Анализ потребительского кредитования коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть потребительское кредитование в коммерческих банках и проанализировать состояние потребительского кредитования на современном этапе развития.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить нормативно – правовую базу, регулирующую потребительское кредитование в Российской Федерации;
рассмотреть понятие, сущность и значение потребительского кредитования;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ…………………………………………………..6
1.1 Законодательная и нормативная база, регулирующая потребительское кредитование в РФ……………………………………………………………….6
1.2 Понятие, сущность и значение потребительского кредитования .............8
Виды банковского потребительского кредитования ……………………10

2 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ…………………………………………………………………………15
2.1 Сравнительная характеристика условий выдачи потребительского кредита коммерческих банков………………………………………………….15
2.2 Анализ сектора потребительского кредитования в РФ на современном этапе развития…………………………………………………………………..18
2.3 Меры по развитию потребительского кредитования в России…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………….27

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 250.09 Кб (Скачать)

В настоящее время на рынке потребительского кредитования в России представлены следующие основные типы кредитов:

- Стандартный банковский кредит. Данный тип кредитов является наилучшим вариантом в том случае, когда быстрота предоставления кредита не играет решающей роли. Среди различных кредитных предложений ставки по стандартным банковским кредитам наиболее низки. В настоящее время средняя ставка составляет 10-13% в валюте и 18% в рублях, при этом ставки характеризуются устойчивой тенденцией к снижению. Иллюстрацией тенденции к снижению ставок может, в частности, выступать недавнее решение Промсвязьбанка о снижении ставок по кредитам на неотложные нужды с 18 до 17% в рублях и с 13 до 12% в валюте, а также увеличении максимального срока кредита с трех до пяти лет. Кроме того, банк упростил процедуру получения кредита, вместо справки 2-НДФЛ теперь к рассмотрению принимаются справки от работодателей.

- Экспресс-кредиты. Основными преимуществами кредитов данного типа выступают краткие сроки и простота оформления по сравнению со стандартными банковскими кредитами. Хотя в действительности экспресс–кредит не такой уж быстрый - заявки банк рассматривает до двух рабочих дней. Сумма кредита может составить до 200 тыс. рублей под 22% годовых. Существенным недостатком экспресс-кредитов является значительное количество невозвратов в связи с отсутствием у банков возможности для достаточно пристальной проверки заемщиков при выдаче кредита. Доля невозвратов по экспресс-кредитам, по неофициальным данным, может достигать 15%. Вследствие большого числа невозвратов банки, занимающиеся экспресс-кредитами, склонны существенно завышать процентную ставку – она может достигать 60-70% в год. У экспресс-кредитов есть и еще один недостаток – они жестко привязаны к определенным товарам. Пользуясь экспресс-кредитом, покупатель фактически лишается возможности выбора, в отличие от владельца кредитной карты, который может потратить кредитную линию банка на любой понравившийся ему продукт. Несмотря на популярность и весьма широкое распространение экспресс-кредитов на российском рынке в настоящее время, эксперты полагают, что уже в ближайшем будущем предпочтения потребителей сместятся в сторону кредитных карт, и скоро эпоха экспресс-кредитов закончится.

- Кредитные карты. Этот тип кредитов предоставляет пользователю наиболее быструю и удобную возможность получения наличных денежных средств. Эксперты прогнозируют в ближайшей временной перспективе стабильный рост популярности кредитных карт. Важным преимуществом кредитных карт по отношению к другим типам потребительских кредитов является возможность приобретения товаров и услуг, которые могут не продаваться в кредит. Величина процентных ставок по кредитным картам в среднем по рынку составляет 25%. Отличительной особенностью кредитных карт является то, что их эмитенты, в отличие от банков, занимающихся экспресс-кредитами, уже сейчас заинтересованы в создании долгосрочных отношений с частными лицами и не преподносят своим клиентам неприятных сюрпризов – цифры в их рекламе обычно совпадают с действительным положением дел.[10, c.25]

На сегодняшний день на российском рынке потребительского кредитования представлено порядка 100 игроков, при этом 5-7 банков занимают доминирующее положение (Рисунок 1):

 

 

 

Рисунок 1 – Объем выданных кредитов коммерческими банками, млрд. руб.

