Анализ безубыточности многопродуктового продукта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является комплексное исследование организации анализа безубыточности многопродуктового производства.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи изучить:
Основные положения анализа безубыточности;
Методы, применяемые в системе бухгалтерского управленческого учета для анализа безубыточности производства;
Планирование безубыточности;
Анализ безубыточности многопродуктового производства;
Построение графиков безубыточности многопродуктового производства.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа безубыточности производства 5
1.1. Основные положения анализа безубыточности 5
1.2. Методы, применяемые в системе бухгалтерского управленческого учета для анализа безубыточности производства 7
1.3. Планирование безубыточности 17
Глава 2. Анализ безубыточности многопродуктового производства 20
2.1. Анализ безубыточности многопродуктового производства 20
2.2. Построение графиков безубыточности многопродуктового производства 23
Глава 3. Разработка мероприятий по безубыточности работы предприятия 26
3.1. Организация управленческого учета на предприятии 26
3.2. Решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня 28
3.3. Рекомендации по оптимизации издержек обращения организации 31
Заключение 36
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовая бух учет.docx

— 140.46 Кб (Скачать)

А теперь предположим, что в структуре  реализованной продукции произошли изменения (см. табл. 3).

 

 

 

«Показатели производственного предприятия по выпуску безалкогольных напитков с учетом изменений структуры реализуемой продукции»

Таблица 3


Сопоставляя структуру продукции, становится очевидным, что увеличилась доля продукции  с низкой величиной маржинального  дохода, в связи с чем у предприятия  снизилась прибыль на 2000 руб. (24000 – 26000).

Точка безубыточности после изменений, произошедших в  ассортименте, будет следующей:

(15 * 2х) + 12х – (10 * 2х) – 8х – 15000 = 0;

3,0х + 12х – 20х – 8х –15000 = 0;

14х = 15000 бутылок;

х = 15000 : 14 = 1071,4 бутылок напитка «Тархун»;

1071,4 * 2 = 2142,8 бутылок напитка «Байкал»;

Всего: 1071,4 + 2142,8 = 3214,2 бутылок.

Приведенные данные свидетельствуют, что в целом  по предприятию точка безубыточности (порог рентабельности) будет равна 3214,2 бутылкам безалкогольных напиток, из них 1071,4 бутылок напитка «Тархун» и 2142,8 бутылок напитка «Байкал». Сравнивая результат с предыдущим расчетом отмечаем, что точка безубыточности (порог рентабельности) снизилась  на 160,8 бутылок (3214,2 – 3375). При этом обращает на себя внимание тот факт, что объем  реализации в натуральном выражении  остался без изменения (9000 бутылок). Следовательно, даже при контроле общего объема продаж необходим анализ структурных  изменений в ассортименте выпускаемой  продукции, так как он дает картину  отклонений фактической прибыли  от запланированной.

 Маржинальный доход. Маржинальный запас прочности.

Метод маржинального дохода есть разновидность метода уравнений. Под маржинальным (предельным) доходом мы будем понимать доход, который получает фирма от производства одного изделия. Маржинальный доход — это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.4

     Существует два способа определения величины маржинального дохода:

      При первом способе из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории переменных затрат.

        При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.

         Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

          Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

      Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

                                                         

        Точка безубыточности =     Постоянные затраты / Норма маржинального дохода.                                  

       Рассмотрим этот вопрос на примере.

       Пример 3. Производственное предприятие производит и реализует безалкогольный напиток «Байкал». Ниже приведены данные, характеризующие его деятельность:

Таблица 4

                                                                

 

(руб.)

Выручка от реализации

75 000

Переменные затраты

50 000

Постоянные затраты

15 000

Прибыль                                  

10 000

Объем произведенной продукции, бут.

5000

Цена единицы напитка                              

15


      Чтобы найти точку безубыточности (порог рентабельности), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка предприятия, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзя просто сложить переменные и постоянные затраты, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.

        В этом случае последовательность расчетов для нахождения точки безубыточности (пороговой выручки) будет следующей:

       Находим величину маржинального дохода:

75000 руб.  – 50000 руб. = 25000 руб.

