Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 16:26, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть потребительское кредитование в коммерческих банках и проанализировать состояние потребительского кредитования на современном этапе развития.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить нормативно – правовую базу, регулирующую потребительское кредитование в Российской Федерации;
рассмотреть понятие, сущность и значение потребительского кредитования;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ…………………………………………………..6
1.1 Законодательная и нормативная база, регулирующая потребительское кредитование в РФ……………………………………………………………….6
1.2 Понятие, сущность и значение потребительского кредитования .............8
Виды банковского потребительского кредитования ……………………10
2 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ…………………………………………………………………………15
2.1 Сравнительная характеристика условий выдачи потребительского кредита коммерческих банков………………………………………………….15
2.2 Анализ сектора потребительского кредитования в РФ на современном этапе развития…………………………………………………………………..18
2.3 Меры по развитию потребительского кредитования в России…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………….27
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Омской области
«Омский промышленно-экономический колледж»
Шифр 080110 Для обучающихся по программам среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена Банковское дело
|
|
КУРСОВАЯ РАБОТА по профессиональному модулю ПМ. 02 Осуществление кредитных операций МДК. 02.01 Организация кредитной работы | |
Тема: Анализ потребительского кредитования коммерческих банков | |
Обучающийся: Балова А. |
Группа: БД2-143 |
Работа выполнена«___»___________ |
Подпись: _____________________________ |
Руководитель работы: Яркова Т.Н. |
______________________________ |
|
Дата, Фамилия, Инициалы |
Рецензент: Яркова Т.Н. |
______________________________ |
|
Дата, Фамилия, Инициалы |
Омск, 2015
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
РФ – Российская Федерация
ЦБ РФ – Центральный банк Российской Федерации
ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации
ФЗ – Федеральный закон
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ…………………………………………………..6
1.1 Законодательная и нормативная база, регулирующая потребительское кредитование в РФ……………………………………………………………….6
1.2 Понятие, сущность и значение потребительского кредитования .............8
2 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ………………………………………………………………
2.1 Сравнительная характеристика условий выдачи потребительского кредита коммерческих банков………………………………………………….15
2.2 Анализ сектора потребительского
кредитования в РФ на современном этапе
развития…………………………………………………………
2.3 Меры по развитию потребительского кредитования в России…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………….27
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе экономического развития кредит является важным элементом процессов, осуществляемых в национальной экономике Российской Федерации. Уровень и масштабы кредитной активности различных субъектов обеспечивают высокие темпы развития, повышение конкурентоспособности и эффективность деятельности производственного сектора, а также расширение сферы потребления благ, в долгосрочной перспективе.
Кредитные операции являются важнейшим направлением деятельности коммерческого банка. Технологический уровень предоставления кредитных ресурсов, в том числе потребительских кредитов, является основополагающим показателем результативности функционирования кредитной организации и качества осуществляемого внутреннего администрирования.
Актуальность темы исследования по потребительскому кредитованию обуславливается возрастающей значимостью данных операций для расширения потребительских возможностей населения и развития национальной экономики в целом, для коммерческих банков, получающих финансовые результаты от осуществления данного вида кредитования.
Объект исследования – кредитные операции коммерческих банков.
Предмет исследования – потребительское кредитование в коммерческих банках.
Цель исследования – рассмотреть потребительское кредитование в коммерческих банках и проанализировать состояние потребительского кредитования на современном этапе развития.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1 Законодательная и нормативная база, регулирующая потребительское кредитование в РФ
Потребительское кредитование осуществляется в рамках действующего в нашей стране законодательства и регламентируется различными нормативно-правовыми документами.
Потребительское кредитование имеет следующую правовую основу:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 14.06.2012);
- Федеральный закон РФ от 02.12.90. г. № 395 – 1 (ред. от 14.03.2013) «О Банках и банковской деятельности»;
- Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О кредитных историях»;
- Положение № 54-П от 31.08.1998 г. (ред. от 27.01.2001) «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»;
- Положение от 26.03.04. г. № 254 – П (ред. от 24.12.2012) «О порядке формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»;
- Инструкция ЦБРФ от 03.12.2012г. № 139 – И «Об обязательных нормативах банков» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2012 N 26104).
Основным документом, регулирующим отношения в области кредитования, является «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 14.06.2012). В частности данному вопросу посвящена глава 42 ГК РФ. В соответствии с ГК РФ, при осуществлении операций по кредитованию необходимо заключить кредитный договор. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее.[1]
Другим нормативным документом, регламентирующим потребительское кредитование, является Федеральный закон РФ от 02.12.90. г. № 395 – 1 (ред. от 14.03.2013) «О Банках и банковской деятельности». В соответствии с данным законом банк передает денежные средства на условиях платности, срочности и возвратности, а клиент банка осуществляет возврат полученных денежных средств соответствии с условиями договора.[2]
Особое значение для налаживания кредитных отношений и построения современной экономики в целом имеет принятие Федерального Закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О кредитных историях». Целью данного ФЗ является создание системы раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед кредиторами.[3]
Основным положением, которое регулирует правовые основы кредитования, является Положение № 54-П от 31.08.1998 г. «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)». Предоставление (размещение) банком денежных средств физическим лицам осуществляется в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на банковский счет клиента – заемщика физического лица, либо наличными денежными средствами через кассу банка.
