Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 20:42, курсовая работа
Целью написания данной работы является рассмотрение рентабельности капитала и продаж, а также путей их повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
рассмотреть показатели рентабельности по видам;
рассмотреть пути повышения рентабельности
1.3.3 Рентабельность капитала
Рентабельность собственного капитала – показатель чистой прибыли в сравнении с собственным капиталом организации. Это важнейший финансовый показатель отдачи для любого инвестора, собственника бизнеса, показывающий, насколько эффективно был использован вложенный в дело капитал. Данный показатель характеризует эффективность использования не всего капитала организации, а только той его части, которая принадлежит собственникам предприятия.
Рентабельность собственного капитала рассчитывается делением чистой прибыли (обычно, за год) на собственный капитал организации:
Рентабельность капитала = Чистая прибыль / Собственный капитал
Для получения результата в виде процента, указанное отношение часто умножают на 100. Более точный расчет подразумевает использование средней арифметической величины собственного капитала за тот период, за который берется чистая прибыль (как правило, за год) – к собственному капиталу на начало периода прибавляют собственный капитал на конец периода и делят на 2.
Чистая прибыль организации берется по данным "Отчета о прибылях и убытках", собственный капитал – по данным пассива Баланса.
Чтобы рассчитать показатель за период, отличный от года, но получить сопоставимые годовые данные, используют формулу:
Рентабельность капитала = Чистая прибыль*(365/Кол-во дней в периоде)/((Собственный капитал на начало периода + Собственный капитал на конец периода)/2)
Особым подходом к расчету рентабельности капитала является использование формулы Дюпона. Формула Дюпона разбивает показатель на три составляющие, или фактора, позволяющие глубже понять полученный результат:
Рентабельность капитала = (Чистая прибыль / Выручка) * (Выручка / Активы) * (Активы / Собственный капитал) = Рентабельность по чистой прибыли * Оборачиваемость активов * Финансовый леверидж.
1.4 Пути повышения рентабельности
Рентабельность - это сложная категория. Она показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, и, следовательно, чем выше показатели рентабельности, тем эффективнее деятельность. Поэтому предприятию необходимо находить новые пути повышения рентабельности с целью обеспечения более высоких показателей.
Альтернативность поиска путей повышения рентабельности определяется многообразием ее показателей. Следует учесть также, что при анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. К внешнему фактору относится расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Внутренние факторы являются более важными, чем внешние. К ним относятся: увеличение объемов производства, снижение себестоимости продукции, повышение отдачи основных средств и т.д.
Не менее важным фактором, влияющим на рентабельность, является наличие у предприятия долгов и задолженностей. Наиболее оптимальной является ситуация, когда предприятие прибегает к помощи дополнительных займов с целью обновления оборудования или ассортимента.
Источником роста показателя рентабельности может являться внедрение инноваций, позволяющих производить новый вид товаров с лучшим качеством, осваивать новые рынки сбыта продукции, вводить организационно-управленческие новшества и т.д.
Любая коммерческая организация и предприятие стремится развиваться и расширять свою деятельность. Рост и развитие предприятия, в частности промышленного предприятия, тесно связаны с разработкой и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования, увеличения и распределения рентабельности. В теории существуют различные взгляды и мнения на процесс увеличения данного показателя, различные подходы к реализации этого процесса. Согласно одному из множества подходов росту рентабельности предприятия содействует манипулирование тремя факторами, определяющими его рентабельность:
Однако данные факторы не являются единственными. Западные предприятия придерживаются теории, согласно которой долгосрочная рентабельность предприятия зависит более чем 30 факторов. Они включают в себя состояние ситуации на рынке производителя, рыночную ситуацию, наличие конкурентов. Но прежде чем изменять какой-то фактор необходимо определиться, с какой целью это будет сделано. Выделяется 4 типа инноваций, порождающих рентабельность:
Первый тип обеспечивает прирост показателей рентабельности с одновременным ростом объема реализации. Второй тип создает условия для увеличения массы рентабельности благодаря росту оборотных средств. Третий тип предполагает выполнение одной из стратегий:
В результате четвертого типа инноваций должна увеличиться производительность труда, ускориться оборачиваемость запасов, повыситься эффективность использования ресурсов.
