Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:01, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать налоговые доходы бюджета Оренбургской области в 2010-2012гг., содержание и особенности формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ, разработке научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию формирования доходной базы региональных бюджетов, позволяющих реализовать принципы самостоятельности, стабильности, эффективности, обосновании структуры доходной части областного бюджета Оренбургской области.
Указанная цель определила следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть экономическое содержание налоговых доходов бюджета субъекта;
- выявить методы построения и место в бюджетной системе налоговых доходов бюджетов субъектов РФ, их особенности;
- рассмотреть основания классификации доходных источников регионального бюджета и возможные модели формирования доходов;
- оценить состояние и специфику формирования налоговой доходной базы регионального бюджета (на примере областного бюджета Оренбургской области за период 2010 - 2012 гг.);
- систематизировать методы мобилизации и распределения доходов региональных бюджетов и выработать предложения по их эффективному использованию в системе межбюджетных отношений;
- выявить и классифицировать факторы, определяющие структуру доходов региональных бюджетов;
- обосновать направления совершенствования механизма формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ и обеспечения доходной самодостаточности.
Введение
В рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления осуществлено разграничение расходных полномочий и доходных источников между всеми уровнями власти, законодательно обеспечена самостоятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в планировании доходов и расходов региональных бюджетов. Несмотря на проведенные изменения, функционирование механизма формирования региональных бюджетов не решило в полной мере проблемы эффективности формирования региональных бюджетов.
Так, сложившийся подход
к разграничению расходных
Актуальность темы исследования, состоит в том, что, исторический опыт формирования доходов региональных бюджетов в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о разнообразии моделей формирования, обусловленном поиском оптимального взаимодействия между бюджетами разных уровней, обеспечения финансовой самостоятельности каждого субъекта власти в едином государстве.
В последние годы субъекты Федерации получили определенные права в области налогообложения и распоряжения региональной собственностью. В результате укрепилась зависимость доходной базы регионального бюджета от эффективности управления процессом формирования собственной финансовой базы. Существующие доходные источники нельзя признать исчерпывающими, и это является причиной несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Отсюда упорядочение финансового обеспечения полномочий субъектов РФ является важнейшим условием укрепления российской государственности на основе принципов финансовой самостоятельности и федерализации.
В настоящее время
отсутствуют эффективные
Актуальность установления
эффективных методов
Объектом исследования выступают налоговые доходы формирующие бюджет Оренбургской области.
Предметом исследования является совокупность финансовых отношений, возникающих по поводу формирования налоговых доходов бюджета Оренбургской области
Цель курсовой работы - проанализировать налоговые доходы бюджета Оренбургской области в 2010-2012гг., содержание и особенности формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ, разработке научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию формирования доходной базы региональных бюджетов, позволяющих реализовать принципы самостоятельности, стабильности, эффективности, обосновании структуры доходной части областного бюджета Оренбургской области.
Указанная цель определила следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть экономическое содержание налоговых доходов бюджета субъекта;
- выявить методы построения
и место в бюджетной системе
налоговых доходов бюджетов
- рассмотреть основания
классификации доходных
- оценить состояние
и специфику формирования
- систематизировать методы
мобилизации и распределения
доходов региональных бюджетов
и выработать предложения по
их эффективному использованию
в системе межбюджетных
- выявить и классифицировать факторы, определяющие структуру доходов региональных бюджетов;
- обосновать направления
совершенствования механизма
Необходимость изучения теоретических вопросов территориальных финансов, их места и роли в финансовой системе федеративного государства, совершенствования формирования доходной базы бюджетов обусловила обращение к следующим трудам таких российских авторов, как Куницина Н.Н., Смирнов Е.Е., Кирилова А.С., Рябухин С.Н., Сигова С.В., Гаджиев Н.Г., Бериловская В.А. и т.д.
Методологическую основу
исследования образуют общенаучные
методы познания, в первую очередь -
диалектический метод, предусматривающий
исследование экономических явлений
в развитии, взаимосвязи и взаимообусловлен
В работе также нашли применение структурный и функциональный подходы к изучению доходов региональных бюджетов, методы анализа общественной практики, расчетные, экономико-статистические. Графическое описание выполнено посредством рисунков (сравнения, структуры, динамики) и таблиц временного ряда.
