Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 01:45, курсовая работа
Здоровый образ жизни будущего поколения – это одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня. Каждая страна ждет будущего от каждого своего нового поколения, которое будет здоровым, способным работать, защищать Родину, жить в соответствии с требованиями общества и своей индивидуальностью. А это значит, что главное внимание властей должно быть направлено на детей, подростков, молодежь, то есть именно на тот возраст, когда человек начинает делать выбор, что ему интересно и более доступно [11, с. 95].
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3
ГЛАВА I.РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1.1.Развитие физической культуры и спорта – приоритетное направление социальной политики государства............................................ 6
1.2. Реформирование физической культуры и спорта в РФ: анализ ситуации и основные направления.................................................................. 17
ГЛАВАII. СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ АЛЬМЕНЕВСКОГО РАЙОНА
2.1. Основные проблемы, характерные для муниципального образования в сфере физической культуры и спорта..................................... 23
2.2. Анализ причин низкого уровня вовлечения молодёжи в муниципальном районе в занятия спортом и пути повышения эффективности реализации муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта........................................................................ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................
45
Вместе с тем, фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детские годы. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно. Основные усилия должны быть направлены на:
- повышение ответственности родителей за здоровье детей;
- поиск и рациональное использование целевых и спонсорских финансовых возможностей в интересах развития детского и молодежного спорта;
- совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания в учебных заведениях;
- внедрение новых эффективных форм организации занятий;
- создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой;
- массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ;
- создание при образовательных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения.
Важно исправить допущенные ошибки и включить физическую культуру и спорт в базисный учебный план образовательных учреждений как федеральный компонент. Физическое воспитание должно реализовываться через урочные формы занятий; дополнительные (факультативные) занятия, в том числе с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья; через физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; внеклассные, внеакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия); спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Все это должно обеспечить каждому дошкольнику, учащемуся и студенту двигательную активность не менее 8-10 часов в неделю.
Для людей старшего возраста, одного из наиболее многочисленных слоев населения современной России, занятия физической культурой и спортом являются важнейшим условием поддержания интереса к жизни, сохранения и укрепления здоровья, продления активного творческого долголетия, социальной реадаптации в обществе. К сожалению, государство недостаточно учитывает это обстоятельство и не требует от социальных структур активной работы с пожилыми людьми, в том числе в физкультурно-спортивной сфере. Не получил распространения положительный опыт развития в ряде регионов сети врачебно-физкультурных диспансеров и физкультурно-оздоровительных центров для пожилых людей, групп общей физической подготовки при спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства.
В этой связи актуально:
- активно использовать существующие спортзалы на базе учреждений образования и по месту жительства для проведения физкультурно-оздоровительной работы с людьми пожилого возраста;
- расширить сеть специализированных клубов и создать комплексные учреждения по одновременному охвату услугами различных категорий населения (пожилые люди, инвалиды, дети и т.д.);
- разработать совместно с органами социального обеспечения и здравоохранения комплекс мер по вовлечению лиц пожилого возраста в активные занятия физической культурой и спортом;
- широко использовать средства физической культуры и оздоровительных технологий в практике работы санаторно-курортного комплекса;
- разработать систему спортивных соревнований среди лиц старшего возраста (ветеранский спорт);
- обеспечить доступ пожилых людей к получению физкультурного образования;
- создавать специальные физкультурно-оздоровительные программы на телевидении.
Особое внимание надо обратить на создание условий для малообеспеченных групп населения, не имеющих материальных и финансовых возможностей для занятий физической культурой и спортом.
Реализация этой задачи возможна через адресную помощь со стороны действующей власти всех уровней, в первую очередь местных органов исполнительной власти и муниципальных образований.
Такая помощь в приоритетном порядке должна оказываться многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, и другим категориям населения
Вместе с тем, в настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта и требующих неотложного решения:
• Низкий процент населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, а также недостаточный охват детей, подростков и молодёжи в возрасте от 6 до 15 лет, занимающихся в системе учреждений дополнительного образования спортивной направленности. Причинами сложившейся ситуации являются: узость сети спортивной школы, ограниченность площадей, необходимых для занятий физической культурой и спортом, недостаточное, даже для занятий на уроках физкультуры, количество необходимого спортивного инвентаря иоборудования, слабость спортивной базы.
• Другой причиной является недостаточное количество тренеров-преподавателей испециалистов физической культуры и спорта.Основной причиной складывающейся ситуации является то, что в штатах муниципалитетов наличие таких должностей не предусмотрено, а учителя физической культуры не мотивированы на расширение своей деятельности, имеющей высокую социальную значимость, за стенами учебных заведений.
• Недостаточное обеспечение учебно-тренировочного процесса по подготовкеспортсменов ДЮСШ. Основной причиной является недостаточное финансирование, в первую очередь соревновательной деятельности, дороговизна качественной спортивной формы, инвентаря и оборудования,медицинских средств контроля и оказания медицинской помощи во времятренировочных занятий и соревнований.