Предоставление средств в иностранной валюте осуществляется банками в безналичном порядке.[4]
Положение от 26.03.04. г. № 254 – П (ред. от 24.12.2012) «О порядке формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
Возврат размещенных банком денежных средств и уплата процентов по ним производится путем перечисления средств со счетов клиентов – заемщиков – физических лиц на основании их письменных распоряжений, перевода денежных средств клиентов – заемщиков – физических лиц через органы связи или другие кредитные организации.[5]
Инструкция ЦБР от 03.12.2012г. № 139 – И «Об обязательных нормативах банков» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2012 N 26104).
Настоящая Инструкция устанавливает числовые значения и методику расчета следующих обязательных нормативов банков (далее – обязательные нормативы): достаточности собственных средств (капитала) банка.[6]
1.2 Понятие, сущность и значение потребительского кредитования
В рыночной экономике кредит рассматривается как всеобщая форма движения ссудного капитала. Он выражает экономические отношения между владельцами денежных средств (коммерческими банками) и субъектами рынка, то есть пользователями этих средств (юридическими и физическими лицами) по поводу использования денежных ресурсов на основе возвратности и платности. Главная задача кредита - ускорение оборота денежных ресурсов с целью обеспечения дохода и устойчивого экономического роста.
Материальной предпосылкой развития кредита является кругооборот капитала в процессе расширенного воспроизводства. Временно свободные в результате кругооборота финансовые ресурсы могут быть на некоторое время отданы в ссуду под определенный процент. С помощью кредита временно свободные денежные ресурсы превращаются в ссудный капитал и затем вновь вовлекаются в процесс производительного использования. Тем самым обеспечивается непрерывность процесса расширенного воспроизводства. Кредит как способ вовлечения в хозяйственный оборот временно свободные денежные средства является доминирующим для условий рынка. В этом предназначении он противостоит прямому финансированию из госбюджета, которое широко практиковалось в советской экономике. Кредит базируется на фундаментальных принципах: возвратности, срочности и платности. Они в полной мере отвечают принципам рыночной экономики. Вместе с тем отметим различные сферы действия кредитных отношений в зависимости от целей и субъектов этих отношений. Это обусловливает наличие разных форм кредита. Одной из важных и распространенных форм является потребительский кредит.
Потребительский кредит можно рассматривать как важную составную часть целостной системы кредитных отношений. Основная цель потребительского кредита - способствовать более полному удовлетворению потребительских нужд населения посредством приобретения товаров и услуг в рассрочку. При этом следует подчеркнуть, что сущностной чертой потребительского кредита выступают отношения кредитора (банка) и заемщика (физического лица).[7, c.24]
Характеризуя далее сущностные черты потребительского кредита, обратим внимание на его функциональную природу. Она определяется тем, что полученные заемщиком денежные ресурсы используются лишь в качестве средства платежа. Это напрямую корреспондируется с главной целью кредита - непосредственное финансирование конечного потребления домашних хозяйств. Указанные положения необходимо соотнести с направлениями кредитования представленными формой ссуды капитала и ссуды денег. Ссуда капитала обслуживает расширенное воспроизводство, обеспечивая прирост стоимости вложенных средств. Это касается форм кредитования юридических лиц, которое направлено на увеличение стоимости основного и оборотного капитала в сфере производства. Кредит может быть выдан как ссуда денег, в результате чего не происходит возрастания стоимости. К этому определению подходит и потребительский кредит, обусловливающий движение денег как платежного средства. В специальной литературе имеются исследования, обосновывающие роль и место потребительского кредита в контексте соотношения его двух функциональных форм.
Таким образом, можно сделать вывод, что потребительский кредит следует рассматривать как отдельную, самостоятельную форму банковского кредита, имеющую черты, как ссуды денег, так и ссуды капитала.
Имеет место определенная схожесть банковской ссуды денег, капитала и банковского потребительского кредита. Все эти формы кредита так или иначе используются для финансирования текущих затрат или же для реализации инвестиционных проектов. Все они могут предоставляться на определенный временной период. Банковскому потребительскому кредиту в определенной мере, также как и ссуде капитала и ссуде денег, свойственно увеличение денежных доходов и накоплений. Но в отличие от кредитования предприятий и фирм, где прирост стоимости действующего капитала - главная цель получения кредита, здесь говориться о возможности прироста накопления отдельных потребителей.[9,c.155]
1.3 Виды банковского потребительского кредитования
Потребительский кредит дает возможность совершить покупку товаров в тот период, когда накопления сбережений для их приобретения еще не завершены, а у отдельных категорий населения и не были начаты, по причине относительно низкого уровня доходов.
Информация о работе Анализ потребительского кредитования коммерческих банков