Расходы государственного бюджета и их социально-экономическая направленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ расходов федерального бюджета, как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики и социальной сферы.
Задачами исследования выступают:
- рассмотрение теоретических аспектов формирования расходов бюджета, определение места расходов в государственном бюджете, а также рассмотрение классификации расходов бюджета;
- проведение анализа состава и динамики расходов федерального бюджета на поддержку отраслей национальной экономики и социальной сферы за 2012-2014 годы;
- разработка основных мероприятий по повышению эффективности и результативности бюджетных расходов.

Оглавление

Ведение……………………………………………………………………….

1. Социально-экономическое содержание бюджета……………………..

1.1 Понятие бюджета и его функции………………………………………

1.2 понятие расходов федерального бюджета и их классификация……

2. Анализ расходов федерального бюджета на 2012-2014 годы…………

2.1 Динамика расходов бюджета на финансирование социальной сферы………………………………………………………………………..

2.2 Анализ расходов федерального бюджета на поддержку отраслей экономики………………………………………………………………….

3. Тенденции развития федерального бюджета РФ на среднесрочную перспективу и его роль в социально-экономическом развитии государства………………………………………………………………….




Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е

Файлы: 1 файл

оксана 777.docx

— 185.65 Кб (Скачать)

Государственная поддержка  сельского хозяйства осуществляется в рамках Государственной программы  развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (далее - Госпрограмма).

Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на поддержку  агропромышленного комплекса по направлениям Госпрограммы с учетом антикризисных мер в 2008 - 2010 годах  в целом составил 391,1 млрд. рублей, что на 94,8 млрд. рублей превышает  плановые назначения за указанный период, определенные паспортом Государственной  программы (296,3 млрд. рублей). В 2011 - 2013 годах  будет продолжено финансовое обеспечение  мероприятий Госпрограммы: в 2011 году оно составит 117,2 млрд. рублей, в 2012 году - 110,2 млрд. рублей, в 2013 году - 110,1 млрд. рублей.

Более 70 % в общем объеме бюджетных ассигнований на поддержку  агропромышленного комплекса в 2011 - 2013 годах будут занимать субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного  комплекса и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, как одна из наиболее эффективных  форм государственной поддержки  сельского хозяйства, а также  субсидии на проведение закупочных и  товарных интервенций сельскохозяйственной продукции и залоговых операций.

Масштабная гибель посевов  в 2010 году наглядно продемонстрировала недостатки системы сельскохозяйственного  страхования. По данным Минсельхоза  России, в 2010 году от засухи и неурожая пострадало более 22 тысяч хозяйств. Однако только немногие сельскохозяйственные товаропроизводители страхуют свои урожаи (страхуется около 20 % всей посевной площади). При этом государство ежегодно оказывает поддержку предприятиям в виде компенсации части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений. Так, в 2008 - 2010 годах на указанные цели из федерального бюджета выделены средства в объеме 8 млрд. рублей.

По решению Правительства  Российской Федерации в целях  оказания помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям из федерального бюджета в 2010 году выделено 35 млрд. рублей (25 млрд. рублей - бюджетные кредиты  сроком на 3 года, 10 млрд. рублей - прямые субсидии регионам на покрытие ущерба). Кроме того, принято решение о  пролонгации ранее предоставленных  сельскохозяйственным товаропроизводителям кредитов на сумму 100 млрд. рублей.

В связи с этим в целях  развития страхования в агропромышленном секторе необходимо принять закон  о страховании сельскохозяйственным товаропроизводителям от катастрофических рисков, включая страхование урожая сельскохозяйственных культур и  страхование сельскохозяйственных животных. Целесообразно также рассмотреть  возможность обязательного страхования  посевов основных сельскохозяйственных культур, определяющих продовольственную  безопасность страны.

По данным отчета за 2009 год, исполнение расходов федерального бюджета  по подразделу «Сельское хозяйство  и рыболовство» составило 83,1 млрд. рублей, что на 45,2 млрд. рублей, или в 2,2 раза, больше расходов, утвержденных Федеральным  законом № 204-ФЗ (с изменениями), и  на 2,1 млрд. рублей, или на 2,5 %, меньше сводной бюджетной росписи с  изменениями на 2009 год.

