Основные участники бюджетного процесса, их бюджетные полномочия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена рассмотрению бюджетного процесса, его участников, а также рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса на федеральном уровне. При написании работы, ставятся следующие задачи:
üознакомится с понятием бюджетного процесса и его принципами;
üрассмотреть основных участников бюджетного процесса;
üрассмотреть основных участников бюджетного процесса на федеральном уровне;
üрассмотреть органы, обладающие бюджетными полномочиями на федеральном уровне;
ü рассмотреть бюджетное администрирование в Германии;
üопределить сходства и различия между полномочиями участников бюджетного процесса Российской Федерации и Германии.

Оглавление

Введение3
Понятие и принципы бюджетного процесса4
Участники бюджетного процесса на федеральном уровне7
Полномочия участников бюджетного процесса на федеральном уровне8
Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации9
Исключительные полномочия руководителя Министерства финансов Российской Федерации14
Бюджетные полномочия Федерального казначейства15
Бюджетное администрирование в Германии19
Заключение26
Список использованной литературы29

Файлы: 1 файл

Основные участники бюджетного процесса, их бюджетные полномочия..docx

— 36.65 Кб (Скачать)

üосуществляет иные бюджетные  полномочия, установленные настоящим  Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми  актами Правительства Российской Федерации.

В порядке, установленном  Федеральным казначейством, отдельные  функции финансовых органов субъектов  Российской Федерации (финансовых органов  муниципальных образований) по исполнению соответствующих бюджетов могут  осуществляться органами Федерального казначейства на основании соглашений между ними и высшими исполнительными  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации (местными администрациями  муниципальных образований).

 

Бюджетное администрирование  в Германии

 

В различных зарубежных странах  существуют различные системы управления государственными ресурсами. Главной  целью создания данных систем является содействие оптимальному управлению государственными ресурсами. Органами, на которые возлагаются  функции по управлению государственными ресурсами, во многих странах являются казначейства. Роль казначейств, в зависимости  от бюджетной спецификации конкретной страны, может меняться от пассивной, когда казначейство лишь выделяет средства бюджетным учреждениям, согласно утвержденным им бюджетным ассигнованиям, до активной, где казначейство вправе перераспределять ресурсы, контролировать лимиты бюджетных  обязательств на оплату расходов в  соответствии с заранее заданными  критериями. Во многих странах на казначейство возлагаются функции по управлению государственным долгом.

Из выше сказанного можно  сделать вывод, что единой модели казначейской системы управления государственными ресурсами, так таковой, не существует. В каждой стране она имеет свою особенность, обусловленную экономическим  состоянием страны, историческими традициями развития бюджетного устройства и процесса и пр.

Современное состояние бюджетной  системы и бюджетного устройства Германии нашло отражение в принятом в 1997 г. законе «О дальнейшем развитии в сфере бюджетного права на федеральном и земельном уровнях».

Система бюджетного администрирования (СБА) - процесс функционирования и взаимодействия институциональных структур, уполномоченных соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления на выполнение функций по поводу формирования, распределения и контроля за бюджетными денежными средствами и обязательствами.

Объектами бюджетного администрирования  являются бюджетные финансовые ресурсы  федерального правительства (I уровень  бюджетной системы), земельных Правительств и коммун (муниципалитетов) (II и III уровни соответственно).

Субъекты системы бюджетного администрирования достаточно многообразны и по принципу разграничения бюджетных  полномочий могут быть объединены в  следующие группы:

Øфинансовые органы (министерство финансов и его подразделения, институциональные  субъекты 8 федеральных землях);

Øорганы денежно-кредитного регулирования (Бундесбанк и его  подразделения в федеральных  землях);

Øорганы государственного финансового  контроля (Счетная палата ФРГ).

В Минфине страны сконцентрированы не только расходные полномочия в  части кассового исполнения федерального бюджета, но и администрирование  практически всех доходов, поступающих  в казну государства.

