Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть методику аудиторской проверки учета доходов и расходов (на примере Закрытого акционерного общества «Тюмгазаппарат»).
Достижение данной цели обусловлено решением следующих задач:
1. Определить цель, задачи аудиторской проверки доходов и расходов организации, информационное обеспечение и объекты этой проверки;
2. Осуществить планирование аудиторской проверки доходов и расходов организации;
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ
5
1.1. Цель, задачи, информационное обеспечение и объект проверки учета доходов и расходов организации
5
1.2. Планирование аудиторской проверки учета доходов и расходов организации
8
2. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
13
2.1. Методика проверки доходов и расходов по основной и прочей деятельности
13
2.2. Методика аудиторской проверки доходов и расходов будущих периодов
21
2.3. Отчет аудитора по результатам проверки учета доходов и расходов организации
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
– расходы по операциям с тарой – в корреспонденции со счетами учета затрат;
– проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), – в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;
– расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, – в корреспонденции со счетами учета расчетов;
– штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, уплаченные или признанные к уплате, – в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;
– расходы на содержание производственных мощностей и объектов, находящихся на консервации, – в корреспонденции со счетами учета затрат;
– возмещение причиненных организацией убытков – в корреспонденции со счетами учета расчетов;
– убытки прошлых лет, признанные в отчетном году, – в корреспонденции со счетами учета расчетов, начислений амортизации и др.;
– отчисления в резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, под снижение стоимости материальных ценностей, по сомнительным долгам – в корреспонденции со счетами учета этих резервов;
– суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания, – в корреспонденции со счетами учета дебиторской задолженности;
– курсовые разницы – в корреспонденции со счетами учета денежных средств, финансовых вложений, расчетов и др.;
– расходы, связанные с рассмотрением дел в судах, – в корреспонденции со счетами учета расчетов и др.;
– прочие расходы.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91 «Прочие доходы и расходы» (кроме субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»), закрываются внутренними записями на субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
Аналитический учет по счету 91 «Прочие доходы и расходы» ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.
По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам правильности учета прочих доходов и расходов.
2.2. Методика аудиторской проверки доходов и расходов будущих периодов
Выполняя процедуру проверки доходов будущих периодов, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:
– бухгалтерский учет доходов будущих периодов соответствует положениям нормативных актов?
– данные аналитического и синтетического учета по счету 98 «Доходы будущих периодов» соответствуют данным главной книги и баланса?
– корреспонденция счетов по счету 98 «Доходы будущих периодов» составлена в соответствии с положениями нормативных актов?
Порядок проведения аудита доходов будущих периодов включает ряд последовательных этапов:
1. Сверка данных аналитического учета доходов будущих периодов с оборотами и остатками синтетического учета.
При проведении аудита необходимо сверить тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счету 98 синтетического учета доходов будущих периодов.
Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по счету 98 учета доходов будущих периодов.
Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.
2. Сверка данных бухгалтерского учета доходов будущих периодов с данными бухгалтерской отчетности.
Аудиторская организация при проведении аудита должна получить достаточный объем аудиторских доказательств, чтобы убедиться, что:
– конечные сальдо по счету синтетического учета доходов будущих периодов (98) предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемого отчетного периода;
– соответствующие показатели бухгалтерской отчетности на начало и конец отчетного периода соответствуют учетным данным регистров синтетического и аналитического учета доходов будущих периодов;
– проверка правильности формирования и списания доходов будущих периодов.
При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке формирования доходов будущих периодов.
Для обобщения информации о доходах, полученных (начисленных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, а также предстоящих поступлениях задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы, и разницах между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью ценностей, принятой к бухгалтерскому учету при выявлении недостачи и порчи, предназначен счет 98 «Доходы будущих периодов».
В качестве доходов будущих периодов могут быть учтены:
– арендная или квартирная плата;
– плата за коммунальные услуги;
– выручка за грузовые перевозки, за перевозки пассажиров по месячным и квартальным билетам;
– абонементная плата за пользование средствами связи и др.
Таким образом, к доходам будущих периодов относятся суммы, поступившие по договорам, которые заключены на длительный срок и не предусматривают перерасчетов по факту оказания услуг (выполнения работ).
Суммы, учтенные как доходы будущих периодов, списывают в том отчетном периоде, к которому они относятся.
Выполняя процедуру проверки расходов будущих периодов, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:
– бухгалтерский учет расходов будущих периодов соответствует положениям нормативных актов?
– данные аналитического и синтетического учета по счету 97 «Расходы будущих периодов» соответствуют данным главной книги и баланса?
