Управдление в кредитной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении управления коммерческим банком. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
Понятие банк и сущность банка
Органы управления банком
Законодательные основы управления банками
Анализ управления банком на примере Сбербанка России

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Управление коммерческим банком………………………………. .4
Понятие банк и сущность банка………………………………………… .4
Органы управления банком…………………………………………….... 7
Законодательные основы управления банками ………………………..10
Глава 2.Анализ управления банком на примере Сбербанка России……..14
2.1 Управление банком в 2009-2010гг. ……………………………………14
2.2 Организационная структура Сбербанка 2009-2010гг. ……………..…17
2.3 Управление рентабельностью отдельных направлений деятельности банка………………………………………………………………………….20
Глава 3 Направления совершенствования управления банком…………..25
3.1 Проблемы эффективного управления банком………………………. ..25
3.2 Пути совершенствования процесса управления структурой коммерческого банка. ………………………………………………………………………...26
Заключение…………………………………………………….…………….30
Список источников……………….…………………………………………31

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word2.docx

— 61.70 Кб (Скачать)

Структура банковского  законодательства

Нормативно-правовые документы, составляющие банковское законодательство, условно можно расположить на трех ярусах. Первый ярус содержит два  блока законов:

    • о центральном (эмиссионном) банке;
    • о деятельности коммерческих банков.

Законы первого яруса  регулируют деятельность банков в целом  и проведение ими отдельных операций (кредитные, валютные операции, вексельное обращение, порядок при банкротстве  банков, платежах и проч.).

Законы второго яруса, регулирующие параллельно действующие  институты, затрагивают и банковскую деятельность: законы о бирже, акциях и ценных бумагах, ипотеке, трастах  и трастовых операциях, финансово-промышленных компаниях, инвестиционных фондах и  др.

На третьем ярусе находятся  законы всеобщего действия: Конституция  РФ, Гражданский кодекс РФ, хозяйственное  право. Их положения имеют решающее значение для банка, определяют идеологию  его деятельности, место кредитных  институтов в народном хозяйстве.

Первые банковские законы, регулирующие деятельность как эмиссионного, так и коммерческих банков, были приняты в 1990 г. О банках и банковской деятельности в РСФСР: федеральный  закон от 02.12.1990 №395-1 - с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №6. - Ст.492 и О Центральном банке РФ (Банке России): федеральный закон от 10.07.2002 №86 - с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №28. - Ст.2790

Они закрепляли многообразие форм собственности на банки, утверждали принципы рыночного хозяйства в  банковском секторе, в том числе  принцип, согласно которому государство  не отвечает за деятельность банков, а банки - за деятельность государства.

В Законе о банках на новой  основе определялись понятия «банк» и «банковская система», уточнялось, какие операции могли выполнять  кредитные учреждения.

Первые банковские законы имели положительное значение, ибо  устанавливали юридические нормы, закреплявшие новые «правила игры»  в банковском секторе.

При всех положительных свойствах  названные законы страдали явными недостатками. Зачастую они не были актами прямого  действия, а как бы отсылали субъект  к инструкциям Банка России.

Законы 1990 г. не создавали  систему банковской безопасности. Отсутствие системы страхования вкладов  усиливало возможность банковских банкротств из-за массового оттока вкладов населения. Неустойчивость банковской системы усиливалась  и тем, что банки не формировали  у себя резервы, гарантирующие их ликвидность. Уже в 1993 и 1994 гг. началась работа по подготовке проектов новых  законов.

Общая характеристика современного банковского законодательства

Новые редакции банковских законов, регламентирующих деятельность эмиссионного и коммерческих банков, появились в 1995 и 1996 гг.: Закона о  Банке России -- 26 апреля 1995 г. и Закона о банках -- 3 февраля 1996 г.

В качестве достижений новых  редакций банковских законов мож-но выделить разграничение понятий  «банк» и небанковское «кредитное учреждение». Банку России было предписано прекратить участие в капиталах кредитных  учреждений, запрещено кредитовать  бюджет (если это не предусмотрено  федеральным законом о бюджете) и вменено в обязанность обеспечивать взаимодействие с банками и их ассоциациями при принятии наиболее важных решений нормативного характера. В новой редакции Закона о Банке  России была более рельефно обозначена идея обеспечения стабильности банковской системы, введены новые обязательные нормативы: предельный размер неденежной части уставного капитала; размеры  валютного, процентного и иных рисков; минимальный размер резервов, создаваемых  под высокорисковые активы.

