Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

В процессе производственной деятельности предприятий большое значение имеют основные средства. Основные средства являются одним из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия. С основными средствами как объектом учета связаны многие проблемы современной российской экономики: недостаточная конкурентоспособность продукции в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования, не загрузка производственных мощностей, необоснованное дробление имущественных комплексов, низкие фондоотдача и инвестиционная активность, недостаточно реальная оценка активов, завышенная налоговая нагрузка при избыточном имуществе. Усиливается влияние учета основных средств как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой ими отчетности. Можно утверждать, что основные средства в настоящих условиях становятся для многих организаций весьма существенным объектом аудита. Основные средства формируют основную составляющую материально-технической базы организаций и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений их деятельности. С развитием рыночных отношений в учете основных средств произошли существенные изменения. Эти изменения коснулись: состава и структуры основных средств; амортизации их стоимости; учета долгосрочных инвестиций; учета операций, связанных с лизингом и арендой имущества; переоценки стоимости основных средств; учета и финансирования затрат на ремонт основных средств; учета реализации и прочего списания основных фондов.

Оглавление

Введение............................................................................................................3

1 Теоретические основы аудита основных средств........................................5
Понятие аудита...................................................................................5
Понятие и классификация основных средств....................................10
Теоретические аспекты аудита основных средств...........................14
Организационно-экономическая характеристика предприятия..............17
Краткая характеристика организации.............................................17
Основные технико-экономические показатели................................20
Аудит основных средств в ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат»....25
Источники информации и основные направления проверки..........25
План и программа аудита основных средств..................................30
Аудит основных средств...................................................................36
Аудиторское заключение..................................................................41

Заключение......................................................................................................44

Библиографический список............................................................................45

Приложения

Файлы: 1 файл

аудит.docx

— 98.61 Кб (Скачать)

     Аудитор документально  оформляет  программу  аудиторской  проверки,  присваивает  код  каждой  проводимой  аудиторской  процедуре,  чтобы   иметь возможность  в процессе работы делать ссылки ни них в рабочих документах.          Аудиторскую программу следует  составлять в  виде  программы  тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

     Программа тестов средств контроля представляет  собой  совокупность действий, предназначенных  для сбора информации  о  функционировании  системы внутреннего контроля и учета. Ее цель - выявление существенных  недостатков средств контроля экономического субъекта.

     Программа аудиторских процедур по существу включает в себя перечень действий аудитора для детальной проверки верности отражения в  бухгалтерском учете  оборотов и  сальдо  по  счетам.  Аудитор  должен  составить  программу  аудиторской проверки по каждому  разделу  бухгалтерского  учета,  который  он будет проверять. Программа  может  пересматриваться  в  процессе  проверки  в зависимости  от  изменений  условий  проведения   проверки   и   результатов  аудиторских процедур.

     Выводы  аудитора  по   каждому   разделу   аудиторской   программы, документально  отраженные  в  рабочих   документах,   являются   фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения,  а  также  основанием  для   формирования   объективного   мнения   аудитора   о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

     В сущности, проведение аудита сводится к выполнению его программы по проверке достоверности показателей  каждого раздела бухгалтерской  отчетности.

     После составления программы и общего плана аудита, определяющих объемы проводимых работ, формируется и  утверждается состав группы, осуществляющей проверку. Между исполнителями распределяются и закрепляются разделы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, подлежащие проверке, назначается руководитель группы, отвечающий за проведение и  результаты аудита. При формировании аудиторской группы определяется численность и квалификация аудиторов, привлекаемых к проверке, проверяется их независимость по отношению к аудируемому лицу. Руководитель проверки доводит до сведения всех членов аудиторской группы возложенные на них обязанности и знакомит их с финансово-хозяйственной деятельностью клиента, общим планом и программой аудита.

     В последнем разделе общего плана  аудита планируется завершающий  этап путем определения действий и процедур проверки, направленных на обобщение ее результатов в  виде письменной информации руководству  аудируемого лица, а также подготовку и подписание аудиторского заключения. Составной частью общего плана на завершающем этапе аудита являются положения, предусматривающие осуществление внутреннего контроля качества за проведением аудиторской проверки. Планирование контрольных процедур должно быть направлено на получение разумной уверенности в том, что работа аудиторов выполнена с высокой степенью профессиональной компетенции, необходимой при данных обстоятельствах.

