Анализ проблем муниципальной политики в области физической культуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 01:45, курсовая работа

Краткое описание

Здоровый образ жизни будущего поколения – это одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня. Каждая страна ждет будущего от каждого своего нового поколения, которое будет здоровым, способным работать, защищать Родину, жить в соответствии с требованиями общества и своей индивидуальностью. А это значит, что главное внимание властей должно быть направлено на детей, подростков, молодежь, то есть именно на тот возраст, когда человек начинает делать выбор, что ему интересно и более доступно [11, с. 95].

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3
ГЛАВА I.РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1.1.Развитие физической культуры и спорта – приоритетное направление социальной политики государства............................................ 6
1.2. Реформирование физической культуры и спорта в РФ: анализ ситуации и основные направления.................................................................. 17
ГЛАВАII. СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ АЛЬМЕНЕВСКОГО РАЙОНА
2.1. Основные проблемы, характерные для муниципального образования в сфере физической культуры и спорта..................................... 23
2.2. Анализ причин низкого уровня вовлечения молодёжи в муниципальном районе в занятия спортом и пути повышения эффективности реализации муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта........................................................................ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................
45

Файлы: 1 файл

Kursovaya_menedzhment_v_sots_sfere.docx

— 142.83 Кб (Скачать)

Осуществление на практике здорового образа жизни с раннего возраста способно не только укреплять здоровье, но и поднять уровень активного долголетия[14, c. 35].

Физически культурный образ жизни следует формировать с самого раннего детства, так как именно дети лучше всего воспринимают поступающую информацию, глубоко усваивают её и, таким образом, у них легко образуются культурные привычки и потребности.

Уровень спортивных достижений общества зависит от развития массового спорта и физической подготовленности детей, подростков и молодежи, поскольку это развитие определяет потенциал состава занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, возможность поиска талантливой в спортивном отношении молодежи, ее способность переносить современные физические и психические нагрузки.

Основные направления реформирования физической культуры и спорта:

Физкультурно-спортивным организациям совместно с органами образования, здравоохранения и средствами массовой информации создана система физкультурного образования для всех социально-демографических групп населения (физкультурный всеобуч). Повышенное внимание уделено физическому воспитанию в молодых семьях. Следует создать необходимые условия и предпосылки для самостоятельных физкультурных занятий.

Внимание учреждений образования следует сосредоточить на внеурочных формах занятий. Необходимо проводить больше и с большим охватом учащихся спортивных соревнований, праздников, мероприятий на удлиненных переменах, туристических походов. Следует создать условия для занятий по месту жительства, стимулировать самостоятельные занятия в парках,дворах, дома, увеличивать число спортивных школ, клубов, центров.

Приоритетными должны стать  программы  развития физической культуры и спорта среди инвалидов,  детей-сирот, "трудных" подростков, а также специальные программы,  направленные на преодоление наркомании,  алкоголизма,  курения и других вредных привычек[15, c. 45].

Следует значительно увеличить число доступных одноступенчатых (без  предварительного  отбора)  соревнований  по .массовому спорту для всех возрастных групп населения (в трудовых  коллективах, по  месту  жительства и отдыха населения,  в учреждениях образования).

Проведение массовых соревнований не должно быть самоцелью. Их главная задача - стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-спортивным занятиям, вовлекать в соревновательную деятельность новые слои населения, прежде всего детей, подростков, молодежи.

В управлении развитием физической культуры и спорта необходимо исходить из приоритета территориального принципа на основе суверенных прав и самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций.

Следует переориентировать деятельность региональных и местных физкультурно-спортивных государственных учреждений и общественных организаций с развития спорта высших достижений преимущественно на массовое развитие физической культуры, спорта и туризма.

Основой физкультурно-спортивного движения в стране должны стать физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы.

Необходимо обеспечить подготовку специалистов высокой квалификации применительно к основным видам их будущей профессиональной деятельности. Создать в образовательных учреждениях высшего физкультурного образования кафедры и факультеты по подготовке специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися специальных медицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами. Следует также обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование деятельности общественных организаторов (волонтеров) физической культуры, оказывать им постоянную помощь в работе.

Физическая культура и спорт должны иметь единое информационное пространство. Следует создать федеральную, региональные и локальные информационные системы, разработать пропагандистские и информационные технологии по основным видам деятельности отрасли, в том числе путем использования практики грантов по социальным программам, предоставляемых на конкурсной основе средствам массовой информации.