1 Теоретические основы налоговых поступлений доходов бюджетов субъектов РФ
1.1 Понятие, сущность и особенности налоговых доходов бюджетов субъектов РФ
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Другие неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.
К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:
1) собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год;
2) регулирующие налоговые
доходы бюджетов субъектов РФ,
поступающие от федеральных нал
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.
Собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам по нормативам, утверждаемым законодательными или представительными органами субъектов РФ на очередной финансовый год.
Законодательные или представительные органы субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, установленных налоговым законодательством.
Законы субъектов РФ о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции субъектов РФ, вступающие в силу с очередного финансового года, принимаются до утверждения законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъектов РФ о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год.
Органы исполнительной власти субъектов РФ предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов РФ в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей, определенных законами субъектов РФ о бюджете.
Органы исполнительной власти субъектов РФ предоставляют отсрочки или рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты субъектов РФ в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта РФ, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта РФ перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта РФ и размера государственного долга субъекта РФ.
1.2 Методы планирования налоговых поступлений доходов в региональный бюджет
Планирование налоговых поступлений является одной из действенных хозяйственных функций государства в условиях экономики рыночного типа.
Объективная необходимость планирования налоговых поступлений обусловлена:
– деятельностью государства как субъекта рыночных отношений;
– сложностью межотраслевых и региональных связей;
– необходимостью поддержания рациональных межбюджетных пропорций.
Налоговое планирование
осуществляется в целях ориентации
на максимально высокий уровень
мобилизации налогов и сборов
в бюджетную систему и
За последние годы в налоговой системе произошел отказ от планирования поступлений налогов и сборов “от достигнутого” к выработке определенных методов (алгоритмов) расчетов поступления налоговых платежей, основанных на анализе и оценке соответствующих налоговых баз и всего налогового потенциала региона.
Налоговое планирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целом и ее субъектов, представляющего систему показателей и основных параметров по направлениям социально-экономического развития.
Налоговое прогнозирование включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. д.
В зависимости от поставленных целей налоговое планирование может проводиться различными методами. Однако все расчеты должны учитывать следующие составляющие:
– фоновый уровень поступлений;
– сезонную составляющую их изменений;
– событийную составляющую (например, варианты развития политической ситуации, изменений в налоговом законодательстве);
– остаточную составляющую, включающую возможные неучтенные факторы.
Наиболее простым методом
При этом методе планирования соответствующие показатели должны приводиться в сопоставимые условия. Особенно важно правильно оценить размеры дополнительных поступлений налогов и сборов и выпадающих доходов в результате определенных изменений в налоговом законодательстве.
Следующим, более сложным методом является экспертный метод разработки прогнозных оценок, при котором проводятся экспертные расчеты возможного поступления конкретных налогов и сборов.
Экспертный метод включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. д.
Исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы для каждого вида налога. Расчет налоговой базы проводится как на федеральном уровне (с учетом рассмотренных выше показателей), так и в региональном разрезе с учетом отраслевой структуры. При этом региональное налоговое планирование также основывается на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.
При осуществлении планирования поступлений по важнейшим налогам и сборам, как правило, следует применять все вышеперечисленные методы.
В основу налогового планирования должен быть заложен принцип минимизации потерь и выпадающих доходов бюджетной системы. Анализ таких показателей, как налоговая база, использование налогового потенциала, уровень собираемости налогов и сборов, мониторинг налоговых платежей крупнейших и основных налогоплательщиков, прогнозирование показателей их экономической деятельности, налоговая нагрузка, мониторинг основных финансовых потоков и их соответствия товарно-материальным потокам, постоянная инвентаризация налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по налоговым платежам и т. д., должен стать неотъемлемой частью налогового планирования, а ранее господствующий в налоговом планировании метод “от достигнутого” должен быть исключен из практики.