 

Лидером потребительского кредитования является ОАО «Сбербанк России» (37,1 миллиарда рублей, или 34,2%от всех выданных населению кредитов). Далее следуют ЗАО «Банк ВТБ 24» (10,6 миллиарда рублей, или 9,8%от всех выданных населению кредитов), ОАО АКБ «Росбанк» (3,3 миллиарда рублей, или 3,1%от всех выданных населению кредитов), ООО «Русфинанс Банк» (2,5 миллиарда рублей, или 2,3%от всех выданных населению кредитов), ЗАО «Райффайзенбанк» (2,3 миллиарда рублей , или 2,1%от всех выданных населению кредитов), ОАО «Уралсиб» (2,2 миллиарда рублей, или 2,0%от всех выданных населению кредитов), ОАО Банк Москвы (2,2 миллиарда рублей, или 2,0%от всех выданных населению кредитов), ОАО «РоссельхозБанк» (2,2 миллиарда рублей, или 2,0%от всех выданных населению кредитов), ОАО «МДМ Банк» (2,1 миллиарда рублей, или 2,0%от всех выданных населению кредитов), ЗАО «Банк Русский Стандарт» (2,1 миллиарда рублей, или 1,9%от всех выданных населению кредитов).[11]

 В сегменте экспресс-кредитования лидирует ЗАО «Банк Русский Стандарт». Всего же экспресс-кредитованием в России занимается 30-40 банков. Крупнейшими игроками на этом рынке являются: ЗАО «Банк Русский Стандарт», ОАО АКБ «Росбанк», ОАО Банк Москвы, ОАО «МДМ Банк», ООО «Русфинанс Банк». На первые пять банков приходится около 70% всего рынка товарного кредитования.

На российском рынке действуют дочерние структуры зарубежных банков, в частности в конце 2013 года в числе лидеров находились австрийский ЗАО «Райффайзен» и чешский ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». По прогнозам экспертов, в ближайшем будущем можно ожидать прихода на российский рынок значительного числа западных банков и финансовых компаний, что окажет значительное влияние на соотношение сил на рынке.

Конкуренция на российском рынке потребительского кредитования вынуждает банки снижать ставки по кредитам, увеличивать их сроки и упрощать процедуру выдачи. Однако, несмотря на большие перспективы рынка, банкиры отмечают, что возможности конкуренции за счет снижения процентных ставок практически исчерпаны. Приоритетными методами привлечения клиентов в ближайшем будущем станут улучшение качества обслуживания и дополнительные сервисы. На рынке потребительского кредитования появляются новые игроки. В частности, всерьез заняться потребительским кредитованием решили Внешторгбанк и Международный Московский банк. Важнейшим стимулом развития рынка потребительского кредитования является расширение рынка розничных услуг. Именно с этим фактором в значительной мере связана географическая экспансия крупных банков в российские регионы и расширения сети продвижения услуг в тех регионах, где банки действуют достаточно давно. Развитие розничного рынка активно подталкивает банки к совершенствованию технологической базы, расширению спектра предлагаемых продуктов, повышению качества управления и обслуживания клиентов.

2.3 Меры по развитию потребительского кредитования в России

 

Предложение снизить ставку потребительского кредита приведет к неисполнению обязанностей по платежам в бюджет. С другой стороны, приток выданных населению кредитных ресурсов в предприятия розничной торговли, в конечном счете, увеличат налоговые платежи, уплачиваемые торговыми предприятиями. Поскольку потребительский кредит, в основном, направляется на приобретение дорогостоящих предметов длительного пользования, можно рассчитать, какую сумму платежей в бюджет в виде налогов заплатят предприятия - производители указанных товаров в настоящем.

Однако можно ли считать нецелесообразной снижение ставки кредитования за счет государственных источников, если расчетный вариант будет, ниже базового варианта? Ответом на этот вопрос является подробное исследование влияния объемов кредитования на повышение уровня жизни населения. Для определения целесообразности, необходимо сравнить степень воздействия социальных программ на повышение уровня жизни населения и динамику уровня жизни населения, вызванную соответствующим увеличением объема кредитования. Если кредитование населения влечет повышение уровня жизни населения больше, чем социальные программы, проводимые за счет бюджетных средств, то к расчетному варианту, по крайней мере, нужно будет прибавить объем расходов на эти социальные программы.

Еще одним направлением совершенствования указанной методики расчета является определение потенциального круга заемщиков - физических лиц. Отличительной особенностью формирования доходов населения на современном этапе, как указывалось выше, является высокая дифференциация населения по доходам между различными квинтельными группами. Доходы представителей вполне достаточны для обслуживания потребительского кредита на существующих условиях. В связи с этим, рассмотренное снижение процентной ставки по потребительскому кредиту теряет свою актуальность, если льготная кредитная ставка будет применяться к заемщику. Поэтому, необходимо из общей численности населения выделить ту категорию населения, для которой снижение ставки по потребительскому кредиту окажет наибольшее влияние. Из общей совокупности заемщиков, необходимо определить категорию льготных заемщиков, к которым будут применяться льготные условия кредита. Иначе говоря, необходимо совершенствовать имеющуюся классификацию кредита по видам заемщиков.

В мировой банковской практике известны различные классификации кредитных отношений по видам индивидуальных заемщиков. Суть данной классификации заключается в том, что в зависимости от каждого вида заемщика, разрабатываются индивидуальные, наиболее приемлемые условия и порядок кредитования. Так, в зависимости от принадлежности клиента к определенной возрастной группе, социальному положению, уровню доходов, кредитоспособности и многих других факторов, разрабатываются дифференцированные условия кредита, заключающиеся в различии предельных сумм кредита, предельных сроков кредита, процентной ставки, методов взимания процентов и т.д.