II. Расчётная часть
Анализ финансового положения ОАО «Аквалайн»
таблица 1. Структура имущества организации и источников его формирования
Показатель |
Значение показателя |
Изменение | |||||||
на начало периода |
на конец периода |
(гр.4- гр..2) в . руб. |
(гр. 4 : гр. 2) в % | ||||||
в руб. |
в % к валюте баланса |
в руб. |
в % к валюте баланса | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |||
Актив | |||||||||
1. Иммобилизованные средства |
106073 |
30,2 |
105974 |
30,8 |
- 99 |
- 0,09 | |||
2. Оборотные активы, всего |
245402 |
69,8 |
238175 |
69,2 |
- 7227 |
- 2,9 | |||
В том числе: запасы (кроме товаров отгруженных) |
113784 |
32,4 |
167331 |
48,6 |
53547 |
47,1 | |||
В том числе: — сырье и материалы |
45175 |
12,8 |
76083 |
22,1 |
30908 |
68,4 | |||
— готовая продукция (товары) |
46899 |
13,3 |
52397 |
15,2 |
5498 |
11,7 | |||
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) и расходах будущих периодов |
21710 |
6,2 |
38851 |
11,3 |
17141 |
78,9 | |||
НДС по приобретенным ценностям |
598 |
0,2 |
1504 |
0,4 |
906 |
151,5 | |||
ликвидные активы, всего |
131020 |
37,3 |
69340 |
20,2 |
- 61680 |
- 47,1 | |||
Из них: — денежные средства и краткосрочные вложения |
6606 |
1,9 |
29471 |
8,6 |
22865 |
346,1 | |||
—дебиторская задолженность (срок платежа по которой не более года) |
124414 |
35,4 |
39869 |
11,6 |
- 84545 |
- 67,9 | |||
— товары отгруженные |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |||
Валюта баланса |
351475 |
100 |
344149 |
100 |
- 7326 |
- 2,1 |
Окончание
Показатель |
Значение показателя |
Изменение | |||||
на начало периода |
на конец периода |
(гр 4 - гр. 2), в руб. |
(гр. 4 : гр. 2). в % | ||||
в руб. |
в % к ва- люте баланса |
в . руб. |
в % к ва- люте баланса | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
Пассив | |||||||
1. Собственный капитал |
143997 |
41 |
146491 |
42,6 |
2494 |
1,7 | |
2. Заемный капитал, всего |
128390 |
36,5 |
121251 |
35,2 |
- 7139 |
- 5,5 | |
Из них: — долгосрочные кредиты и займы |
60995 |
17,4 |
15857 |
4,6 |
- 45138 |
- 74 | |
— краткосрочные кредиты и займы |
67395 |
19,2 |
105394 |
30,6 |
37999 |
56,4 | |
3. Привлеченный капитал* |
79088 |
22,5 |
76407 |
22,2 |
- 2681 |
- 3,4 | |
Валюта баланса |
351475 |
100 |
344149 |
100 |
- 7326 |
- 2,1 |
* Привлеченный капитал состоит из текущей кредиторской и прочей краткосрочной кредиторской задолженности, кроме кредитов и займов.
Структура активов на конец периода осталась почти неизменной (30,7%), также практически неизменными остались и оборотные активы (69,2%). В целом активы уменьшились на 7326 рублей, но изменение структуры в пользу мобильных активов свидетельствует о положительной динамике имущественного положения организации. Увеличение доли внеоборотных активов может свидетельствовать о увеличении производства.
В пассиве положительным моментом является увеличение доли собственного капитала на 1,7%. Также заметно снижение заёмного капитала в форме долгосрочных активов на 12,8%, это говорит о том, что предприятие стало лучше использовать свои активы.
Анализ финансовой устойчивости организации
Таблица 2. Анализ финансовой устойчивости по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств
Показатель собственных оборотных средств (СОС) |
На начало отчетного периода |
На коней отчетного периода | ||
Значение показателя |
Излишек (недостаток)* |
Значение показателя |
Излишек (недостаток) | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
СОС, (рассчитан без учета долгосрочных и краткосрочных пассивов) |
37924 |
- 75860 |
40517 |
- 126814 |
С0С2 (рассчитан с учетом долгосрочных пассивов) |
98919 |
- 14865 |
56374 |
- 110957 |
СОСз (рассчитан с учетом и долгосрочных и краткосрочных пассивов) |
116314 |
52530 |
161768 |
- 5563 |
* Излишек (недостаток) СОС рассчитывается как разница между собственными оборотными средствами и величиной запасов и затрат.
Из полученных данных следует, что только с учетом краткосрочных кредитов, запасы и затраты могут быть покрыты собственными оборотными средствами, это характеризует финансовое состояние предприятия как неустойчивое, однако наблюдается положительная тенденция в улучшении этих показателей на конец периода.