Социальное значение расходов непроизводственной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Очевидно, что развитие социальной инфраструктуры повышает качество жизни населения, что является, в конечном счете, основой роста национальной экономики, а также укрепления социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма актуальны для всех стран мира. Сводный показатель качества жизни -- смертность и заболеваемость, состояние окружающей среды, уровень образования, динамика преступности -- в большинстве государств за последние годы вырос. По данным ООН (1996 год) наиболее высок этот показатель в Канаде, США, Нидерландах и Норвегии. В нашей стране -- в одном из крупных регионов мира -- качество жизни населения в 90-х годах ухудшилось, в результате чего возросло количество нерешенных проблем.
Традиционно социальная сфера имеет бюджетное финансирование, что влечет за собой множество проблем, особенно в переходный период.

Оглавление

1. Социальное значение расходов непроизводственной сферы……..стр.4


2. Анализ финансирования расходов бюджета на социально-культурную сферу…………………………………………………………………….стр.13


3. Пути оптимизации расходования бюджетных средств на современном этапе…………………………………………………………………….стр.21

Файлы: 1 файл

Курсовая Бюджет.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Культура. В рамках федеральной целевой программы «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (2007-2010 годы)» проведен ряд крупных мероприятий общероссийского и международного значения. Выпущен 61 кинофильм, что больше в 1,2 раза меньше чем за такой же период прошлого года. Совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации продолжается работа по созданию Центров российской кинематографии. За первую половину текущего года открыто 9 таких центров. Госкино профинансировано за I полугодие в объеме 50,3 млрд. рублей, что составляет 26,4% от годового плана ( с учетом секвестра). В I полугодии на текущее содержание телерадиокомпаний ( с учетом секвестра) были предусмотрены средства в объеме 362,4 млрд. рублей, в том числе на заработную плату- 246,7 млрд. рублей и 115,7 млрд. рублей на материальные затраты. Минфин эти объемы профинансировал. Остается не погашенной задолженность по заработной плате региональным телерадиокомпаниям в сумме 38,5 млрд. рублей. Издательствами системы Госкомпечати уменьшен выпуск печатной продукции. За 6 месяцев текущего года выпущено книг 28,7 млн. экземпляров ( в условном 10-ти листном исчислении), что составляет 61% к соответствующему периоду прошлого года, выпуск учебной литературы составил соответственно 20 млн. экземпляров, или 62,9%, детской литературы- 1,6 млн. экземпляров или 49,2 процента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути оптимизации расходования бюджетных средств на современном этапе.

 

В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008- 2010 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2008- 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а так же порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2007 года. Правительство Российской Федерации поручило федеральным органам исполнительной власти учитывать основные направления налоговой политики в Российской Федерации в процессе бюджетного проектирования на 2008 год и на период до 2010 года. Указанным документом следует руководствоваться при планировании как федерального бюджета, так и подготовке проектов ежегодных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования «Основные направления налоговой политики в Российской Федерации» на трехлетний период позволяют определить для всех участников налоговых отношений среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что приводит к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то обстоятельство, что « Основные направления налоговой политики» не является нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем предложениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых глобальной перестройкой налоговой системы, среднесрочной перспективе не запланировано. Но необходимо принимать во внимание, что проведение социально- экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требует внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться.

С точки зрения количественных параметров Российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Речь идет о следующих стратегических целях:


1) Сохранение  уровня номинального налогового  бремени в среднесрочной перспективе  при условии поддержания сбалансированности  бюджетной системы. При этом  с учетом принятых расходных  обязательств бюджетной системы,  а также заложенного в долгосрочном  периоде увеличения социальной направленности бюджетной политики, в условиях изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов возможно при сбалансированном снижении налоговых ставок, а также путем перераспределения налоговой и административной нагрузки с помощью проведения структурных преобразований налоговой системы - повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов;

 

2) Унификация  налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

 

Введенные в действие к настоящему времени  основы российской налоговой системы  были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области  налоговой политики. Вместе с тем  эффективность и результативность функционирования российской налоговой  системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

 

Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к  современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

Таким образом, настоящие «Основные направления  налоговой политики на 2009 год и  на плановый период 2010 и 2011 годов» составлены с учетом преемственности базовых целей и задач, поставленных в документе, определяющем стратегию налоговой реформы на 2008 - 2010 годы.

