Состояние рынка корпоративных облигаций (в период с 1996 года)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:19, реферат

Краткое описание

Цель данной работы– проанализировать состояние рынка корпоративных облигаций, раскрыть роль и значение корпоративных облигаций как инструмента привлечения инвестиций, выработать предложения и рекомендации по совершенствованию механизма обращения данного финансового инструмента.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Сущность корпоративной облигации……………………………………..4
История формирования рынка в России ………………………………….7
Мировой рынок ………………………………………………………………18
Проблемы и перспективы развития………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованных источников и литературы………………………...28

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 147.28 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Сущность корпоративной облигации..4

  1. История формирования рынка в России ….7

  1. Мировой рынок ………………………………………………………………18
  2. Проблемы и перспективы развития………………………………………….22

Заключение…………………………………………………………………….27

Список использованных источников и литературы………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для повышения эффективности  производства в условиях развитой экономики  особое значение имеет способность  предприятий гибко использовать рыночные инструменты и механизмы  в процессе финансирования своей  хозяйственной деятельности.

Корпоративные облигации  являются одним из наиболее динамично  развивающихся секторов рынка ценных бумаг. Из-за возможности диверсифицировать  круг кредиторов, эмитент получает возможность привлечь заимствования  за меньшую плату, чем в банке.

Рынок является достаточно "молодым" и динамичным, но сравнительно небольшим.

Несмотря на определенные препятствия, его развитие идет быстрыми темпами. В современных развитых странах облигационная масса корпораций составляет, как правило, от 10-15% до 60-65% общих объемов эмиссий корпоративных ценных бумаг, что свидетельствует о важной роли облигаций как альтернативного источника инвестиций.

Актуальность данной темы базируется на том, что, на сегодняшний  день в России существует ограниченность инвестиционных ресурсов. Как показывает зарубежный опыт, важное место в  структуре внешних источников финансирования корпораций занимает эмиссии ценных бумаг и прежде всего акций  и облигаций. Большие надежды  возлагаются на рынок корпоративных  облигаций как на перспективный  источник дополнительных инвестиционных ресурсов для реального сектора  экономики. Таким образом, в сложившейся  ситуации появляется возможность использовать финансовый рынок для финансирования реального сектора с помощью  организации ликвидного рынка корпоративных  облигаций.

Цель данной работы– проанализировать состояние рынка корпоративных облигаций, раскрыть роль и значение корпоративных облигаций как инструмента привлечения инвестиций, выработать предложения и рекомендации по совершенствованию механизма обращения данного финансового инструмента.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

во-первых, рассмотреть экономическое состояние корпоративных облигаций;

во-вторых, проанализировать состояние рынка корпоративных  облигаций в России и на мировом рынке;

в-третьих, выявить основные проблемы обращения корпоративных  облигаций и наметить пути их совершенствования.

Предметом исследования в  данной работе стали проблемы, препятствующие использованию корпоративной облигации  в качестве инструмента привлечения  инвестиций, а объектом - рынок корпоративных  облигаций.

Сущность  корпоративной облигации

 

Действующее российское законодательство определяет облигацию как эмиссионную  ценную бумагу, закрепляющую право  ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный  условиями выпуска срок ее номинальной  стоимости и зафиксированного в  ней процента от этой стоимости или  иного имущественного эквивалента .

Корпоративная облигация - это  ценная бумага, удостоверяющая отношения  займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают  акционерные общества, предприятия  и организации других организационно-правовых форм собственности.

К основным характеристикам  облигаций относят: стоимостную  оценку, купон, период обращения.

Корпоративные облигации  имеют нарицательную цену (номинал) и рыночную цену. Номинальная стоимость  облигации обозначает сумму, которая  берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока ее обращения. Номинальная цена является базовой  величиной для расчета, принесенного облигацией дохода.

Процент по облигации устанавливается  к номиналу, прирост (уменьшение) стоимости  облигации за соответствующий период рассчитывается как разница между  номинальной стоимостью, по которой  облигация будет погашена и ценой  покупки облигации.

С момента их эмиссии и  до погашения они продаются и  покупаются по установившимся на рынке  ценам. Рыночная цена в момент размещения облигации может быть ниже номинала, равна номиналу и выше номинала. В дальнейшем рыночная цена облигаций  определяется исходя из ситуации, сложившейся  на рынке облигаций и финансовом рынке в целом к моменту  продажи, а также двух главных  элементов самого облигационного займа. Этими элементами являются:

  • перспектива получить при погашении номинальную стоимость облигации (чем ближе в момент покупки облигации срок ее погашения, тем выше ее рыночная стоимость);
  • право на регулярный фиксированный доход (чем выше доход, приносимый облигацией, тем выше ее рыночная стоимость).

Рыночная цена облигаций  зависит и от ряда других условий, важнейшим из которых является надежность (степень риска) вложений.

Поскольку номиналы у разных облигаций существенно различаются  между собой, то часто возникает  необходимость в сопоставимом измерителе рыночных цен облигаций. Таким показателем  является курс.