Пропаганда физической культуры должна адресоваться непосредственно человеку, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании, профилактике болезней, продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями. Задача средств информации - повышать у людей интерес к физическому совершенствованию, раскрывать гуманистические ценности физической культуры, активно популяризировать самостоятельные занятия с широким использованием природных факторов, настойчиво формировать в массовом сознании понимание жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.

Резюмируя вышеизложенное, автор делает следующие выводы:

Любое государство берет на себя ответственность по сохранению и укреплению здоровья своего населения, которую Устав Всемирной организации здравоохранения определил как «не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного и социального и духовного благополучия».

В нашей стране созданы все условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учебных заведениях, на предприятиях, с детьми в дошкольных и школьных учебных учреждениях, с сельским населением, инвалидами, пенсионерами и другими категориями граждан.

Федеральный закон рассматривает физическую культуру как составную часть общей культуры населения в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствование его двигательной активности.

- физическое воспитание – как  педагогический процесс, направленный  на формирование здорового физически  и духовно совершенного подрастающего  поколения

- спорт – как составляющую  часть физической культуры в  форме подготовки человека к  соревновательной деятельности

- систему физической культуры  и спорта – совокупность государственных  и общественных организаций, осуществляющих  свою деятельность в целях  физического воспитания населения  и развития спорта в России.

- физкультурное движение – как  содействие повышенного уровня  физической культуры населения

- олимпийское движение – развитие  спорта, как средства достижения  физического и духовного совершенства  человека

- физкультурно-спортивные объединения  – самоуправляемые,

некоммерческие организации, создаваемые по инициативе граждан

- Всероссийские комплексы и  классификации – совокупность  программ, нормативов, требований физического  населения России

- любительский и профессиональный  спорт – часть системы физического  воспитания населения с целью  удовлетворения интересов перспективных  и талантливых спортсменов

- спортсмены (любители, высокого класса, профессионалы), лица, занимающиеся  спортом и выступающие в спортивных  соревнованиях

Уровень обусловленности здоровья человека  определяют несколько групп факторов: на 50% и более здоровье зависит от социальных условий и образа жизни, на 20-25 % - от уровня ЗАГРЯЗНЕНИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ, до  20 % - от влияния генетических факторов и на 8-10 % - от уровня здравоохранения. Львиную долю среди всех уровней здоровья занимают условия и образ жизни.

Основные факторы, влияющие на здоровье: режим труда и отдыха, достаточная двигательная активность и закаленность организма, рациональное питание, умение бороться с влиянием стрессов, профилактика самосохранения.

Человек в различные периоды жизни приобщается к физической культуре по определенной схеме: в дошкольные, школьные, студенческие годы на уроках физкультуры, в спортивных секциях, кружках, клубах, в кругу семьи.

Современная государственная концепция оздоровления нации выглядит следующим образом: введение спортивно -оздоровительной работы среди различных слоев населения, рекламирование массовой оздоровительной работы, принятие различных государственных программ по здоровому образу жизни, увеличение различных сетей спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных объединений, союзов, учреждений, подготовка специалистов в области физкультуры и спорта, поощрение на государственном уровне людей, занимающихся физкультурой и спортом.

 

 

 ГЛАВА II. Состояние и анализ развития физической культуры и спорта в Курганской области на примере одного из муниципальных районов.

 

2.1 Основные проблемы, характерные для муниципального образования

в сфере физической культуры и спорта.

 

В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимаются, в среднем, всего 15% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%.

Если говорить о проблемах крупномасштабных, то здесь серьезная проблема для сферы физической культуры и спорта - отток за рубеж квалифицированных специалистов, тренеров и спортсменов. Это обусловлено, с одной стороны, высоким уровнем подготовленности наших специалистов, тренеров и спортсменов, востребованностью их на мировом уровне, а с другой - отсутствием условий для полноценной работы в нашей стране.

Также за последние годы в несколько десятков раз снижены объемы отечественного производства спортивных товаров. В стране остро ощущается нехватка, доступного для большинства населения, спортивного инвентаря и оборудования.