Новые изменения в деятельность Банка России внес Федеральный закон  от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)». В частности, изменения  затронули деятельность Национального  банковского совета (число его  членов сократилось с 15 до 12 человек, несколько изменилась компетенция  совета и др.).

Последние изменения в  Закон о банках и Закон о  Банке России внесены Федеральным  законом от 29 декабря 2006 г. №246-ФЗ и  вступили в силу с 1 января 2007 г.

Важным шагом в деле развития банковского законодательства стало принятие федеральных законов  от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», от 8 июля 2004 г. №87-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций», от 23 декабря  2003 г. №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», от 30 декабря 2004 г. №218-ФЗ «О кредитных историях» и от 9 октября 1992 г. №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Анализ управления банком на примере Сбербанка России

2.1 Управление  банком  в 2009-2010гг.

Управление банком в 2009г.

В своей деятельности Сбербанк России следует принципам и правилам, изложенным в Кодексе корпоративного управления, который утвержден собранием акционеров Банка. Кодекс декларирует безусловное соблюдение требований законодательства и применение этических норм делового поведения, общих для всех участников делового сообщества. Приоритетом корпоративного поведения Банка является уважение прав и законных интересов акционеров и клиентов, открытость информации, обеспечение эффективной деятельности, поддержание финансовой стабильности и прибыльности. В 2009 году Банк продолжил деятельность, направленную на

улучшение практики корпоративного управления. Акционерами были приняты  предложенные Банком инициативы по внесению изменений в Устав, позволившие  устанавливать более ранние сроки проведения собраний акционеров за счет снижения сроков внесения предложений в повестку дня годового собрания и кандидатур для избрания в действующие органы Банка, а также расширить возможности для формирования Наблюдательного совета Банка за счет отмены ограничений по количеству его членов, представляющих в данном органе одного акционера. Также с учетом возможной потребности Банка в поддержании достаточности капитала при негативном сценарии развития событий в условиях мирового финансового кризиса акционерами было принято решение о размещении 15 млрд дополнительных обыкновенных акций. Однако предпринятые Банком действия позволили обеспечить к концу 2009 года достаточность текущей и прогнозной величины собственного капитала для покрытия основных видов банковских рисков, в том числе кредитного риска, в среднесрочной перспективе. В таких условиях Наблюдательный совет на своем заседании 27.11.2009 счел эмиссию дополнительных акций нецелесообразной. Деятельность Банка по совершенствованию своего корпоративного управления по итогам 2009 года была отмечена членами Ассоциации по защите прав инвесторов, а также крупнейшими институциональными инвесторами на ежегодно проводимом мероприятии «Российские лидеры в сфере корпоративного управления». Банк был признан победителем в следующих номинациях: компания с наибольшим прогрессом в развитии корпоративного управления, компания с лучшей системой взаимоотношений с инвесторами, компания с лучшим годовым отчетом.

Управление банком в 2010г.

В 2010 году Сбербанк перешел на новую организационную  структуру аппаратов территориальных банков и отделений. Основная идея изменения — формализация ответственности подразделений и руководителей за конкретные виды бизнеса. В ходе реорганизации оптимизирована численность персонала, в первую очередь управленческого, централизованы административные и вспомогательные функции. В соответствии с бизнес-планом фактическая численность персонала за 2010 год снизилась на 3,6% до 240 895 человек.

Корпоративное управление

Общее собрание акционеров

Общее собрание акционеров является высшим органом управления Банка, принимающим решения по основным вопросам его деятельности. 4 июня 2010 года состоялось годовое Общее собрание акционеров, на котором был утвержден годовой отчет Банка за 2009 год, а также приняты решения о распределении прибыли и выплате дивидендов за 2009 год, утвержден аудитор на 2010 год и I квартал 2011 года, избраны члены Наблюдательного совета и Ревизионной комиссии, утверждены в новой редакции Устав и Положение о Правлении, приняты решения о выплате вознаграждения членам Наблюдательного совета и Ревизионной комиссии.

Наблюдательный  совет

Наблюдательный совет  ОАО «Сбербанк России» состоит  из 17 членов. В 2010 году в состав Наблюдательного  совета были избраны 12 членов совета —  представителей основного акционера, администрации Президента и Правительства Российской Федерации; 2 менеджера Банка; 3 независимых директора, полностью удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к независимым директорам российским законодательством.

Комитеты Наблюдательного  совета

Комитеты Наблюдательного  совета являются органами, созданными для предварительного рассмотрения наиболее важных вопросов, отнесенных к компетенции Наблюдательного совета, и подготовки рекомендаций по ним. Формирование комитетов осуществляется ежегодно из числа членов Наблюдательного совета. В состав каждого комитета входят независимые директора. Комитеты способствуют рабочему взаимодействию с органами управления Банка. Решения комитетов носят рекомендательный характер.