– корреспонденция счетов по счету 97 «Расходы будущих периодов» составлена в соответствии с положениями нормативных актов?
Порядок проведения аудита расходов будущих периодов включает ряд последовательных этапов:
1. Сверка данных аналитического учета расходов будущих периодов с оборотами и остатками синтетического учета.
При проведении аудита необходимо сверить тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счету 97 синтетического учета расходов будущих периодов.
Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по счету 97 учета расходов будущих периодов.
Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.
2. Сверка данных бухгалтерского учета расходов будущих периодов с данными бухгалтерской отчетности.
Аудиторская организация при проведении аудита должна получить достаточный объем аудиторских доказательств, чтобы убедиться, что:
– конечные сальдо по счету синтетического учета расходов будущих периодов (97) предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемого отчетного периода;
– соответствующие показатели бухгалтерской отчетности на начало и конец отчетного периода соответствуют учетным данным регистров синтетического и аналитического учета расходов будущих периодов;
– проверка правильности формирования расходов будущих периодов.
При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке формирования расходов будущих периодов.
Согласно Инструкции по применению плана счетов, для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов». В частности, на этом счете могут быть отражены расходы, связанные с горно-подготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером; освоением новых производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий; неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв или фонд) и др.
В качестве расходов будущих периодов (помимо упомянутых в Инструкции по применению плана счетов) могут быть учтены:
– суммы, уплаченные вперед за рекламу производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);
– затраты организации на получение лицензии на право осуществления определенного вида деятельности;
– затраты по сертификации продукции, работ или услуг;
– затраты на ремонт основных средств, если такие ремонты производятся неравномерно в течение года и организация не создает соответствующий резерв.
Как известно, организация имеет право принять к вычету сумму НДС, предъявленную при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), если одновременно выполнены следующие условия:
– товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или для перепродажи (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ);
– организация имеет счет-фактуру, оформленный в установленном порядке (п. 1 ст. 172 НК РФ);
– товары (работы, услуги) приняты к учету на основании соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ);
– в данном налоговом периоде у организации были налогооблагаемые операции.
Это правило действует и в том случае, если в бухучете стоимость оказанных исполнителем услуг (выполненных работ) бухгалтер организации принял к учету (на основании соответствующих первичных документов) и отразил в составе расходов будущих периодов – никаких исключений для этой ситуации Налоговый кодекс не предусматривает.
Если же организация оплачивает работы (услуги) авансом, то принять к вычету «входной» НДС, уплаченный исполнителю в составе предоплаты, можно будет лишь после того, как эти работы (услуги) будут приняты к учету, что подтверждается соответствующими первичными документами.
Глава 25 Налогового кодекса не содержит такого понятия, как расходы (доходы) будущих периодов. Для целей налогообложения расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок (абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ). Предположим, что в договоре указан срок, в течение которого организация имеет право на использование какого-либо имущества. Например, это договоры подписки на периодические издания, страхования, приобретения лицензии. В таких случаях расходы списываются равномерно в течение установленного срока. То есть применяются методы признания расходов, которые аналогичны бухгалтерским.
Если в договоре срок не зафиксирован и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или устанавливается косвенным путем, налогоплательщик самостоятельно распределяет расходы. Например, организация приобрела в пользование компьютерную программу. Срок, в течение которого покупатель вправе пользоваться программным продуктом, в договоре не указан. Согласно распоряжению руководителя стоимость программы в налоговом учете можно включить в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, единовременно.
В ситуации, когда условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы в течение этих отчетных (налоговых) периодов распределяются налогоплательщиком самостоятельно. При этом используется принцип равномерности (пропорциональности) признания доходов и расходов по аналогии с бухучетом. При выполнении работ с длительным технологическим циклом, когда не предусмотрена поэтапная сдача работ, доход от реализации указанных работ налогоплательщик распределяет самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам.
Кроме того, существует группа расходов, прямо поименованных в 25-й главе Кодекса, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль не в момент возникновения, а по особым правилам. Это расходы на НИОКР, на освоение природных ресурсов и др.
3. Проверка правильности списания расходов будущих периодов.
При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке списания расходов будущих периодов.
Расходы будущих периодов при наступлении отчетного периода, к которому они относятся, списываются на счета учета затрат на производство и расходов на продажу:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44, ...) Кредит 97 – расходы будущих периодов учтены в составе производственных затрат (расходов на продажу).
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предполагает два способа списания расходов будущих периодов: