Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:33, контрольная работа

Краткое описание

Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношение различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место должен занять институт аудиторства. Его главная цель - обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской отчетности. За последние годы в бухгалтерском учете произошли существенные изменения, обусловленные сближением российских форм и методов учета с международным и разработкой собственных учетных стандартов, отвечающих международным требованиям.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Характеристика основных средств…………………………………..4
Понятие аудита. Задачи и цели аудита основных средств…………7
Зарубежный опыт учета и аудита основных средств……………….9
Методы аудита…………………………………………………………13
Анализ использования основных средств………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...21
Список используемой литературы…

Файлы: 1 файл

Бух.учет.docx

— 41.97 Кб (Скачать)

Аудит основных средств имеет следующие  цели:

  • проверка принадлежности основных средств, записанных на счетах компании, или эти средства арендованы ею;
  • проверка правильности отражения первоначальной стоимости основных средств;
  • проверка правильного применения методов амортизации ко всем группам основных средств;
  • правильность отнесения средств к основным;
  • проверка правильности учета основных средств после приобретения;
  • проверка правильности определения стоимости имущества, отданного в залог в качестве дополнительного обеспечения.

План аудиторской проверки основывается на анализе факторов риска, связанных  со сделками, а также на оценке структуры  системы внутреннего контроля фирмы. Определить степень риска, связанного со сделками, можно путем простого осмотра мощностей или наблюдения за инвентаризацией основных средств. В подобных случаях вряд ли могут  остаться невыявленными незарегистрированные сделки. Если на фирме уже проводились аудиторские проверки, то необходимые сведения можно получить из деловых бумаг других аудиторов.

При проверке наличия и права  владением имуществом аудитор должен найти доказательства, свидетельствующие  об этом. Это могут быть акты, договоры-купли-продажи и другие документы. Проверить наличие имущества можно путем выборочного сравнения записей в документах с самим имуществом. Аудитор должен проверить, не были ли включены в записи устаревшие и поврежденные средства и не оценены ли они выше ликвидационной стоимости.

Если на фирме проводилась инвентаризация, то аудитор должен установить, что  она проводилась лицом, не связанным  с охраной и ведением записей  имущества. В противном случае следует  проводить более глубокую проверку.

Если на фирме инвентаризация не проводилась, то следует настоять на ее полном или частичном проведении. Если оборудование легко испортить, потерять, украсть или использовать в личных целях, аудитор должен определить, учитывает ли компания эти факторы  в своей амортизации, в противном  случае провести фактический осмотр такого имущества.

При проверке наличия законного  права владения, и что имущество  не заложено, аудитор должен проверить  все документы на регистрацию  и приобретение на всю или значительную часть собственности, изучить страховые  полисы. Свидетельством того, что имущество  заложено, могут быть записи на платежных  счетах и наличие долгосрочной задолженности. Эти процедуры обычно осуществляются на дату составления баланса.

Контроль при проверке поступления  основных средств включает в себя следующие процедуры:

  • рассмотрение договоров, актов, счетов-фактур и др. документов;
  • проверка правильности списания накладных расходов на произведенные работы;
  • ознакомление с протоколами собраний правления директоров или других комитетов с целью определить, существует ли соответствующее разрешение.

При отсутствии письменных разрешений на приобретение не исключена вероятность  покупки ненужного имущества. Приобретение имущества должно быть обосновано.

При проверке выбытия имущества  аудитору необходимо:

  • проверить бухгалтерские записи;
  • проверить наличие разрешения;
  • пересчитать суммарную амортизацию;
  • оценить затраты по ликвидации и целесообразность восстановления.

При проверке расходов на ремонт и  содержание основных средств, аудитор  должен определить, не окажет ли эта  сумма существенного влияния  на финансовый отчет. Если произошли  значительные изменения сумм расходов по сравнению с предыдущим годом, потребовать объяснений.

При проверке правильности амортизационных  отчислений необходимо рассмотреть, какие  методы амортизационных отчислений применяются на фирме. Аудитор должен рассмотреть правильность установления сроков службы отдельных видов имущества и необходимость их корректировки. Это можно сделать с помощью эксперта.