• Недостаточная сеть спортивных
сооружений и объектов, ограниченные возможностиих
материально-технической базы. Обеспеченность
спортивными сооружениями на 10000 человек
населения в районе составляет 20%. Особо
остро стоит проблема собеспечениемтранспортом
для участия в соревнованиях. В выходные
дни эта проблема решается за счет использования
школьных автобусов, в рабочие – за счет
энтузиазма участников.Таким образом,
существующаяматериально-
Исходя из вышеизложенного, деятельность отдела по спорту и молодежной политике администрации района, как главного распорядителя бюджетныхсредств в сфере физической культуры и спортарайона, по решению обозначенных проблем должна быть в перспективе направлена на:
• Развитие детско-юношеского спорта за счёт расширения сети имеющегося учреждения дополнительного образования спортивной направленности, укрепления и развития его материально-технической базы;
• Развитие массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения среди всехвозрастных групп и категорий населения области путём увеличения количества икачества проводимых спортивно-массовых мероприятий, направленных на физическоевоспитание и оздоровление всех категорий и возрастных групп населения области;
Решение проблем физической культуры и спорта невозможно без государственнойподдержки программно-целевым методом. Таким образом, остро встает вопрос онеобходимости разработки и принятия данной программы развития отрасли «Физическаякультура и спорт», которая должна стать исходным пунктом в преобразовании всейструктуры физкультурно-массового движения, детско-юношеского спорта и спортавысших достижений.
2.2 Анализ причин
низкого уровня вовлечения
в муниципальном районе в занятия спортом.
Наше время характеризуется некоторым упадком интереса молодежи к занятиям физической культурой, в том числе – ее спортивными видами. Молодёжь пассивно относится к состоянию своего здоровья, предпочитая, уделять время азартным играм, интернету, беспорядочному образу жизни, и не понимают того, что такой образ жизни приводит их не только к личным трагедиям, но постепенно может превратиться в глобальную катастрофу. Причины такого явления, характеризующиеся все большим увлечением вредными привычками, были изучены с помощью социологического опроса молодежи на тему: «Причины недостаточного внимания молодёжи к физкультуре и спорту». Исследование было проведено в 2012 году районной газетой среди подростковАльменевского района в возрасте от 10 до 18 лет. Ведь именно в этот период перед подростками стоит альтернатива, какой выбрать образ жизни и чем заниматься в свободное время, которого в этом возрасте много. В анкетировании приняли участие 280 человек. Они были разделены на 4 категории: 10-12 лет, 12-14 лет, 14-16 лет, 16-18 лет, которые дали неодинаковые показатели исследуемой проблемы. Далее была произведена выборка, в результате которой были изучены анкеты 253 человек. Рассмотрим анализ проведённого социологического опросаболее подробно.
На вопрос, делают ли дети утром зарядку, они ответили следующим образом: 23% опрашиваемых делают зарядку каждое утро, в их числе наибольшее количество ребят ответивших положительно это дети до 14 лет, подростки от (16-18 лет) делают это с меньшим желанием. Делают зарядку иногда –29% , а 48% подростков никогда не делают зарядку. Это говорит о том, что родители внушили детям безразличие к физической подготовке, доказывая это своим примером.
Рис. 2.1 Распределение детей по отношению к утренней зарядке
На вопрос: «занимаются ли они спортом?» - 36% ответили – да, в основном мальчики.Общей физической подготовкой занимаются – 29%, 35% респондентов вообще не занимаются спортом. Значит, существуют какие-либо причины, по которым третья часть опрошенных ребят не посещают секции. Следующий вопрос был направлен на раскрытие этих причин. Самая главная причина – отсутствие надлежащих условий для занятия спортом. Ведь перечень существующих видов не велик – в основном, это футбол, хоккей и бокс, с большим ориентиром на мальчиков, девочки могут себя проявить в занятиях волейболом и лыжами. Все секции находятся на бюджетном финансировании.Посещение их, как правило, бесплатное. Затруднились ответить, в чём причина 32% подростков. Выразили нежелание заниматься спортом 15% молодых людей. Нет времени, ответили 29%. И 16% прямо сослались на то, что существующие виды спорта их не устраивают. Неудобное время для посещения секций у 8 % школьников.
Таблица 2.2.
Причины непосещения молодежью спортивных секций
Причины |
10-12 лет |
12-14 лет |
14-16 лет |
16-18 |
Итого: |
1. Нет времени |
5 % |
4 % |
6 % |
14% |
29 % |
2. Нет желания |
1 % |
3 % |
6 % |
5 % |
15 % |
3. Неудобное время для посещения занятий |
1 % |
1 % |
2 % |
4% |
8 % |
4. Занятия по данным видам спорта не устраивают |
4 % |
3 % |
4 % |
5 % |
16 % |
5. Свой вариант |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
6. Затрудняюсь ответить |
4 % |
5 % |
8 % |
15% |
32 % |
Итого: |
15 % |
16 %
|
26 % |
43 % |
100 % |
Хотят ли дети, чтобы в школах были введены дополнительные часы физкультуры во вне учебное время?». Больше половины опрошенных детей, а именно 61% за введение дополнительных уроков физкультуры, ведь это снимает усталость, поднимает работоспособность, помогает отвлечься. Не хотят изменений в режиме, довольствуясь 2-3 часами физкультуры в неделю –33%, а 6% детей такого мнения, что 2-3 урока физкультуры в неделю это много и они не нужны. Большое количество детей категорий 10-12, 12-14 хотят введения дополнительных уроков физкультуры, а подростки 16-18 лет отнеслись к этому пассивно (см. рис. 2.3).
Рис. 2.3 Отношение школьников к идее введения
дополнительных внеурочных часов физической
культуры
Многие из подростков -29%, хотели бы связать своё будущее со спортом, стать профессиональными спортсменами. Это говорит о том, что у детей есть желание, но нет такой возможности. Никогда не думали над этим вопросом –21%, ответили отказом-24%, так как они считают, что в жизни есть ещё много других интересных увлечений. Затруднились ответить –26% учащихся.
Информация о работе Анализ проблем муниципальной политики в области физической культуры и спорта