Совокупность финансовых отношений, возникающих по поводу формирования налоговых доходов бюджета Оренбургской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать налоговые доходы бюджета Оренбургской области в 2010-2012гг., содержание и особенности формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ, разработке научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию формирования доходной базы региональных бюджетов, позволяющих реализовать принципы самостоятельности, стабильности, эффективности, обосновании структуры доходной части областного бюджета Оренбургской области.
Указанная цель определила следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть экономическое содержание налоговых доходов бюджета субъекта;
- выявить методы построения и место в бюджетной системе налоговых доходов бюджетов субъектов РФ, их особенности;
- рассмотреть основания классификации доходных источников регионального бюджета и возможные модели формирования доходов;
- оценить состояние и специфику формирования налоговой доходной базы регионального бюджета (на примере областного бюджета Оренбургской области за период 2010 - 2012 гг.);
- систематизировать методы мобилизации и распределения доходов региональных бюджетов и выработать предложения по их эффективному использованию в системе межбюджетных отношений;
- выявить и классифицировать факторы, определяющие структуру доходов региональных бюджетов;
- обосновать направления совершенствования механизма формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ и обеспечения доходной самодостаточности.

Файлы: 1 файл

Введение Курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Введение

 

В рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления осуществлено разграничение расходных  полномочий и доходных источников между  всеми уровнями власти, законодательно обеспечена самостоятельность органов  государственной власти субъектов Российской Федерации в планировании доходов и расходов региональных бюджетов. Несмотря на проведенные изменения, функционирование механизма формирования региональных бюджетов не решило в полной мере проблемы эффективности формирования региональных бюджетов.

Так, сложившийся подход к разграничению расходных полномочий и доходных источников между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  не обеспечил последних достаточными полномочиями и доходными источниками в целях самостоятельного формирования доходов и расходов бюджетов регионов. Вместе с тем, существующие методики планирования доходов и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации не обеспечивают органам государственной власти субъектов Российской Федерации точность прогноза показателей по доходам и расходам в процессе формирования бюджета, что отрицательно сказывается на исполнении территориальных бюджетов.

Актуальность темы исследования, состоит в том, что, исторический опыт формирования доходов региональных бюджетов в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о разнообразии моделей формирования, обусловленном поиском оптимального взаимодействия между бюджетами разных уровней, обеспечения финансовой самостоятельности каждого субъекта власти в едином государстве.

В последние годы субъекты Федерации получили определенные права  в области налогообложения и  распоряжения региональной собственностью. В результате укрепилась зависимость  доходной базы регионального бюджета от эффективности управления процессом формирования собственной финансовой базы. Существующие доходные источники нельзя признать исчерпывающими, и это является причиной несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Отсюда упорядочение финансового обеспечения полномочий субъектов РФ является важнейшим условием укрепления российской государственности на основе принципов финансовой самостоятельности и федерализации.

В настоящее время  отсутствуют эффективные стимулы  роста доходов региональных бюджетов, что ведет к появлению большого числа хронических дотационных территорий. Плавное выравнивание бюджетов за счет дотаций и субвенций создает у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы. По сути, игнорируется принцип функционирования финансовых кругооборотов в рамках бюджета - их объективная связь со сферой производства товаров и услуг. Поэтому существует необходимость совершенствования механизма формирования доходной части региональных бюджетов, повышения уровня собственных налоговых доходов регионов.

Актуальность установления эффективных методов формирования доходов региональных бюджетов, необходимость  системного исследования теоретических  и практических вопросов формирования налоговых доходов региональных бюджетов обусловили выбор темы, цель и задачи исследования.

Объектом исследования выступают налоговые доходы формирующие  бюджет Оренбургской области.

Предметом исследования является совокупность финансовых отношений, возникающих по поводу формирования налоговых доходов бюджета Оренбургской области

Цель курсовой работы - проанализировать налоговые доходы бюджета Оренбургской области в 2010-2012гг., содержание и особенности формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ, разработке научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию формирования доходной базы региональных бюджетов, позволяющих реализовать принципы самостоятельности, стабильности, эффективности, обосновании структуры доходной части областного бюджета Оренбургской области.

Указанная цель определила следующие задачи курсовой работы:

- раскрыть экономическое  содержание налоговых доходов  бюджета субъекта;

- выявить методы построения  и место в бюджетной системе  налоговых доходов бюджетов субъектов  РФ, их особенности;

- рассмотреть основания  классификации доходных источников  регионального бюджета и возможные  модели формирования доходов;

- оценить состояние  и специфику формирования налоговой  доходной базы регионального  бюджета (на примере областного  бюджета Оренбургской области за период 2010 - 2012 гг.);

- систематизировать методы  мобилизации и распределения  доходов региональных бюджетов  и выработать предложения по  их эффективному использованию  в системе межбюджетных отношений;

- выявить и классифицировать  факторы, определяющие структуру доходов региональных бюджетов;

- обосновать направления  совершенствования механизма формирования  налоговых доходов бюджетов субъектов  РФ и обеспечения доходной  самодостаточности.

Необходимость изучения теоретических вопросов территориальных финансов, их места и роли в финансовой системе федеративного государства, совершенствования формирования доходной базы бюджетов обусловила обращение к следующим трудам таких российских авторов, как Куницина Н.Н., Смирнов Е.Е., Кирилова А.С., Рябухин С.Н., Сигова С.В., Гаджиев Н.Г., Бериловская В.А. и т.д.

