Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и совершенствование аудита расчетных операций в организации в условиях рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. описание целей, задач и источников аудиторской проверки;
2. рассмотрение аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками;
3. изучение аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
4. изложение аудита расчетов по претензиям;
5. изучение аудита расчетов с учредителями;
6. рассмотрение аудита расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
Введение.
1. Нормативно-правовая база аудита расчетных операций.
1.1. Цель, задачи и источники аудиторской проверки.
1.2. Порядок проведения аудиторской проверки расчетных операций. Типичные ошибки.
2. Аудит расчетных операций.
2.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.
2.2. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками.
2.3. Аудит расчетов с бюджетом.
2.4. Аудит расчетов с персоналом.
2.4.1. Аудит расчетов с подотчетными лицами.
2.4.2. Аудит расчетов по оплате труда.
2.4.3. Аудит расчетов с персоналом по прочим операциям.
2.5. Аудит расчетов с учредителями.
2.6. Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.
Заключение.
Список использованной литературы.
- соответствие
записей в первичных
Для обобщения информации
о всех видах расчетов с учредителями
экономического субъекта (акционерами
общества, участниками полного
75-1 “Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал";
75-2 “Расчеты по выплате доходов” и др.
По данным, отраженным на субсчете 75-1, аудитор проверяет, как осуществлялись расчеты с учредителями по вкладам в его уставный капитал. При создании акционерного общества по дебету счета 75 в корреспонденции со счетом 85 “Уставный капитал” принимается на учет сумма задолженности лиц, подписавшихся на акции.
При проведении проверки аудитор должен обращать внимание на следующее:
1. Фактическое поступление
вкладов учредителей
2. При предоставлении предприятию в качестве вклада прав на пользование зданиями, сооружениями и оборудованием делаются записи по кредиту счета 75 в корреспонденции со счетом 04 “Нематериальные активы” Одновременно на забалансовый счет 001 “Арендованные основные средства” принимается балансовая стоимость указанных зданий, сооружений и оборудования.
3. Оприходование имущества, предоставленного в натуральной форме в собственность предприятия в счет вкладов в уставный капитал (в оплату акций), производится в оценке, определенной по договоренности учредителей. Оприходование имущества, предоставленного в натуральной форме в пользование предприятию в счет вкладов в уставный капитал (в оплату акций), производится в оценке, определенной исходя из арендной платы за пользование этим имуществом, исчисленной за весь указанный в учредительных документах срок деятельности предприятия или другой установленный учредителями срок, если иное не предусмотрено учредительными документами.
В аналогичном порядке проверяются расчеты по вкладам в уставный капитал с учредителями (участниками) предприятий других организационно-правовых форм. При этом запись по дебету счета 75 и кредиту счета 85 производится на всю величину уставного капитала, объявленную в учредительных документах. В том случае, когда акции предприятия, созданного в форме акционерного общества, реализуются по цене, превышающей номинальную их стоимость, вырученная сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью относится в кредит счета 87 “Добавочный капитал”
По данным субсчета 75-2 “Расчеты по выплате доходов” проверяются расчеты с учредителями предприятия по выплате им доходов. Начисление и выплата доходов работникам предприятия, входящим в число его учредителей, учитываются на счете 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”
Начисление доходов
от участия в предприятии
Выплата начисленных сумм доходов отражается по дебету счета 75 в корреспонденции со счетами учета денежных средств. При выплате доходов от участия в предприятии продукцией (работами, услугами) этого предприятия, ценными бумагами и т.п. в бухгалтерском учете производят записи по дебету счета 75 в корреспонденции со счетами учета реализации соответствующих ценностей. Суммы налога на доходы от участия в предприятии, подлежащие удержанию у источника выплаты, учитываются по дебету счета 75 и кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом”. Аналитический учет по счету 75 ведется по каждому учредителю, кроме учета расчетов с акционерами – собственниками акций на предъявителя в акционерных обществах.
Серьезное внимание необходимо уделить аудиторской проверке организации учета и выплат дивидендов. Общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям.
2.6.
Аудит расчетов с прочими
Цель аудита этого раздела бухгалтерского учета - установление правильности учета, полноты и своевременности осуществления расчетов организации с различными дебиторами и кредиторами и их соответствие законодательным нормам.
Источниками проверки являются: Положение об учетной политике предприятия; договоры выполнения работ, оказания услуг, поставки продукции; акты сверки расчетов; акты инвентаризации расчетов; копии платежных документов; учетные регистры по счетам 76, 60, 62, 73, 91 и др.; Главная книга и бухгалтерская отчетность.