Курсом облигации называется значение рыночной цены облигации, выраженное в процентах к ее номиналу. В  зарубежной литературе помимо перечисленных (номинальной и рыночной) приводится еще одна стоимостная характеристика облигаций - их выкупная цена, по которой  эмитент по истечении срока займа  погашает облигации. Выкупная цена может  совпадать с номинальной, а может  быть выше или, наоборот, ниже ее. Российское законодательство исключает существование  выкупной цены, так как Федеральный  закон "О рынке ценных бумаг" закрепляет право держателя на получение  от эмитента ее номинальной стоимости. Это означает, что облигации могут  погашаться (выкупаться) только по номинальной стоимости.

На рынке различные  облигации предлагают и различные  проценты по купону. В целом уровень  купона будет зависеть от двух параметров: надежности эмитента и срока, на который  выпущена облигация. Чем менее надежен  эмитент, тем более высокий уровень  купона он должен предоставить по облигации, чтобы компенсировать потенциально более высокий риск повышенным доходом. Чем на более длительный период выпускается  облигация, тем более высокий  купон она должна нести, поскольку  для инвестора растет риск, связанный  с владением такой бумагой.

Крупная компания, если она  стремится сделать свои облигации  привлекательными для инвесторов, должна обеспечить более высокий уровень  купона, чтобы компенсировать риск вложения денег в эти бумаги. Какой  бы крупной и надежной ни была компания в момент эмиссии бумаг, в перспективе  для нее, увеличивается риск неплатежей, риск ликвидности ее ценных бумаг. Поэтому  она вряд ли сможет разместить на рынке  долгосрочный займ, хотя в каждом конкретном случае такая возможность будет  зависеть от складывающейся конъюнктуры  рынка.

Небольшая, стабильно работающая фирма выпустит облигации под  еще больший процент и на более  короткий срок. Поскольку риск приобретения бумаг такой компании довольно высок, вкладчики вряд ли согласятся приобретать  ее бумаги на период более года. Крупная  компания в кризисном состоянии  может рассчитывать на реализацию своего займа только под высокий процент  и на непродолжительное время.

Приобретая корпоративные  облигации, инвестор должен оценить  их инвестиционные качества и взвесить риск и доходность по этим ценным бумагам.

К факторам риска, которые  должны приниматься инвестором во внимание при решении и приобретении облигаций  эмитента можно отнести:

1. Экономические факторы.

изменение законодательства (таможенного, налогового, рынка ценных бумаг и др.);

изменение финансово-хозяйственной  деятельности эмитента;

нестабильность экономической  ситуации в народном хозяйстве, уровень  инфляции;

размер конкуренции в  целом по основной деятельности, на рынке ценных бумаг и перспективы  развития эмитента;

развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг.

2. Политические факторы  изменение законодательства РФ.

Оценка инвестиционных качеств  облигаций производится по следующим  направлениям:

во-первых, определяется надежность компании по осуществлению процентных выплат. С этой целью производится сопоставление дохода, получаемого  компанией в течение года, с  суммой процентных платежей по всем видам  займов. Величина дохода в 2-3 раза должна превышать размер процентных выплат, что свидетельствует об устойчивом финансовом состоянии корпорации. Анализ целесообразно производить в  динамике за ряд лет.

Во-вторых, оценивается способность  компании погасить имеющуюся задолженность  по всем основаниям. Инвестор должен учитывать, что, кроме облигационного долга, у  фирмы могут быть и другие долговые обязательства. Поэтому в процессе анализа производится сопоставление  потока поступлений денежных средств  в компанию с общей суммой задолженности. Приемлемым уровнем считается, если сумма дохода по отношению к величине долга составляет не менее 30%.

В-третьих, оценивается финансовая независимость компании. С этой целью  общая сумма долга сопоставляется с собственным капиталом фирмы. Обычно считается, что предприятие  находится в хорошем финансовом состоянии и не зависит от внешних  источников финансирования, если величина долга не превышает 50% ее собственного капитала. Кроме перечисленных показателей, производится оценка платежеспособности фирмы, ликвидности активов, рентабельности функционирования и других качественных параметров деятельности компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История формирования рынка в России