Правильность амортизационных  отчислений можно выяснить путем  проверки расчетов и сальдо по данным аналитических счетов, сопоставить  с конкретным синтетическим счетом и исследовать каждое расхождение  на конец года.

В данном параграфе были изложены лишь некоторые вопросы по аудиту основных средств в зарубежной практике.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы аудита

Результатом работы аудитора является составление аудиторского заключения. Для того чтобы иметь основания  для выводов по основным направлениям аудиторской проверки, аудитор должен собрать соответствующие доказательства. Информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованием выводов аудитора и  называется аудиторскими доказательствами. Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует следующие методы:

1. Методы фактического контроля

а) инвентаризация;

б) контрольный обмер.

2. Методы документального контроля

а) формальная проверка;

б) арифметическая проверка;

в) проверка документов по существу.

3. Прочие методы

а) наблюдение;

б) опрос;

в) экономический анализ.

Рассмотрим, насколько эффективен каждый из этих методов сбора аудиторских  доказательств при проверке основных средств.

Инвентаризация проводится в целях  обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Сразу по прибытии в организацию  аудитор должен уточнить дату проведения последней инвентаризации. Если инвентаризация основных средств не проводилась  более 2-3 лет, то аудитор может потребовать  ее проведению, что позволит более  качественно провести последовательную проверку и уменьшить аудиторский  риск. Аудитор может сам участвовать  в проведении инвентаризации или  ограничиться наблюдением за ее проведением. Рекомендуется убедиться в наличии  наиболее дорогостоящих предметов. Часть имущества может отсутствовать, в этом случае надо проверить, по каким документам, кому и когда оно передано. При использовании работниками какого-либо имущества в домашних условиях стоимость этого имущества (компьютеров, принтеров) может рассматриваться в качестве налогооблагаемой базы (дохода) работников. В том случае, когда при проведении инвентаризации основных средств выясняется, что один из цехов проверяемого экономического субъекта занят иным хозяйствующим субъектом (признаков тому может быть несколько: весит вывеска с наименованием другого экономического субъекта; выпускается продукция, не соответствующая профилю проверяемого экономического субъекта и т.п.), а в составе доходов от внереализационных операций нет статьи “доходы от аренды”, то речь идет о “скрытой аренде” и уклонении от уплаты налогов. Аудитор может сделать вывод о нарушении клиентом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Инвентаризация основных средств производится на основании “Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств” утв. Приказом МФ РФ от 13.06.95 № 49.

Метод контрольного обмера эффективен при проверке затрат на ремонт основных средств. Аудитор может произвести контрольный обмер объемов выполненных  работ по ремонту непосредственно  на объектах, что позволит дать объективную  оценку фактических ремонтных работ  и установить сумму необоснованно  списанных материалов, а также  сумму незаконно выплаченной  заработной платы, если при попустительстве  отдельных работников организации  имело место завышение объемов  выполненных работ.

При проведении формальной проверки документов аудитор визуально просматривает  первичные документы по учету  основных средств, инвентарные карточки, журналы-ордера 10, 10/1, 13, расчетные таблицы, форму № 5, главную книгу и др. Необходимо проверить соответствие документов типовым междуведомственным формам, правильность заполнения всех реквизитов, наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр, подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц на основании Постановления Госкомстата РФ от 30.10.97 № 71а, инструкции о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности, Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете от 29.07.83 № 105 и карточек подписей должностных лиц.

Метод арифметической проверки предусматривает  проверку правильности подсчетов, а  также правильности составления  алгоритмов расчетов при автоматизации  бухгалтерского учета. Проверка расчетов сумм амортизации, переоценки основных средств, правильности применения норм амортизации и коэффициентов  пересчета. Также сверяются данные аналитических и синтетических  счетов, журналов-ордеров, главной книги, баланса, приложения к нему ф. № 5.

