Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 19:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение аудита малых предприятий. Задачи курсовой работы:
· рассмотрение понятия субъектов малого предпринимательства;
· исследование особенностей аудита малых предприятий;
· понятие аудиторской деятельности и аудиторского заключения.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Основы организации аудиторской деятельности…………………..…...4
1.1 Понятие аудиторской деятельности………….…………………………….4
1.2. Цели , задачи и этапы аудиторской проверки………………..……..…….8
1.3. Аудиторское заключение………………………………………….….……12
2. Методология аудита субъектов малого предпринимательства………15
2.1. Организационные основы функционирования малых предприятий…………….15
2.3. Особенности аудита малых предприятий……….………………………..17
2.2. Организация и планирование аудита малых предприятий………………20
2.4. Особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий……………………………………………………………………..26
2.5. Аудит отчетности субъектов малого предпринимательства…………….30
Заключение……………………………………………………………………..33
Список используемой литературы…………………………………………..34
Если по результатам предварительного планирования аудиторская организация примет положительное решение, то она составляет письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита. Составление этого документа завершает этап предварительного планирования аудиторской проверки, когда наиболее квалифицированные сотрудники аудиторской организации ознакомились с особенностями и условиями деятельности потенциального клиента.
Оно направляется непосредственно
руководителю организации, пригласившей
аудиторскую фирму, до заключения договора
на аудиторскую проверку. Основное
назначение этого документа —
предотвратить недоразумения, которые
могут возникнуть из-за неправильного
понимания руководителем
В том случае, если руководство
экономического субъекта выразит согласие
с содержанием письма-
1.3. Аудиторское заключение
Неотъемлемым элементом
годовой бухгалтерской
Аудиторское заключение - это
официальный документ, содержащий выраженное
в установленной форме мнение
аудиторской организации о
Суть работы аудиторской комиссии заключается в систематизации результатов проверки, которые группируются по особым разделам (например, учет основных средств, учет материально-производственных запасов и т. д.), а внутри разделов - по аналитическим и другим признакам. При необходимости выделяют наиболее существенные ошибки и замечания: неверные учетные записи, отсутствие оправдательных документов по хозяйственным операциям, нарушения налогового законодательства и др.
Письменная информация должна
в обязательном порядке содержать:
реквизиты аудиторской
Прилагаемая к аудиторскому
заключению бухгалтерская отчетность
составляется в установленной форме
и в целях идентификации
В аудиторском заключении
по налоговым вопросам анализируется
бухгалтерский учет налогов, даются
практические рекомендации по устранению
негативных последствий, связанных
с установленными нарушениями налогового
законодательства; проекты построения
как общей системы
В практике российских аудиторов
принято оказывать клиенту
Таким образом, аудиторское заключение подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности организации или выявляет нарушения в ее ведении. Без аудиторского заключения отчетность по проверке предприятия не может быть принята налоговыми органами.
2. Методология
аудита субъектов малого
2.1. Организационные основы функционирования малых предприятий
Малыми экономическими субъектами для целей аудита являются экономические субъекты, которые отнесены законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства. Кроме того, проверяемые субъекты могут обладать такими специфическими особенностями, которые позволяют аудитору на основе своего профессионального суждения отнести данный экономический субъект с позиций проведения аудиторской проверки к субъектам малого предпринимательства.
В статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ
определены понятия субъектов малого
и среднего предпринимательства. К
ним относятся внесенные в
ЕГРЮЛ потребительские
Первый критерий - состав
учредителей юридических лиц. Чтобы
считаться малым или средним
предприятием, доля государственной
собственности, иностранных учредителей
или общественных организаций в
уставном капитале не должна превышать
25 процентов (за исключением активов
инвестиционных фондов). Не больше четверти
акций (долей) может принадлежать иным
юр. лицам, не являющимся малыми предприятиями.
Аналогичное условие
Второй критерий - средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Третий критерий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ - без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Категория предприятия изменяется,
только если в течение двух календарных
лет подряд численность сотрудников
и выручка оказывается выше или
ниже установленных законом
2.2. Особенности аудита малых предприятий
Особенности аудита субъектов
малого предпринимательства определены
несколькими российскими
Для субъектов малого предпринимательства характерным является то, что бухгалтерский учет в них ведется ограниченным числом работников, и, кроме того, законодательно допускается совмещение обязанностей лица, ответственного за ведение учета и за хранение товарно-материальных ценностей. Таким образом, аудиторская организация в ходе аудиторской проверки таких предприятий не должна требовать в полной мере разделения ответственности и полномочий сотрудников.
В субъектах малого предпринимательства
доверие аудитора к эффективности
системы, внутреннего контроля обычно
должно быть ниже, чем для средних
и крупных экономических
Документирование изучения
и оценки системы бухгалтерского
учета и системы внутреннего
контроля должно соответствовать масштабу
проверяемого экономического субъекта
и для субъектов малого предпринимательства
может проводиться в упрощенном
виде по сравнению с документированием
крупных и средних
В ходе аудита малых экономических
субъектов аудиторским
· ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности;
· преобладающее влияние владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности такого экономического субъекта.
Во время аудита малых экономических субъектов особое внимание необходимо уделить следующим потенциальным факторам риска:
· учетные записи могут вестись нерегулярно, без последовательного соблюдения формальных требований, могут не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности;
· руководители экономического
субъекта могут ошибочно предполагать,
что в. ходе аудита, предусматривающего
выдачу аудиторского заключения, аудиторская
организация дополнительно
· вследствие меньшего, чем в иных экономических субъектах, количества учетных работников по объективным причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;
· в условиях малых экономических субъектов возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к таким активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;
· если малый экономический субъект осуществляет большое количество операций за наличные деньги, возможна ситуация, когда выручка не фиксируется или занижается (с целью нарушения требований налогового законодательства), а расходы — завышаются (с целью провести как производственные затраты средства, направленные на личное потребление руководящих работников);
· при ограниченном числе
сотрудников, ведущих бухгалтерский
учет, затруднены или невозможны регулярные
взаимные сверки учетных данных, что
повышает риск возникновения ошибок
и искажений бухгалтерской
В малых экономических
субъектах дополнительный риск средств
контроля возникает в области
использования систем компьютерной
обработки данных.
2.3. Организация и планирование аудита малых предприятий
На стадии предварительного планирования
сотрудникам аудиторской