Расходы государственного бюджета и их социально-экономическая направленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ расходов федерального бюджета, как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики и социальной сферы.
Задачами исследования выступают:
- рассмотрение теоретических аспектов формирования расходов бюджета, определение места расходов в государственном бюджете, а также рассмотрение классификации расходов бюджета;
- проведение анализа состава и динамики расходов федерального бюджета на поддержку отраслей национальной экономики и социальной сферы за 2012-2014 годы;
- разработка основных мероприятий по повышению эффективности и результативности бюджетных расходов.

Оглавление

Ведение……………………………………………………………………….

1. Социально-экономическое содержание бюджета……………………..

1.1 Понятие бюджета и его функции………………………………………

1.2 понятие расходов федерального бюджета и их классификация……

2. Анализ расходов федерального бюджета на 2012-2014 годы…………

2.1 Динамика расходов бюджета на финансирование социальной сферы………………………………………………………………………..

2.2 Анализ расходов федерального бюджета на поддержку отраслей экономики………………………………………………………………….

3. Тенденции развития федерального бюджета РФ на среднесрочную перспективу и его роль в социально-экономическом развитии государства………………………………………………………………….




Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е

Файлы: 1 файл

оксана 777.docx

— 185.65 Кб (Скачать)

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.[7]

Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы

2) национальная оборона

3) национальная безопасность  и правоохранительная деятельность

4) национальная экономика

5) жилищно-коммунальное хозяйство

6) охрана окружающей среды

7) образование

8) культура, кинематография, средства массовой информации

9) здравоохранение, физическая  культура и спорт

10) социальная политика

11) межбюджетные трансферты[8]

Такая классификация наглядно отражает роль государства в различных  областях общественной жизни.

Ведомственная классификация  позволяет выделить соответствующее  министерство, другое государственное  учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Такая классификация расходов бюджета  показывает наиболее мобильные изменения  в структуре расходов, связанные  с изменением системы управления.

Существует важная классификация  по предметной направленности, то есть укрупненная группировка расходов, в соответствии с которой выделяют расходы на финансирование отраслей народного хозяйства и расходы  на финансирование социальной сферы.

Основой отраслевой группировки  расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики  на отрасли и виды деятельности:

В производственной сфере  подразделяются по отраслям народного  хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи  и др.;

В непроизводственной по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное  управление и т.п.

Такое деление государственных  расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных  средств, но уже по отраслям. Изменяя  эти пропорции, государство может  добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

Классификация расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат, создает предпосылки  для рационального использования  бюджетных средств, является необходимой  базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее  время в Российской Федерации  применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:

1)заработная плата;

2)начисления на заработную  плату;

3)канцелярские и хозяйственные  расходы;

4)командировки и служебные  разъезды;

5)стипендии;

6)расходы на питание;

7)приобретение медикаментов  и перевязочных средств;

8)приобретение оборудования  и инвентаря;

9)приобретение мягкого  инвентаря и обмундирования;

10)государственные капитальные  вложения;

11)капитальный ремонт;

12)содержание сооружений  благоустройства;

13)геологоразведочные работы;

14)проектирование;

15)государственная дотация;

16)операционные расходы;

17)платежи по ссудам;

18)возмещение разницы  в ценах;

19)прочие расходы.

Важной проблемой осуществления  целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в  условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики  нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.

Территориальная классификация  расходов. В соответствии с уровнем  государственного управления в РФ расходы  бюджета подразделяются на расходы  федерального бюджета, расходы бюджетов членов Федерации и расходы местных  бюджетов.

Таким образом, расходы классифицируются в целях обеспечения планирования и учета расходов страны. Характер группировок и принципы их построения определяются социально-экономическим  содержанием бюджетных расходов, структурой народного хозяйства  и системой управления. Определение  целей бюджетных затрат — обязательное условие функционирования и эффективности  всего бюджетного процесса.[9]

 

Анализ расходов федерального бюджета в 2012-2014 года

 

2.1 Динамика и структура расходов бюджета на финансирование социальной сферы

В федеральном бюджете  на 2012-2014 гг. предусмотрена следующая  динамика расходов с учетом межбюджетных трансфертов по соответствующим  разделам. ( см. приложение А). 
Особенность динамики и структуры бюджетных расходов заключаются в том, что их рост в 2012-2014 гг. предусмотрен практически по всем годам только по обороне, безопасности и правоохранительной деятельности, по охране окружающей среды и по обслуживанию государственного и муниципального долга. Динамика же расходов по другим статьям вызывает возражения. Так, прогнозируется значительное сокращение средств на развитие ЖКХ и других отраслей социальной сферы. Конечно, определенная часть расходов на эти отрасли будет компенсироваться за счет доходов бюджетов других уровней, но это не решит проблемы недостаточного финансирования социальных отраслей. Абсолютное снижение расходов по ним вызвано курсом на минимизацию бюджетных расходов и дефицита бюджета, а также объективной невозможностью сокращения расходов на оборону и безопасность страны. По всем остальным статьям в этих условиях расходы пришлось снижать.  
 
