Анализ трудовых ресурсов и состояния социальной инфраструктуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ состава, структуры и обеспеченности государственного предприятия трудовыми ресурсами и разработка проекта мероприятий по повышению уровня квалификации, образования и укомплектованности кадрами.

Оглавление

Введение

Глава 1. Краткая характеристика организационно- экономических условий предприятия.

Глава 2. Анализ трудовых ресурсов и состояния социальной инфраструктуры

2.1. Анализ демографического состояния и факторов их формирования 2.2. Анализ социальной инфраструктуры и перспективы её развития.

2.3. Анализ занятости трудовых ресурсов

2.4. Анализ использования рабочей силы.

2.5. Анализ производительности труда.

Заключение.

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая по Эк. анализу.doc

— 417.50 Кб (Скачать)

       Разделение  по традиционной методике

       Трудовые  ресурсы (трудоспособное население  в трудоспособном возрасте + работающие подростки + работающие инвалиды + работающие пенсионеры – неработающие льготные пенсионеры).

       Население, которое не принадлежит к трудовым ресурсам (дети и неработающие пенсионеры, в том числе льготные, подростки).   

       Экономически  активное население – это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Уровень экономической активности населения рассчитывается по формуле:  

       Уэ.а.н. = dэ.а.н. / Чн. 

       где    Уэ.а.н. – уровень экономической активности населения;

       dэ.а.н. – доля в общей численности экономически активного населения;

       Чн. – общая численность населения.

       Экономически  неактивное население – это население, которое не входит в состав экономически активного населения, включая лиц младшего возраста, установленного для измерения численности. Численность экономически неактивного населения определяется по отношению к обследуемому периоду и включает следующие категории:

       а) учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая дневные аспирантуры и докторантуры);

       б) лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсию по случаю потери кормильца при достижении ими пенсионного возраста;

       в) лица, получающие пенсии по инвалидности (I, II, III группы);

       г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т. п.;

       д) лица, отчаявшиеся найти работу, т. е. прекратившие поиск работы, исчерпавшие все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;

       е) другие лица, у которых нет необходимости работать независимо от источника дохода.

       Занятые экономической деятельностью – это лица в возрасте 15–70 лет, которые выполняют работы за вознаграждение по найму на условиях полного или неполного рабочего времени, работают индивидуально (самостоятельно) или в отдельных работодателей – граждан-работодателей, на собственном (семейном) предприятии, безвозмездно работающие члены домашнего хозяйства, занятые в личном подсобном сельском хозяйстве, а также временно отсутствующие на работе. Занятыми по этой методике считаются лица, которые работали на протяжении недели не меньше четырех часов (в личном подсобном хозяйстве – не меньше 30-ти часов) независимо от того, была это постоянная, временная, сезонная, случайная или другая работа.

       Безработные, в определении МОТ, – это лица в возрасте 15–70 лет (как зарегистрированные, так и незарегистрированные в государственной службе занятости), которые одновременно удовлетворяют трем условиям: не имеют работы (прибыльного занятия), ищут работу или стараются организовать собственное дело, готовые приступить к работе на протяжении следующих двух недель. К этой категории принадлежат также лица, которые учатся по направлениям службы занятости, нашли работу и ждут ответа или готовятся к ней приступить, но на данный момент еще не работают.

       По украинскому законодательству безработными признаются граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости, ищут работу и готовы к ней приступить. Как видим, официальная система учета безработицы в Украине занижает реальные показатели, поскольку большая часть безработных такими не считаются, так как они по разной причине не регистрируются в службе занятости. 
 

    2.2. Анализ социальной  инфраструктуры и  перспективы её развития.

       Под социальной инфраструктурой понимают развитие тех отраслей, которые обеспечивают нормальные условия для жизнедеятельности людей. География инфраструктуры тесно связана с районным планированием и градостроением. Инфраструктура является производной величиной от развития производства и размещения отраслей народного хозяйства, и вместе с тем она влияет на ее развитие и темпы урбанизации.  
Одной из важных отраслей социальной инфраструктуры есть розничная торговля, которая обеспечивает людей товарами народного потребления. В 2006 г. количество предприятий розничной торговли в Украине составляли 933,7 тысяч.  
Важную роль в обществе играет общественное питание, которое обеспечивает население продукцией питания. Количество предприятий в 2006 г. составляли 940,3 тыс. заведений разного типа (буфеты, столовые, разных категорий рестораны и тому подобное). 

       Важным показателем развития социальной инфраструктуры является обеспечение населения Украины жильем. Жилищный фонд в расчете на одного жителя составляет 19,2 м2, однако значительная часть городского населения не обеспечена жильем. Жилищный фонд в значительной мере устарел и не менее чем 30% в нем нуждаются замены и модернизации. 

       Интеллектуальный потенциал в значительной мере определяется учебными заведениями, которые готовят кадры высшей квалификации. Исторически сложилось так, что высшие учебные заведения размещены в больших городах и вследствие этого концентрируются в определенных регионах. Очень большое значение имеет развитие санаторно-курортного комплекса. О потребности создания новых и расширения существующих баз отдыха и лечения свидетельствует то, что требования людей к курортным услугам не удовлетворяются, поскольку много из них отдыхают в приморских областях в летний период не организовано. 

       Ресурсы социального развития субъектов Украины используются не в полной мере. Социальные мероприятия сохраняют свое вторичное значение по сравнению с экономическими, административными и собственно политическими вопросами. Редко проводится социальная экспертиза экономических программ. Источники финансирования для решения социальных задач ищутся обычно только в областных бюджетах без использования других возможностей.

