Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 17:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ состава, структуры и обеспеченности государственного предприятия трудовыми ресурсами и разработка проекта мероприятий по повышению уровня квалификации, образования и укомплектованности кадрами.
Введение
Глава 1. Краткая характеристика организационно- экономических условий предприятия.
Глава 2. Анализ трудовых ресурсов и состояния социальной инфраструктуры
2.1. Анализ демографического состояния и факторов их формирования 2.2. Анализ социальной инфраструктуры и перспективы её развития.
2.3. Анализ занятости трудовых ресурсов
2.4. Анализ использования рабочей силы.
2.5. Анализ производительности труда.
Заключение.
Список использованной литературы.
Разделение по традиционной методике
Трудовые ресурсы (трудоспособное население в трудоспособном возрасте + работающие подростки + работающие инвалиды + работающие пенсионеры – неработающие льготные пенсионеры).
Население,
которое не принадлежит к трудовым
ресурсам (дети и неработающие пенсионеры,
в том числе льготные, подростки).
Экономически
активное население – это часть населения,
обеспечивающая предложение рабочей силы
для производства товаров и услуг. Уровень
экономической активности населения рассчитывается
по формуле:
Уэ.а.н. =
dэ.а.н. / Чн.,
где Уэ.а.н. – уровень экономической активности населения;
dэ.а.н. – доля в общей численности экономически активного населения;
Чн. – общая численность населения.
Экономически неактивное население – это население, которое не входит в состав экономически активного населения, включая лиц младшего возраста, установленного для измерения численности. Численность экономически неактивного населения определяется по отношению к обследуемому периоду и включает следующие категории:
а) учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая дневные аспирантуры и докторантуры);
б) лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсию по случаю потери кормильца при достижении ими пенсионного возраста;
в) лица, получающие пенсии по инвалидности (I, II, III группы);
г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т. п.;
д) лица, отчаявшиеся найти работу, т. е. прекратившие поиск работы, исчерпавшие все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;
е) другие лица, у которых нет необходимости работать независимо от источника дохода.
Занятые экономической деятельностью – это лица в возрасте 15–70 лет, которые выполняют работы за вознаграждение по найму на условиях полного или неполного рабочего времени, работают индивидуально (самостоятельно) или в отдельных работодателей – граждан-работодателей, на собственном (семейном) предприятии, безвозмездно работающие члены домашнего хозяйства, занятые в личном подсобном сельском хозяйстве, а также временно отсутствующие на работе. Занятыми по этой методике считаются лица, которые работали на протяжении недели не меньше четырех часов (в личном подсобном хозяйстве – не меньше 30-ти часов) независимо от того, была это постоянная, временная, сезонная, случайная или другая работа.
Безработные, в определении МОТ, – это лица в возрасте 15–70 лет (как зарегистрированные, так и незарегистрированные в государственной службе занятости), которые одновременно удовлетворяют трем условиям: не имеют работы (прибыльного занятия), ищут работу или стараются организовать собственное дело, готовые приступить к работе на протяжении следующих двух недель. К этой категории принадлежат также лица, которые учатся по направлениям службы занятости, нашли работу и ждут ответа или готовятся к ней приступить, но на данный момент еще не работают.
По украинскому
законодательству безработными признаются
граждане, которые не имеют работы и заработка,
зарегистрированные в органах службы
занятости, ищут работу и готовы к ней
приступить. Как видим, официальная система
учета безработицы в Украине занижает
реальные показатели, поскольку большая
часть безработных такими не считаются,
так как они по разной причине не регистрируются
в службе занятости.
2.2. Анализ социальной инфраструктуры и перспективы её развития.
Под
социальной инфраструктурой понимают
развитие тех отраслей, которые обеспечивают
нормальные условия для жизнедеятельности
людей. География инфраструктуры тесно
связана с районным планированием и градостроением.
Инфраструктура является производной
величиной от развития производства и
размещения отраслей народного хозяйства,
и вместе с тем она влияет на ее развитие
и темпы урбанизации.
Одной из важных отраслей социальной инфраструктуры
есть розничная торговля, которая обеспечивает
людей товарами народного потребления.
В 2006 г. количество предприятий розничной
торговли в Украине составляли 933,7 тысяч.
Важную роль в обществе играет общественное
питание, которое обеспечивает население
продукцией питания. Количество предприятий
в 2006 г. составляли 940,3 тыс. заведений разного
типа (буфеты, столовые, разных категорий
рестораны и тому подобное).
Важным показателем развития социальной инфраструктуры является обеспечение населения Украины жильем. Жилищный фонд в расчете на одного жителя составляет 19,2 м2, однако значительная часть городского населения не обеспечена жильем. Жилищный фонд в значительной мере устарел и не менее чем 30% в нем нуждаются замены и модернизации.
