Социальное значение расходов непроизводственной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Очевидно, что развитие социальной инфраструктуры повышает качество жизни населения, что является, в конечном счете, основой роста национальной экономики, а также укрепления социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма актуальны для всех стран мира. Сводный показатель качества жизни -- смертность и заболеваемость, состояние окружающей среды, уровень образования, динамика преступности -- в большинстве государств за последние годы вырос. По данным ООН (1996 год) наиболее высок этот показатель в Канаде, США, Нидерландах и Норвегии. В нашей стране -- в одном из крупных регионов мира -- качество жизни населения в 90-х годах ухудшилось, в результате чего возросло количество нерешенных проблем.
Традиционно социальная сфера имеет бюджетное финансирование, что влечет за собой множество проблем, особенно в переходный период.

Оглавление

1. Социальное значение расходов непроизводственной сферы……..стр.4


2. Анализ финансирования расходов бюджета на социально-культурную сферу…………………………………………………………………….стр.13


3. Пути оптимизации расходования бюджетных средств на современном этапе…………………………………………………………………….стр.21

Файлы: 1 файл

Курсовая Бюджет.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Можно условно выделить несколько последовательных этапов развития социальной сферы. На первых порах сказались причины, присущие переходному периоду. Сохранялись прежние методы управления, присутствовали необходимые финансовые средства и соответствующая правовая основа. На следующем этапе был заложен фундамент нового законодательства социальной политики. Одновременно разрабатывались важные программы, как составляющие компоненты модели развития социальной сферы.

Все они были вызваны необходимостью быстрого реагирования на узловые проблемы и принятия упредительных мер. В России не было времени для раскачки. Именно поэтому, вполне естественно, они как по сути так и по форме имеют свои плюсы и минусы. Позитивным является то, что в них четко определены болевые точки, дана картина реального положения вещей в каждом секторе и заложены механизмы постепенного перевода на рыночную основу. Появились и слабые стороны. Изначально не был учтен ряд серьезных факторов, которые повлияли на ход их выполнения. .из- за отсутствия необходимого опыта и должного финансового обеспечения, реализация программ началась вяло и с замерным запаздыванием.

Учитывая общенациональную значимость этих программ, в нынешнее время необходимо серьезно проанализировать результаты их выполнения. Это надо сделать в каждом районе, в каждой области, в целом по стране.

Уже сейчас ясно, что пришло время для следующих логических неизбежных шагов. С подведения итогов сделанного и определения новых задач начинается следующий этап реформирования- создание комплексной модели развития социальной сферы в России в ХХI веке. Необходимо дать ее реализации максимальную динамичность и придерживаться принципа целостного подхода. В дальнейшем, необходимо уделить больше внимания тем направлениям, в которых обнаружилась наша слабость- совершенствованию механизмов финансирования, законодательной базы, координации управления в социальной сфере. Важно добиться того, чтобы социальная сфера быстрее приспособилась к рынку и отвечала человеческим запросам.

Общеизвестно, ценность социальных преобразований определяется степенью улучшения качества жизни человека. Смысл проводимых реформ должен заключаться именно в этом. Но для их полноценной реализации необходимы совместные усилия государства, общества и каждой личности.

Настало время осознать, что успех социальной политики будет зависеть от рачительного использования имеющихся ограниченных возможностей, оптимального сочетания государственных и общественных усилий и, само собой разумеется, от ответственности и инициативности каждого из нас. А следовательно, данная тема о функционировании и развитии отраслей социально культурной сферы не только в России, но и в других странах мира должна изучаться с большой тщательностью.

 

В развитых странах развитие непроизводственной сферы направлено на повышение благосостояния трудящихся и всестороннее развитие личности. С прогрессом общества в ходе обмена деятельностью с материальным производством непроизводственная сфера оказывает возрастающее влияние на развитие производительных сил, на повышение производительности общественного труда.

 

Экономика состоит из двух сфер:

 

- производственной сферы или сферы материального производства;

 

- непроизводственной сферы или сферы услуг.

 

Непроизводственная сфера, совокупность отраслей народного хозяйства, удовлетворяющих разнообразные, кроме производства материальных благ, потребности людей и общества в целом. Эти потребности сводятся к организации и осуществлению обмена, распределения и потребления материальных благ, к производству духовных благ и всестороннему развитию личности, включая охрану и укрепление здоровья людей. Кроме этого, непроизводственная сфера удовлетворяет социальные потребности человека и общества в целом как единого общественного организма.

Рассмотрим признаки, по которым разграничивают производственную и непроизводственную сферу. Определяющим признаком материального производства является направленность функционирующего в нем труда работников на изменение вещества для адаптации его к потребностям человека. Остальные признаки вытекают из этого свойства:

 

- овеществление результата труда

 

- несовпадение производства и потребления во времени и пространстве

 

С учетом перечисленных признаков принята классификация отраслей экономики, в которой к сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, хранения, перемещения, сортировки, упаковки и другой деятельности, которая продолжает процесс производства.