Наряду с традиционными  для российского финансового  ведомства функциями (разработка, сопровождение  при принятии, кассовое исполнение федерального бюджета, выработка предложений  и конкретных мер по совершенствованию  бюджетной системы РФ и развитию бюджетного федерализма и т.д.), министерство финансов осуществляет через свои подразделения  такие функции, как сбор таможенных и некоторых прямых налоговых  платежей, управление федеральным имуществом, регулирование рынка ценных бумаг  и т.д.

Министерство финансов ФРГ  имеет территориальные органы. В  сфере их компетенции находятся  помимо функциональных отделов ряд  институциональных единиц федерального подчинения (таможенные службы, федеральные  кассы и т.д.), а также финансовые ведомства федеральных земель.

Функциональные отделы главных  финансовых дирекций (ГФД) выполняют  следующее:

Øуправляют деятельностью  соответствующих ведомств и служб  на территории федеральных земель;

Øосуществляют контрольные  и аналитические функции;

Ø являются единым получателем  сметных бюджетных ассигнований для всех подведомственных структур федерального подчинения.

В рамках администрирования  бюджетных доходов в ФРГ применяется  принцип учета методом начисления соответствующего дохода у субъекта администрирования, кассовый учет фактических  поступлений у соответствующей  структурной единицы министерства финансов.

При общности вышеуказанных  доходных функций ряд ФК имеет  специальные функции по учету  определенных видов платежей, поступающих  от плательщиков по всей стране. Например, ФК в г. Трир проводит учет платежей за аренду объектов федеральной собственности  по всей стране.

Наряду с ФК для упрощения  процедуры оплаты части платежей существуют Платежные терминалы (ПТ), которые являются структурными подразделениями федеральных касс (например, в крупных патентных учреждениях - для уплаты соответствующих сборов, в аэропортах - для осуществления таможенных платежей). В основном через ПТ производятся платежи в наличной форме или посредством пластиковых карт.

Федеральная часть регулирующих налогов, администрируемая финансовыми  ведомствами федеральных земель, аккумулируются в главной федеральной  кассе федерального ведомства по финансам.

Федеральное ведомство  по финансам (ФВФ) - важнейшее подразделение Министерства финансов ФРГ, которое ведет центральный бюджетный счет ФРГ и осуществляет по нему как приходные, так и расходные операции с помощью централизованной базы данных системы «бюджетно-кассовый учет» (БКУ) и через главную федеральную кассу, являющуюся структурным подразделением ФВФ, совместно с соответствующими департаментами Минфина управляет ликвидностью бюджетной системы ФРГ.

Система БКУ решает следующие  задачи:

üкассовый учет поступлений  и расходов;

üбухгалтерский учет бюджетных  потоков и обязательств;

üсоставление ежедневных бухгалтерских балансов в форме  оборотно-сальдовых регистров учета;

üподготовку отчетов и  информационного обеспечения Правительства  ФРГ;

üобеспечение проведения платежей;

üнадежное архивирование  баз данных:

üполучение федеральными и земельными кассами выписок  по лицевым счетам о проведенных  операциях по дебету и кредиту.

Совокупность задач, решаемая системой «Бюджетно-кассовый учет», охватывает три важнейшие фазы бюджетного процесса:

Øбюджетное планирование;

Øисполнение бюджета;

Øбюджетный контроль.

Управление ликвидностью центрального бюджетного счета осуществляется в строгом соответствии с бюджетным  законодательством:

При относительной недостаточности  денежных средств для покрытия всех необходимых бюджетных расходов федеральные органы исполнительной власти мобилизуют заемные средства на кредитном рынке относительной  избыточности бюджетных средств  уполномоченные органы имеют право  осуществить краткосрочные процентные вложение на денежном рынке.

Взаимодействие субъектов  системы бюджетного администрирования  в процессе исполнения бюджетов строится на следующих базисных принципах:

üединство и полнота бюджетный  системы страны;

üсовокупное покрытие расходов бюджетов;

üгодичный бюджетный период; своевременность представления  бюджетов (до начала бюджетного года);

üнеизменность бюджетных  параметров;

üэкономичность и экономность  расходования бюджетных средств;

üсбалансированность бюджетов;

üдостоверность и ясность  бюджетов:

üбрутто-принцип (доходы и  расходы представлены раздельно  и в полном объеме;

üпринцип «разделения  учетных единиц» (доходы - по источникам возникновения, расходы и обязательства - по целевым статьям);

üпринцип разделения правомочности  осуществления бюджетных расходов от правомочности принятия бюджетных  обязательств уполномоченными лицами.

