Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, влиянии бюджетной политики государства на финансовую политику предприятия, а также основных направлений развития бюджетной политики на перспективу.
Задачи работы диктуются поставленной целью:
- дать понятие бюджетной системы Российской Федерации;
- рассмотреть теоретические основы бюджетной политики;
- рассмотреть влияние бюджетной политики государства на финансовую политику предприятия;
- определить основные направления бюджетной политики Российской Федерации на перспективу.
- жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
- увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;
- усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.
Согласно
Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание
Президента РФ Федеральному Собранию
РФ о бюджетной политике на очередной
год является неотъемлемым элементом
процедуры подготовки федерального бюджета.
Бюджетное послание задает стратегические
и краткосрочные ориентиры бюджетной
политики, согласованные с общими целями
и задачами экономической политики государства,
которые являются определяющими в среднесрочном
бюджетном планировании и при составлении
проекта федерального бюджета на очередной
год. Политика государства - это концепция
отношений по поводу и реализации государственных
интересов, устройства, систем общественного
правопорядка. Политика государства рыночной
экономики - это совокупность экономических,
политических, военных и правовых мероприятий,
осуществляемых органами государственной
власти в целях, прежде всего, сохранения
и развития существующего государственного
устройства, государственного аппарата,
частной собственности и имущих категорий
населения .[1]
Глава 2. Влияние
бюджетной политики государства на
финансовую политику предприятия
Государственное регулирование экономики можно определить, как комплексную систему мер осуществляемых государством по упорядочению рыночных отношений, сведение к минимуму отрицательных последствий рыночных форм хозяйствования, социальной защите отдельных групп населения, создание предпосылок к созданию эффективного рынка.
Но не всегда роль государства должна сводиться к роли компенсатора несовершенства рынка. Есть обстоятельства и сферы, которые относятся к исключительной прерогативе государства и никогда не могут быть выполнены иным, кроме него. Так, ряд важнейших регулирующих функций в масштабе всего народного хозяйства должно оставаться в руках государства:
- научно-технический прогресс;
- структурная перестройка экономики;
- социальная политика;
- проблемы экологии и т.д.
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Однако все это множество охватывают 2 основные формы регулирования :
- прямое через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями;
- косвенное с помощью различных мер (инструментов) экономической политики (налоговой, кредитной, денежной, амортизационной и др.).[10]
Прямая форма вмешательства государства в экономику может быть представлена следующими взаимопроникающими и взаимосвязанными группами методов.
Методы государственного регулирования экономики:
1) прямое государственное финансовое регулирование распределение бюджетных инвестиций, субсидий, субвенций дотаций предприятиям и территориям;
2) программно-целевые методы, включающие в себя разработку и реализацию госпрограмм развития приоритетных сфер экономики и решение первоочередных социально-экономических проблем;
3) методы регулирования материальных потоков и производственной деятельности, предусматривающие заказы на поставки продукции и выполнение услуг и работ для государственных нужд (госзаказы), а также квотирование и лицензирование экспорта и импорта продукции;
4) государственное предпринимательство, обеспечивающее управление хозяйственной, экономической и социальной деятельностью различных форм государственных предприятий.[6]
Все вышеперечисленные методы называются административными методами государственного регулирования экономики.
Наиболее существенной группой в совокупности данных медов является прямое государственное (бюджетное) финансирование. Оно включает в себя выделение бюджетных инвестиций, субвенций, дотаций, субсидий предприятиям и территориям.
Субвенция (от лат. subvenire - «приходить на помощь) представляет собой форму финансового пособия государства для санирования (оздоровления, поддержки) предприятий в периоды экономических кризисов.
Дотация (от лат. dotatio - «дар») - денежные ассигнования из госбюджета предприятиям и организациям для возмещения потерь при производстве и реализации продукции по ценам не покрывающим издержки производства и не приносящим определенного размера прибыли (хлеб, молоко, городской транспорт, ритуальные услуги и т.д.).
Государство может оказывать финансовую помощь фирмам отраслям и даже целым территориям также в виде безвозмездных субсидий (от лат. subsidium -- «поддержка») в тех случаях, когда считает это полезным для экономики страны или для достижения каких-либо социальных целей. Субсидии могут выдаваться и государственным, и частным фирмам. Так, государство может финансировать частную школу: оно дает ей средства на сумму, которую получают от него все государственные школы, остальные средства школа должна заработать сама.
Главное отличие бюджетного финансирования от всех других методов в том, что эти средства предоставляются государством бесплатно и безвозвратно.
Программно-целевые методы регулирования экономики находят свое проявление в разработке целевых комплексных программ. Целевыми программами называются потому, что все их задания и мероприятия, выделяемые ресурсы подчинены достижению определенных конкретных целей. Комплексность программ означает, что в них предусматриваются все необходимые мероприятия социально-экономического, производственного, научно-исследовательского характера для достижения поставленных целей.
