Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:11, курсовая работа
Исходя из изложенного, целью исследования является анализ особенностей прямого действия Конституции РФ.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть систему юридических свойств Конституции РФ;
выявить сущность прямого действия Конституции РФ;
проанализировать особенности и проблемы реализации прямого действия Конституции РФ на практике.
Введение 3
Глава 1. Прямое действие в системе юридических свойств Конституции Российской Федерации 5
§ 1. Юридические свойства Конституции РФ 5
§ 2. Сущность прямого действия Конституции РФ 9
Глава 2. Реализация прямого действия Конституции РФ 18
§ 1. Значение Конституционного Суда РФ в обеспечении прямого действия Конституции РФ 18
§ 2. Значение иных судов в обеспечении прямого действия Конституции РФ 23
Заключение 28
Библиографический список 30
Министерство образования Российской Федерации
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Пермский государственный
Юридический
факультет
Кафедра
конституционного и
бюджетного права
Прямое
действие Конституции Российской Федерации
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Наличие конституции — обязательный компонент современного государства. Значение конституций для благополучного функционирования современной цивилизации столь велико, что уже сам факт ее принятия (безотносительно к содержанию) может быть оценен как шаг к демократической организации общества, поскольку любая конституция в большей или меньшей мере предусматривает ограничение (самоограничение) государственной власти, создание возможностей саморегуляции общественных институтов и учреждений. Хотя вопросы о понятии, сущности конституции, ее признаках исследуются уже три столетия со времени появления первых конституций, однако они, безусловно, в плане их актуальности относятся к числу далеко не исчерпанных и наиболее сложных в теории государства и права.
Конституция Российской Федерации1 действует более шестнадцати лет. Этот срок является серьезным поводом для того, чтобы обратиться к вопросам реализации положений российского Основного закона и дальнейших его перспектив.
Оценка Конституции 1993 г. как в отечественной, так и зарубежной науке неоднозначна. Уже пятилетний юбилей Конституции был встречен массовой критикой ее положений. Ни одна научная конференция или семинар, не говоря уже о политических форумах, не обходились без предложений о внесении конституционных поправок или пересмотре Конституции. Высказывались и о том, что "окончательная" реализация целого ряда конституционных норм не сулит стране ничего хорошего.2. И все же в целом исследователи и политические деятели оценивают российскую Конституцию как "хорошую"3, как первую конституцию, претендующую на роль реально действующего основного закона4, как Конституцию, лучше которой в обозримом будущем ничего не предвидится.5
Исследователи государственного права задолго до конституционной реформы 1993 г. пришли к выводу, что Конституция является неотъемлемой частью правовой системы отечественного законодательства. Она должна быть не торжественной декларацией, а работающим политико-юридическим документом, позитивное воздействие которого на общество и государство и положение в нем личности тем больше, чем полнее Конституция претворяется в жизнь. Однако, ее реализация носила чрезвычайно ограниченный характер, и эта тенденция еще не преодолена. Долгие годы для чиновника священными были главным образом директивы, приказы, циркуляры, установки. Поэтому приходится постоянно напоминать о таком принципиальном направлении правовой политики, как применение Конституции Российской Федерации в качестве акта прямого действия6.
Несмотря на то, что согласно ст. 15 Конституция РФ имеет прямое действие, в Российской Федерации на практике возникают проблемы с пониманием данного свойства конституции и реализацией его на практике.
Исходя из изложенного, целью исследования является анализ особенностей прямого действия Конституции РФ.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Конституцию Российской Федерации отличают особые юридические свойства - признаки ее как основного закона государства. Они производны от рассмотренных сущностных черт и выражаются: в верховенстве конституции; в ее высшей юридической силе; в ее роли как базы текущего законодательства; в особой охране конституции; в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.
