Аудит финансовой отчетности на примере предприятия ОАО «Завод бетонных блоков»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной курсовой работы является исследование организационно-методических основ аудита бухгалтерской финансовой отчётности, в частности, основ проведения внутреннего аудита для конкретной организации ОАО «Завод бетонных блоков».
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
изучить сущность и содержание концепции бухгалтерской отчётности в отечественной и международной практике;
выявить направления реформирования системы бухгалтерского учёта и отчётности;
рассмотреть особенности проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Файлы: 1 файл

Курсовая АУДИТ.docx

— 86.22 Кб (Скачать)

 

Внешняя и внутренняя формы  аудита являются основными. Внешний  аудит осуществляется независимыми аудиторскими компаниями или отдельными аудиторами в целях формирования и выражения мнения о достоверности финансовой отчётности. Итогом проведения внешнего аудита является составление аудиторского заключения, которое прилагается к годовому бухгалтерскому отчёту организации и предоставляется всем заинтересованным пользователям.

Внутренний аудит проводится работниками специальной службы, составляющей часть внутреннего  контроля и независимой от других структурных подразделений. Основной задачей внутреннего аудита является контроль за качеством работы автономных подразделений в интересах его собственников, выявлении резервов и определении наиболее эффективных путей развития, предоставление обоснованных рекомендаций и консультаций. По окончании проведения внутреннего аудита составляется акт проверки и проект приказа с организационными выводами и обязательными указаниями, предоставляемый органу назначившему проверку.

Таким образом,  хочется  отметить, что правильно организовать работу отдела внутреннего аудита на предприятии довольно сложно. Как  показывают исследования, возникающие  сложности связаны, во-первых, с отсутствием  законодательной базы и методических материалов по этому вопросу, во-вторых, с обеспечением независимости позиции  внутреннего аудитора  от руководства  хозяйствующего субъекта. Решением последней  проблемы может стать подчинение внутреннего аудитора высшему органу управления предприятием, например, правлению  акционерного общества. 

 

 

 

1.3. Методология аудиторской  проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности

Разработка программы  аудита является завершающим этапом планирования проведения аудиторской  проверки. Под планированием аудита понимают систему мероприятий, направленную на эффективное и своевременное  проведение аудиторской проверки. Оно  заключается в определении стратегии  и тактики аудита, объёма аудиторской  проверки, составлении общего плана  аудита и как уже было сказано  выше составлении программы аудита.

Согласно постановлению  правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» в редакции от 22.12.2011г. - Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

 В процессе подготовки  программы аудита аудитор обязан  принимать во внимание полученные  им оценки неотъемлемого риска  и риска средств контроля, а  также требуемый уровень уверенности,  который должен быть обеспечен  при процедурах проверки по  существу, временные рамки тестов  средств контроля и процедур  проверки по существу, координацию  любой помощи, которую предполагается  получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, указанные в пункте 9 настоящего правила (стандарта).

Прежде чем приступить к разработке программы аудита, необходимо определить цель и процедуры проведения аудита. Цели аудита представляют намеченные к выполнению задачи, а процедуры  аудита – это средства для достижения целей аудита.

Программа аудита – это  совокупность методов и приёмов  аудита, оформленная документально  по установленной форме; включает перечень аудиторских процедур, применяемых  в данной аудиторской проверке,  также характер, сроки, объём и  конкретных исполнителей. На рисунке 1.1. схематично изображено содержание программы аудита.

Программа оформляется документально, каждой аудиторской процедуре присваивается  номер, чтобы в процессе работы иметь  возможность делать ссылки на них  в рабочих документах. Аудиторская  программа составлена в виде программы  проведения аудиторских процедур по существу.

Рисунок 1.1.






 



 

 

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную  проверку верности отражения в бухгалтерском  учёте и отчётности оборотов и  сальдо по счетам.

В соответствии со стандартом №3 «Планирование аудита» постановления правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» в редакции от 22.12.2011г., при проведении процедур по существу следует определить наиболее значимые, приоритетные области, Разработанная программа аудита должна включать  пообъектную проверку бухгалтерской отчётности аудируемого лица и проверку соответствия бухгалтерской отчётности требованиям действующего законодательства.

В этой связи можно выделить следующие направления проверки на соответствие бухгалтерской (финансовой) отчётности:

  • Гражданскому кодексу РФ;
  • Налоговому кодексу РФ;
  • Федеральному закону «О бухгалтерском учёте»;
  • Положению по ведению бухгалтерского учёта и отчётности в РФ;
  • Положению по бухгалтерскому учёту 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»;
  • Положению по бухгалтерскому учёту 1/98 «Учётная политика организации»;
  • Приказу Министерства РФ «О формах  бухгалтерской отчётности организации» от 13.07.2003г. №67н.

