Аудит расчетных операций в организации в условиях рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и совершенствование аудита расчетных операций в организации в условиях рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. описание целей, задач и источников аудиторской проверки;
2. рассмотрение аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками;
3. изучение аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
4. изложение аудита расчетов по претензиям;
5. изучение аудита расчетов с учредителями;
6. рассмотрение аудита расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

Оглавление

Введение.
1. Нормативно-правовая база аудита расчетных операций.
1.1. Цель, задачи и источники аудиторской проверки.
1.2. Порядок проведения аудиторской проверки расчетных операций. Типичные ошибки.
2. Аудит расчетных операций.
2.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.
2.2. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками.
2.3. Аудит расчетов с бюджетом.
2.4. Аудит расчетов с персоналом.
2.4.1. Аудит расчетов с подотчетными лицами.
2.4.2. Аудит расчетов по оплате труда.
2.4.3. Аудит расчетов с персоналом по прочим операциям.
2.5. Аудит расчетов с учредителями.
2.6. Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

аудит.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Основными задачами проверки является контроль за целесообразностью и законностью  использования подотчетных сумм, а также за соблюдением предусмотренного законодательством порядка возмещения затрат на служебные командировки.

Проверки  проводят с использованием приказов (распоряжений) по организации, авансовых  отчетов с приложенными к ним  оправдательными документами, отчетов  кассира с приходными и расходными кассовыми ордерами, Главной книги, данных аналитического и синтетического учета.

      1. Аудит расчетов по оплате труда.

Вопросы оплаты труда довольно сложны. Здесь  много тонкостей и особенностей, связанных с характером труда, измерением и оценкой трудовых затрат и результатов.

Прежде  всего целесообразно проверить, как осуществляется на предприятии  соблюдение трудового законодательства. В этой связи аудитор должен проверить, как ведется оформление сотрудников  при приеме и увольнении, учет рабочего времени сотрудников, как построена система оплаты труда и др.

Правильность  оформления (прием на работу работников и оформление) проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглашениям.

Далее осуществляется проверка расчетов по оплате труда. Это довольно трудоемкий процесс, поэтому аудитор проводит проверку наиболее значимых расчетов.

Основной  задачей проверки расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда. Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по счетам 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” , 88 “Нераспределенная прибыль” (субсчет “Фонд потребления” ) , 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” (субсчет “Расчеты с депонентами” ), первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени, наряды и др.) , листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д., нормативные документы, регулирующие эти операции.

Начинать  проверку расчетов с рабочими и служащими  по оплате труда следует с установления соответствия показателей аналитического учета по счету 70 с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить сальдо по счету 70 на первое число в главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей. При выявлении расхождений необходимо установить их причины. Также необходимо сверить данные по счету 76 (субсчет “Расчеты с депонентами” ) с данными книги учета депонированной зарплаты. Затем изучаются достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. При этом особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени.

При повременной оплате труда проверяются  правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной - выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность применения норм и расценок.

При проверке первичных документов по учету  труда и его оплаты устанавливают  наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, исправлений (неоговоренных) и т.д. При проверке табелей учета рабочего времени и нарядов, а также других первичных документов по начислению оплаты труда необходимо выяснить, нет ли случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц. Для этого следует проанализировать наряды по датам их выдачи, сопоставить фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава. Необходимо проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения фамилий одних и тех же лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях. Особое внимание следует обратить на наряды, выписанные на лиц, не состоящих в списочном составе предприятия и проработавших непродолжительное время, а также наряды по устранению брака по переделке работ, выполненных с низким качеством. При проверке первичных документов и расчетных ведомостей особое внимание необходимо уделить правильности арифметических подсчетов. Дальнейшими этапами осуществления аудиторской проверки являются: выборочная проверка правильности начисления оплаты труда; порядок оформления доплат в связи с отклонением от нормальных условий работы; документальное оформление и оплата простоя; документальное оформление брака продукции и его оплаты; доплата за работу в ночное время; оплата труда за работу в сверхурочное время; оплата работы в праздничные дни; начисление выплат за неотработанное время, предусмотренное действующим законодательством (оплата отпусков, выходных пособий и т.п.) ; начисление пособий по временной нетрудоспособности; проверка правильности удержаний из заработной платы. В соответствии с законодательством из заработной платы могут быть произведены следующие удержания: налог на доходы физических лиц; погашение задолженности по ранее выданным авансам, а также сумм излишне выплаченных ввиду арифметической ошибки; в погашение задолженности по подотчетным суммам; квартплата; за содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях; возмещение материального ущерба, причиненным работником предприятию; денежные начеты; за товары, купленные в кредит; за подписку на газеты и журналы; по исполнительным документам; за брак продукции. Другие удержания из заработной платы могут быть произведены лишь с согласия работника.

В заключении проверки необходимо установить: правильность проверки отнесения расходов к фонду оплаты труда; правильность отнесения отдельных выплат на себестоимость  продукции (работ, услуг) ; правильность составления бухгалтерских проводок по фонду оплаты труда; правильность ведения синтетического и аналитического учета, сводных данных и заполнения форм бухгалтерской отчетности по фонду оплаты труда; соответствие записей аналитического учета по счету 70 “Расчеты по оплате труда” и 76” Расчеты с дебиторами и кредиторами” в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, записям в журналах-ордерах №8,10 (при журнально-ордерной форме учета) , главной книге и балансе.

Наряду  с проверкой аналитических и  синтетических данных расчетов по оплате важное значение приобретает работа по улучшению организации этого  участка учета. Для этой цели аудиторская  фирма может порекомендовать  следующее:

  • автоматизировать расчеты по оплате труда,
  • применять унифицированные формы документов,
  • уточнить правильность выполнения расчетов,
  • применить наиболее рациональные системы ведения аналитического учета по работающим и др.

