Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:03, курсовая работа
Изучение и оценка обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами
Количественная и качественная характеристика структуры персонала
Выявление факторов и причин отклонений фактических показателей состояния штатов от нормативов, оценка негативных тенденций
Изучение полноты использования рабочего времени и загрузки каждого работника,, характеристика уровней совместительства и совмещения
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1 Характеристика родильного дома №3
1.1 Технико-экономическая характеристика организации..4-5
1.2 Значимость трудовых ресурсов для предприятия…….5-7
1.3 Основное направление анализа и информационная база…7-8
Глава 2 - анализ использования трудовых ресурсов родильного дома №3
2.1 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами……………………………………………………………………………..9-14
2.2 Анализ использования рабочего времени и эффективности
труда персонала………………………………………………………………….14-18
2.3 Анализ использования фонда заработной платы…….18-27
Вывод (Заключение)………………………………………………………….28-29
Список литературы
Средний размер доплат снизился на 3,50 у.е. в расчете на одну должность, то есть на 9,8 % (3,50 / 35,70 * 100), что можно считать не сильно значительным уменьшением. Оценим причины этого изменения. Рост среднего размера доплат наблюдается по таким доплатам, как оплата труда в праздничные дни и ночное время, а также за совмещение профессий. Основной причиной этого роста стала недоукомплектованость штатов, в связи с чем каждому работнику пришлось отработать большее количество часов в ночную смену, в праздничные и выходные дни, а также повысило необходимость применения такой формы организации труда, как совмещение профессий и должностей. Наиболее существенное снижение среднего размера выплат наблюдается по оплате труда лиц, заменяющих уходящих в отпуск работников и по доплатам к тарифным ставкам и разрядам. Размер оплаты по замещению работников зависит от длительностипериода замены (длительности отпусков) и уровня среднемесячного оклада. Таким образом, резкое снижение величины этих выплат связано, во-первых, с сокращением средней продолжительности отпуска (табл. 10), во-вторых, с изменением структуры персонала в пользу низкооплачиваемых работников (за счет низкого уровня квалификации и длительности стажа). Что касается доплат к тарифным ставкам и разрядам, то наблюдаемое снижение среднего их размера также обусловлено изменением структуры персонала, также тем, что сметой предполагался необоснованно высокий уровень указанных доплат.
Дальше проанализируем основную з/п в таблице 18
Таблица 18
Анализ стуктуры фонда оплаты труда | ||||||
Элементы бюджетноой классификации | По полану | Фактически | Отклонение по удельному весу | Выполнение плана | ||
сумма у.е. | удельный вес | сумма у.е. | удельный вес | |||
Основной оклад гражданских служащих | 19000 | 55,88% | 16700 | 44,77% | -11,11% | 87,89% |
Надбавки к заработной плате гражданских служащих | 2000 | 5,88% | 2300 | 6,17% | 0,28% | 115,00% |
Дополнительная оплата гражданских служащих | 3800 | 11,18% | 3120 | 8,36% | -2,81% | 82,11% |
Оплата труда внештатных сотрудников | 300 | 0,88% | 100 | 0,27% | -0,61% | 33,33% |
Прочие денежные выплаты | 8900 | 26,18% | 15080 | 40,43% | 14,25% | 169,44% |
Всего | 34000 | 100,00% | 37300 | 100,00% |
| 109,71% |
Снижение удельного веса и динамики основной заработной платы. При одновременном росте величины дополнительной заработной платы это свидетельствует о наличии негативных тенденций в существующей в учреждении системе оплаты трупа. Потеря основной заработной платой своей значимости является неблагоприятным и недопустимым фактором, влияющим в первую очередь на качество труда.
В процессе анализа использования фонда заработной платы необходимо дать характеристику эффективности его расходования. Поэтому помимо абсолютного исследуется относительное отклонение по фонду заработной платы. Оно определяется путем сопоставления фактической величины фонда с его размером, установленным с учетом плановых условий функционирования сети и комплектования штатов. Для определения суммы относительного отклонения фонда заработной платы требуется, во-первых, рассчитать количество должностей, необходимых для функционирования учреждения согласно плановым условиям, а затем — число излишних или недостающих должностей, что было сделано ранее (таблица 7), во-вторых, вычислить фактический уровень оплаты труда за год в расчете на одну должность. Величина относительного отклонения равна произведению числа недостающих (излишних) должностей на фактический уровень заработной платы. Используя данные табл. 7 и 10 и приняв во внимание, что плановое число должностей составляет 75, а число фактически занятых должностей — 52, рассчитаем величину относительного отклонения фонда заработ ной платы в таблице 19
Таблица 19
Расчёт относительной экономии фонда заработной платы по категориям персонала | |||||
Категория персонала | Фонд заработной платы фактической у.е. | Фактически занято должностей | Средний уровень заработой платы у.е. | Число недостоющих должностей | Относительная экономия у.е. |
Врачи | 12500 | 13 | 961,54 | -0,4 | -384,62 |
Средний медецинские персоонал | 12300 | 18 | 683,33 | 3 | 2050,00 |
Младший медицинский персонал | 10000 | 17 | 588,24 | 4 | 2352,94 |
Прочие работники | 2500 | 4 | 625,00 | 4,4 | 2750,00 |
Всего | 37300 | 52 | 717,31 | 11 | 6768,33 |
Относительная экономия в целом по роддому составила 2750,00 у.е. Это нельзя однозначно считать положительным явлением, так как экономия получена за счет недоукомплектации штатов и не может не сказаться на качестве медицинского обслуживания населения.
Анализ эффективности использования фонда заработной платы также предполагает сопоставление темпа роста средней заработной платы и темпа роста производительности труда. В нашем случае производительность труда целесообразно представить в виде показателя «среднегодовой уровень обслуживания», отражающего количество рожениц в расчете на одну штатную должность таблица 19.