При проверке документов по существу рассматривается законность и целесообразность хозяйственной операции, правильность отнесения на счета и включения  в статьи затрат. Например, при покупке автомобиля организация, уплатив 50 тыс. руб., уплачивает налог с меньшей суммы 30 тыс. руб., приложив как основание справку-счет продавца, в которой состоявшаяся сделка оформляется двумя отдельными суммами - заниженная стоимость автомобиля 30 тыс. руб. и остальной суммой, показанной как подготовка автомобиля к продаже 20 тыс. руб. При реализации основных средств на сторону аудитору необходимо убедиться, что на это есть письменное разрешение руководителя. Если при проверке первичный документ вызывает сомнение, то необходимо получить письменное объяснение у лиц, ответственных за данную сделку, и сделать встречную проверку.

Наблюдение - получение общего представления  о возможностях клиента на основании  визуального наблюдения. Аудитор  наблюдает за тем, как оформляется  та или иная операция по учету и  движения основных средств, заполняются первичные документы и регистры синтетического учета. Однако операции по учету основных средств не так многообразны и часты, особенно на малых предприятиях, поэтому наблюдение как метод аудиторской проверки малоэффективен. Более полную информацию можно получить в результате документальной проверки, опроса сотрудников и экономического анализа.

Методом экономического анализа аудитор  пользуется, как правило, при проверке бухгалтерской отчетности, где отражено состояние основных средств (ф. №1, ф. №5). Аудитор может сделать анализ использования организацией основных средств по времени и мощности с учетом специфики производственной деятельности организации, а так  же эффективность капиталовложений. Подробнее анализ основных средств  рассмотрен в следующем параграфе.

Опрос -  получение устной или письменной информации от клиента. Опрос или беседа должны быть проведены со всеми сотрудниками, принимающими участие в учете основных средств и заполнении отчетности. Для того чтобы беседа дала аудитору результаты, она, как  и все прочие аудиторские процедуры, должна быть тщательно спланирована. Для этого аудитор составляет заранее вопросник, который включает в себя перечень вопросов, которые аудитор планирует задать сотрудникам организации с вариантами ответов. Вопросник распечатывается в нужном количестве экземпляров, соответствующем составу опрашиваемых специалистов. На каждом экземпляре вопросника проставляется должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа. По результатам опроса аудитор делает пометки напротив выбранных сотрудниками вариантов ответа и делает вывод о состоянии дисциплины в организации учета основных средств и определяет степень аудиторского риска и глубину последующих процедур по проверке правильности учета основных средств.

 

 

  1. Анализ использования основных средств

При проведении аудиторской проверки аудитор, если это предусмотрено условиями заключенного договора, может провести анализ использования основных средств. От степени использования основных средств зависят увеличение выпуска продукции, снижение себестоимости, рост накоплений экономического субъекта.

Полнота и достоверность результатов  анализа основных средств зависят  от степени совершенства бухгалтерского учета, отлаженности систем регистрации  операций с объектами основных средств, полноты заполнения учетных документов, точности отнесения объектов к учетным  классификационным группам, достоверности  инвентаризационных описей, глубины  разработки и ведения регистров  аналитического учета.

В качестве источников бухгалтерской  информации для анализа основных средств используются: счет 01 “Основные  средства”, счет 02 “Износ основных средств”, счет 03 “Доходные вложения в материальные ценности”, счет 07 “Оборудование к  установке”, счет 08 “Капитальные вложения”, журналы-ордера №10, 10/1, 12, 13, 16, данные аналитического учета по соответствующим счетам, по видам и отдельным инвентарным  объектам основных средств, ф. №1, ф. №2, ф. №5 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности предприятия. Следует иметь в виду, что бухгалтерский учет не может обеспечить получение всех необходимых данных для анализа использования основных средств. Следует привлечь ряд дополнительных данных и сведений статистического и оперативного учета.

Анализ использования основных средств начинают с изучения их структуры  и динамики. Для этого производится сопоставление данных на начало и  конец отчетного периода, определение  темпов роста, т. е. проводится “горизонтальный  анализ”. “Вертикальный анализ”  означает расчет и оценку структуры  и структурных изменений. Рассмотрим методику применения горизонтального  и вертикального анализа на примере  данных журнала-ордера 01 ЗМГА ОАО “ ГАЗ”. Данный анализ можно производить по данным ф. №5, но поскольку в ЗМГА данная форма не заполняется, расчеты произведем по данным аналитического учета.

Информация о работе Аудит основных средств