Совокупность финансовых отношений, возникающих по поводу формирования налоговых доходов бюджета Оренбургской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать налоговые доходы бюджета Оренбургской области в 2010-2012гг., содержание и особенности формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ, разработке научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию формирования доходной базы региональных бюджетов, позволяющих реализовать принципы самостоятельности, стабильности, эффективности, обосновании структуры доходной части областного бюджета Оренбургской области.
Указанная цель определила следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть экономическое содержание налоговых доходов бюджета субъекта;
- выявить методы построения и место в бюджетной системе налоговых доходов бюджетов субъектов РФ, их особенности;
- рассмотреть основания классификации доходных источников регионального бюджета и возможные модели формирования доходов;
- оценить состояние и специфику формирования налоговой доходной базы регионального бюджета (на примере областного бюджета Оренбургской области за период 2010 - 2012 гг.);
- систематизировать методы мобилизации и распределения доходов региональных бюджетов и выработать предложения по их эффективному использованию в системе межбюджетных отношений;
- выявить и классифицировать факторы, определяющие структуру доходов региональных бюджетов;
- обосновать направления совершенствования механизма формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ и обеспечения доходной самодостаточности.

Файлы: 1 файл

Введение Курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

1.3 Особенности  формирования доходов бюджетов  субъектов Российской Федерации

 

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.1

Конституция РФ (п. "и" ст. 72) определяет, что установление общих принципов налогообложения  и сборов в Российской Федерации  находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Согласно Программе  развития бюджетного федерализма в  Российской Федерации на период до 2005 г., разграничение налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления разных уровней должно базироваться на следующих критериях:

а) стабильность: чем в  большей степени налоговые поступления  зависят от экономической конъюнктуры, тем выше должен быть уровень бюджетной  системы, за которым должен закрепляться соответствующий налоговый источник и полномочия по его регулированию;

б) экономическая эффективность: за каждым уровнем бюджетной системы  должны закрепляться налоги и доходные источники, объект (база) которых в наибольшей степени зависит от экономической политики данного уровня власти;

в) территориальная мобильность налоговой базы: чем выше возможности для перемещения налоговой базы между регионами (муниципалитетами), тем на более высоком уровне бюджетной системы должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки для централизации данных налоговых поступлений (доходов);

г) равномерность размещения налоговой базы: чем выше неравномерность (дисперсность) размещения налоговой базы, тем на более высоком уровне должен вводится соответствующий налог и тем выше предпосылки для централизации данных налоговых поступлений (доходов);

д) социальная справедливость: налоги, носящие перераспределительный  характер, должны быть в основном закреплены за федеральным уровнем власти.2

Собственные доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

а) доходов от региональных налогов и сборов;

6) доходов от федеральных  налогов и сборов;

в) безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней, включая  дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации, иных средств финансовой помощи из федерального бюджета и других безвозмездных перечислений;

г) доходов от использования государственного имущества субъектов Федерации;

д) части прибыли государственных унитарных предприятий, находящихся в собственности субъектов Федерации, остающейся после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей, в размере, устанавливаемом законами субъектов Федерации, и доходов от оказания государственными учреждениями субъектов Федерации платных услуг;

е) штрафов и иных поступлений в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.3

В бюджеты субъектов  Федерации полностью подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

- налога на имущество  организаций;

- налога на игорный бизнес;

- транспортного налога.4

Региональные налоги и сборы устанавливаются Налоговым  кодексом РФ и законами субъектов  Федерации, вводятся в действие законами субъектов Федерации. Органами власти субъекта Федерации определяются налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются федеральным законодательством. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ, п. "д" п. 2 с. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

В компетенцию органов  государственной власти Российской Федерации входят разграничение  налогов между уровнями бюджетной  системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Доходы от федеральных  налогов и сборов распределяются между бюджетами разных уровней в соответствии с федеральным законодательством. Также поступления от некоторых федеральных налогов перераспределяются между бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами (в рамках региональной части доходов от федеральных налогов) органами власти субъектов Федерации. В бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляются доходы от федеральных налогов и сборов по единым для всех субъектов Федерации нормативам, установленным Бюджетным кодексом РФ, и (или) по налоговым ставкам, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.5

В бюджеты субъектов  Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100%;

- налога на прибыль  организаций при выполнении соглашений  о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, - по нормативу 80%;

- налога на доходы физических лиц - по нормативу 70%;

- налога на наследование  или дарение - по нормативу 100%;

- акцизов на спирт  этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50%;

- акцизов на спиртосодержащую  продукцию - по нормативу 50%;

- акцизов на автомобильный  бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 60%;

- акцизов на алкогольную  продукцию - по нормативу 100%;

- акцизов на пиво - по нормативу 100%;

- налога на добычу  полезных ископаемых в виде  углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5%;

- налога на добычу  общераспространенных полезных  ископаемых - по нормативу 100%;

- налога на добычу  полезных ископаемых (за исключением  полезных ископаемых в виде  углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60%;

- регулярных платежей  за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений  о разделе продукции в виде  углеводородного сырья (за исключением  горючего природного газа) - по нормативу 5%;

- сбора за пользование  объектами водных биологических  ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 30%;

- сбора за пользование  объектами животного мира - по нормативу 100%;

- единого налога, взимаемого  в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90%;

- единого сельскохозяйственного  налога - по нормативу 30%;

- государственной пошлины  (подлежащей зачислению по месту  регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100%:

