Аудит издержек производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение организации и методологии аудита издержек производства по материалам действующего предприятия ГП с/з «Качинский», разработка рекомендаций по совершенствованию учета и контроля затрат для улучшения деятельности предприятия и повышения финансовых результатов.

Оглавление

Введение 3
1 Цель, задачи, объекты аудита издержек производства. Нормативная база, источники информации и последовательность проведения аудита 6
2 Предварительное планирование аудита издержек производства. Оценка существенности и аудиторского риска. Изучение системы внутреннего контроля на ГП с/з «Качинский» 13
3 Разработка общего плана и программы аудита издержек производства 17
4 Аудит контрольных моментов, хозяйственных операций и сальдо счетов по учету издержек производства на ГП с/з «Качинский» 20
5 Обобщение рабочих документов и составление аудиторского заключения 32
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложения 40

Файлы: 1 файл

Основной.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

     Определим аудиторский  риск по предприятию ГП с/з «Качинский», для чего  воспользуемся критериями оценки риска. (приложение Д). Из приведенной таблицы можно сделать вывод, что уровень предпринимательского риска на предприятии ГП с/з «Качинский» средний.

     Теперь, используя формулу (2.1) факторной  модели аудиторского риска, можно приблизительно определить, чему он равен для аудиторской  фирмы при проведении аудиторской  проверки на предприятии ГП с/з «Качинский»

     Как отмечается в специальной зарубежной литературе, риск необнаружения состоит из риска аналитического обзора и риска тестового контроля, тогда модель будет следующей:

     ОАР = ВР*РК*РАО*РТК,                                                   (2.2)

     где РАО – риск аналитического обзора;  РТК – риск тестового контроля.

     Если  величину общего аудиторского риска  принять в размере 5%, внутренний риск оценить в размере 100% (это  свойственно для предприятий-клиентов по вновь заключённым договорам), а риск контроля 30% (это достаточно низкая степень риска, означающая, что система внутреннего контроля надёжна), то величина риска необнаружения будет рассчитана:

                   0,05

                                                             РН =      1,00*0,30       = 0,167.                   

     При этом очевидно, что если максимальная величина риска необнаружения равна 16,7%, то необходимая степень уверенности в результатах работы аудитора составляет примерно 83%. Отсюда следует, что должно быть протестировано не менее 83% всей совокупной информации клиента, касающейся издержек производства.

     Итак, прежде чем приступать к составлению  программы аудита издержек производства и непосредственно к проверке всех элементов затрат и их калькуляции на предприятии, аудитор должен    провести тестирование системы внутреннего контроля и учета по данному разделу проверки. Оценка эффективности внутреннего контроля издержек производства на предприятии ГП с/з «Качинский» осуществляется по следующим направлениям: проверка наличия первичной документации всем хозяйственным операциям по затратам на производство продукции (работ, услуг); распределение функциональных обязанностей должностных лиц, которые отвечают за производство, состояние и движение материальных ценностей; обеспечение надлежащих условий хранения товарно-материальных ценностей на складах предприятия; наличие необходимых разрешений руководства на осуществление операций по производству продукции (работ, услуг) и их реализации; периодическое проведение инвентаризации; надлежащее ведение инвентарного пообъектного учета товарно-материальных ценностей; контроль записей в журнале (книге) учета затрат на продукцию (работы, услуги) и другие направления проверки. В целом, можно сделать вывод о том, что аудиторский риск на предприятии невысокий. Область деятельности предприятия находится в зоне низкого риска и финансовой устойчивости.

 

    1. Разработка  общего плана и  программы аудита издержек производства

     Специфика предприятия, объем и сложность  работы по его проверке каждый раз  требуют определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов.

     С этой целью руководителем бригады  аудиторов составляется программа проверки, в которой указываются: цель аудита;  основные участки работы предприятия и разделы учета, подлежащие проверке;  характер проверки (сплошная,  выборочная,  визуальная и т.д.);  закрепление обязанностей за членами бригады;  предполагаемая продолжительность проверки и сроки ее начала и окончания.

     Далее в программе проверки указываются те участки работы, которые будут исследованы в ходе аудита. А именно:

  • Ознакомление с процессом производства и реализации продукции, составления плана проверки.
  • Наблюдение за процессом производства, личное участие в контролируемых процессах, наблюдение за ними.
  • Тестирование системы внутреннего контроля  предприятия при помощи тестов слабых мест.
  • Исследование документов, которые удостоверяют понесенные затраты производства.
  • Тестирование на соответствие затрат, отраженных в отчетности, критериям признания.
  • Оценка правильности классификации затрат и их соответствия установленным нормативам.
  • Проверка правильности формирования себестоимости продукции, соответствия затрат установленным нормативам и распределения ОПР.

     Ввиду того, что в первые же дни проверки аудиторы получают пусть не полное, но достаточно верное представление о состоянии того или иного участка работы, и дальнейшее 

изучение дел с каждым днем приносит все меньше и меньше новой полезной информации, целесообразно найти ту золотую середину, когда, затрачивая минимум времени на проверку, аудиторы получают максимум необходимых сведений, вполне достаточный для извлечения выводов и составления обоснованного аудиторского заключения. Вместе с тем, ошибочный выбор проверяемых участков и неверные выводы по результатам проверки целиком и полностью ложатся на ответственность аудиторов. В этом также скрывается один из видов аудиторского риска.

     По  каждому проверяемому участку следует  определить характер проверки — сплошной или выборочный.

      Если  проверку осуществляет бригада аудиторов, то следует заранее определить, какие участки проверяет тот или иной аудитор. Здесь следует учитывать квалификацию и опыт, приобретенные в ходе предыдущих проверок.

