Структура налоговых и неналоговых доходов бюджетов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:47, реферат

Краткое описание

Целью данной работы являются изучение теоретических основ и правовых форм неналоговых и налоговых доходов Российской Федерации.

Оглавление

Введение 2
1. Доходы бюджетов. Сущность и виды доходов бюджетов 4
2. Сущность и функции налогов 6
3. Характеристика неналоговых доходов российского бюджета 9
Заключение 14
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

Структура налоговых и неналоговых доходов бюджетов России.docx

— 33.58 Кб (Скачать)

      Методы привлечения дополнительных денежных средств на принципе добровольности определены законодательством. К ним относят выпуск и распространение государственных ценных бумаг , проведение государственных лотерей, взносы в порядке осуществления  благотворительной деятельности и иные законные методы.

               В-третьих, особенностью неналоговых  платежей является и то,  что  для них в большей степени,  чем для налогов, характерен  признак целевой направленности. Целевое направление  использования  неналоговых доходов устанавливается при введении неналоговых платежей  и закрепляется в правовых актах, определяющих порядок  исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые доходы государства, как правило,  аккумулируются  в государственных бюджетных  и внебюджетных фондах, формируемых на федеральном  уровне и уровне субъектов российской Федерации. Однако поступления  по некоторым неналоговым  доходам государства могут передаваться  органам местного самоуправления для зачисления их в соответсвующие  местные бюджеты в порядке, установленном  законодательством.

               Состав неналоговых доходов определяется  Бюджетным кодексом РФ и включает:

              1. Доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  или муниципальной собственности,  в том числе:

• средства, получаемые в  виде арендной платы либо иной платы  за сдачу во временное владение и  пользование или во временное  пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности;

• средства, получаемые в  виде процентов по остаткам бюджетных  средств на счетах в кредитных  организациях;

• средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

• средства от возврата государственных  кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных  ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого  обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных  гарантий соответствующим органам  исполнительной власти в качестве обеспечения  обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным  и муниципальным гарантиям;

• плата за пользование  бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

• доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах  хозяйственных товариществ и  обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации  и муниципальным образованиям;

• часть прибыли государственных  и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов  или иных обязательных платежей;

• другие доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности.

            2. Доходы от продажи или иного  возмездного отчуждения имущества,  находящегося в государственной  или муниципальной собственности,  в том числе:

• средства от продажи уставного  капитала организаций, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности;

• средства от продажи акций, находящихся в собственности  государства;

• доходы от реализации государственных  запасов и резервов;

• доходы от продажи государственных  производственных и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов;

• иные доходы.

              3. Доходы от платных услуг,  оказываемых соответствующими органами  государственной власти, органами  местного самоуправления, а также  бюджетными учреждениями, находящимися  в ведении соответственно федеральных  органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления.

              4. Средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, в том числе  штрафы, конфискации, компенсации,  а также средства, полученные  в возмещение вреда, причиненного  Российской Федерации, субъектам  Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

               5. Доходы в виде финансовой  помощи и бюджетных ссуд, полученных  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации.

               6. Иные неналоговые доходы.

               Неналоговые доходы бюджетов  разных уровней имеют существенные  отличия от налоговых поступлений.  Порядок их установления, исчисления  и взимания регламентируется  комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления  средств, получаемых в порядке  приватизации государственного  или муниципального имущества,  определяется законодательством  Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций  — Гражданским и Уголовным  кодексами Российской Федерации.  Неналоговые доходы могут носить  обязательный и необязательный  характер, взиматься на добровольной  и принудительной основе. У них  не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие  чисто налоговые элементы.

               Как правило, большинство неналоговых  доходов зачисляются в соответствующие  бюджеты в полном объеме и  являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены  доходы от внешнеэкономической  деятельности, доходы от реализации  государственных запасов и резервов  и прибыль Банка России по  нормативам, установленным федеральными  законами.

               Таким образом,  неналоговые доходы- это такая категория доходов  государственного бюджета, которая  не может быть постоянной, четко  определенной как, например, налоговые  платежи. Но, все-таки,  неналоговые  доходы подлежат регулированию   и управлению для получения  большей выгоды и увеличения  пополнений государственного бюджета.

Заключение

        Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.

      Регулирующие возможности бюджетных доходов, однако, имеют определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного валового национального продукта.

      Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного  общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные    доходы,    с    одной    стороны,    являются    результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой – выступают объектом дальнейшего перераспределения.

              Состав бюджетных доходов, их  структура органически связаны  с объемами общественного производства  и национального дохода и определяются  финансовой политикой государства. 

              В доходах бюджетов могут быть  частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других  уровней бюджетной системы РФ  для целевого финансирования  предприятий, а также безвозмездные  перечисления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Налоговый кодекс Российской  Федерации: части первая и вторая: официальный текст по состоянию  на 1 января 2005 г.-М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2005.-546 с.

2. Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ: по состоянию на 1 января 2006 г.-М.: НОРМА-ИНФРА, 2006.- 651 с.

3. Годин А.М., Максимова  Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная  система Российской Федерации.  – М.: Издательство Издательский  дом Дашков и К, 2006- 565 с.

4. Николаев, А. Ю. Налоговые  доходы бюджета / А.Ю.Николаев // Финансы.-2007.-№5.-С.25-35.

5. Финансы и кредит: учебник/  М.Л.Дьяконова, Т,М.Ковалева, Т.Н.Кузьмина [и др].-2-е изд. перераб. и  доп.М.: КНОРУС,2006.-376 с.

6. Васильева Л.А. Доходы  федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9.- С. 8-10.

7. Зевакин М. Ю.Механизм  формирования доходов федерального  бюджета от прибыли федеральных  государственных унитарных предприятий. // Финансы и кредит.- 2007.- № 22.- С. 30-33.


Информация о работе Структура налоговых и неналоговых доходов бюджетов России