 

 

 

 

 

3 Тенденции развития федерального бюджета РФ на среднесрочную перспективу и ее роль в социально-экономическом развитии государства

Сложность и масштабность задач в сфере социально-экономической  политики государства, острота существующих проблем требуют кардинального  повышения качества стратегического  управления экономикой и общественными  финансами.

Для решения этой задачи при формировании и реализации бюджетной  политики на 2013 год и среднесрочную перспективу необходимо исходить из следующих основных целей.

Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации государственной социально-экономической  политики.

Механизмы государственной  социально-экономической политики должны иметь надежное, точно просчитанное бюджетное обеспечение. Должны быть четко определены объемы бюджетного финансирования, необходимые для  достижения конкретных количественно  определенных целей государственной  социально-экономической политики. Недопустимо, когда отдельно подводятся итоги исполнения бюджета и отдельно – итоги реализации мер социально-экономической политики.

Пора уходить от ставшего уже привычным измерения исполнения бюджета лишь фиксацией расходования средств на те или иные цели. Критерием должно стать достижение целей социально-экономической политики, на финансовое обеспечение которых направляются бюджетные средства.

Если бюджетные средства израсходованы в большем объеме, чем намечено, а цель достигнута в меньшей степени, чем определено, то в каждом подобном случае необходимо выявлять и устранять причины  такого результата использования бюджетных  ассигнований.

В целях повышения эффективности  расходов необходимо разработать и  внедрить систему ежегодного анализа  эффективности расходов по каждому  направлению, в том числе анализа  динамики показателей эффективности. Систематический анализ эффективности  расходов должен дополнять систему  ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего подхода  контроля суммы расходов на то или  иное направление. Соответствующий  анализ на основании динамики объемов  расходов и значений целевых показателей  необходимо проводить по государственным  программам с публичным рассмотрением  отчетов.

Бюджетные инвестиции должны быть настроены на повышение качества предпринимательского и инвестиционного  климата. За счет бюджетных средств  не должны осуществляться инвестиционные расходы, создающие конкуренцию  частным инвестициям. Наоборот, бюджетные  инвестиции в экономику должны стимулировать  рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры.

Учитывая, что в ближайшей  перспективе будут действовать  жесткие ограничения, связанные  с неблагоприятной ситуацией  в мировой экономике, необходима работа по очень четкой приоритезации расходов бюджетов, а именно должна быть изменена структура бюджетных расходов в пользу тех, которые направлены на развитие. Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной системы Российской Федерации должна увеличиваться.

При подготовке проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов Правительству  Российской Федерации следует предусмотреть  меры, способствующие адаптации российской экономики к функционированию в  условиях присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

Указы Президента Российской Федерации, направленные на решение  неотложных проблем экономического и социального развития страны и  изданные 7 мая 2012 г., согласованы с потребностями экономики и общества, возможностями бюджета. Правительству Российской Федерации предстоит конкретизировать механизмы их выполнения при формировании федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов и при формировании федерального бюджета в последующем.

Для достижения целей социально-экономической  политики и обеспечения общественного  контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ.

Переход к «программному  бюджету» в полном объеме необходимо осуществить начиная с федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а его отдельные элементы должны быть задействованы в федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Для правового обеспечения  этих процессов необходимо внесение в 2012 году комплексных поправок в  бюджетное законодательство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  должно до конца 2012 года утвердить государственные  программы Российской Федерации  «Развитие здравоохранения», «Развитие  образования», «Культура России», «Социальная  поддержка граждан», «Развитие науки  и технологий», «Развитие транспортной системы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие  фармацевтической и медицинской  промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», а также Государственную  программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и Государственную программу обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации. Остальные намечаемые к реализации в ближайшие годы государственные программы должны быть утверждены не позднее I квартала 2013 года.

Кроме того, переход к  формированию и исполнению «программного  бюджета» должен сопровождаться внедрением современной государственной интегрированной  информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», которая должна позволить  перейти на качественно новый  уровень управления государственными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения  эффективности и результативности бюджетных расходов.