 
     По мнению большинства  экспертов, появление рынка корпоративных  облигаций в России очень важно. Для российских компаний среднего размера рынок корпоративных облигаций стал практически безальтернативным источником публичного финансирования. Выпуск еврооблигаций для них проблематичен, а размещение акций чревато потерей независимости.  
     По мнению экспертов, российский рынок облигаций начал развиваться по американской модели.  
     В период с 1992 г. – сентябрь 1998 г. выпуски облигаций носили единичный характер и осуществлялись небольшими компаниями среди ограниченного круга инвесторов. Среди предпринятых в 90-е гг. выпусков облигационных займов выделяются облигации РАО "Высокоскоростные магистрали", которые были выпущены под гарантии Министерства финансов РФ и обращались по ГКОподобной схеме, а также облигации АО "Юганскнефтегаз" и АО "Самаранефтегаз", которые использовались для погашения долгов перед бюджетом. Кроме того на этом этапе сформировался рынок так называемых "товарных" облигаций (телефонных, жилищных), погашавшихся производимыми эмитентом товарами или услугами; предприятия выпускали также векселя и еврооблигации. К этому этапу относятся и конвертируемые облигации НК "ЛУКойл", выпущенные в октябре 1997 года, объемом 350 млн. долларов. Они размещались с прицелом на западных инвесторов, сейчас торгуются на Лондонской бирже, и российским инвесторам недоступны. 
     Как это ни парадоксально, но после финансово-экономического кризиса 1998 г. российский рынок корпоративных облигаций получил серьезную перспективу развития. 
В октябрь 1998 г. – декабрь 1999 г. произошла значительная активизация выпуска корпоративных облигаций. Пионерами рынка можно назвать "Газпром", "ЛУКойл", "Тюменскую Нефтяную Компанию", разместившие в конце 1999 года облигации под средства нерезидентов на счетах типа С. Объем эмиссии этих бумаг составил 2,53 млрд. рублей; облигации были номинированы в долларах и таким образом застрахованы от валютных рисков. Доходность к погашению составила 11,512,5% годовых в валюте. И если облигации "Газпрома" и "ЛУКойла" были необеспеченными, то наиболее удачным оказалось размещение облигационного займа "ТНК", которая, учитывая опыт этих компаний, предложила инвесторам более выгодные условия – обеспеченные поставками нефти облигации с возможностью отзыва инвесторами после 2 лет.  
     На данном этапе выпуски облигаций в основном осуществлялись небольшими региональными компаниями. Сам факт выпуска и размещения относительно долгосрочных корпоративных облигаций российских компаний в условиях стагнации на фондовом рынке и общей политической нестабильности нужно признать большим успехом. Начиная с 1999 года круг участников рынка корпоративных облигаций в России неизменно расширялся.

В 2000 году несколько десятков российских компаний выпустили облигаций более чем на 40 млрд. руб. В этот период началось формирование вторичного рынка корпоративных облигаций, наступило время так называемых "нерыночных" выпусков, т. е. облигации стали обращаться на внебиржевом рынке. Также в 2000 году появились валютные аукционы для нерезидентов. 
     Начиная с 2001 года происходит переходом от единичных выпусков к массовой эмиссии облигаций крупными российскими эмитентами и заметной активизацией вторичного рынка. С крупными займами вышли новые эмитенты ("Славнефть", "Аэрофлот", "ОМЗ" и др.). В то же время ряд старожилов рынка ("Магнитогорский Металлургический Комбинат", "Алмазы России", "ТНК" и др.) перешли от отдельных размещений к реализации масштабных инвестиционных программ, включающих ряд траншей. Заметно расширился спектр отраслей, чьи эмитенты представлены на рынке (см. рисунок1).

Рисунок 1.

Отраслевая структура  эмитентов на российском рынке корпоративных облигаций      

 

     

 

 

     Как видно из диаграммы, на рынке по-прежнему доминируют нефтегазовый и финансовый сектора, однако уже  заметно усиление позиций телекоммуникационных ("Московская Городская Телефонная Сеть", "Башинформсвязь", "Центральная  телекоммуникационная компания") и  машиностроительных компаний ("Ленинградское  Оптико-Механическое Объединение", "Объединенные Машиностроительные Заводы", "Иркутское Авиационное  Производственное Объединение"), а  также предприятий потребительского сегмента ("Лианозовский Молочный Комбинат", концерн "Калина"). 
     Среди эмитентов, продемонстрировавших наиболее удачную организацию облигационных программ в 2001 году, оказались компании "Калина" и "Ритэк". "Ритэк" – средних размеров нефтяная компания, добывающая около 2 млн. тонн нефти в год.      

Первый рыночный облигационный  заем "Ритэк" разместила в марте  2000 года. Тогда его объем составил 300 млн. руб., а для обеспечения ликвидности эмитент предоставил держателям облигаций возможность каждые 4 месяца предъявлять их к досрочному выкупу. Заем выполнил задачу формирования публичной кредитной истории. Многие впервые узнали о существовании нефтяной компании "Ритэк". Своевременное обслуживание купонных выплат, исполнение обязательств по оферте и проведение политики информационной прозрачности по отношению к инвесторам, позволили быстро увеличить их круг.  
     Уже в ноябре 2001 года компания разместила новый выпуск на 700 млн. руб., при этом инвестиционный период (срок, по истечении которого инвесторам гарантируется  выкуп облигаций) увеличился до одного года. "Побочным эффектом" развития облигационной программы стала динамика котировок акций "Ритэк". За 2001 год капитализация компании увеличилась в 2,4 раза до 140 млн. долларов.  
     Следует отметить, что растет круг и покупателей облигаций. Например, в размещении второго выпуска компании "Славнефть", состоявшегося 14 марта 2002 г., приняли участие более сотни институциональных и частных инвесторов. Только в мае 2002 г. в рынок облигаций было инвестировано 3,6 млрд. руб. Структура инвесторов на российском рынке корпоративных облигаций показана на рисунок 2.

Информация о работе Состояние рынка корпоративных облигаций (в период с 1996 года)