Бюджетное администрирование, например, расходования средств федерального бюджета ФРГ основывается на следующих  принципах организации бюджетной  системы ФРГ:

Ø«принцип минимальности» - достижение определенных результатов  при минимальных бюджетных издержках;

Ø«принцип максимальности» - достижение максимального возможных  результатов при определенных бюджетных  затратах;

Øпринцип «умеренной детализации  целевого характера выделяемых ассигнований»;

Øпринцип «возникновения потребности в бюджетных ресурсах исключительно в момент осуществления  кассовых бюджетных расходов»;

Øпринцип «разделения  информационных и кассовых потоков»;

Øпринцип «персональной  ответственности» руководителей учреждений и организаций, получающих средства из федерального бюджета за их расходование.

В ФРГ установлен отраслевой принцип формирования бюджетной  росписи с достаточной детализацией ассигнований. Объемы бюджетных прав своевременно доводятся до распорядителей бюджетных ассигнований всех уровней  и получателей соответствующих  средств. Их руководители несут всю  полноту ответственности за эффективность, экономичность и целевой характер бюджетных расходов.

Предварительного и текущего контроля за этими вопросами (в привычном  для российской бюджетной системы) со стороны федеральных касс в  ФРГ нет. В то же время в рамках системы БКУ Федеральные кассы  выполняют следующие функции: платежную, учетную (включая как учет объемов бюджетных прав, так и их реализацию), аккумулирование первичных платежных документов.

При этом Федеральные кассы  используют следующие технологические  принципы:

Øпринцип «единого банковского  счета», ведущегося в Главной федеральной  кассе ФВФ;

Øпринцип «четырех глаз» (контроль за подготовленными платежными документами со стороны не менее  чем двух сотрудников);

Ø принцип разграничения  и ясности полномочий и ответственности  сотрудников;

Øпринцип предоставления данных Счетной палате для перепроверки в рамках последующего контроля.

Согласно принятой Минфином ФРГ концепции реформирования кассовой организации исполнения бюджета  до 2008 года ведется соответствующая  работа по двум направления:

üслияние гражданских  и военных федеральных касс (в  виде эксперимента это уже осуществлено в г. Киле);

üукрупнение федеральных  касс с соответствующим высвобождением персонала (к 2008 г. их должно остаться четыре), а совокупная численность персонала  должна уменьшиться вдвое.

Таким образом, бюджетополучатели  открывают и содержат свои лицевые  счета по учету и движению бюджетных  средств в федеральных кассах. Основными функциями кассовой системы  ФРГ являются: учет движения бюджетных  средств и качественное представление  расчетной услуги клиенту.

 

Заключение

 

Государственный бюджет - основной финансовый план государства, является главным средством аккумулирования  финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления  властных полномочий, дает государству  реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, фиксирует  избранный государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по отношению  к осуществляемой властью экономической  политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Бюджетное законодательство РФ закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его. Понятие бюджетного процесса четко раскрывает задачи, которые поставлены перед органами государственной власти. Составной  частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетами  разных уровней.

В процессе данной деятельности общественные отношения регулируются нормами бюджетного права и являются бюджетными правоотношениями. Субъекты данных правоотношений - органы государственной  власти, местного самоуправления и  иные субъекты. Бюджетные полномочия законодательных органов включают рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление  последующего контроля за исполнением  бюджетов, формирование и определение  правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета  соответствующего уровня бюджетной  системы и иные полномочия.

Бюджетные полномочия органов  исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны: с составлением проекта бюджета; внесением его  с необходимыми документами и  материалами на утверждение законодательного органа; с исполнением бюджета; управлением  государственным, муниципальным долгом; ведомственным контролем за исполнением  бюджета; представлением отчета об исполнении бюджета и другими полномочиями.

Информация о работе Основные участники бюджетного процесса, их бюджетные полномочия