Одним
из юридических свойств
Следует отметить, что в Конституции РФ 1993 г. впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства. Ни в одной из предыдущих конституций России такого положения не содержалось. Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции 1993 года принципа верховенства на всей территории России означает, утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. В признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идея подчинения государства конституции и праву.8 Однако только провозглашения недостаточно. В правовой культуре российского общества недоверие к прокламациям слишком сильно, т. к. основано на неизжитой традиции часто встречающегося в различных сферах регулирования расхождения между нормой и жизненными реалиями; в советский период многие конституционные положения бездействовали, действия органов власти, различные сферы жизни общества не были связаны нормами конституции. 9 Огромную роль в обеспечении верховенства Конституции РФ играет специальный орган охраны конституционной законности - Конституционный Суд РФ.
В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание по сравнению с принципом ее верховенства. Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции России, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
К
числу юридических свойств
Конституции
часто предусматривают
Согласно ст. 76 Конституции РФ, по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Предметы ведения РФ указаны в ст. 71 Конституции РФ. Однако, как указал Конституционный Суд РФ, само по себе отнесение того или иного вопроса к ведению РФ не означает невозможности его урегулирования иными, помимо закона, нормативными актами, кроме случаев, когда сама Конституция РФ исключает это, требуя для решения конкретного вопроса принятия именно федерального конституционного либо федерального закона.11
Зачастую Конституция РФ использует указание на то, что определенные общественные отношения регулируются "федеральным законом", не называя конкретный по наименованию или содержанию акт. Так, согласно ч. 3 ст. 36, закрепляющей право частной собственности на землю, "условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона". В соответствии с ч. 5. ст. 37, где закреплено право граждан на отдых, "работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск". В принципе данный вариант применяется весьма широко в действующей Конституции - гораздо больше, чем предшествующими основными законами, как бы подчеркивая, что регулированию общественных отношений посредством формы "закона" отдастся предпочтение перед иными видами нормативных актов.
Конституция
РФ говорит о необходимости
Конституция РФ зачастую содержит такие формулировки статей, что из текста очевидна обязательность последующего текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной нормы. Так, согласно ст. 46, "решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд"; очевидно, что применение нормы без специального закона попросту невозможно.
Завершая рассмотрение данного аспекта, нужно добавить, что Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом, подразумевая не акт в форме закона, а всю гамму правовых норм, необходимых дли соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: "Право частной собственности охраняется законом". Очевидно, что здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.
Таким образом, проблема соотношения конституции и текущего законодательства довольно многогранна, и она решается с учетом как роли конституционных идей, так и формально-правовой зависимости от конституции многих правовых актов. К юридическим свойствам Конституции РФ также относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Конституцию РФ отличает и особый, установленный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок.
Следует отметить, что основные юридические свойства Конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания Конституции.
В
конституционно-правовой доктрине в
недавнем прошлом нередко утверждалось,
что нормы Конституции
Действительно, в задачу Конституции не входит детальное урегулирование общественных отношений, она представляет собой более или менее совершенную общую модель организации государства и взаимодействия его структур, определяет место, занимаемое человеком в государстве. Но на этом основании нельзя делать вывода о том, что Конституция является лишь изложением общих принципов, не порождающих достаточно определенных прав и обязанностей субъектов конституционно-правовых отношений. Такое понимание не отвечает потребностям формирования правового государства с характерным для него режимом конституционности и не соответствует практике применения действующей Конституции.
Динамический аспект действия Конституции обозначается в Основном Законе 1993 г. понятием «прямое действие». В Конституции, во-первых, указывается на содержательную характеристику прямого действия, и в этом случае оно упоминается в одном ряду с высшей юридической силой и обязательностью применения Конституции как на федеральном, так и на региональном уровне (ч.1 ст.15), во-вторых, подчеркивается территориальный аспект прямого действия федеральных конституционных законов и федеральных законов, принимаемых по предметам ведения Российской Федерации, «на всей территории Российской Федерации» (ч. 1 ст. 76).
Следовательно, любая конституционная норма независимо от занимаемого в системе Основного Закона места, выполняемых функций и преследуемых целей является действующей правовой нормой. Конституция является такой частью законодательства, которая прямо оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения, «связывает» государство и его органы и закрепляет права и свободы человека и гражданина в качестве субъективных прав, возлагающих на государство вполне определенные обязанности и подлежащих судебной защите. именно в этом заключается смысл прямого действия конституционных норм.
Информация о работе Прямое действие Конституции Российской Федерации