       Вычисляем норму маржинального дохода:

25000 руб. : 75000 руб. = 0,33

        Определяем точку безубыточности (пороговую выручку) в стоимостном выражении:

15000 руб. : 0,33 = 45455 руб.

       Определяем точку безубыточности (порог рентабельности) в натуральном выражении:

45445 руб  : 15 руб. = 3030 бутылок.

        Маржинальный запас прочности — это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. (подробнее о «запасе прочности» см. п.3.1) Этот показатель определяется следующей формулой:

 

Маржинальный  запас прочности =(Фактическая выручка – Пороговая выручка) / Фактическая выручка * 100 %

 

       Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия. Для предыдущего примера маржинальный запас прочности составляет 39,4% [(75000 – 45455) : 75000 * 100%]. Значение маржинального запаса прочности, равное 39,4%, показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшение конкурентоспособности) выручка предприятия сократится менее, чем на 39,4%, то предприятие будет получать прибыль, если более, чем на 39,4% — окажется в убытке.

        Для определения цены продукции при безубыточной реализации можно воспользоваться следующей формулой:

 

Цена безубыточности =Пороговая выручка/ Объем произведенной продукции в натуральном выражении

 

        Для расчета воспользуемся данными предыдущего примера. В нашем случае цена безубыточности единицы изделия равна 9 руб.09 коп. (45445 : 5000 бут.). Зная формулу цены безубыточности, всегда можно установить необходимую цену реализации для получения определенной величины прибыли при реализации установленного объема производства.

 Графический метод.

Два рассмотренных ранее  метода по своей сути есть методы статические. В самом деле, мы рассматриваем  фиксированные цену реализации, переменные расходы, постоянные расходы и прибыль. Далее на основе этих данных мы рассчитываем объем производства, при котором  достигается заданная прибыль. Если отказаться от фиксированной величины прибыли, то мы получим зависимость  между объемом выпуска и прибылью, которую легко выразить графически. Для этого нам необходимо объединить на одном графике следующие три  линии:

Рисунок 1

Таким образом мы получаем следующий график анализа поведения  затрат, прибыли и объема продаж:

Рисунок 2

Заметим, что на этом графике  линия выручки и линия переменных расходов исходят из одной точки  и разница между ними и есть не что иное, как маржинальный доход. Используя данный график мы можем  легко определить величину прибыли  или убытка для того или иного  объема выпуска.5

 

 

Рисунок 3

Иногда бывает достаточно удобно рассматривать не два графика  выручки и общих затрат, а один график чистой прибыли фирмы, получаемый как разница между графиками  выручки и общих затрат:

Рисунок 4

Заметим, что при нулевом  выпуске убыток в точности равен  постоянным затратам.

Мы получили достаточно удобный  инструмент графического анализа зависимости  между выпуском, выручкой, затратами  и прибылью. Данный метод можно  использовать и при других (нелинейных) характеристиках зависимостей между  объемом производства и финансовыми  показателями. Однако, следует отметить и недостаток, присущий рассматриваемому методу. Как и всякий графический  метод, он дает не очень точные результаты.

1.3. Планирование безубыточности

Вопросы анализа точки безубыточности наиболее интересны в двух аспектах: анализ нынешнего состояния дел на предприятии и прогноз будущего состояния фирмы. Первый аспект заключается в выделении наиболее существенных факторов, определяющих себестоимость производимых изделий и анализа текущей рыночной конъюнктуры. Второй аспект заключается в прогнозе уровня затрат на производство и ценовой ситуации на рынке. На основе сделанных прогнозов осуществляется расчет плана производства. Важным условием обеспечения успешной деятельности фирмы является контроль за выполнением плана безубыточности фирмы.