     Продолжительность аудиторской проверки может быть различной, однако практика показывает, что двухнедельная интенсивная работа приносит не менее точные и полные результаты» нежели растянутая во времени на долгие недели. Достаточно подробная и верная картина о состоянии дел на проверяемом предприятии складывается уже в первые дни проверки.

     Программа аудиторской проверки представляется руководству проверяемого предприятия для ознакомления и согласования содержания объектов и этапов проверки. По просьбе руководства предприятия в программу могут быть внесены изменения и дополнения. Программа аудиторской проверки может быть скорректирована с учетом организации и эффективности внутреннего контроля на предприятии.

     Если  инвентаризации имущества проводятся регулярно и своевременно, весьма тщательно и по результатам инвентаризаций немедленно принимаются должные меры, то часть аудиторских работ может быть сокращена. Однако этого не следует делать, если в инвентаризационных описях по всем сотням и тысячам наименований материальных ценностей обнаруживается редкостное стопроцентное совпадение книжных остатков и фактического наличия. Несмотря на самое добросовестное составление программы аудиторской проверки, ряд факторов, влияющих на ее трудоемкость и продолжительность, не может быть предугадан и заранее учтен. Поэтому в ходе самой проверки приходится вносить коррективы в содержание и длительность тех или иных работ.

     Для составления программы проверки, подбора специалистов в группу, а в конечном итоге для формирования обоснованного заключения о достоверности отчетности необходима общая информация о специфике и устройстве предприятия-клиента. Для этого необходимо выяснить: отраслевые особенности предприятия; организационное устройство предприятия;   производственные связи (поставщики, подрядчики);  финансовые связи (вложения в уставные капиталы других предприятий);  юридические обязательства (судебные разбирательства, акты налоговой инспекции, внебюджетных фондов).

     Основными источниками информации о предприятии  являются:

     - мнение об интересующих вопросах  высшего руководства, работников управления среднего звена, исполнителей, работников предприятия, не связанных с ведением учета.

     - посещение и осмотр основных  производственных участков, цехов, складов. Это позволяет убедиться в наличии и сохранности активов, составить представление о процессе производства и отгрузки продукции и т.д.

     - внешние и внутренние отчеты  и публикации.

      Один  из наиболее важных вопросов, которые  нужно выяснить на этом этапе работы, — определение состава и взаимоотношений предприятия с дочерними и зависимыми предприятиями, вида и объемов хозяйственных операций между ними — операции купли-продажи между филиалами и головным предприятием, обмен основными средствами, займы и финансовая помощь, оформление взаимной задолженности.

     Итак, на подготовительном этапе составляется план и программа аудита затрат на производство продукции. Программа аудита издержек производства на предприятии представлена в приложении Е.      

 

    1. Аудит контрольных моментов, хозяйственных операций и сальдо счетов по учету издержек производства на ГП с/з «Качинский»

     Итак, рассмотрим порядок проведения аудиторской  проверки издержек производства. Прежде всего необходимо проверить, как выполняются по учету затрат положения принятой учетной политики. Наряду с этим аудитор должен ознакомиться с организационными и технологическими особенностями предприятия, типом производства, видами выпускаемой продукции, используемыми ресурсами.

     С точки зрения соблюдения учетной  политики аудитор устанавил:

    • неизменность выбранного в начале проверяемого периода (учетного года) метода учета затрат (нормативного), его соответствие нормативным документам;
    • правильность разграничения и отнесения затрат по отчетным периодам;
    • правильность отнесения материальных затрат;
    • правильность начисления износа по основным средствам и отнесения на счета затрат;
    • правильность начисления износа по нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам и включения сумм износа в издержки производства;
    • обоснованности сумм накладных (косвенных) расходов и способов их распределения по объектам;
    • правомерность отнесения фактических сумм расходов по командировкам (особенно за границу), представительских расходов, расходов на рекламу, оплату аудиторских услуг и других расходов и их включения в издержки производства;
    • соответствие затрат установленным нормативам

     Аудиторские процедуры при анализе издержек производства следующие:

     I. Общие процедуры

     1) получение в ходе устной беседы  с персоналом клиента сведений об организации учета затрат на предприятии:

  • применяемые методы учета;
  • используемые счета бухгалтерского учета и порядок отнесения на них тех или иных затрат;
  • порядок учета и списания на себестоимость продукции общехозяйственных расходов;
  • применяемые учетные регистры;    
  • распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии, «ведущими» затратные счета;
  • процедуры контроля в цикле расходов;
  • основные статьи расходов (т.е. имеющие наибольший удельный вес в общем объеме затрат);

     2) получение учетных регистров,  содержащих записи по каждой хозяйственной операции; проверка правильности подсчета итогов и переноса данных в Главную книгу;

     3) выборка расходов, понесенных в  периоде, с включением в нее  крупных сумм, выраженных в рублях  и валюте, необычных операций  и некоторой части мелких сумм. Выполнение действий, приведенных ниже, применительно к операциям, вошедшим в выборку;

     4) сравнение указанных в учетном  регистре сумм и месяца, к которому  они относятся, с первичными  документами — счетами, договорами, банковскими выписками, товарно-транспортными  накладными и пр.

     Проверка наличия у документов всех необходимых реквизитов: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, ее измерители в натуральном и денежном выражении, наименование должностных лиц и их личные подписи;

     5) сравнение сумм, указанных в счетах-фактурах, платежных требованиях-поручениях  и пр., с суммами платежных документов. Сравнение длительности промежутка  между датами платежа, оприходования товаров (услуг), получения счета-фактуры;

     6) проверка отнесения затрат к  тому периоду, в котором они  реально понесены (т. е. к периоду,  к которому относится связанная  с ними деятельность), путем сравнения  данных первичных документов с бухгалтерскими записями;

Информация о работе Аудит издержек производства