- по делам, рассматриваемым  конституционными (уставными) судами  соответствующих субъектов Российской  Федерации;

- за государственную  регистрацию межрегиональных, региональных  и местных общественных объединений,  отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;

- за государственную  регистрацию региональных отделений  политических партий;

- за регистрацию средств  массовой информации, продукция  которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации  формируются за счет:

- части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, устанавливаемых законами субъектов Федерации;

- платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%;

- платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100%.6

Таким образом, формирование доходов  региональных бюджетов осуществляется на основе принципа бюджетного федерализма. Региональные бюджеты формируются  как за счет собственных доходов, так и за счет регулирующих. Налоги, полностью зачисляемые в бюджеты субъектов РФ, определены в Налоговом кодексе РФ. А нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов закрепляются с помощью федеральных законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ налоговых поступлений в бюджеты субъектов РФ в 2010 - 2012гг

 

2.1 Анализ формирования доходов бюджетов субъектов РФ на примере Оренбургской области

 

В бюджетной системе  РФ концентрируется значительная часть  финансовых ресурсов страны. В 2010 году доходы консолидированного бюджета РФ вместе с доходами внебюджетных фондов составили 9 421 млрд. руб., или 43,6 % валового внутреннего продукта (ВВП).

Процесс концентрации финансовых ресурсов имеет тенденцию к усилению. Доходы консолидированного бюджета  Российской Федерации за период с 2007 г. по 2011 г. увеличились с 558,5 до 7 611, 6 млрд. руб, или с 27,8 до 35,2 % ВВП. Доходы внебюджетных фондов выросли с 159,6 до 1810,1 млрд. руб., или с 7,9 до 8,4% ВВП.

В этот же период наблюдалась  тенденция усиления централизации бюджетных средств на федеральном уровне РФ. Если в 2008 году в федеральном бюджете РФ аккумулировались 47% доходов консолидированного бюджета страны – 686,8 млрд. руб.; в 2002 г. – 51%; то в 2009 г. эта величина выросла до 62%. В 2010 году доходы федерального бюджета составили 4979,8 млрд. руб., или 65,4% от консолидированного бюджета РФ. В 2011 г. их удельный вес увеличился до 69,4 %. Согласно отчету об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 1 марта 2008 года доля доходов федерального бюджета, утвержденного федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год», в консолидированном бюджете РФ составляет 64%.7

Особенностью российской бюджетной системы является превышение расходов бюджетов регионального (субфедерального) уровня над их доходами и превышение доходов федерального бюджета над его расходами.

Эта тенденция противоречит общемировой практике, согласно которой  в большинстве стран мира (за исключением  Финляндии) федеральные бюджеты формируются с дефицитом, а доходы региональных бюджетов равны или превышают их расходы.8

Рассмотрим на примере  областного бюджета Оренбургской области, как формируется его доходная часть и как сбалансирован  бюджет. Так в 2011 году общая сумма доходов, поступившая в областной бюджет, составила 281 158 367 тыс. руб. При этом дефицит бюджета составил 2 324 142 тыс. руб., или 9,8 %. В 2012 году бюджетный дефицит был утвержден в меньшем размере и составил 6,4% , или 1 831 272 тыс. руб.9 Однако в утвержденный на 2008 год областной бюджет предусматривает дефицит в размере 8,8 % от суммы доходов или 2849765,8 тыс. руб. Данные показатели еще раз свидетельствуют о том, что на региональном уровне бюджетной системы субъекты РФ не имеют достаточных финансовых ресурсов для обеспечения своих расходов.

Формирование доходов  областного бюджета осуществляется в большей части за счет налоговых  поступлений, а именно, таких как, поступления от налога на прибыль, утвержденные на 2012 год в размере 22 573 386 тыс. руб. Доходы от этого вида налогов составляют более половины от общей суммы всех доходов (57%). Причем по сравнению с бюджетом Оренбургской области на 2011 год доля этого налога увеличилась на 3%. 10То есть налог на прибыль является доминирующим в структуре доходов областного бюджета. Данная особенность характерна и для многих других бюджетов субъектов Российской Федерации. Например, Эвенкийская автономная область, Агинский бурятский автономный округ, Мордовия, Липецкая область и др.

Существуют негативные стороны этой особенности, которые связаны со специфическим риском региональных бюджетов. Хорошо известно, что динамика поступлений по налогу на прибыль очень сильно зависит от экономической конъюнктуры, темпов экономического роста, ценовой конъюнктуры, мировых цен на основные виды полезных ископаемых, экспортируемых Российской Федерацией, конъюнктуры рынка капитала или инвестиционного климата. Регионы же практически не могут влиять на эти факторы. Единственным способом снизить этот риск является создание инвестиционного климата, более благоприятного, чем в других регионах. Наиболее распространенной мерой, принимаемой регионами в данной ситуации является понижение ставки налога на прибыль. Например, в 2009 году пониженная ставка использовалась в 33 субъектах, а в 2010 таких субъектов стало 45.11

Значительную долю в  формировании доходов бюджета Оренбургской области на 2012 год составили поступления от налога на доходы физических лиц. Сумма доходов от него запланирована в размере 7 776 193 тыс. руб., или около 20 % от общей суммы всех доходов областного бюджета. Но по отношению к бюджету области на 2011 год доходы от НДФЛ немного сократились. В 2011 году их доля составляла 21,4% от общей суммы доходов.

Информация о работе Совокупность финансовых отношений, возникающих по поводу формирования налоговых доходов бюджета Оренбургской области