Таким образом к производственной сфере относятся следующие отрасли экономики:

 

1. Промышленность

 

2. Сельское хозяйство

 

3. Лесное хозяйство

 

4. Строительство

 

5. Грузовой транспорт

 

6. Связь (обслуживание предприятий производственной сферы)

 

7. Торговля и общественное питание

 

8. Материально-техническое обеспечение

 

9. Заготовки

 

10. Отдельные виды деятельности

 

Главным отличительным признаком непроизводственной сферы является направленность труда работников непосредственно на человека, на социальные условия, в которых живет человек и на удовлетворение его духовных потребностей. К сфере услуг принято относить:

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) -- сфера деятельности, направленная на обслуживание городских многоквартирных домов. Жилищный фонд Российской Федерации составляет более 30% всего воспроизводимого недвижимого имущества страны, который насчитывает 2,85 млрд кв. метров общей площади, в том числе: муниципальный жилищный фонд - 642,5 млн кв. м или 22,5%, государственный - 199,2 млн кв. м или 7,0%, частный - 1980,0 млн кв. м или 69,4%, общественный - 1,5 млн кв. м или 0,1%, смешанной формы собственности - 29,6 млн кв. м или 1,0%. Площадь ветхого и аварийного жилья в целом по стране составляет 91 млн кв. м. На сегодняшний день износ инженерных сетей в ЖКХ России составляет 50%, а канализации - 30%. На дотации в сфере ЖКХ государство тратит в настоящее время 10% ВВП.

Количество предприятий ЖКХ - более 52 тысяч, численность работающих в них - свыше 4,2 миллионов человек, среднегодовой объем производства порядка составляет порядка 6% от ВВП. Стоимость основных фондов составляет 14% от общей стоимости основных фондов Российской Федерации. Система жилищно-коммунального хозяйства России находится в стадии реформирования. Власти выделяют четыре направления реализации реформы: перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения; привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг; модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства.

 

 

 

Преимущества отрасли:

 

· Востребованность услуг.

 

· Огромный объем рынка.

 

Проблемы отрасли:

 

· Изношенность коммунальной инфраструктуры.

 

· Отсутствие реальной конкуренции.

 

· Регулирование со стороны государства.

 

Производственная структура многопрофильного жилищно-коммунального хозяйства России включает в себя более 30 видов деятельности, ведущие из которых:

 

· жилищное хозяйство

 

· электро-, тепло- и газоснабжение

 

· водоснабжение и канализование сточных вод

 

· уборка и утилизация мусора

 

· городское благоустройство

 

Бытовые услуги - платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Бытовые услуги обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к ним могут быть отнесены услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д.

Бытовое обслуживание населения - часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности.

В настоящее время российский рынок бытовых услуг выходит на качественно новый уровень. Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Образы некомпетентных сантехников или электриков безвозвратно уходят в прошлое, на смену им приходят высокооплачиваемые профессионалы своего дела. Увеличивается число организаций бытового обслуживания.

 

Объем рынка бытовых услуг в России оценивается в 400-500 млн. долларов США (по данным игроков рынка). В 2008 году рост рынка составил 5,9%.

Российский рынок бытового обслуживания во многом своеобразен по отношению к европейскому рынку. Так, в России в сфере бытового обслуживания населения получило распространение не малое частное предпринимательство, не семейный бизнес, как на Западе, а коллективные, кооперативные формы хозяйствования. Владельцами предприятий сферы быта являются: трудовые коллективы - 63%, юридические лица - 23% и физические лица - 13% .

Другая специфичная черта российского рынка бытового обслуживания связана с диверсификацией профильных предприятий, к которой побуждает необходимость выживания в современных условиях. В ряде случаев предприятия бытового обслуживания наряду с основной деятельностью активно развивают другие непрофильные виды деятельности, приносящие дополнительный доход. Это, в конечном счете, часто приводит к перепрофилированию предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ финансирования расходов бюджета на социально-культурную сферу.

 

Огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера как важнейший фактор развития производительных сил общества. Социальная инфраструктура занимает важное место в жизни человека, в которую входят учреждения образования, здравоохранения, культуры, искусства, СМИ, социального обеспечения. В данной сфере в России занято около 25% работников, основные фонды социальной инфраструктуры составляют до 30% основных фондов народного хозяйства. На их содержание и развитие выделяется около 25% всех бюджетных ассигнований.

Развитие социальной инфраструктуры определяет уровень развития материального производства, объем создаваемого дохода и его направление в непроизводственную сферу.

Материальные и духовные блага, представляемые учреждениям социальной инфраструктуры и гражданам, являются важнейшим условием воспроизводства квалифицированной рабочей силы и развития эффективного производства.

С переходом к рыночным отношениям, несомненно, будет происходить постоянное развитие и изменение промышленного и социального секторов экономики, совершенствоваться материально-техническая база сельского хозяйства, что скажется на содержании и развитии социальной инфраструктуры и, следовательно, на выделении средств из общественных фондов потребления.

Общественные фонды потребления -- это средства бюджетов, внебюджетных фондов и предприятий, направляемых в социальную инфраструктуру в целях социального развития общества, социальной защиты населения в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, просвещения и т. д. Общественные фонды потребления на две третьих состоят из бюджетных ассигнований, которые расходуются на социально-культурные мероприятия и ЖКХ.

Бюджетные ассигнования на социально-культурные мероприятия и ЖКХ служат гарантией социальной защиты граждан и их конституционных прав на минимальный размер социально-культурных и жилищно-коммунальных услуг. Принцип  финансирования  расходов  на  культуру  -  сочетание  бюджетного

финансирования  с   элементами   коммерческой   деятельности,   что   вполне

соответствует структуре современного рыночного  механизма.  Например,  музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, используя коммерческие начала  для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных  экспонатов  на  аукционах.

Информация о работе Социальное значение расходов непроизводственной сферы