Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 01:45, курсовая работа
Здоровый образ жизни будущего поколения – это одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня. Каждая страна ждет будущего от каждого своего нового поколения, которое будет здоровым, способным работать, защищать Родину, жить в соответствии с требованиями общества и своей индивидуальностью. А это значит, что главное внимание властей должно быть направлено на детей, подростков, молодежь, то есть именно на тот возраст, когда человек начинает делать выбор, что ему интересно и более доступно [11, с. 95].
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3
ГЛАВА I.РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1.1.Развитие физической культуры и спорта – приоритетное направление социальной политики государства............................................ 6
1.2. Реформирование физической культуры и спорта в РФ: анализ ситуации и основные направления.................................................................. 17
ГЛАВАII. СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ АЛЬМЕНЕВСКОГО РАЙОНА
2.1. Основные проблемы, характерные для муниципального образования в сфере физической культуры и спорта..................................... 23
2.2. Анализ причин низкого уровня вовлечения молодёжи в муниципальном районе в занятия спортом и пути повышения эффективности реализации муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта........................................................................ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................
45
«Почему ребята имеют вредные привычки? Знают ли они об отрицательном влиянии на их умственное и физическое развитие?» Большинство школьников-68%, ответили, что знают и полностью с этим согласны, но привычки берут верх над силой воли. 12% сообщили, что не знают о негативном влиянии вредных привычек на здоровье или считают это личным делом. И 20% затруднились ответить на этот вопрос, они придерживаются иного мнения.
Как подростки относятся к сверстникам, имеющим вредные привычки? 44% школьников относятся к таким людям нормально, считая, что это их личное дело. Негативное отношение выражают 39% ребят, в основном девочки, ссылаясь на плохой пример для окружающих. И затруднились ответить 17%.
Таблица 2.4
Занятия детей оздоровительными мероприятиями в семье.
10-12 лет |
12-14 лет |
14-16 лет |
16-18лет |
Итого: | |
1. Каждый день |
1 % |
0 % |
0 % |
0 % |
1 % |
2. Раз в неделю |
4 % |
4 % |
0 % |
0 % |
8 % |
3. Раз в месяц |
11% |
4 % |
4 % |
3 % |
22 % |
4. Раз в год |
3 % |
0 % |
6 % |
4 % |
13 % |
5. Не занимаюсь |
6 % |
16 % |
13 % |
15 % |
50 % |
6. Затрудняюсь ответить |
0 % |
1 % |
2 % |
3 % |
6 % |
Итого: |
25 % |
25 % |
25 % |
25 % |
100 % |
Трудно оспорить, что детей с раннего возраста нужно приучать к физкультуре и главное при этом, чтобы ребёнок сам осознал необходимость физического воспитания. Фундамент должны закладывать родители.На вопрос, «часто ли дети занимаются со своими родителями оздоровительными мероприятиями», 13% опрашиваемых детей сообщили, что раз в год со всей семьей занимаются оздоровительными мероприятиями. 22% занимаются с родителями раз в месяц, родители 8% школьников уделяют этим мероприятиям один день в неделю. Не занимаются физкультурно-оздоровительными мероприятиями 50% и 6% затруднились ответить.
Считает ли молодежь, что будущее за «здоровым образом жизни»? 48% подростков положительно ответили на этот вопрос, и считают, что это необходимо для будущего здорового поколения. Около 27% ребят оценивают обстановку удовлетворительно и предлагают в срочном порядке принимать действенные меры. Неуверенность в этом утверждении выразили 8% и 17% затруднились ответить на этот вопрос. В основном это дети в возрасте 10-12 лет.
Здоровый образ жизни формируется с детства, и чтобы ребёнку привить его, необходим кропотливый труд родителей.
Проведенное исследование показало, что вопросы физического воспитания не получили пока верной оценки в семье и у самой молодежи, в связи с чем нет стремления к этому занятию, нет желания уделять этому внимание и у родителей. Это говорит о неблагополучной ситуации с состоянием здоровья молодежи и нет надежды на то, что это быстро изменится.
Таким образом, на уровне сложившегося менталитета населения муниципального образования, включающего молодое поколение, нет явно выраженного активного отношения к занятиям физкультурой и спортом. Преодолеть это возможно лишь последовательными совместными усилиями институтов власти и общественности на основе понимания роли физической культуры и спорта как условия укрепления здоровья каждого отдельно взятого человека, долговременного развития человеческого фактора.
Сильная государственная политика, социально взвешенная и ресурсно-обеспеченная, должна стать фундаментом развития массовой физической культуры и спорта для всех как важного фактора оздоровления населения, гармоничного, полноценного формирования подрастающего поколения, утверждения здорового образа жизни.
Для увеличения интереса к спорту среди населения по месту жительства, необходима работа по восстановлению дворовых спортивных площадок, отвечающих общественным нуждам и созданию дворовых команд. При планировании и разработке политики на местном уровне, физическая культура и спорт, как фактор социокультурного развития, должен рассматриваться наравне с такими областями как образование, здравоохранение, социальнаязащита, экология и охрана природы.
Проведённый анализ состояния в муниципалитете физической культуры и спорта и определение приоритетных направлений деятельности отдела по спорту и молодежной политике администрации Альменевского района по дальнейшему развитию физической культуры и спорта позволяют определить стратегическую цель.
Стратегическая цель - создание условий для максимального вовлечения населения муниципалитета в систематические занятия физической культурой и спортом, дальнейшего развития спорта высших достижений.
