Анализ рентабельности капитала и продаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является рассмотрение рентабельности капитала и продаж, а также путей их повышения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
рассмотреть показатели рентабельности по видам;
рассмотреть пути повышения рентабельности

Файлы: 1 файл

введение,теория, расчётная часть.doc

— 655.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

1.3.3 Рентабельность капитала

 

Рентабельность собственного капитала – показатель чистой прибыли в сравнении с собственным капиталом организации. Это важнейший финансовый показатель отдачи для любого инвестора, собственника бизнеса, показывающий, насколько эффективно был использован вложенный в дело капитал. Данный показатель характеризует эффективность использования не всего капитала организации, а только той его части, которая принадлежит собственникам предприятия.

 

Расчет (формула)

Рентабельность собственного капитала рассчитывается делением чистой прибыли (обычно, за год) на собственный капитал организации:

 

Рентабельность капитала = Чистая прибыль / Собственный капитал

 

Для получения результата в виде процента, указанное отношение часто умножают на 100. Более точный расчет подразумевает использование средней арифметической величины собственного капитала за тот период, за который берется чистая прибыль (как правило, за год) – к собственному капиталу на начало периода прибавляют собственный капитал на конец периода и делят на 2.

Чистая прибыль организации берется по данным "Отчета о прибылях и убытках", собственный капитал – по данным пассива Баланса.

Чтобы рассчитать показатель за период, отличный от года, но получить сопоставимые годовые данные, используют формулу:

 

Рентабельность капитала = Чистая прибыль*(365/Кол-во дней в периоде)/((Собственный капитал на начало периода + Собственный капитал на конец периода)/2)

Особым подходом к расчету рентабельности капитала является использование формулы Дюпона. Формула Дюпона разбивает показатель на три составляющие, или фактора, позволяющие глубже понять полученный результат:

 

Рентабельность капитала = (Чистая прибыль / Выручка) * (Выручка / Активы) * (Активы / Собственный капитал) = Рентабельность по чистой прибыли * Оборачиваемость активов * Финансовый леверидж.

 

 

 

 

1.4 Пути повышения рентабельности

 

Рентабельность - это сложная категория. Она показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, и, следовательно, чем выше показатели рентабельности, тем эффективнее деятельность. Поэтому предприятию необходимо находить новые пути повышения рентабельности с целью обеспечения более высоких показателей.

 

Альтернативность поиска путей повышения рентабельности определяется многообразием ее показателей. Следует учесть также, что при анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. К внешнему фактору относится расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Внутренние факторы являются более важными, чем внешние. К ним относятся: увеличение объемов производства, снижение себестоимости продукции, повышение отдачи основных средств и т.д.

 

Не менее важным фактором, влияющим на рентабельность, является наличие у предприятия долгов и задолженностей. Наиболее оптимальной является ситуация, когда предприятие прибегает к помощи дополнительных займов с целью обновления оборудования или ассортимента.

 

Источником роста показателя рентабельности может являться внедрение инноваций, позволяющих производить новый вид товаров с лучшим качеством, осваивать новые рынки сбыта продукции, вводить организационно-управленческие новшества и т.д.

 

Любая коммерческая организация и предприятие стремится развиваться и расширять свою деятельность. Рост и развитие предприятия, в частности промышленного предприятия, тесно связаны с разработкой и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования, увеличения и распределения рентабельности. В теории существуют различные взгляды и мнения на процесс увеличения данного показателя, различные подходы к реализации этого процесса. Согласно одному из множества подходов росту рентабельности предприятия содействует манипулирование тремя факторами, определяющими его рентабельность:

  • ускорением товарооборачиваемости;
  • уменьшением массы издержек;
  • увеличением нормы рентабельности путем повышения цен.

 

Однако данные факторы не являются единственными. Западные предприятия придерживаются теории, согласно которой долгосрочная рентабельность предприятия зависит более чем 30 факторов. Они включают в себя состояние ситуации на рынке производителя, рыночную ситуацию, наличие конкурентов. Но прежде чем изменять какой-то фактор необходимо определиться, с какой целью это будет сделано. Выделяется 4 типа инноваций, порождающих рентабельность:

  • реализация новых товаров, товаров с более высокими качественными характеристиками по сравнению с ранее и ныне продававшимися изделиями;
  • освоение нового рынка;
  • внедрение новых методов продаж, оказание дополнительных услуг, освоение новых источников поставки товаров;
  • организационно-управленческие новшества.

 

Первый тип обеспечивает прирост показателей рентабельности с одновременным ростом объема реализации. Второй тип создает условия для увеличения массы рентабельности благодаря росту оборотных средств. Третий тип предполагает выполнение одной из стратегий:

  • снижение цены при снижении себестоимости производства и реализации товара в расчете на такое увеличение продаж, которое увеличит массу рентабельности;
  • не изменять цену продаж, тогда будет обеспечиваться рост рентабельности благодаря увеличению нормы предпринимательского дохода.