     Общий план и программа проведения аудита подписываются руководителем аудиторской  проверки и подлежат утверждению  руководителем аудиторской организации.

     Аудитор планирует свою работу непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторской проверки. Общий план аудита и его программа по мере необходимости могут уточняться и пересматриваться в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы и могут являться основанием для изменения условий договора на проведение аудиторской проверки.

     Для оценки системы внутреннего контроля, бухгалтерского учёта применяется  метод тестирования, позволяющий обнаружить ошибки, допущенные при недостаточно объективной системе внутреннего контроля.

     Тестирование  может быть произведено в ряде вопросов, задаваемых аудитором персоналу проверяемого предприятия.

    Вопросы можно представить в виде теста (таблица 3).

    Таблица 3 – Тест для оценки СВК

   
       Вопросы тестирования Да Нет Примечания
   1    Определен ли круг материально  ответственных лиц, обеспечивающих сохранность  ос?         +     
   2    Созданы ли условия, обеспечивающие сохранность ОС?    +          
   3    Ведутся ли детализированные регистры для различных  видов основных средств?    +         Ведутся инвентарные карточки
   4    Фиксируются ли в учете места  размещения и эксплуатации основных средств  и за кем они  закреплены?    +          
   5    Отражается  ли в учете факт сдачи основных средств  аренду?    +          
   6    Проводится  ли периодическая  инвентаризация основных средств?    +         1 раз в год
   7    Застрахованы  ли объекты основных средств на случай стихийных бедствий?         +     
   8    Отражаются  ли в учете основные средства на дату утверждения  акта приема-отдачи?         +    Схемы отражения на счетах движения ОС не разработаны
   9    Подписываются ли главным бухгалтером  и утверждаются ли руководителем акты приема-передачи и списания основных средств    +          
   10    Каков порядок санкционирования операций по движению ос?    +         Движение  ОС производится после  разрешения руководителя
 

     В таблице 4 представлен план аудита основных средств ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат».

     Таблица 4 - Общий план аудита основных средств

     Проверяемая организация                                   ОАО «Кирово-Чепецкий       

                 хлебокомбинат»                                                    

     Период  аудита                                                  с 01.01 по 31.12.10

     Количество  часов                                              40

     Руководитель  аудиторской группы                  Хардина Н.

     Состав  аудиторской группы                             Хардина Н.

№ п/п Планируемые виды работ  Период

проведения 

Исполнитель Примечания 
1. Аудит наличия  и сохранности основных средств  В течение отчетного  года Хардина Н. Согласно сводному общему плану аудита экономического субъекта
2. Аудит движения основных средств  В течение отчетного  года Хардина Н.   
3. Аудит правильности начисления амортизации  В течение отчетного  года Хардина Н.   
4. Аудит инвентари-зации с целью переоценки основных средств В течение отчетного  года Хардина Н.  
5 Проверка правильности налогообложения по основным средствам  В течение отчетного  года Хардина Н.   
 
 
 

В таблице  5 представлена программа аудиторской проверки.

Таблица 5 - Программа аудита основных средств

     Проверяемая организация                                  ОАО «Кирово-Чепецкий

            хлебокомбинат»

    Период  аудита                                                            с 01.01 по 31.12.10

    Количество  человеко-часов                                      40

    Руководитель  аудиторской группы                         Хардина Н.

    Состав  аудиторской группы                                   

Перечень  процедур Источники информации
Детальная проверка данных регистров учета  основных средств, их подсчет и сверка с данными счетов Главной книги Инвентарные карточки учета основных средств, ведомости, журналы-ордера

Выбор контрольного объекта основных средств  по данным регистров учета:

а) провести инвентаризацию (осмотр) основных средств;

б) проверить  документы на право собственности (если они есть)

Инвентаризационные  описи, результаты текущей инвентаризации, акты приемки-передачи, договоры, счета-фактуры

Подготовить список поступления и распределения  основных средств:

а) подтвердить  документально правильность соответствующих  виз;

б) проверить  документально правильность определения  и полноту отражения в учете  первоначальной стоимости основных средств