Аудиту подвергаются бухгалтерский  баланс, отчёт о прибылях и убытках  и другие формы бухгалтерской  отчётности, которые были перечислены  в первой главе данной работы.

В процессе проведения аудита бухгалтерской  отчётности на соответствие нормам действующего законодательства предполагается решить следующие задачи:

  • проверить состав и содержание форм отчётности, увязку её показателей (соответствие значений одинаковых показателей, отражённых в различных формах отчётности);
  • подтвердить достоверность показателей отчётности;
  • проверить правильность оценки статей отчётности.

Подтверждение достоверности показателей  отчётности подразумевает изучение результатов инвентаризации, проводимой перед составлением годового отчёта.

Проверка правильности оценки статей отчётности позволяет удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при её составлении:

  • отражение в отчётности стоимости имущества и обязательств предприятия должно производиться в рублях;
  • оценка имущества и обязательств должна осуществляться путём суммирования произведённых расходов;
  • зачёт между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается;
  • методики формирования показателей отчётности должны соответствовать требованиям нормативных документов.

По объектная проверка бухгалтерской отчётности предполагает проверку в разрезе элементов финансовой отчётности. Среди таких элементов можно выделить: разделы баланса и их соотношение и статьи баланса и их соотношение внутри раздела. Собирая доказательства достоверности (недостоверности) каждого отдельного элемента отчётности, аудитор получает общее представление об отчётности в целом.

Проведение по объектной  проверки предполагается осуществить  по следующим направлениям:

  • проверка бухгалтерского учёта основных средств;
  • проверка учёта производственных запасов;
  • проверка бухгалтерского учёта кассовых операций и операций по банковским счетам;
  • аудит расчётов с дебиторами и кредиторами;
  • аудит капитала предприятия;
  • проверка ведения бухгалтерского учёта расходов;
  • проверка учёта доходов.

Проверка различных объектов учёта, проведённая в соответствии с программой аудита, позволяет собрать  достаточное количество качественных аудиторских доказательств для оценки полноты и достоверности показателей бухгалтерской отчётности.

Программа представляется в виде таблицы, где перечислены разделы аудита, аудиторские процедуры и рабочие документы аудитора.

 

 

 

 

 

                  

 

       

 

 

 

 

 

 

 

I I. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности

2.1. Нормативные документы

Рыночные условия хозяйствования предопределили значительные изменения  в системе нормативного регулирования  бухгалтерской отчётности в России. Это прежде всего связано с тем, что бухгалтерская отчётность, как свидетельствует мировая практика, является одним из важнейших инструментов рыночных отношений, обеспечивая каждого субъекта рынка необходимой ему финансовой информацией. Начиная с 1996 года бухгалтерская отчётность в России регулируется нормативными правовыми актами четырёх уровней. Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Уровень

Документы

Органы, принимающие документы

1-ый –

законодательный

Федеральные законы, постановления, указы

Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ

2-ой –

Нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

3-ий –

методический

Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания

Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы

4-ый –

организационный

Организационно-распорядительная документация

(приказ, распоряжение и т.п.)

в рамках учетной политики

хозяйствующего субъекта

Организации, консультационные фирмы


 

Аудит предприятия проводился в соответствии с федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами представленными в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2.

Наименование нормативного документа

Содержание нормативного документа

Назначение  нормативного документа

 

Гражданский кодекс РФ, ч.2, гл. 42, п.2

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения  и порядок осуществления права  собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним  средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные  и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии  воли и имущественной самостоятельности  участников.

 
 

Налоговый кодекс РФ (ч.1), утвержденный Федеральным законом № 146-ФЗ от 31 июля 1998 г. ( в ред. Федерального закона № 154-ФЗ от 9 июля 1999 г.)

Определены права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых органов  и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах  и сборах.

Устанавливает систему налогов  и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации

1

ФЗ «О бухгалтерском учете» №402 от 06.12.2011г.

Общие положения и требования по ведению бухгалтерского учета в  РФ

установление единых требований к  бухгалтерскому учету, в том числе  бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма  регулирования бухгалтерского учета.

2

ФЗ «Об Аудиторской деятельности»  №307 от 30.12.2008г., ред. От 21.11.2011г.

правовые основы регулирования  аудиторской деятельности в Российской Федерации.

определяет правовые основы регулирования  аудиторской деятельности в Российской Федерации, а также порядок проведения аудита

3

ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об акционерных обществах", изм.21.11.2011г. 

Основные положения об акционерных  обществах

определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных  обществ, права и обязанности  их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.

     

Продолжение табл.2.2.