Система «Электронный бюджет»  должна обеспечивать прозрачность финансово-хозяйственной  деятельности каждого отдельного участника  бюджетного процесса, гарантировать  достоверность и открытость их деятельности, предусматривать возможность участия  граждан, общественных институтов, профессиональных сообществ, бизнеса и контролирующих организаций в процессах формирования, утверждения и исполнения бюджета.

Социально-экономическая  и бюджетная политика государства  осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных государственных  институтов, но и от того, в какой  мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации, доверяет ей.

Правительству Российской Федерации  необходимо в 2013 году разработать методические рекомендации по представлению бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении в понятной для неподготовленного  пользователя информативной и компактной форме.

Эти материалы должны содержать  объяснение основных целей, задач и  ориентиров бюджетной политики, обоснование  государственных расходов и описание достигнутых количественных и качественных результатов.

В дальнейшем предлагаю создать  единый портал бюджетной системы  Российской Федерации, посредством  которого сделать доступной в  режиме реального времени необходимую  информацию для всех заинтересованных пользователей. Это должен быть портал, который охватывает всю Россию, все  регионы и всех бюджетополучателей. Информация должна быть представлена в едином формате, максимально удобном  и простом для анализа. Должна появиться возможность проследить по каждому получателю (региону, муниципалитету или отдельной организации), сколько  средств он получает из всех бюджетных  источников, насколько эффективно эти  средства израсходованы. Портал должен быть доступен для населения и  предоставлять возможность участия  граждан в управлении бюджетным  процессом.

Эти и другие задачи решались в рамках принятой в 2010 году программы  Правительства Российской Федерации  по повышению эффективности бюджетных  расходов. По многим направлениям бюджетной  реформы созданы неплохие заделы. В 2012 году срок действия этой программы  завершается. Предлагаю Правительству  Российской Федерации в 2012 году подвести итоги ее реализации и разработать  новую стратегию действий в этой сфере – программу повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Федеральный бюджет играют важнейшую роль в финансовой системе  РФ. Бюджет фиксирует конкретные направления  расходования средств, соотношения  доходов и расходов по отраслям и  территориям и является выражением экономической политики государства.

Расходы занимают центральное  место в государственном бюджете. К тому же политика расходов является первичной, поскольку она призвана обеспечивать развитие социально-экономических  приоритетов страны.

Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства и т.д.

Что касается анализа динамики расходов федерального бюджета на государственную  поддержку отраслей экономики, то он показывает, что расходы увеличиваются  в 2011 году по сравнению со сводной  бюджетной росписью на 2010 год и  снижаются в 2012 и 2013 годах по сравнению  с соответствующим предыдущим годом.

Расходы федерального бюджета  по разделу «Национальная экономика» в соответствии с ведомственной  структурой в 2011 году будут осуществлять 47 главных распорядителей бюджетных  средств, в 2012 и 2013 годах - 46.

Хотя в настоящее время  в стране имеются благоприятные  условия для существенной трансформации  структуры государственных расходов.

С целью повышения эффективности  государственных финансов в настоящее  время начинается проведение ряда реформ (систем образования, здравоохранения, в научной сфере), реализуются административная и пенсионная реформы, осуществляется финансирование национальных проектов, целевые государственные программы, госзакупки. При всей необходимости модернизации этих сфер, следует иметь в виду, что реального положительного эффекта можно добиться только при увеличении государственного финансирования на эти цели до среднего уровня развитых стран. При современных объемах финансирования нельзя объективно судить об эффективности действующих социально-экономических систем. Хотя в 2011 году наблюдается значительный рост расходов как на социальную сферу, так и в целом на все статьи расходования. В дальнейшим они будут продолжать расти и будет меняться их структура. Так в будущем такой пункт расходов федерального бюджета, как "Национальная экономика", занимающей третье место по объему расходования сейчас, выйдет на второе место. То есть ситуация в экономики (ее финансирование) постепенно улучшается.

Информация о работе Расходы государственного бюджета и их социально-экономическая направленность