Выход в данной ситуации возможен только один: увеличить общий объем бюджетных расходов, даже за счет увеличения дефицита бюджета. Тем более что риск от некоторого увеличения дефицита бюджета ничтожен по сравнению с риском от недостаточной модернизации ЖКХ, развития здравоохранения, образования и других ключевых направлений социальной сферы.  
 
Результативность социальных расходов федерального бюджета  
Некорректно проводить анализ социальных параметров государственных расходов на население без учета внебюджетных страховых фондов. Поэтому необходимо, чтобы Минфин формировал не только Консолидированный бюджет РФ, но и бюджет расширенного правительства, включающего проектировки средств указанных фондов. В записке к закону о бюджете в предшествующие годы это очень квалифицированно делалось, чего нельзя сказать о записке к новому закону о бюджете.  
 
В целом бюджет представляет собой инерционный вариант продолжения сложившейся политики по отношению к населению, в связи с чем основные пропорции очень мало меняются, хотя общая тенденция понятна: если в 2012 г. доля социальных расходов несколько повышается, то в завершающем трехлетку 2014 г. снижается. Это снижение опережает сокращение бюджетных расходов в целом (см. приложение Б).  
По данным Минфина, в 2011 г. на здравоохранение их всех трех источников, федеральный бюджет, консолидированные бюджеты регионов, фонды обязательного медицинского страхования направлялось 2059 млрд руб., а в 2014 г. проектируется 2495 млрд руб. В будущем намечено повышать расходы на национальную оборону, правоохранительные органы. Стабильными остаются расходы на общегосударственные вопросы, на средства массовой информации, а в социальном блоке, несмотря на все публично демонстрируемые усилия руководства РФ, на ЖКХ.  
Сугубо инерционный характер бюджета особенно заметен в отсутствии какой-либо значимой новой стратегии повышения уровня жизни населения, которая все же имела место в предыдущие годы, правда, с постепенно убывающим эффектом. Согласно принятым новациям у федеральной власти публичные обязательства перед населением сведены к минимуму, все услуги и выплаты гражданам отданы регионам и региональным бюджетам. Центр оставил себе только выплаты для тех, кто работает в структурах федеральной подчиненности. В результате, федеральный бюджет не может непосредственно финансировать обязательства субъектов. 
Сегодня формирование федерального бюджета находится в жесткой внешней финансовой зависимости, включая настоятельную предопределенность формирования международных резервов, в части Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ, номинированных в иностранной валюте. Размещение международных резервов средств на счетах в Банке России инвестируемые в иностранные финансовые активы порождает проблему смещения потенциала сбережений от населения к государству в лице Правительства и Банка России с ограничением активности платежеспособного спроса населения, его выбора и устойчивости платежной системы.  
 
Важным уроком российского финансового кризиса является признание того, что накопление огромных резервов это далеко не самый главный гарант от внешних негативных влияний. Во многом это объясняется непрозрачностью политики формирования указанных фондов. 

2.2 Анализ расходов федерального бюджета на поддержку отраслей экономики

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

 

Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Национальная  экономика» (см. приложение В).

Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту  по данному разделу показывает, что  расходы в 2011 году увеличиваются  по сравнению со сводной бюджетной  росписью на 2010 год, а в 2012 и 2013 годах снижаются по сравнению с соответствующим предыдущим годом. Без учета межбюджетных трансфертов расходы увеличиваются в 2011 и 2012 годах по сравнению с соответствующим предыдущим годом и снижаются в 2013 году по сравнению с 2012 годом. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 2,3 %, без учета межбюджетных трансфертов - 8,1 %.

В соответствии с пояснительной  запиской к законопроекту расходные  обязательства по данному разделу  определяются федеральными законами, являются проекты, одобренные Комиссией  при Президенте Российской Федерации  по модернизации и технологическому развитию экономики России, по пяти приоритетным направлениям: «Энергоэффективность», «Ядерные технологии», «Стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение», «Космос и телекоммуникации», «Медицинская техника и фармацевтика».

Финансовое обеспечение  проектов будет осуществляться за счет средств указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства  Российской Федерации по вопросам добычи и использования полезных ископаемых, развития сельского, лесного и водного  хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, связи, науки и научно-технической  политики, космической деятельности, федеральных целевых программ, а  также международными соглашениями и договорами.

Расходы федерального бюджета  по разделу «Национальная экономика» в соответствии с ведомственной  структурой в 2011 году будут осуществлять 47 главных распорядителей бюджетных  средств, в 2012 и 2013 годах - 46. Наиболее крупные из них - Министерство финансов Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», на которые в 2011 году будет приходиться 73 % расходов по данному разделу, в 2012 году - 76 %, в 2013 году - 80 %.

В структуре раздела расходы на исполнение полномочий в сфере регулирования и поддержки гражданских отраслей промышленности и энергетики, сельскохозяйственного производства, по поддержанию стабильности банковской системы, иных расходных обязательств в области национальной экономики в 2011 - 2013 годах составляют 34 % общего объема расходов по данному разделу, на дорожное хозяйство - 23 - 25 %.