Правление

Руководство текущей деятельностью  Банка осуществляется Президентом, Председателем Правления Банка  и коллегиальным исполнительным органом — Правлением Банка.

По состоянию на 1 января 2011 года в Правление входило 14 менеджеров Банка. В течение 2010 года из состава  Правления Банка выбыли Давыдов  Дмитрий Юрьевич и Говорунов  Александр Николаевич. В октябре 2010 года в состав Правления Банка в должности заместителей Председателя Правления вошли Торбахов Александр Юрьевич и Горьков Сергей Николаевич; Кузнецов Станислав Константинович был назначен на должность заместителя Председателя Правления (до октября 2010 года являлся членом Правления — Старшим вице-президентом).

 

2.2 Организационная структура Сбербанка 2009-2010гг.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис1. Организационная структура  Сбербанка 2009г

 

Общее собрание акционеров

Общее собрание акционеров является высшим органом управления Банка. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка. Перечень вопросов, относящихся к компетенции Общего собрания акционеров, определены федеральным законом «Об акционерных обществах» и Уставом Банка.

Наблюдательный  совет

В соответствии с Уставом  общее руководство деятельностью Банка осуществляет Наблюдательный совет. В 2009 году проведено 6 заседаний Наблюдательного совета. Среди вопросов, которые рассматривались на заседаниях: годовой отчет и годовой бухгалтерский отчет Банка за 2008 год, выплата дивидендов за 2008 год, реализация Стратегии развития Сбербанка России на период до 2014 года, общие ориентиры Бизнес-плана Банка на 2009 год и на период до 2011 года, результаты проверок Службы внутреннего контроля, деятельность Комитета по взаимодействию с миноритарными акционерами, мероприятия по оптимизации расходов, реализация программы антикризисных мер и особенности кредитной политики Банка, создание представительств Банка в Германии и Китае, открытие Чеченского отделения, создание Московского банка, одобрение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и др.

Комитет при наблюдательном совете

В целях обеспечения эффективной  деятельности Наблюдательного совета, а именно для предварительного рассмотрения наиболее важных вопросов и подготовки рекомендаций по ним, при Наблюдательном совете созданы и несколько лет действуют профильные комитеты. Формирование комитетов

из числа членов Наблюдательного  совета Банка осуществляется ежегодно, при этом в состав каждого комитета включаются независимые директора.

Правление

Руководство текущей деятельностью  Банка осуществляется Президентом, Председателем Правления банка и Правлением Банка. Правление является коллегиальным исполнительным органом управления. По состоянию на 31 декабря 2009 года Правление состояло из 13 менеджеров.

Комитеты при  правлении

В целях повышения эффективности  работы и развития бизнеса в Банке  функционирует ряд коллегиальных  органов (комитетов), подотчетных Правлению, основными задачами которых является решение вопросов и проведение единой, согласованной политики по различным направлениям операционной деятельности Банка.

Коллегия банка

В Сбербанке России около  двух лет функционирует новый  коллегиальный орган — Коллегия Банка, куда входят члены Правления  Банка, руководители территориальных  и дочерних банков, руководители ключевых подразделений Центрального аппарата. Этот коллегиальный орган является площадкой для активного обсуждения стратегических вопросов развития Банка и выработки оптимальных решений, адекватно учитывающих региональные особенности деятельности Банка. Заседания Коллегии проводятся регулярно на базе одного из территориальных банков, что дает возможность изучать лучшую практику работы на местах, посещать региональные банковские подразделения.

Ревизионная комиссия

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью  Банка годовым Общим собранием  акционеров избирается Ревизионная комиссия в количестве 7 членов. Ревизионная комиссия избирается на срок до следующего годового Общего собрания акционеров. Ревизионная комиссия проверяет соблюдение Банком законодательных и других актов, регулирующих его деятельность, постановку внутреннего контроля, законность совершаемых операций. Ревизионная комиссия дает оценку достоверности данных, включаемых в годовой отчет и содержащихся в годовой бухгалтерской отчетности Банка.

Комитет по взаимодействию с миноритарными акционерами

Особое внимание Сбербанк уделяет построению открытого диалога  с миноритарными акционерами. В  течение года в Банке активно  функционировал Комитет по взаимодействию с миноритарными акционерами (далее  — Комитет), председателем которого является А.В. Данилов-Данильян.

Информация о работе Управдление в кредитной организации