Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 20:42, курсовая работа
Целью написания данной работы является рассмотрение рентабельности капитала и продаж, а также путей их повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
рассмотреть показатели рентабельности по видам;
рассмотреть пути повышения рентабельности
Введение
В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).
Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.
Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Целью написания данной работы является рассмотрение рентабельности капитала и продаж, а также путей их повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Курсовая работа состоит из введения,
теоретической части, расчётной части и заключения.
Теоретическая часть
1.1 Анализ финансовых результатов
Функционирование предприятия независимо от видов деятельности и форм собственности в условиях рынка определяется его способностью приносить достаточный доход или прибыль.
Прибыль — это конечный финансовый результат деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы. В условиях рыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности предприятия и создает финансовую основу для ее расширения, удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива.
Текущий налог на прибыль становится одним из основных источников формирования доходов бюджета (федерального и регионального). За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед банком и инвесторами. Следовательно, прибыль становится важнейшим обобщающим показателем в системе оценочных показателей эффективности производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия. Сумма прибыли, получаемая предприятием, обусловлена объемом продаж продукции, ее качеством и конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках, ассортиментом, уровнем затрат и инфляционными процессами, которыми неизбежно сопровождаются рыночные отношения.
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности. Рассчитываются и анализируются рентабельность продукции, активов, капитала. Чем выше уровень этих показателей рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования предприятий как самостоятельных товаропроизводителей.
Отсюда основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:
Обобщенная информация о финансовых результатах
представлена в бухгалтерской отчетности:
Кроме того, при анализе используются данные бизнеc - плана и аналитического бухгалтерского учета к счету 90 «Продажи», счету 91 «Прочие доходы и расходы» и счету 99 «Прибыли и убытки».
В современных условиях прибыль, отражаемая в бухгалтерской отчетности отечественных предприятий, оказывается неоправданно завышенной. Это связано с тем, что в условиях инфляции оценка активов предприятия, показываемых в балансе, не отражает их реальной стоимости: основные средства, материальные и товарные запасы искусственно занижаются по сравнению с их действительной стоимостью. Занижение стоимости активов баланса приводит к занижению соответствующих расходов, в том числе амортизации, а следовательно, к искажению себестоимости реализованной продукции и прибыли. В результате этого у предприятия в виде налога изымается часть необходимого продукта и тем самым нарушается нормальный процесс воспроизводства. Кроме того, финансовые результаты предприятия зависят от избранной финансовой политики, обеспечивающей возможности маневра в части распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством, списания расходов будущих периодов, создания оценочных резервов. При сопоставлении финансовых результатов за несколько смежных периодов следует учитывать изменение методологии учета, составления отчетности и принятую на предприятии учетную политику. К вопросам учетной политики, определяющей величину финансового результата деятельности предприятия, относятся:
Методологической основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всех предприятий независимо от организационно-правовой формы и формы собственности модель их формирования и использования.
Приступая к анализу финансовых результатов, следует различать прибыль (убыток) от основной деятельности: продажи товара, продукции, работ, услуг; прочие доходы и расходы: проценты к получению (к уплате), доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы и расходы, финансовые результаты от внереализационных операций; прибыль (убыток) до налогообложения и чистую прибыль (убыток) отчетного периода (рис. 1.1).
Прибыль (убыток) от основной деятельности включает в себя прибыль (убыток) от продажи товаров, продукции, работ, услуг и определяется как разность между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.
Рис. 1.1. Модель формирования финансовых результатов и факторов
Прочие доходы и расходы включают проценты к получению (к уплате), прочие операционные доходы (расходы), финансовые результаты от внереализационных операций.
Прибыль (убыток) до налогообложения представляет алгебраическую сумму прибыли (убытка) от продажи товаров, продукции, работ, услуг и прочих доходов и расходов.
Чистая прибыль (убыток) определяется как разность между суммой прибыли (убыток) до налогообложения, уменьшенной на сумму текущего налога на прибыль и чрезвычайных расходов, и увеличенной на сумму чрезвычайных доходов.
1.2 Оценка общей величины прибыли
Анализ следует начинать с общей оценки динамики величины и состава прибыли до налогообложения. Информация, содержащаяся в отчетной форме N° 2, позволяет проанализировать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности предприятия, установить структуру прибыли.
Данные для оценки динамики прибыли до налогообложения и ее слагаемым приводятся в табл. 1.1.
Горизонтальный анализ абсолютных показателей, приведенных в таблице, показывает, что предприятие в отчетном году добилось высоких финансовых результатов в хозяйственной деятельности по сравнению с фактическими данными прошлого года. Прирост прибыли до налогообложения по сравнению с прошлым годом составил 820 тыс. руб., или 8,8 % (820 : 9350 • 100).