4

Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"

 

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, инструкцию по применению

устанавливает единые подходы к  применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета

5

Приказ Минфина РФ N 71, ФКЦБ РФ N 149 от 05.08.1996 "О Порядке оценки стоимости  чистых активов акционерных обществ"

Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ.

 

6

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) "Об утверждении  федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности" 
 

федеральные правила (стандарты) аудиторской  деятельности.

устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется - аудит), которые аудиторская организация  и индивидуальный аудитор (далее  именуются - аудитор) обязаны соблюдать.

7

Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н (ред. от 05.10.2011) "О формах бухгалтерской  отчетности организаций"

Утвержденные формы бухгалтерской  отчетности

В целях совершенствования нормативно-правового  регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций

8

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность» (утв. Приказом МФРФ №43н от 6 июля 1999 г.)

Общие положения. Определения. Состав бухгалтерской отчетности и общие  требования к ней. Содержание бухгалтерского баланса.  Содержание отчета о прибылях и убытках. Содержание пояснений  к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Правила  оценки статей бухгалтерской отчетности. Информация, сопутствующая бухгалтерской  отчетности. Аудит бухгалтерской  отчетности. Публичность бухгалтерской  отчетности. Промежуточная бухгалтерская отчетность.

Устанавливает состав, содержание и  методические основы формирования бухгалтерской  отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций  и государственных (муниципальных) учреждений.

9

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н (в ред. Приказа МФ РФ от 30.12.2010г. № 186 н)

Основные правила ведения бухгалтерского учета, требования к ведению бухгалтерского учета, документирование хозяйственных  операций, регистры бухгалтерского учета. Основные правила составления и  представления бухгалтерской отчетности.

Положение определяет порядок организации  и ведения бухгалтерского учета, составления и представления  бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы

10

Методические рекомендации о порядке  формирования показателей бухгалтерской  отчетности организации. Приказ Минфина  РФ от 28.06.2000г. № 60-н. 

Порядок формирования

показателей бухгалтерского баланса.

Порядок

формирования данных Отчета о прибылях и убытка.

Порядок формирования пояснений

к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Отчет о целевом использовании полученных средств.

Устанавливают порядок формирования бухгалтерской отчетности для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации

11

Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ (ред. от 28.12.2010, с изм. от 18.07.2011) "О  внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса  Российской Федерации и некоторые  другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими  силу отдельных актов (положений  актов) законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)

 

   

12

Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении положений  по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)") (Зарегистрировано в Минюсте  РФ 27.10.2008 N 12522) (с изм. и доп., вступающими  в силу с 01.01.2011)

 

 

устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия  учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением  кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) (далее - организации).

13

Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств"

Методические указания и порядок  проведения инвентаризации

Методические указания устанавливают  порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов.

14

Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 N 405 "О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности"

 

Требования по обеспечению качества аудита

устанавливает единые требования к  внутреннему контролю качества аудита.

15

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) "О лицензировании отдельных видов деятельности"

 

 

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями в связи с  осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.


 

2.2. Программа аудита на ОАО «Завод бетонных блоков»

Прежде чем приступить к разработке программы аудита, необходимо определить цель и процедуры проведения аудита. Цели аудита представляют намеченные к выполнению задачи, а процедуры  аудита – это средства для достижения целей аудита. В нашем случае целью  проведения  аудита является – оценка достоверности финансовой (бухгалтерской отчетности) ОАО «Завод бетонных блоков».

Планирование, являясь начальным  этапом проведения аудита, включает в  себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием  ожидаемого объема, графиков и сроков поведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления  аудиторских процедур, необходимых  для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Аудиторская организация  и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и  детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Разработанная нами программа  учитывает положения Федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита бухгалтерской отчётности», №2 «Документирование  аудита», №3 «Планирование аудита».

Программа оформляется документально, каждой аудиторской процедуре присваивается  номер, чтобы в процессе работы иметь  возможность делать ссылки на них  в рабочих документах. Аудиторская  программа составлена в виде программы проведения аудиторских процедур по существу.

Разработанная программа  аудита включает  пообъектную проверку бухгалтерской отчётности ОАО «Завод бетонных блоков» и проверку соответствия бухгалтерской отчётности требованиям действующего законодательства.

Аудиту подвергаются бухгалтерский  баланс, отчёт о прибылях и убытках  и другие формы бухгалтерской  отчётности, которые были перечислены  в первой главе данной работы.

В процессе проведения аудита бухгалтерской отчётности на соответствие нормам действующего законодательства предполагается решить следующие задачи:

- проверить состав и содержание форм отчётности, увязку её показателей (соответствие значений одинаковых показателей, отражённых в различных формах отчётности);

- подтвердить достоверность показателей отчётности;

Информация о работе Аудит финансовой отчетности на примере предприятия ОАО «Завод бетонных блоков»