 

Социальная политика представляет собой комплекс социальных программ. Социальная программа – программа, нацеленная на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных проектов/программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д.

Программный цикл достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов:

формулирование проблемы и способов ее решения,

анализ внешней среды,

составление проекта программы,

внедрение (принятие мер программы),

получение результатов,

сопоставление цель-результат

Для получения вывода о результативности и эффективности социальной программы  необходимо оценить ее воздействие по разным критериям-индикаторам: в качестве индикаторов часто используются такие показатели, как снижение заболеваемости, повышение образовательного уровня, снижение численности и состава групп риска, расширение сферы деятельности лиц с ограниченными возможностями, повышение качества природной среды и другие (различают индикаторы  процесса, результатов, влияния). В целом, разработка индикаторов для социальных программ требует ясного понимания целей программы и глубокого знания проблемы. Например, в качестве индикаторов оценки программы снижения бедности в Танзании использовались: соотношение мальчиков и девочек в начальной школе, грамотность населения в возрасте до 15 лет, доля населения, имеющая доступ к питьевой воде и др.

Перед тем как проводить оценку программы должен быть определен ряд вопросов (evaluation questions), на которые планируется получить ответ:

каковы фактические результаты?

основные достижения программы?

есть ли перспективы продолжения работы по данному направлению?

Таким образом, обеспечивается информативность  и высокая степень значимости результатов оценивания (их востребованность в будущем).

Как правило, государственные программы имеют комплексный характер проблем, что служит основанием для сложной структуры как самой программы, так и системы оценки. Например, в проблеме бедности можно выделить три компонента: экономический, социальный и экологический. Долгосрочность социальных программ (5-7 лет) приводит к необходимости предусматривать определенную гибкость и, например, пересматривать некоторые индикаторы или способы сбора информации в соответствии с изменяющейся ситуацией.В Российской Федерации уже несколько лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг населению и более эффективное использование бюджетных средств через реформирование всего социального блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг.

Программа "Жилище" на 2002-2010 годы

Программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года"

Программа "Социальное развитие села до 2012 года"

Программа "Культура России (2006-2010 годы)"

Программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"

Программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы"

Программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы"

Механизмы оценки большинства из них находятся только на стадии разработки, либо являются не способны объективно оценивать программу по всем необходимым параметрам. Проблема, с которой сталкивается большинство разработчиков программ, - качественная несодержательность количественных характеристик, индикаторов, показателей эффективности.

Программа направлена на решение важного блока  задач. Изучение такого влияния и  разработка методики, оценивающей экономическую  эффективность Программы, которая  состоит из:

оценку экономической эффективности наиболее значимых мероприятий

оценку стоимости объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

оценку эффективности использования музейных, библиотечных и архивных фондов.

Основу  финансирования данной Программы составляют средства федерального бюджета (85 процентов общего объема финансирования). Для обеспечения контроля и анализа хода реализации Программы были сформированы показатели эффективности выполнения мероприятий Программы, в дальнейшем в процессе ежеквартально отчитывается о ходе выполнения Программы по согласованным показателям перед Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации проводится контроль программы по соответствующим показателям:

Доля национальных процентов фильмов в общем объеме проката

Доля объектов процентов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения.

Доля процентов представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда

Средняя экземпляров книгообеспеченность (количество изданий в библиотеках/количество читателей.

Увеличение процентов количества посещений музеев по сравнению с предыдущим годом.Доля процентов отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов этой категории.

Увеличение процентов количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных (в пересчете на 1000 человек),по сравнению с предыдущим годом.

Доля новых процентов произведений профессионального искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств

Информация о работе Социальное значение расходов непроизводственной сферы