       В целом социальная инфраструктура остается объектом бюджетного финансирования и субсидирования. В этой связи важное значение имеет анализ налогово-финансового механизма ее регулирования с точки зрения повышения эффективности использования выделяемых ресурсов.

       В современных условиях социальная инфраструктура - важная характеристика степени экономической и социальной развитости общества, показатель широты и глубины использования материальных возможностей для рациональной жизнедеятельности людей.

       Роль  социальной инфраструктуры проявляется  прежде всего в том, что она  может повышать или уменьшать  эффективность действующей хозяйственной структуры. Ее состояние отражает социальный потенциал, зрелость существующей материальной базы общества, региона и отдельных коллективов.

       В настоящее время развитие социальной инфраструктуры оказывает значительное влияние на все без исключения процессы, происходящие в обществе, как, например, рациональное использование трудовых ресурсов, межнациональные отношения, расселение, здоровье человека и т.д. Практически нет той сферы общественной жизни, где бы не стоял вопрос об укреплении и нормальном использовании материально-вещественных элементов. Причем эта взаимосвязь социальной практики и общих условий жизнедеятельности человека проявляется в том, что, с одной стороны, осуществление целей человека обязательно предполагает наличие материально-вещественных элементов, с другой стороны, инфраструктура воздействует на его сознание и поведение.

       Рациональное  развитие социальной инфраструктуры - многоаспектная проблема, которая требует  решения многих вопросов научного управления. История хозяйствования неоднократно свидетельствовала, что игнорирование социальных аспектов деятельности людей, в том числе и общих условий, приводит к серьезному нарушению механизма развития общественных отношений.

       Нередко элементы социальной инфраструктуры рассматриваются в отрыве друг от друга, в контексте частных технических, производственных, организационных или экономических задач. Следовательно, речь идет о том, что все компоненты социальной инфраструктуры должны быть предметом единого, целостного процесса управления и планирования. Именно отсутствие комплексности и взаимной увязки ее элементов сказывалось и до сих пор сказывается на эффективности управления, на рациональном использовании сил и возможностей экономики.

       Направления развития социальной инфраструктуры определяются процессами обновления общества. Потребность в относительно самостоятельном развитии социальной инфраструктуры обусловлена необходимостью дальнейшей разработки нормативной базы. Важное значение приобретает социальная инфраструктура при рассмотрении проблем развития городов, урбанизированных территорий и агломераций. Эффективное управление этими процессами невозможно представить без учета особенностей функционирования социальной базы поведения людей. В сегодняшних условиях увеличивается число претензий к городам, и особенно крупным (неудобство для проживания, недостаточно хорошие условия для повседневной жизни) (А.В.Дмитриев, С.Н.Железко, М.Н.Межевич).

       В современных условиях усложнились  задачи, стоящие перед сельскохозяйственным производством, что потребовало коренных изменений общих условий жизни селян. В настоящее время в сельском хозяйстве четко прослеживается тенденция первоочередного осуществления магистральных проектов создания современной инфраструктуры, предназначенной, во-первых, для эффективного функционирования основных форм собственности и, во-вторых, для решения важнейших социально-культурных проблем (Л.В.Бондаренко).

       И, наконец, совершенствование социальной инфраструктуры - это улучшение не только условий, но и в известном  смысле форм жизнедеятельности людей. Значение их научного обоснования велико, потому что предоставляет людям возможность проявить себя как в творческом отношении, так и в процессе отдыха, организации культурного досуга, выбора мест приложения своих интересов. Ее развитие снимает проблему медвежьих углов, богом забытых территорий, устраняет изолированность людей от очагов культуры 
 
 

    2.3. Анализ занятости  трудовых ресурсов 

       В соответствии с концепцией рабочей  силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости. При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем занятости, что обусловливает наличие безработицы. Вместе с тем это превышение не беспредельно для обеспечения экономической и социальной стабильности общества. Поэтому в странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически. Статистические данные необходимы при регулировании рынка труда, обеспечении социальной защиты населения, организации своевременной профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

       Задачи  занятости и безработицы:

  1. сбор данных о численности занятых и безработных как составных частях рабочей силы;
  2. измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда;
  3. изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования;
  4. изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости;
  5. измерение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда с целью разработки программы занятости.

       Выполнение  этих задач создает условия для  измерения предложения рабочей  силы и ее фактического использования. Их решение основывается на сочетании ряда источников информации.

       В соответствии с рекомендациями МОТ, как было отмечено ранее, статистика рассматривает численность занятых  и безработных как две составные  части экономически активного населения, т. е. рабочей силы.

       Под экономически активным населением (рабочей  силой) подразумевается часть населения, обеспечивающая предложение рабочей  силы для производства товаров и  услуг. Численность экономически активного  населения измеряется по отношению  к определенному периоду и включает занятых и безработных.

       Численность экономически активного населения  оценивают по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости. Чтобы иметь представление об уровне экономической активности населения  страны (региона), определяется доля экономически активного населения в общей численности населения. Правильное измерение экономически активного населения зависит от того, как точно определены его две составные части: занятые и безработные.

       К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

  1. выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан);
  2. временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, по случаю отпуска и другим причинам;
  3. выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

       К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

Информация о работе Анализ трудовых ресурсов и состояния социальной инфраструктуры