Расходы государственного бюджета и их социально-экономическая направленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ расходов федерального бюджета, как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики и социальной сферы.
Задачами исследования выступают:
- рассмотрение теоретических аспектов формирования расходов бюджета, определение места расходов в государственном бюджете, а также рассмотрение классификации расходов бюджета;
- проведение анализа состава и динамики расходов федерального бюджета на поддержку отраслей национальной экономики и социальной сферы за 2012-2014 годы;
- разработка основных мероприятий по повышению эффективности и результативности бюджетных расходов.

Оглавление

Ведение……………………………………………………………………….

1. Социально-экономическое содержание бюджета……………………..

1.1 Понятие бюджета и его функции………………………………………

1.2 понятие расходов федерального бюджета и их классификация……

2. Анализ расходов федерального бюджета на 2012-2014 годы…………

2.1 Динамика расходов бюджета на финансирование социальной сферы………………………………………………………………………..

2.2 Анализ расходов федерального бюджета на поддержку отраслей экономики………………………………………………………………….

3. Тенденции развития федерального бюджета РФ на среднесрочную перспективу и его роль в социально-экономическом развитии государства………………………………………………………………….




Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е

Файлы: 1 файл

оксана 777.docx

— 185.65 Кб (Скачать)

Расходы государственного бюджета и их социально-экономическая  направленность.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………….

 

1. Социально-экономическое  содержание бюджета……………………..

 

1.1 Понятие бюджета и  его функции………………………………………

 

1.2 понятие расходов федерального бюджета и их классификация……

 

2. Анализ расходов федерального бюджета на 2012-2014 годы…………

 

2.1 Динамика расходов бюджета  на финансирование социальной  сферы………………………………………………………………………..

 

2.2 Анализ расходов федерального бюджета на поддержку отраслей экономики………………………………………………………………….

 

3. Тенденции развития федерального бюджета РФ на среднесрочную перспективу и его роль в социально-экономическом развитии государства………………………………………………………………….

 

 

 

 

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д

Приложение Е

 

 

Введение

 

Бюджет – ведущее звено  финансовой системы, единство основных финансовых категорий. Именно с помощью  бюджета государство имеет возможность  сосредотачивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Бюджетная политика государства  может быть не только важнейшим фактором экономического роста, но и гарантом сохранения экономической и социальной стабильности в обществе. При этом одним из самых важных составляющих бюджетной политики является политика расходов.

Государственное регулирование  в современных условиях превратилось в макроэкономический регулятор  воспроизводственных процессов, направленный на реализацию стратегических приоритетов  социально-экономического развития. В  связи с этим особое значение приобретает  проблема обеспечения соответствия структуры расходов бюджета расширенного правительства заявленным стратегическим приоритетам.

Средства федерального бюджета  являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений  в промышленном производстве, освоения новых технологий. Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социальной политики, проводимой в  стране. Таким образом, актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности расходов бюджета для функционирования национальной экономики, а также  укрепления социальной стабильности в  обществе. Эти проблемы весьма важны  для всех стран мира.

Целью настоящей работы является анализ расходов федерального бюджета, как одного из инструментов воздействия  государства на различные отрасли  экономики и социальной сферы.

Задачами исследования выступают:

- рассмотрение теоретических  аспектов формирования расходов  бюджета, определение места расходов  в государственном бюджете, а  также рассмотрение классификации  расходов бюджета;

- проведение анализа состава  и динамики расходов федерального  бюджета на поддержку отраслей  национальной экономики и социальной сферы за 2012-2014 годы;

- разработка основных  мероприятий по повышению эффективности  и результативности бюджетных  расходов.

Предметом исследования являются денежные отношения, возникающие между  государством и другими участниками  общественного производства по поводу распределения и перераспределения  стоимости общественного продукта и части национального богатства.

Объектом исследования выступают  полученные расходы федерального бюджета  на поддержку экономики и социальной сферы.

Для решения поставленных задач и целей, будут использованы следующие учебные пособия в области финансов таких авторов, как: Александрова, Дементьев, Ковалева, Нешитой, Поляков, Романовского М.В. , Година А.М,.; публикации в экономической периодической печати – статьи журналов "Финансы", "Бюджет", "Вопросы экономики", "Общество и экономика", "РЭЖ" и др., законодательные и нормативные акты РФ, а также сайты интернета: сайт бюджетной системы РФ, сайт Минфина РФ и другие источники.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социально-экономическое значение бюджета

 

1.1 Понятие бюджета  и его функции

 

В формировании и развитии экономической и социальной структуры  общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе  политики. Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в  ее состав государственный бюджет. [1]

Поэтому, чтобы добиться успешного решения социально-экономических  задач в обществе, необходимо иметь  четкое представление о самом  понятии "бюджет", принципах построения бюджетной системы страны, системе межбюджетных отношений, структуре доходов и расходов бюджетов разных уровней, методике их формирования и организации исполнения, приоритетных направлениях бюджетной политики государства.[2]

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для  содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных  на него функций.

Государственный бюджет как  основной финансовый план государства  дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.[3]

Распределительная функция  бюджета Она проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления

Функция перераспределения  национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП. Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.[5]

Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь — наиболее важных отраслей экономики — атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

Социальная функция бюджетов проявляется в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь — наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Функция планирования бюджетов предполагает:

-определение бюджетной  политики, целей, задач и выбор  путей их достижения;

-разграничение полномочий  и предметов ведения между  органами власти всех уровней  в бюджетной сфере;

-определение потребности  в денежных средствах в целях  финансового обеспечения функций,  возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед  обществом и государством;

-разработку и обоснование  оптимальных путей развития бюджетов  с целью выработки предложений  по укреплению бюджетов на  основе прогнозных (расчетных) данных;

-разработку и обоснование  проектов бюджетов, их доходной  и расходной частей применительно  к бюджетной политике, определенной  в послании Президента РФ Федеральному  Собранию на очередной финансовый  год;

-разработку конкретных  мероприятий, обеспечивающих исполнение  бюджета в интересах реализации  бюджетной политики на очередной финансовый год.[6]

Функция организации бюджетов предполагает:

- определение бюджетного  устройства и бюджетной классификации;

- определение порядка  составления, рассмотрения, утверждения  и исполнения бюджетов;

- выбор кредитных организаций,  обеспечивающих бюджеты финансовыми  средствами;

- определение органов,  ответственных за разработку  критериев и нормативов, определяющих  структуру и объемы бюджетов  и соответствующих задачам бюджетной  политики;

- определение структуры  контрольных органов, ответственных  за формирование и исполнение  бюджетов.

Контрольная функция бюджетов проявляется одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

- контроль за правильным  и своевременным перечислением  доходов в бюджеты и внебюджетные  фонды;

- контроль за целевым,  экономным и эффективным использованием  бюджетных ресурсов и средств  внебюджетных фондов.[6]

Форма государственного устройства страны, действующие основные законодательные  акты, роль бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах  определяют основы бюджетного устройства.

Бюджетное устройство в свою очередь определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Главное звено финансовой системы государства — бюджетная  система. Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

 

1.2 Понятие расходов федерального бюджета и их классификация

 

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

  Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Сочетание этих факторов порождает  ту или иную систему расходов бюджета  любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической  жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и  практике финансов существуют несколько  признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы  бюджета подразделяются по их влиянию  на процесс расширенного воспроизводства, т.е. экономическая классификация. В  этом случае выделяются текущие и  капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Информация о работе Расходы государственного бюджета и их социально-экономическая направленность