Попробуем изучить  ситуацию,складывающуюся в муниципалитетах на примере дотационной Курганской области.  Экономическоеположение всех 24 районов в области, примерно одинаковое. Различия обусловлены лишь тем, что районам с большим количеством населения выделяются большие объемы субвенций и дотаций из вышестоящих бюджетов. Проблемы сельских районов в сфере развития физической культуры и спортасхожи, поэтому рассмотрим их на примере муниципального образования  Альменевского района.

В составе района находятся 33 населенных пункта, в которых проживает 13, 377 тысяч человек.

Так, по состоянию на 31 декабря 2012 года в районе имеются: 1 стадион, оснащенный беговыми дорожками и трибунами для зрителей, 25 не стандартных плоскостных спортивных сооружения под открытым небом для игровых видов спорта, 13 спортивных залов в образовательных учреждениях (2 из которых в райцентре),  1 детско-юношеская спортивная школа.

Получение общего образования в районе обеспечивают7 средних,        7 основных и 5 начальных школ с охватом  обучающихся 1400 человек. Профессиональное образование в училище получают 368 студентов.В общеобразовательных и начальных школах, профессиональном училище занимаются в секциях и группах по видам спорта 295 учащихся. Это позволяет проводить не только внутришкольные соревнования, дни здоровья, походы, а также активно участвовать в районных соревнованиях по различным видам спорта. Объемы финансирования из бюджета района спортивно-массовых мероприятий  имеет положительную динамику. Так в 2012 году на развитие физической культуры и спорта израсходовано 272 тыс. руб., что на 23,6% больше, чем в предыдущем.В 2011 году – 220тыс.рублей, что составляет 144,7% к уровню 2010 года, когда эта сумма составила 152 тыс.рублей.Кроме того, за последние три года, пусть и незначительно, ноувеличилось число спортсменов-участников областных соревнований.Физической  культурой в районе занимаются 21 % населения.  Для активизации спортивного движения не только в образовательных учреждениях и райцентре, а  также в сельских поселениях, третий год проводится ежегодная спартакиада района  среди муниципальных образований для взрослого населения. В зимних и летних спартакиадах областного масштаба Альменевский район, в последние три года, традиционно занимает места с10 по 15.

Каждый год район участвует в областном смотре – конкурсе на лучшую организацию физкультурной и спортивной работы по таким показателям численность занимающих участие в областном колосе, зауральской метелице, занимающих в ДЮСШ. Спортивные сооружения , подготовлено разрядников, финансирования. В муниципальных районах Курганской области Альменевский район занял 5 место и получил инвентарьна сумму 85 тысяч рублей.

Проводится в районе и работа по подготовке спортсменов-разрядников, в основном это боксеры, лыжники, легкоатлеты. Однако, имеющееся количество спортивных сооружений недостаточно для  обеспечения населения физкультурно-оздоровительными и спортивнымикомплексами, и многие из них не соответствуют задачам массового развитияспорта в силу своего морального устаревания и физического износа. Ставится задача реконструкции имеющихся спортивных сооружений, переориентация их для массовых занятий населения. Центром развития физкультуры и спорта в районе остаются образовательные учреждения. Уровень развития физкультуры и спорта в каждом населенном пункте зависит от наличия школы и, во многом, от уровня подготовки и заинтересованности преподавателя физкультуры.

В районе работает методическое объединение учителей физкультуры и ОБЖ, которые планируют проведениесоревнований школьников по видам спорта: волейболу, баскетболу, лёгкой атлетике илыжным гонкам, военно-прикладным видам спорта, различного рода спартакиад и военно-спортивных игр.

Физкультурно-оздоровительную и спортивную работу на территории района проводят 34 штатных физкультурных работника, из них 35% имеют среднееспециальное физкультурное образование, 52% - высшее. В целях пропаганды физическойкультуры и спорта, здорового образа жизни отдел по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации Альменевского района осуществляет информационноевзаимодействие с редакцией районной газеты «Трибуна».

Приоритет во всей работе, связанной с развитием физкультурно-спортивного движения, должен быть отдан физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни дошкольников, учащихся образовательных школ и ПТУ, студенческой молодежи.

Недостатки физического воспитания и развития спорта среди подростков, детей и молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая материально-техническая база; ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы, особенно среди дошкольников; ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие традиций семейного физического воспитания; несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.

Информация о работе Анализ проблем муниципальной политики в области физической культуры и спорта