Анализ структуры прибыли до налогообложения (вертикальный анализ) позволил установить, что основную часть ее составляет прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг: 90,2 % в отчетном году (9170: 10170 * 100) и 91,3 % в прошлом году (8540 : 9350 • 100). Несмотря на снижение доли прибыли от основной деятельности по сравнению с прошлым годом на 1,1 пункта (90,2 - 91,3) ее прирост в абсолютной сумме составил 630 тыс. руб., или 7,4 %. Это произошло потому, что темпы снижения себестоимости продукции опередили темпы снижения объема продаж в отпускных ценах. Выручка от продаж товаров, продукции, работ, услуг снизилась по сравнению с прошлым годом на 6,2 % (93,8 — 100,0), а полная себестоимость реализации - на 8,6 % (45020 : 49260 • 100 - 100). Наиболее значительно снизилась переменная часть себестоимости — на 11,3 % (32190 : 36295 • 100 — 100). В результате этого валовая прибыль увеличилась на 495 тыс. руб., или на 2,3 %. Расхождение в темпах снижения объема продаж и себестоимости объясняется сдвигами в структуре реализованной продукции в сторону увеличения удельного веса более рентабельной продукции.
Положительный результат, полученный от финансовой деятельности, позволил предприятию увеличить сумму прибыли отчетного года по сравнению с прошлым годом на 110 тыс. руб. (90 - 50 + 70), или на 1,2 % (110 : 9350 • 100).
От реализации основных средств и иного имущества получен также положительный финансовый результат, обеспечивший прирост прибыли отчетного года на 150 тыс. руб. [(100 - (—50)|, или на 1,6 % (150 : 9350 • 100).
Наконец, финансовый результат, полученный от внереализационной деятельности, привел к снижению суммы прибыли до налогообложения по сравнению с прошлым годом на 70 тыс. руб.: [(-120) - (-50)1, или на 0,7 % (70 : 9350 • 100).
Чистая прибыль в отчетном году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 530 тыс. руб., или на 8,7 % и составила 6610 тыс. руб.
Таблица 1.1 Динамика выручки от продажи продукции
(работ, услуг), ее себестоимости и прибыли
1.3 Относительные показатели прибыльности, методика их расчёта
Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность, или прибыльность, измеряемую в процентах к затратам средств или имущества. В международной практике вся предпринимательская деятельность корпораций, фирм и других образований (кооперативов, малых предприятий) четко подразделяется на три вида:
В соответствие с этим в практике анализа применяют следующие группы показателей относительной доходности, прибыльности товаров, продукции, работ, услуг, производственных фондов совокупных и чистых активов предприятия, вложений (инвестиций), собственного капитала и ценных бумаг. Доходность товаров, продукции, работ, услуг характеризуется такими показателями, как рентабельность реализации или оборота и отдельных изделий.
1.3.1 Рентабельность продаж
Рентабельность продаж – показатель финансовой результативности деятельности организации, показывающий какую часть выручки организации составляет прибыль. При этом в качестве финансового результата в расчете могут использоваться различные показатели прибыли, что обуславливает существование различных вариаций данного показателя. Наиболее широко используются следующие: рентабельность продаж по валовой прибыли, операционная рентабельность, рентабельность продаж по чистой прибыли.
Расчет (формула)
Валовая прибыль представляет собой разницу между двумя ключевыми показателями "Отчета о прибылях и убытках": выручкой и себестоимостью продаж.
Операционная рентабельность = EBIT / Выручка
где EBIT – прибыль до вычета процентов и налогов
Рентабельность продаж по чистой прибыли = Чистая прибыль / Выручка
Для расчета всех приведенных выше показателей рентабельности достаточно данных, содержащихся во 2-й форме бухгалтерской отчетности – "Отчете о прибылях и убытках".
Нормальное значение рентабельности продаж определяется отраслевыми и прочими особенностями работы организации. При одинаковой финансовой эффективности, для организаций с длительным циклом производства, рентабельность продаж будет выше, для "высокооборотных" видов деятельности – ниже. Рентабельность продаж показывает, прибыльная или убыточная деятельность предприятия, но не дает ответа на вопрос, насколько выгодны вложения в данное предприятие. Чтобы ответить на этот вопрос, рассчитывают рентабельность активов и капитала.
1.3.2 Рентабельность продукции
Рентабельность продукции - это соотношение между прибылью от
продажи продукции и её себестоимостью
(полным издержкам) ее обращения и производства.
Рентабельность продукции показывает
результаты текущих затрат.
Рентабельность продукции определяется
и по всей продукции, и по некоторым ее
видам. Сейчас для определения состояния
предприятия специалисты рекомендуют
использовать ряд показателей, которые
применяются в странах, у которых рыночная
экономика хорошо развита.
Коэффициент рентабельности продукции
определяют результативностью работы
за отчетный период; он не отражает планируемый
и вероятный эффект долгосрочных инвестиций.
Если предприятие переходит на новые технологии,
имеющие хорошую перспективу, или виды
продукции, которые требуют больших инвестиций,
то значения показателей рентабельности
иногда временно снижаются. Если же стратегия
перестройки была выбрана правильно, то
понесенные затраты в ближайшем будущем
окупятся, то есть снижение рентабельности
за отчетный период не рассматривается
как негативная характеристика текущей
деятельности.
При помощи рентабельности продукции
оценивается эффективность производства
на отдельные виды изделий, а общая, балансовая
рентабельность или рентабельность производства,
служит показателем эффективности работы
отрасли (предприятия) в целом.