Сегодня стержнем стратегического направления по решению проблем развития физической культуры и массового спорта в стране является реализация федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 год». Впервые в истории современной России принята долгосрочная поэтапная комплексная программа развития физической культуры и спорта, ставящая амбициозную цель – довести долю населения страны, регулярно занимающегося массовым спортом с 12,2% в 2005 году до 30% к 2015 году. Наличие аналогичной программы, с индивидуальными целевыми индикаторами, в каждом муниципальном образовании на территории страны должно привести к положительному результату в целом.
Таким образом, основным показателем конечного результата достижения стратегической цели будет являться доля населения района, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, в процентном отношении к его общей численности.
Достижение стратегической цели возможно за счет решения следующих тактических задач, которые могут быть положены в основу реализации муниципальной программы.
1. Развитие детско-юношеского
спорта в системе учреждений
дополнительного образования
2. Развитие массового
спорта и физкультурно-
3. Создание благоприятных условий для развития спорта высших достижений.
4. Развитие инфраструктуры
массового спорта, укрепление материально-
5. Увеличение объемов
бюджетного финансирования
В целях реализации новых социальных требований к системе физической культуры и спорта необходимо осуществить комплекс первоочередных мер по улучшению физкультурно-спортивной работы и формированию здорового образа жизни населения
Одной из главных функций государства является удовлетворение общих потребностей, в том числе потребностей в здоровом образе жизни и в занятиях физкультурой и спортом.
Сегодня необходимо разработать единую стратегию действий различных министерств и ведомств, общественных организаций, ученых и специалистов. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления людей в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха.
В настоящее время в стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. По сути дела, можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия.
Однако такая заинтересованность еще не приобрела черты устойчивой, целостной системы поведения. Напротив, в нынешних условиях в системе поведения людей представлены стандарты и стили, унаследованные или заимствованные из разных исторических систем, разных культур, а потому они слабо совместимы между собой.
Тем важнее государственное влияние, а может, и вмешательство в этот процесс, поскольку коррекция индивидуальных предпочтений - также важная функция государства. В этом плане отсутствие экономических предпосылок не может служить поводом для бездействия. Невозможно сначала обеспечить экономический рост, затем на его основе решать проблемы укрепления здоровья граждан и здорового образа жизни. К тому же повышение уровня жизни - увеличение зарплаты, размеров социальных пособий - отнюдь не приводит автоматически к упорядочению образа жизни, особенно у части населения с традиционно низким культурно-образовательным потенциалом, а просто ведет к количественному росту объемов потребления.
В настоящее время необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом.
Важнейшая задача совершенствования системы управления физической культурой и спортом - формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов физкультурно-спортивной деятельности, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти.
Одной из перспективных идей формирования новой модели управления является усиление роли федеральных округов в организации и проведении физкультурно-спортивной работы, осуществлении координации с регионами. Это позволит оптимизировать вертикальные связи федерального центра с федеральными округами.
В новой модели возрастает ответственность общественных физкультурных организаций за развитие видов спорта, привлечение максимального количества людей к занятиям физической культурой и спортом.
Деятельность Олимпийского комитета России, федераций по видам спорта, различных ассоциаций, союзов, обществ должна быть направлена на тесное взаимодействие с государственными органами управления и на реализацию общей стратегии развития физической культуры и спорта в стране.
Для совершенствования системы организации и управления развитием спорта высших достижений необходимо определить роль и ответственность каждого из субъектов управления этой сферой.
Можно подготовить предложения по расширению перечня показателей в сфере физической культуры и спорта, по которым будет проводиться оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ими могут быть:
- доля граждан, систематически
занимающихся физической
- доля учащихся, систематически
занимающихся физической
- обеспеченность спортивными сооружениями (спортивными залами, плоскостными сооружениями, плавательными бассейнами);
- расходы на физическую культуру и спорт (в расчете на одного жителя).
Кроме того, давно назрел вопрос о выделении физической культуры и спорта в качестве самостоятельного раздела федерального бюджета.
Резюмируя вышеизложенное, автор делает следующие выводы:
Можно сказать, что в настоящее время в России имеются все предпосылки и возможности для дальнейшего развития физической культуры и спорта, в том числе материально-технические, правовые, научные, образовательные, организационно-управленческие. Вместе с тем, в первую очередь, необходимо изменить само отношение людей - занятия физической культурой должны стать потребностью самого человека. Приоритетным является детский спорт, и прежде всего - система физического воспитания в школе. Навыки ведения здорового образа жизни необходимо прививать, начиная с детских садов и заканчивая вузами.
Необходимо добиваться того, чтобы гармонично соединенные воедино все элементы системы физкультурно-спортивного движения страны - физическое воспитание в образовательных учреждениях, массовый спорт, подготовка спортивного резерва, спорт высших достижений и профессиональный спорт (спортивно-зрелищная индустрия) - развивались эффективно и способствовали улучшению социально-экономической мощи нашей страны, ее международному авторитету и в полной мере удовлетворяли различные интересы населения в занятиях физической культурой и спортом.
Специалистам всех отраслей народного хозяйства, представителям из других сфер деятельности (архитектура, градостроение, культура, образование, здравоохранение и т.д.) необходимы знания по физической культуре и спорту, формированию здорового образа жизни. Обучение населения здоровому образу жизни, физкультурной грамотности должно осуществляться с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным социально-демографическим группам населения.
Информация о работе Анализ проблем муниципальной политики в области физической культуры и спорта