Договоры, счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты, акты приемки-передачи, акты списания, инвентарные карточки учета основных средств, Главная  книга
Провести  анализ эффективности основных средств (показатели наличия, движения и эффективности  использования) Аналитические расчеты
Проверить данные инвентаризации основных средств  и сравнить ее результаты с данными  аналитического учета Инвентаризационные  описи и инвентарные карточки учета основных средств
Проверить правильность выделения и возмещения НДС по поступившим основным средствам, начисления НДС и других налогов  при реализации и безвозмездной  передаче основных средств, а также  налога га имущество по ним Расчетно-платежные  документы, расчеты по налогам
Проанализировать  правильность начисления амортизации  по соответствующим нормам Ведомости амортизационных  отчислений, нормативные документы
Проверить правильность отнесения амортизационных  отчислений на соответствующие счета  по учету затрат Ведомости распределения  амортизационных отчислений, журнал-ордер  № 10
Провести  подсчет и сверку данных аналитического учета начисленного износа с данными счетов Главной книги Подсчет и сверка данных
Проанализировать, застрахованы ли объекты основных средств  и выяснить, адекватно ли покрытие при наступлении страхового случая Страховые полисы, данные счета 68, расчетные таблицы
Проверить правильность расчета и начисления страховых платежей и своевременность  их уплаты Расчеты, данные счета 68 Главная книга
Проверить правильность расчета и отражения  на счетах арендной платы. Проверить  данные учета данными арендных договоров, установить, подходит ли тот или  иной вид аренды для капитализации Договоры аренды, данные счета 76, выписки банка, Главная  книга
Проверить обоснованность затрат на ремонт основных средств и правильность отражения  этих сумм на соответствующих счетах Проектно-сметная  документация, приемо-сдаточные акты, другие первичные документы, данные аналитического учета затратных  счетов
 
 
 
    1. Аудит основных средств
 

    Проверку  операций оприходования ОС необходимо начинать с изучения учетной политики предприятия на финансовый год, за который производится аудиторская проверка. Следующим этапом проверки является проверка наличия в организации постановления действующей комиссии по приему и списанию ОС (встречаются случаи неофициальной передачи функций этой комиссии главному бухгалтеру), если такой комиссии не создано, то в ходе проверки необходимо добиться у руководства ее создания, т.к. все оформленные документы по приему и особенно по списанию ОС не имеют юридической силы, и все записи в учете по этой причине должны быть скорректированы. Очень важно удостовериться в правильности определения первоначальной стоимости объектов ОС. В практике проведения аудиторских проверок встречается масса случаев, когда первоначальная стоимость объектов значительно занижается за счет неприсоединения к указанной в договоре (счете) поставщика стоимости дополнительных расходов, понесенных организацией, связанных с доставкой, погрузкой, разгрузкой и монтажом оборудования (все расходы учитываются на счете 08, потом суммируются и списываются на счет 01). Как правило, все эти дополнительные расходы относятся на себестоимость готовой продукции, что искажает динамические показатели деятельности организации и занижает начисленные и уплаченные суммы налогов. Встречаются случаи, когда оплаченные за поставку ОС суммы длительное время значатся в дебиторской задолженности, в то время как они такое же время успешно работают на производство продукции. Очень важно проверить фактическое наличие ОС, сравнив его с учетными данными. Это необходимо делать в связи с тем, что инвентаризацию ОС разрешается проводить 1 раз в 3 года; необходимо также сверить инвентарные номера ОС с учетными данными, т.к. бывает так, что инвентарные номера вообще не присваиваются, или присваиваются номера ранее списанных ОС. Аудитор должен также проверить правильность разделения ОС по характеру участия их в производстве (находящиеся в производстве, реконструируемые или находящиеся в запасах).

     При поступлении основных средств необходимо проверить наличие акта приемки-передачи основных средств (ф. ОС-1). При проверке порядка поступления основных средств  было выяснено, что все основные средства ПК  ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» были приобретены за наличный расчет. При поступлении основных средств проверены были следующие документы:

  • акт приемки-передачи основных средств;
  • договор купли-продажи;
  • счет-фактура на поступившее основное средство (приложение 8);

Информация о работе Аудит основных средств