По данным отчета за 2009 год, исполнение расходов федерального бюджета  по разделу «Национальная экономика» составило 1 650,7 млрд. рублей, что на 280,7 млрд. рублей, или 14,5 %, меньше расходов, утвержденных Федеральным законом  № 204-ФЗ (с изменениями), и на 114,6 млрд. рублей, или на 6,5 %, меньше сводной  бюджетной росписи с изменениями  на 2009 год.

Одним из инструментов в  сфере модернизации, технологического обновления и повышения энергетической эффективности экономики частных  инвесторов, федерального бюджета и  бюджетов субъектов Российской Федерации. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию проектов модернизации планируются на 2011 год в размере 10,0 млрд. рублей, на 2012 год - 10,0 млрд. рублей, на 2013 год - 6,3 млрд. рублей.

На обеспечение реализации проекта по созданию инновационного центра «Сколково» планируется направить бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2011 году в размере 15,0 млрд. рублей, в 2012 году - 22,0 млрд. рублей, в 2013 году - 17,1 млрд. рублей.

Программные расходы по данному  разделу в 2011 году составят 591,8 млрд. рублей (34,3 % всего объема по разделу, что на 4,4 процентного пункта больше, чем в 2010 году). Рост программных расходов будет обеспечен не только за счет увеличения расходов по действующим программам, связанным с космосом, гражданской авиацией, электронной компонентной базой, но и за счет включения в бюджетные проектировки новых подпрограмм, направленных на развитие отечественного производства, таких как «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011 - 2016 годы, «Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011 - 2016 годах промышленных дизельных двигателей и их компонентов нового поколения» ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы, «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы».

Бюджетные ассигнования федерального бюджета по подразделу «Топливно-энергетический комплекс» (см. приложение Г).

Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту  по данному подразделу показывает, что расходы как в целом  по подразделу, так и без учета  межбюджетных трансфертов в 2011 и 2012 годах увеличиваются по сравнению  с соответствующим предыдущим годом  и значительно снижаются в 2013 году по сравнению с 2012 годом. В 2013 году по сравнению с 2010 годом снижение составит 36,9 %, без учета межбюджетных трансфертов - 40,6 %.

Изменения динамики в основном связано с уменьшением в 2013 году финансирования ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока  и Забайкалья на период до2013 года», завершением финансирования мероприятий  по реструктуризации угольной промышленности.

На мероприятия по реструктуризации угольной промышленности (мониторинг экологических последствий, рекультивация  использованных земель и ликвидация иных экологических последствий  ведения горных работ, предоставление бесплатного пайкового угля для  бытовых нужд льготным категориям лиц) предусмотрены бюджетные ассигнования в 2011 году в сумме 2 955,0 млн. рублей, в 2012 году - 2 940,6 млн. рублей. На 2013 год  ассигнования не предусмотрены.

По данным отчета за 2009 год, исполнение расходов федерального бюджета  по подразделу «Топливно-энергетический комплекс» составило 34,9 млрд. рублей, что на 2,1 млрд. рублей, или 6,5 %, больше расходов, утвержденных Федеральным  законом № 204-ФЗ (с изменениями), и  на 6,4 млрд. рублей, или на 15,4%, меньше сводной бюджетной росписи с  изменениями на 2009 год.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета по подразделу «Воспроизводство минерально-сырьевой базы» (см. приложение Д )

Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту  по данному подразделу показывает, что расходы в 2011 и 2012 годах снижаются  по сравнению с соответствующим  предыдущим годом. В 2013 году по сравнению  с 2010 годом снижение составит 28,6 %.

р, на которые приходится около 90 % расходов по данному подразделу, составят в 2010 году 20,1 млрд. рублей, 2011 году - 20,0 млрд. рублей, в 2012 - 2013 годах - 14,0 млрд. рублей ежегодно.

По данным отчета за 2009 год, исполнение расходов федерального бюджета  по подразделу «Воспроизводство минерально-сырьевой базы» составило 19,9 млрд. рублей, что  практически соответствует расходам, утвержденным Федеральным законом  № 204-ФЗ (с изменениями) и сводной  бюджетной росписи с изменениями  на 2009 год.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета по подразделу «Сельское  хозяйство и рыболовство» (см. приложение Е)

Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту  по данному подразделу показывает, что расходы увеличиваются в 2011 году по сравнению со сводной бюджетной  росписью на 2010 год и снижаются  в 2012 и 2013 годах по сравнению с  соответствующим предыдущим годом. Без учета межбюджетных трансфертов  расходы снижаются по сравнению  с соответствующим предыдущим годом. В 2013 году по сравнению с 2010 годом  увеличение составит 2,1 %, без учета  межбюджетных трансфертов происходит снижение 11,1 %.

Информация о работе Расходы государственного бюджета и их социально-экономическая направленность