При получении доказательств правильности ведения учета оплаты труда должны быть выполнены следующие процедуры:

а) проверка выборочной совокупности данных по выплате заработной платы. При  этом необходимо, чтобы сведения были достаточно полными, т.е. включали следующие  реквизиты: имя, отдел, дату поступления на работу / дату увольнения, должностной оклад, порядок налоговых и страховых удержаний;

б) использование программы анализа: вновь поступивших и выбывших работников; фактических работников. При выводе на печать следует указать  имя, отдел, дату поступления на работу / дату увольнения, порядок налоговых и страховых удержаний. В части начислений выделить отработанное время и заработную плату за этот период, отпускные, сверхурочные, премии, компенсации и т.д.;

в) расчет заработной платы за месяц  в одном из отделов, сравнение полученного результата с фактическим. Расчет средней заработной платы путем деления общей суммы выплат на число работников. Распечатывание средних сумм по отделам за каждый месяц;

г) расчет среднего процента вычетов в  расчете на одного работника. Распечатывание этих данных за каждый месяц;

д) проверка правильности отнесения на счета начисленной заработной платы.

При проверке расчётов по оплате труда, прежде всего, необходимо ознакомиться с документами, регламентирующими фонд оплаты труда, различные виды выплат и доплат (как из фонда заработной платы, так и из прибыли предприятия). Особое внимание уделяют расходным кассовым ордерам и ведомостям на оплату труда. Так же проверяется порядок составления расчётно-платёжных ведомостей, порядок оформления ведомостей, проверяется правильность заполнения всех реквизитов, проверяют индивидуальные ведомости по каждому работнику. Далее проверяется соответствие выдач заработной платы, данные начисления заработной платы по численности и размеру и размеру отнесения заработной платы на затраты предприятия. Проверяются также натуральные оплаты и порядок оформления и выдачи.

Так же проверяются задержки по заработной плате, не была ли сумма задолженности  направлена на депозиты и на чьё  имя, правильность оформления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.3. Аудит расчетов с персоналом  по прочим операциям.

Расчеты с персоналом предприятия, кроме  расчетов по оплате труда, расчетов с  подотчетными лицами и депонентов, ведутся на счете 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям” К ним относятся:

  • расчеты за товары, проданные в кредит;
  • расчеты по предоставленным займам (ссудам);
  • расчеты по возмещению материального ущерба и др.

Аналитический учет по счету 73 ведется по субсчетам  и по работающим.

При проверке аудитор устанавливает, по каким операциям велся учет и проводит соответствующую проверку. При проверке расчетов по субсчету 73-1 “Расчеты за товары, проданные в кредит” необходимо проверить, как удерживались суммы с физических лиц, как производились расчеты с банком или торгующей организацией.

Расчеты по субсчету 73-2 “Расчеты по предоставленным  займам” проверяются по каждому  работающему, который получил ссуду (займ) на соответствующие цели.

Основное  внимание аудитор уделяет проверке расчетов по субсчету 73-3 “Расчеты по возмещению материального ущерба” При проверке важно констатировать:

- причины возникновения материального  ущерба. К ним обычно относят:  недостачи, растраты, хищение денежных  средств и товарно-материальных  ценностей. При этом необходимо  выяснить, вследствие чего был причинен материальный ущерб;

- отнесение сумм ущерба на виновных, а также выявить, как производилось  удержание сумм с виновников;

- правильность проведения инвентаризаций  и оформления их результатов.

Аудитор выясняет, как была списана недостача материальных ценностей. Так, в соответствии с законодательством в пределах норм естественной убыли суммы недостач относят на издержки производства, а недостачи сверх норм естественной убыли и потери от порчи ценностей – на виновных лиц.

2.5. Аудит расчетов с учредителями.

Для осуществления деятельности организация  должна иметь устав, утвержденный собранием  учредителей и зарегистрированный в законодательном порядке. В  уставе клиента закрепляются его  функции, капитал, структура, порядок  образования и полномочия органов управления, порядок реорганизации или ликвидации, а также формулируются принципы бухгалтерского учета и контроля.

В процессе аудита следует  проверить наличие свидетельства  о государственной регистрации  устава (новой редакции) и учредительных документов (если вносились в них изменения). Предстоит изучить состав учредителей и источники их взносов в уставный капитал, имея в виду, что такими источниками могут быть только собственные средства. Запрещено направлять в уставные фонды бюджетные источники, кредиты, средства политических организаций и специализированных общественных фондов. Проверяющий должен установить, нет ли в числе участников предприятий с неликвидным балансом или объявленных несостоятельными (банкротами). Следует изучить структуру организации и ее соответствие новому Гражданскому кодексу РФ.

Необходимо  помнить, что общество не вправе принимать  решение о выплате (объявлении) дивидендов по акциям: до полной оплаты всего уставного  капитала общества; если оно на момент выплаты дивидендов имеет признаки несостоятельности (банкротства) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов и в некоторых других случаях.

Здесь аудитору при проверке необходимо установить:

- когда и  в каком размере внесли учредители  свою долю в уставный капитал  предприятия;

- в каком  виде участники внесли свою  долю и как оформлены документы  по взносам в уставный капитал  (участники могут вносить свою долю в уставный капитал в виде денежных средств, зданий, сооружений, имущества, нематериальных активов и т.п.);

- правильность  составления бухгалтерских проводок  по формированию уставного капитала  и начислению доходов от участия  в предприятии; - правильность начисления доходов от участия в предприятии; - удержание налога на доходы;

Информация о работе Аудит расчетных операций в организации в условиях рыночной экономике