Процесс составления плана  безубыточности деятельности фирмы  является частью составления общего финансового плана фирмы. Схему  его составления можно представить в следующем виде:

Подробно рассмотрим все стадии процесса планирования безубыточности

I. Анализ состояния дел  в фирме и ситуации на рынках  сбыта. Подразумевается анализ  сильных и слабых сторон деятельности  фирмы с точки зрения внутренних  и внешних факторов. Под внутренними  факторами прежде всего понимаем анализ издержек, с учетом возможностей трансформирования структуры издержек с целью их минимизации. Отметим, что на минимизацию издержек помимо часто производственных и технических вопросов немаловажное влияние оказывает уровень менеджмента на предприятии и деятельность служб снабжения. 6 Внешние факторы рассматриваются прежде всего как те объективные особенности рыночной среды, которые оказывают положительное или отрицательное воздействие на деятельность предприятия. К числу таких факторов относятся: доля рынка, контролируемая фирмой, и тенденцией к ее изменению; деятельность конкурентов, изменение предпочтений потребителей, изменение общей финансовой ситуации в стране, где осуществляется деятельность фирмы и т.д.

II. Прогноз будущих цен  на факторы производства и  на готовую продукцию. На основе  данных изображенных в п.1 осуществляется прогнозное планирование интересующих нас ценовых факторов товарного рынка. Для этого особенно полезно рассмотрение статистически по показателям, рассматривавшимся в п.1, анализ динамики этих показателей, в том числе и с помощью экономико-математических методов. Если у предприятия отсутствуют возможности для проведения подобного рода анализа, то можно ограничиться простой экстраполяцией существующих тенденций в изменениях цен на рынке. На этом же этапе определяются цены противодействия возможным неблагоприятным изменениям цен. В частности могут рассматриваться вопросы хеджирования ценового риска путем использования товарных фьючерсов и опционов.

III. Расчет переменных  и постоянных затрат.

Необходимо рассчитать себестоимость производимой продукции. При этом необходимо спланировать применение объема незавершенного производства и степень выполнения отдельных этапов работ. Здесь же определяется потребность в основных и оборотных средствах, определяются предположительные источники их формирования. Если потребность в финансовых ресурсах удовлетворяется путем внешних займов, то в сумму непроизводственных расходов необходимо включить расходы по полученным кредитам.

IV. Расчет точки безубыточности.

Определяем точку безубыточности на основе расчета себестоимости  изделий и предположительной  цены реализации.. После расчета  объема производства, необходимого для  покрытия постоянных издержек, определяется потребная величина маржи безопасности. Эта приблизительная величина зависит  от стабильности внешней среды, в  которой действует фирма. Естественно, что чем более нестабильна  внешняя среда, тем большим должен быть размер маржи безопасности. После  определения маржи безопасности рассчитываем объем выпуска и  реализации продукции необходимой  для достижения требуемого уровня маржи  безопасности.7

V., VI. Определение ценовой  политики предприятия

На основе анализа будущего состояния рынка, определяем при  каком уровне цен и ценовой  политике предприятия достигается  необходимый объем реализации. После  этого вновь пересчитывается  точка безубыточности и уточненная величина маржи безопасности. Если эта величина не удовлетворяет заданному  критерию, то повторяем пункты еще  раз, с другими значениями цен. Если не получается достичь приемлемой величины маржи безопасности, то необходимо повторить анализ, обращая внимание на снижение затрат. Подобным оперативным процессом мы достигаем производственного плана с удовлетворяющими исходным требованиям величинами маржи безопасности и цен реализации.

VII. Принятие окончательного  плана

На основе определенных в  п. V, VI цен реализации, объемов реализации производится окончательный расчет точки безубыточности, а также  составляется финансовый план и план реализации с разбивкой по периодам. При этом определяется момент достижения точки безубыточности.

VIII. Контроль безубыточности

Контроль безубыточности включает в себя несколько аспектов о которых мы только упоминаем: контроль производственных расходов, контроль себестоимости, контроль плана реализации, контроль поступления доходов, контроль выполнения плана безубыточности. Ясно, что контроль себестоимости и  контроль плана реализации и поступления  доходов проверяют две составляющие концепции безубыточности. Комплексный  контроль безубыточности заключается  в непрерывном контроле за полученными  доходами и текущими издержками фирмы, определении того, в каком положении  относительно точки безубыточности находится фирма. Подобное изложение  вопросов планирования и контроля безубыточности опускается в силу того, что данная работа имеет ограниченный объем.

Информация о работе Анализ безубыточности многопродуктового продукта