В ходе проверки аудитору необходимо установить:
- правомерность использования счета 76 для отражения расчетов;
- правильность
и обоснованность удержания по
исполнительным листам в
-
правильность расчетов с
-
правильность расчетов за
- полноту и
правильность расчетов по
- правильность
отражения в учете
- своевременность и полноту поступления взносов родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях;
- правильность
составления бухгалтерских
- правильность ведения аналитического учета по счетам 73, 76;
- соответствие записей аналитического учета по счету 76 записям в журнале-ордере № 8, главной книге и балансе.
По данным первичных документов и учетных регистров по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» аудиторам предстоит установить причины и давность возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, правильность ее документального оформления, реальность, не пропущены ли сроки исковой давности, какие меры принимаются для погашения и взыскания задолженности.
При необходимости проводится сверка отдельных, сомнительных, по мнению аудиторов, операций по расчетам с организациями-дебиторами. Устанавливается также правильность отражения дебиторской и кредиторской задолженности в балансе - такая задолженность должна отражаться развернуто.
Аудит учета этих видов расчетов также предполагает проверку по каждому созданному резерву и сомнительному долгу. В ходе проверки необходимо отследить правильность и своевременность отражения резервов по дебету счета «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета «Резервы по сомнительным долгам». Неиспользованные суммы резервов должны быть присоединены к сумме прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания. Аудитор проверяет наличие не истребованных долгов и правильность их списания по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетами дебиторов.
Особое внимание в ходе проверки уделяется аудитором правильности учета расчетов по претензиям. Аудит расчетов по претензиям ведется на субсчете 76-2 «Расчеты по претензиям». На этом счете сосредотачивается информация о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным или признанным (присужденным) штрафам, пеням, неустойкам,
Аудитору необходимо проверить:
- обоснованность, своевременность и правильность оформления документов (несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензий числящиеся суммы списываются на издержки производства);
- обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию (в случае удовлетворения претензий нужно проверить, проводились ли административные расследования в целях установления виновных лиц и, если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб);
- правильность
ведения аналитического учета
(он должен вестись по каждому
дебитору и отдельным
- правильность составления бухгалтерских проводок по субсчету 76-2.
В обязательном
порядке проверяется
Типичные ошибки и недостатки учета, часто встречающиеся в процессе аудита этого раздела учета, существуют следующие:
- несоблюдение
финансовой дисциплины по
- несоответствие
данных аналитического и
- необоснованное признание доходов и расходов организации;
- неправомерное использование счета 76 вместо счетов 60 и 62;
- несоблюдение сроков предъявления претензий;
-
неправильные корреспонденции
Заключение
В процессе жизнедеятельности любого предприятия расчеты занимают одно из главных мест в системе бухгалтерского учета. Не случайно, в Плане счетов бухгалтерского учета из всего количества бухгалтерских счетов расчетным операциям принадлежит почти 1/5 часть их общего количества.
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
Задачами аудита и ревизии расчетных операций является проверка:
- целесообразности и законности производственных расчетов;
- соблюдения размеров и сроков выплаты денежных средств;
- правильности отражения операций в учетных регистрах;
-
полноты и своевременности
-
обоснованности получения,
Аудиторская проверка – это сложный и длительный процесс. При проверке правильности отражения в балансе расчетных операций аудитору приходится учитывать наряду с общими моментами специфические аспекты, касающиеся непосредственно аудита расчетных операций. Эти вопросы послужили предметом подробного освещения в настоящей работе.
Аудиторы постоянно работают над тем, чтобы максимально сократить время проверки, не снижая при этом ее качества, и, следовательно, не увеличивая аудиторский предпринимательский риск, однако, часто меняющаяся нормативная бухгалтерская и сопредельная налоговая нормативная база, касающаяся расчетных операций заставляет постоянно пополнять методологический багаж, на что уходит дополнительное время.
Практика экономической деятельности предприятий показывает, что и в дальнейшем вопросы взаиморасчетов и других видов расчетных операций между субъектами экономики будут в центре внимания контролирующих органов, поэтому аудиторам следует минимизировать риски своих проверок разработкой и применением новых методик проверок и скрупулезным отношением к объектам проверок.
В
зависимости от принятой в организации
учетной политики организации бухгалтерского
учета аудитор может
Аудит расчетов дает информацию о достоверности данных бухгалтерского учета о наличии дебиторской и кредиторской задолженности, ее состоянии и сроках образования.
При подготовке и планировании аудиторской проверки аудитор определяет цель и основные задачи проверки. После чего должна быть составлена достаточно подробная программа проверки расчетов с учетом поставленных целей. Программа проверки должна позволить аудитору при наличии нарушений выявить их все. В ходе проверки также рекомендуется проводить оценку организации внутреннего контроля за организацией учета. Одним из наиболее распространенных способов проверки расчетов с поставщиками и покупателями является инвентаризация расчетных операций.
Информация о работе Аудит расчетных операций в организации в условиях рыночной экономике