По содержанию целевые комплексные программы подразделяются на ряд типов:
- социально-экономические, направленные на решение проблем развития и совершенствования образа жизни людей, повышения их материального и культурного уровня и т.д. (Продовольственная программа, комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг и др.);
- научно-технические, предусматривающие решение научных и технических проблем внедрения достижений науки и техники в народное хозяйство (Программа освоения космоса, программа использования в мирных целях термоядерной энергии);
- производственно-экономические, нацеленные на решение крупных межотраслевых проблем в области производства, повышение его эффективности и качественных характеристик, развитие новых производств (Программа развития топливно-энергетических отраслей, программа развития транспорта);
- территориально-региональные, в которых предусматривается комплексное хозяйственное освоение новых территорий, формирование и развитие ТПК (Программа развития сельского хозяйства Нечерноземной зоны России);
- экологические, разрабатывающие комплекс мероприятий природоохранного и природообразующего характера (Программа ликвидации последствий аварии на ЧАЭС);
- организационно-хозяйственные, цель которых заключается в совершенствовании организации управления хозяйственными системами (сокращение числа министерств в связи с реформой управления).
Особое значение среди прямых методов госрегулирования отводится госзаказу, а также квотированию и лицензированию продукции.
Госзаказ - это своеобразная форма финансирования деятельности фирм и предприятий. Государство делает заказ фирме на ту или иную продукцию и объявляет себя ее покупателем. Например, если в стране железные дороги принадлежат государству, оно может заказать частной фирме вагоны или локомотивы и закупить «для себя» всю партию. Государство здесь финансирует затраты, а заранее обеспечивает фирме доход продажи товаров.
Большая часть госзаказов размещается, как правило, в отраслях военной промышленности. Но есть и другие цели использования их государством. Так, госзаказы выдаются фирмам, которые производят новые, еще не известные потребителям, виды продукции. Гарантия сбыта по твердым ценам в этом случае является для фирм-производителей финансовой поддержкой: со стороны государства и облегчает им период «привыкания» носителей к новой продукции.[16]
Госзаказы используются при решении таких важных социальных, научно-технических и экономических проблем, которые требуют крупных первоначальных капитальных вложений, большего финансового и научно-технического риска.
Квотирование - это метод регулирования экспортных и импортных операций путем установления на определенный период количественных ограничений объема вывоза и ввоза товаров в натуральном или стоимостном выражении.
Лицензирование экспорта и импорта - эта система государственного контроля и регулирования экспортных и импортных операции путем установления строгого учета определенных товарных потоков, а в случае необходимости - их временного ограничения.
Государственное предпринимательство как метод прямого госрегулирования сводится к управлению хозяйственной, экономической и социальной деятельностью государственных предприятии. В отличие от частного целью государственного предпринимательства не является исключительно получение прибыли. Перед государственными предприятиями помимо коммерческих ставятся и социально-экономические задачи: обеспечение необходимых темпов экономического роста, сглаживание циклических колебаний, долгосрочная структурная перестройка производства, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса. Данный метод способствует решению различных проблем общегосударственного характера, которые по ряду объективных причин не могут реализоваться механизмом частного предпринимательства.
Государственное предпринимательство выполняет функцию поддержания благоприятных общих условий функционирования общественного воспроизводства и, следовательно, может противопоставляться частному. Государственный сектор должен гармонично вписываться в структуру рыночной экономики.
Кроме прямых инструментов государство использует в своей практике и косвенные методы финансового и налогового кредитно-денежного регулирования. Они опираются в основном на товарно-денежные отношения, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы.
Государственная налоговая политика. Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов косвенного регулирования экономических процессов.
По платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги, взимаемые непосредственно с субъекта налога, включают:
- НДФЛ;
- налог на прибыль организаций;
- водный налог;
- земельный налог;
-налог на имущество физических лиц;
- налог на имущество организаций;
- сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина;
-транспортный налог;
- налог на игорный бизнес;
- ЕСН;
- НДПИ;
- налог на развитие сельского хозяйства.
Косвенные налоги - налоги па определенные товары и услуги, взимаемые через надбавку к цене. К ним относятся:
- НДС;
- акцизы.
Налоги, как правило, поступают в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды. Но их значение выходит далеко за пределы обеспечения государственных органов финансирования ресурсами. Налоги стали важнейшим средством огосударствления национального дохода. Они играют все более важную роль в макроэкономическом регулировании, показателем чего является увеличение удельного веса налоговых изъятий в общем объеме ВНП.[7]
Информация о работе Бюджетное послание президента на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов