерами – собственниками акций на предъявителя в акционерных обществах.

Серьезное внимание необходимо уделить аудиторской проверке организации  учета и выплат дивидендов. Общество вправе ежеквартально, раз в полгода  или раз в год принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Аудит расчетов с прочими дебиторами  и кредиторами.

Цель  аудита этого раздела бухгалтерского учета - установление правильности учета, полноты и своевременности осуществления расчетов организации с различными дебиторами и кредиторами и их соответствие законодательным нормам.

Источниками проверки являются: Положение об учетной политике предприятия; договоры выполнения работ, оказания услуг, поставки продукции; акты сверки расчетов; акты инвентаризации расчетов; копии платежных документов; учетные регистры по счетам 76, 60, 62, 73, 91 и др.; Главная книга и бухгалтерская отчетность.

В ходе проверки аудитору необходимо установить:

- правомерность  использования счета 76 для отражения расчетов;

- правильность  и обоснованность удержания по  исполнительным листам в пользу  других предприятий и лиц, а  также своевременность перечисления  удержанных сумм получателю;

- правильность расчетов с квартиросъемщиками  и лицами, за пользование общежитиями,  квартирами, гостиницами и коммунальными  услугами;

- правильность расчетов за товары, проданные в кредит, наличие договоров,  сроки представления поручений-обязательств  покупателей, порядок погашения кредита и т.д.;

- полноту и  правильность расчетов по выданным  членам трудового коллектива  беспроцентным ссудам;

- правильность  отражения в учете депонирования  заработной платы; 

- своевременность  и полноту поступления взносов  родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях;

- правильность  составления бухгалтерских проводок  по расчетам с дебиторами и  кредиторами;

- правильность  ведения аналитического учета  по счетам 73, 76;

- соответствие  записей аналитического учета по счету 76 записям в журнале-ордере № 8, главной книге и балансе.

По данным первичных  документов и учетных регистров  по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» аудиторам предстоит  установить причины и давность возникновения  дебиторской и кредиторской задолженности, правильность ее документального оформления, реальность, не пропущены ли сроки исковой давности, какие меры принимаются для погашения и взыскания задолженности.

При необходимости  проводится сверка отдельных, сомнительных, по мнению аудиторов, операций по расчетам с организациями-дебиторами. Устанавливается также правильность отражения дебиторской и кредиторской задолженности в балансе - такая задолженность должна отражаться развернуто.

Аудит учета  этих видов расчетов также предполагает проверку по каждому созданному резерву и сомнительному долгу. В ходе проверки необходимо отследить правильность и своевременность отражения резервов по дебету счета «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета «Резервы по сомнительным долгам». Неиспользованные суммы резервов должны быть присоединены к сумме прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания. Аудитор проверяет наличие не истребованных долгов и правильность их списания по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетами дебиторов.

Особое внимание в ходе проверки уделяется аудитором  правильности учета расчетов по претензиям. Аудит расчетов по претензиям ведется  на субсчете 76-2 «Расчеты по претензиям». На этом счете сосредотачивается  информация о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным или признанным (присужденным) штрафам, пеням, неустойкам,

Аудитору необходимо проверить:

- обоснованность, своевременность и правильность оформления документов (несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензий числящиеся суммы списываются на издержки производства);

- обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию (в случае удовлетворения претензий нужно проверить, проводились ли административные расследования в целях установления виновных лиц и, если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб);

- правильность  ведения аналитического учета  (он должен вестись по каждому  дебитору и отдельным претензиям), а также соответствие записей  аналитического учета записям  в журнале-ордере № 8, Главной  книге и балансе;

- правильность  составления бухгалтерских проводок по субсчету 76-2.

В обязательном порядке проверяется правильность составления корреспонденции счетов по каждому виду расчетов, организация  аналитического учета по ним, обоснованность начисления (или возмещения) НДС  по этим операциям.

Типичные ошибки и недостатки учета, часто встречающиеся  в процессе аудита этого раздела  учета, существуют следующие:

- несоблюдение  финансовой дисциплины по расчетам;

- несоответствие  данных аналитического и синтетического  учета;

- необоснованное  признание доходов и расходов организации;

- неправомерное  использование счета 76 вместо  счетов 60 и 62;

- несоблюдение  сроков предъявления претензий;

- неправильные корреспонденции счетов.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе жизнедеятельности любого предприятия расчеты занимают одно из главных мест в системе бухгалтерского учета. Не случайно, в Плане счетов бухгалтерского учета из всего количества бухгалтерских счетов расчетным операциям принадлежит почти 1/5 часть их общего количества.

Рациональная  организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.

Задачами  аудита и ревизии расчетных операций является проверка:

- целесообразности и законности  производственных расчетов;

- соблюдения размеров и сроков  выплаты денежных средств;

- правильности отражения операций в учетных регистрах;

- полноты и своевременности оприходования  ТМЦ (работ, услуг), полученных  в результате расчетных операций;

- обоснованности получения, эффективности  использования и своевременности  погашения банковских кредитов.

Аудиторская проверка – это сложный и длительный процесс. При проверке правильности отражения в балансе расчетных  операций аудитору приходится учитывать  наряду с общими моментами специфические  аспекты, касающиеся непосредственно  аудита расчетных операций. Эти вопросы послужили предметом подробного освещения в настоящей работе.

Аудиторы  постоянно работают над тем, чтобы  максимально сократить время  проверки, не снижая при этом ее качества, и, следовательно, не увеличивая аудиторский  предпринимательский риск, однако, часто меняющаяся нормативная бухгалтерская и сопредельная налоговая нормативная база, касающаяся расчетных операций заставляет постоянно пополнять методологический багаж, на что уходит дополнительное время.

 

Практика  экономической деятельности предприятий показывает, что и в дальнейшем вопросы взаиморасчетов и других видов расчетных операций между субъектами экономики будут в центре внимания контролирующих органов, поэтому аудиторам следует минимизировать риски своих проверок разработкой и применением новых методик проверок и скрупулезным отношением к объектам проверок.

В зависимости от принятой в организации  учетной политики организации бухгалтерского учета аудитор может использовать в работе соответствующие источники  информации. При применении в организации журнально-ордерной формы учета источниками информации являются: бухгалтерский баланс; журналы-ордера; оборотные ведомости; карточки аналитического учета; материалы инвентаризации расчетов; первичные документы.

Аудит расчетов дает информацию о достоверности данных бухгалтерского учета о наличии дебиторской и кредиторской задолженности, ее состоянии и сроках образования.

При подготовке и планировании аудиторской проверки аудитор определяет цель и основные задачи проверки. После чего должна быть составлена достаточно подробная программа проверки расчетов с учетом поставленных целей. Программа проверки должна позволить аудитору при наличии нарушений выявить их все. В ходе проверки также рекомендуется проводить оценку организации внутреннего контроля за организацией учета. Одним из наиболее распространенных способов проверки расчетов с поставщиками и покупателями является инвентаризация расчетных операций.

Информация о работе Аудит расчетных операций в организации в условиях рыночной экономике