В связи с этим необходимо совершенствовать классификацию заемщиков по потребительскому кредиту путем определения категории «льготных заемщиков», к которым будет применяться льготная ставка потребительского кредита.

Представляется целесообразным разработать критерии льготной категории заемщиков. Исходными данными должны быть следующие параметры:

- размер дохода;

- принадлежность к социальной группе;

- состав семьи;

- стабильность дохода.

Компенсирование снижения ставки по потребительскому кредиту за счет государственных источников должно использоваться не по всем видам заемщиков - физических лиц, а только по определенной группе заемщиков. В связи с этим представляется целесообразным совершенствовать существующие формы кредитных заявок с целью определения принадлежности заемщика к какой-либо социальной группе и возможности применения льготной ставки кредитования.[13]

Представленные выше меры для улучшения и развития системы потребительского кредитования позволят расширить объёмы кредитования для населения, дифференцировать условия их предоставления в зависимости от вида ссуды, срока пользования, уровня доходов заёмщика, унифицировать порядок оформления и использования кредитов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В последние несколько лет в России сложились благоприятные условия для развития рынка потребительского кредита. Быстрое наращивание капитала в банковской сфере в связи с действием ряда макроэкономических факторов вызвало проблему размещения средств. Одним из перспективных направлений деятельности банков, когда они вынуждены искать относительно новые сферы применения капитала, является потребительское кредитование.

В заключении необходимо отметить, что в настоящее время потребительское кредитование активно развивается в нашей стране, что положительно сказывается на экономике, как банковского сектора, так и экономике России в целом. Потребительский кредит в очень быстрых темпах завоевал доверие и получил большое распространение в нашей стране. Уже сейчас рынок кредитования населения развивается ускоренными темпами. Постепенно потребительское кредитование становится одним из наиболее динамичных направлений развития банковского сектора, что связано в первую очередь с потребностью банков в новых прибыльных кредитных продуктах. В настоящее время для российского кредитного рынка характерна устойчивая тенденция к снижению ставок по потребительским кредитам, в перспективе ставки также будут снижаться. Основными факторами, стимулирующими снижение ставок, выступают рост конкуренции и необходимость развития партнерских программ.

Существует большое разнообразие видов банковского потребительского кредитования, что позволяет клиентам банка самостоятельно выбрать наиболее предпочтительный вид кредита.

В результате исследования были проанализированы условия выдачи потребительского кредита коммерческих банков: ООО КБ «Ренессанс Капитал», ОАО «Альфа-Банк», ОАО «Восточный экспресс банк», анализ показал, что наиболее выгодными условиями для заемщика располагает ОАО «Восточный экспресс банк».

В результате проведенного анализа рынка потребительского кредитования было выявлено, что лидером потребительского кредитования является ОАО «Сбербанк России», далее следуют ЗАО «Банк ВТБ 24», ОАО АКБ «Росбанк», ООО «Русфинанс Банк», ЗАО «Райффайзен», ОАО «Уралсиб», ОАО Банк Москвы, ОАО «РоссельхозБанк», ОАО «МДМ Банк», ЗАО «Банк Русский Стандарт».

Для улучшения и развития системы потребительского кредитования необходимо расширить объёмы кредитования для населения, дифференцировать условия их предоставления в зависимости от вида ссуды, срока пользования, уровня доходов заёмщика, унифицировать порядок оформления и использования кредитов, заслуживает глубокого и всестороннего изучения мировая банковская практика в области кредитования индивидуальных ссудозаёмщиков.

Конкуренция на российском рынке потребительского кредитования вынуждает банки снижать ставки по кредитам, увеличивать их сроки и упрощать процедуру выдачи. Однако, несмотря на большие перспективы рынка, банкиры отмечают, что возможности конкуренции за счет снижения процентных ставок практически исчерпаны. Приоритетными методами привлечения клиентов в ближайшем будущем станут улучшение качества обслуживания и дополнительные сервисы.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Законодательные акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 14.06.2012).
  2. Федеральный закон РФ от 02.12.90. г. № 395 – 1 (ред. от 14.03.2013) «О Банках и банковской деятельности».
  3. Федеральный закон  от 30.12.2004 № 218-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О кредитных историях».

Нормативно – правовые документы

  1. Положение № 54-П от 31.08.1998 г. (ред. от 27.01.2001) «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)».
  2. Положение от 26.03.04. г. № 254 – П  (ред. от 24.12.2012) «О порядке формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»;
  3. Инструкция ЦБРФ от 03.12.2012г. № 139 – И «Об обязательных нормативах банков» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2012 N 26104).

Информация о работе Анализ потребительского кредитования коммерческих банков