Методологическую основу исследования образуют общенаучные  методы познания, в первую очередь - диалектический метод, предусматривающий  исследование экономических явлений  в развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности.

В работе также нашли  применение структурный и функциональный подходы к изучению доходов региональных бюджетов, методы анализа общественной практики, расчетные, экономико-статистические. Графическое описание выполнено  посредством рисунков (сравнения, структуры, динамики) и таблиц временного ряда.

 

 

1 Теоретические основы налоговых поступлений доходов бюджетов субъектов РФ

 

1.1 Понятие, сущность и особенности налоговых доходов бюджетов субъектов РФ

 

Доходы бюджетов субъектов  РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Другие неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.

К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

1) собственные налоговые  доходы бюджетов субъектов РФ  от региональных налогов и  сборов, перечень и ставки которых  определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год;

2) регулирующие налоговые  доходы бюджетов субъектов РФ, поступающие от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирвания местным бюджетам.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.

Собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов  и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов  и сборов могут быть переданы местным  бюджетам по нормативам, утверждаемым законодательными или представительными органами субъектов РФ на очередной финансовый год.

Законодательные или  представительные органы субъектов  РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые  льготы в пределах прав, установленных  налоговым законодательством.

Законы субъектов РФ о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции субъектов  РФ, вступающие в силу с очередного финансового года, принимаются до утверждения законов субъектов  РФ о бюджете на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъектов РФ о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год.

Органы исполнительной власти субъектов РФ предоставляют  налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов  РФ в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей, определенных законами субъектов РФ о бюджете.

Органы исполнительной власти субъектов РФ предоставляют отсрочки или рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты субъектов РФ в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта РФ, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта РФ перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта РФ и размера государственного долга субъекта РФ.

 

1.2 Методы планирования  налоговых поступлений доходов  в региональный бюджет

 

Планирование налоговых  поступлений является одной из действенных хозяйственных функций государства в условиях экономики рыночного типа.

Объективная необходимость  планирования налоговых поступлений  обусловлена:

– деятельностью государства как субъекта рыночных отношений;

– сложностью межотраслевых и региональных связей;

– необходимостью поддержания рациональных межбюджетных пропорций.

Налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень  мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства.

За последние годы в налоговой системе произошел  отказ от планирования поступлений  налогов и сборов “от достигнутого” к выработке определенных методов (алгоритмов) расчетов поступления налоговых платежей, основанных на анализе и оценке соответствующих налоговых баз и всего налогового потенциала региона.

Налоговое планирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целом и ее субъектов, представляющего систему показателей и основных параметров по направлениям социально-экономического развития.

Налоговое прогнозирование  включает в себя определение налоговых  баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления  за ряд периодов, расчет уровней  собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. д.

В зависимости от поставленных целей налоговое планирование может  проводиться различными методами. Однако все расчеты должны учитывать следующие составляющие:

– фоновый уровень поступлений;

– сезонную составляющую их изменений;

– событийную составляющую (например, варианты развития политической ситуации, изменений в налоговом законодательстве);

– остаточную составляющую, включающую возможные неучтенные факторы.

Наиболее простым методом является метод тренда, т. е. экстраполяции, продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом. В качестве базы для применения этого метода служит информация о поступлении конкретных налогов и сборов за определенные периоды предыдущих лет, об объемах выпадающих доходов, состоянии задолженности по налоговым платежам, анализ тенденций в развитии налогооблагаемой базы, структуры налогоплательщиков и т. д.

При этом методе планирования соответствующие показатели должны приводиться в сопоставимые условия. Особенно важно правильно оценить размеры дополнительных поступлений налогов и сборов и выпадающих доходов в результате определенных изменений в налоговом законодательстве.

Следующим, более сложным методом  является экспертный метод разработки прогнозных оценок, при котором проводятся экспертные расчеты возможного поступления  конкретных налогов и сборов.

Экспертный метод включает в себя определение налоговых  баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. д.

Исходной составляющей налогового планирования является определение  налоговой базы для каждого вида налога. Расчет налоговой базы проводится как на федеральном уровне (с учетом рассмотренных выше показателей), так  и в региональном разрезе с  учетом отраслевой структуры. При этом региональное налоговое планирование также основывается на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.

При осуществлении планирования поступлений по важнейшим налогам и сборам, как правило, следует применять все вышеперечисленные методы.

В основу налогового планирования должен быть заложен принцип минимизации  потерь и выпадающих доходов бюджетной  системы. Анализ таких показателей, как налоговая база, использование налогового потенциала, уровень собираемости налогов и сборов, мониторинг налоговых платежей крупнейших и основных налогоплательщиков, прогнозирование показателей их экономической деятельности, налоговая нагрузка, мониторинг основных финансовых потоков и их соответствия товарно-материальным потокам, постоянная инвентаризация налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по налоговым платежам и т. д., должен стать неотъемлемой частью налогового планирования, а ранее господствующий в налоговом планировании метод “от достигнутого” должен быть исключен из практики.

Информация о работе Совокупность финансовых отношений, возникающих по поводу формирования налоговых доходов бюджета Оренбургской области