Интеллектуальный потенциал в значительной мере определяется учебными заведениями, которые готовят кадры высшей квалификации. Исторически сложилось так, что высшие учебные заведения размещены в больших городах и вследствие этого концентрируются в определенных регионах. Очень большое значение имеет развитие санаторно-курортного комплекса. О потребности создания новых и расширения существующих баз отдыха и лечения свидетельствует то, что требования людей к курортным услугам не удовлетворяются, поскольку много из них отдыхают в приморских областях в летний период не организовано.
Ресурсы социального развития субъектов Украины используются не в полной мере. Социальные мероприятия сохраняют свое вторичное значение по сравнению с экономическими, административными и собственно политическими вопросами. Редко проводится социальная экспертиза экономических программ. Источники финансирования для решения социальных задач ищутся обычно только в областных бюджетах без использования других возможностей.
В целом социальная инфраструктура остается объектом бюджетного финансирования и субсидирования. В этой связи важное значение имеет анализ налогово-финансового механизма ее регулирования с точки зрения повышения эффективности использования выделяемых ресурсов.
В современных условиях социальная инфраструктура - важная характеристика степени экономической и социальной развитости общества, показатель широты и глубины использования материальных возможностей для рациональной жизнедеятельности людей.
Роль социальной инфраструктуры проявляется прежде всего в том, что она может повышать или уменьшать эффективность действующей хозяйственной структуры. Ее состояние отражает социальный потенциал, зрелость существующей материальной базы общества, региона и отдельных коллективов.
В настоящее время развитие социальной инфраструктуры оказывает значительное влияние на все без исключения процессы, происходящие в обществе, как, например, рациональное использование трудовых ресурсов, межнациональные отношения, расселение, здоровье человека и т.д. Практически нет той сферы общественной жизни, где бы не стоял вопрос об укреплении и нормальном использовании материально-вещественных элементов. Причем эта взаимосвязь социальной практики и общих условий жизнедеятельности человека проявляется в том, что, с одной стороны, осуществление целей человека обязательно предполагает наличие материально-вещественных элементов, с другой стороны, инфраструктура воздействует на его сознание и поведение.
Рациональное развитие социальной инфраструктуры - многоаспектная проблема, которая требует решения многих вопросов научного управления. История хозяйствования неоднократно свидетельствовала, что игнорирование социальных аспектов деятельности людей, в том числе и общих условий, приводит к серьезному нарушению механизма развития общественных отношений.
Нередко элементы социальной инфраструктуры рассматриваются в отрыве друг от друга, в контексте частных технических, производственных, организационных или экономических задач. Следовательно, речь идет о том, что все компоненты социальной инфраструктуры должны быть предметом единого, целостного процесса управления и планирования. Именно отсутствие комплексности и взаимной увязки ее элементов сказывалось и до сих пор сказывается на эффективности управления, на рациональном использовании сил и возможностей экономики.
Направления развития социальной инфраструктуры определяются процессами обновления общества. Потребность в относительно самостоятельном развитии социальной инфраструктуры обусловлена необходимостью дальнейшей разработки нормативной базы. Важное значение приобретает социальная инфраструктура при рассмотрении проблем развития городов, урбанизированных территорий и агломераций. Эффективное управление этими процессами невозможно представить без учета особенностей функционирования социальной базы поведения людей. В сегодняшних условиях увеличивается число претензий к городам, и особенно крупным (неудобство для проживания, недостаточно хорошие условия для повседневной жизни) (А.В.Дмитриев, С.Н.Железко, М.Н.Межевич).
В
современных условиях усложнились
задачи, стоящие перед
И,
наконец, совершенствование социальной
инфраструктуры - это улучшение не
только условий, но и в известном
смысле форм жизнедеятельности людей.
Значение их научного обоснования велико,
потому что предоставляет людям возможность
проявить себя как в творческом отношении,
так и в процессе отдыха, организации культурного
досуга, выбора мест приложения своих
интересов. Ее развитие снимает проблему
медвежьих углов, богом забытых территорий,
устраняет изолированность людей от очагов
культуры
2.3. Анализ занятости трудовых ресурсов
В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости. При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем занятости, что обусловливает наличие безработицы. Вместе с тем это превышение не беспредельно для обеспечения экономической и социальной стабильности общества. Поэтому в странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически. Статистические данные необходимы при регулировании рынка труда, обеспечении социальной защиты населения, организации своевременной профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Задачи занятости и безработицы:
Выполнение этих задач создает условия для измерения предложения рабочей силы и ее фактического использования. Их решение основывается на сочетании ряда источников информации.
В
соответствии с рекомендациями МОТ,
как было отмечено ранее, статистика
рассматривает численность
Под
экономически активным населением (рабочей
силой) подразумевается часть
Численность экономически активного населения оценивают по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости. Чтобы иметь представление об уровне экономической активности населения страны (региона), определяется доля экономически активного населения в общей численности населения. Правильное измерение экономически активного населения зависит от того, как точно определены его две составные части: занятые и безработные.
К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
Информация о работе Анализ трудовых ресурсов и состояния социальной инфраструктуры