 

В результате четвертого типа инноваций должна увеличиться производительность труда, ускориться оборачиваемость запасов, повыситься эффективность использования ресурсов.

 

 

II. Расчётная часть

Анализ финансового положения ОАО «Аквалайн»

таблица 1. Структура имущества организации и источников его формирования

Показатель

Значение показателя

Изменение

на начало периода

на конец периода

(гр.4- гр..2) в . руб.

(гр. 4  : гр. 2)

 в %

в руб.

в % к валюте баланса

в руб.

в % к валюте баланса

1

2

3

4

5

6

7

Актив

1. Иммобилизованные средства

106073

30,2

105974

30,8

- 99

- 0,09

 2. Оборотные активы, всего

245402

69,8

238175

69,2

- 7227

- 2,9

В том числе:

запасы (кроме товаров отгруженных)

 

113784

 

32,4

 

167331

 

48,6

 

53547

 

47,1

В том числе:

   — сырье и материалы

 

45175

 

12,8

 

76083

22,1

 

30908

 

68,4

— готовая продукция (товары)

 

46899

 

13,3

 

52397

 

15,2

5498

 

11,7

затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) и расходах будущих периодов

 

21710

 

6,2

 

38851

 

11,3

 

17141

 

78,9

НДС по приобретенным ценностям

598

0,2

1504

0,4

906

151,5

ликвидные активы, всего

131020

37,3

69340

20,2

- 61680

- 47,1

Из них:

— денежные средства и краткосрочные вложения

 

6606

 

1,9

 

29471

 

8,6

 

22865

 

346,1

—дебиторская задолженность (срок платежа по которой не более года)

 

124414

 

35,4

 

39869

 

11,6

 

- 84545

 

- 67,9

— товары отгруженные

-

-

-

-

-

-

Валюта баланса

351475

100

344149

100

- 7326

- 2,1


 

Окончание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатель

Значение показателя

Изменение

на начало периода

на конец периода

(гр 4

- гр. 2),

в руб.

(гр. 4 : гр. 2).

в %

в руб.

в % к ва- люте баланса

в . руб.

в % к ва-

люте баланса

1

2

3

4

5

6

7

Пассив

1. Собственный капитал

143997

41

146491

42,6

2494

1,7

2. Заемный капитал, всего

128390

36,5

121251

35,2

- 7139

- 5,5

Из них:

— долгосрочные кредиты и займы

 

60995

 

17,4

 

15857

 

4,6

 

- 45138

 

- 74

— краткосрочные кредиты и займы

67395

19,2

105394

30,6

37999

56,4

3. Привлеченный капитал*

79088

22,5

76407

22,2

- 2681

- 3,4

Валюта баланса

351475

100

344149

100

- 7326

- 2,1


 

* Привлеченный капитал состоит из текущей кредиторской и прочей краткосрочной кредиторской задолженности, кроме кредитов и займов.

 

Структура активов на конец периода осталась почти неизменной (30,7%), также практически неизменными остались и оборотные активы (69,2%). В целом активы уменьшились на 7326 рублей, но изменение структуры в пользу мобильных активов свидетельствует о положительной динамике имущественного положения организации. Увеличение доли внеоборотных активов может свидетельствовать о увеличении производства.

В пассиве положительным моментом является увеличение доли собственного капитала на 1,7%. Также заметно снижение заёмного капитала в форме долгосрочных активов на 12,8%, это говорит о том, что предприятие стало лучше использовать свои активы.

 

Анализ финансовой устойчивости организации

Таблица 2. Анализ финансовой устойчивости по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств

Показатель собственных оборотных средств (СОС)

На начало отчетного периода

На коней отчетного периода

Значение

показателя

Излишек

(недостаток)*

Значение

показателя

Излишек

(недостаток)

1

2

3

4

5

СОС, (рассчитан без учета долгосрочных и краткосрочных пассивов)

37924

- 75860

40517

- 126814

С0С2 (рассчитан с учетом долгосрочных пассивов)

98919

- 14865

56374

- 110957

СОСз (рассчитан с учетом и долгосрочных и краткосрочных пассивов)

 

116314

 

52530

 

161768

 

- 5563


 

* Излишек (недостаток) СОС рассчитывается как разница между собственными оборотными средствами и величиной запасов и затрат.

 

Из полученных данных следует, что только с учетом краткосрочных кредитов, запасы и затраты могут быть покрыты собственными оборотными средствами, это характеризует финансовое состояние предприятия как неустойчивое, однако наблюдается положительная тенденция в улучшении этих показателей на конец периода.

Информация о работе Анализ рентабельности капитала и продаж