Таблица 20
Анализ эффективности использования фонда заработной платы | |||
Показатели | По плану | Фактически | Выполнение плана |
Количество рожениц | 500 | 420 | 84,00% |
Фонд заработной платы у.е. | 34000 | 37300 | 109,71% |
Число штатных должностей | 75 | 52 | 69,33% |
Среднегодовой уровень обслуживания, рожниц на ожну должность | 6,67 | 8,08 | 121,15% |
Среднегодовая заработная плата на одну долждность, у.е. | 453,33 | 717,31 | 158,23% |
Темп роста уровня заработной платы превысил темп роста уровня обслуживания на 30,6 % (158,23 / 121,15 * 100— 100), что свидетельствует о наличии негативных тенденций в системе организации труда и его оплаты. Фактически только 121,15 % роста среднегодовой заработной платы обоснованы ростом среднего годового уровня обслуживания, а остальные 37,08 % (158,23 - 121,15) нельзя назвать обоснованным ростом. Эта «излишняя» часть составит 168 у.е. на 1 должность (453,33 * 121,15 / 100 — 717,31 ), а в расчете на весь персонал — 8741 у.е. перерасхода (168 * 52 ).
Таким образом, использование фонда заработной платы характеризуется наличием относительной экономии фонда за счет недоукомплектованности штатов в размере 6768,33 у.е. и относительного перерасхода фонда за счет необоснованного (исходя из темпа роста производительности труда) повышения среднего уровня заработной платы.
Делая выводы о полноте и эффективности расходования фонда заработной платы, необходимо отметить, что:
• наблюдаемый абсолютный прирост фонда оплаты труда стал следствием увеличения размера дополнительной заработной платы, тогда как удельный вес основного оклада снизился;
• значительное влияние на размер среднего основного оклада и ряда других выплат оказало изменение структуры персонала;
• повышение среднегодового уровня обслуживания при одновременном уменьшении показателя сети (количества со держащихся коек) обеспечило относительную экономию по фонду заработной платы;
• темп роста средней заработной платы превысил темп роста среднегодового уровня обслуживания, что повлекло относительный перерасход по фонду оплаты труда.
Вывод ( Заключение)
На основании проведенного анализа состояния трудовых ресурсов и использования фонда заработной платы в родильном доме можно сделать следующие выводы:
1. В отчетном году произошло изменение структуры персонала больницы, в результате чего снизился уровень квалификации и увеличилось число работников, наблюдались высокий уровень текучести кадров и общая нестабильность состава работников.
2. Низкий уровень укомплектованности и существующая система организации труда предполагают повышение уровня совместительства, а также повышение интенсивности и напряженности труда в целях выполнения больницей своих функций в полном объеме
На наш взгляд главным образом надо присмотреть политику принятия новых работников, возможно делать более чательный обзор, и обратиться в службу занятости для подбора прочего персонала.
Тенденция текучести кадров, характерная для многих отраслей бюджетной сферы, в том числе для здравоохранения, может быть преодолена лишь при решении задачи обеспечения достаточного и сравнимого с показателями других сфер народного хозяйства уровня оплаты труда персонала.
2. Уровень использования трудовых ресурсов можно охарактеризовать повышением уровня загруженности работников, ростом уровня обслуживания как показателя производительности труда, а также превышением некоторых норм труда, в частности, норм обслуживания коек.
К сожалению’ данные показатели не позволяют оценить реальный уровень интенсификации труда и качества обслуживания населения. Однако необходимо отметить, что при неукомллектованности штатов невозможным становится обеспечение уровня производительности труда, достаточного для выполнения больницей своих функций, и высокого уровня качества лечения одно временно. достижение этих задач требует повышения показателя укомплектованности и квалификации штатов, а также проведения комплексных и активных мероприятий по повышению интенсивности и качества труда работников больницы.
3. Анализ использования фонда заработной платы позволяет сделать вывод о том, что снижение основного оклада вследствие изменения структуры персонала в больнице компенсируют повышением выплат премий и материальной помощи, В результате наблюдается резкое падение значимости основной заработной платы.
За счет недоукомплектации штатов получена относительная экономия фонда заработной платы. Однако, так как недоукомплектация косвенно негативно повлияла на уровень производительности труда, а также за счет наблюдаемого необоснованного роста среднего уровня заработной платы (в основном за счет премий и материальной помощи) получен относительный перерасход фонда оплаты труда. И хотя экономия превышает перерасход и в абсолютной сумме бюджет, подобную экономию, полученную за счет качества обслуживания населения, нельзя назвать оправданной. Кроме того, нельзя при характеристике эффективности расходования средств бюджета объединять относительный перерасход и экономию фонда заработной платы, полученные за счет влияния разных факторов.
В ситуации родильного дома № 3 использования фонда оплаты труда требует снижения уровня выплат премий до обоснованной их величины. А так как одним из мотивов повышения уровня дополнительной заработной платы в отчетном году явилась попытка компенсировать персоналу наблюдаемое снижение уровня основной заработной платы, не обходимо принять меры по повышению се значимости в системе оплаты труда, что предполагает прежде всего широкую нормативную и методическую работу по улучшению условий оплаты труда работников бюджетной сферы.
Своевременное выявление НСГ тенденций и резервов повышения качества труда и эффективности использования средств бюджета возможно лишь при проведении постоянной аналитической работы в учреждении при непосредственном участии в этой работе специализированных служб и больничных комиссий. По лученные результаты анализа в первую очередь должны использоваться при разработке и составлении сметы расходов череждения на планируемый период.
Информация о работе Анализ использования трудовых ресурсов организации