Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 21:40, курсовая работа
Пользуясь такой условной классификацией, для получения исчерпывающего результата проблему совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации необходимо рассматривать с двух обозначенных выше сторон. Изменения в сфере межбюджетных отношений неизбежно отражаются на финансовой стороне бюджетов всех уровней; значительные изменения в бюджетных доходах или расходах требуют соответствующей корректировки бюджетной системы. Бюджет - это сложнейший комплекс финансовых отношений, и поэтому подход к решению его проблем должен быть также комплексным. Именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место.
Проведен анализ бюджета ЖКХ и эфффективности его исполнения в Санкт-Петербурге.
Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Место статьи расходов на жилищно-коммунальное …………………………………….5
хозяйство в бюджетной классификации.
2. Жилищно-коммунальное хозяйство и его………………………………………………..6
финансирование из бюджета.
2.1. Структура жилищно-коммунального хозяйства……..……………………6
2.2. Состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства..…………………..8
в Санкт-Петербурге.
2.3. Проблемы финансирования жилищно-коммунального…………………11
хозяйства из бюджета Санкт-Петербурга и Москвы.
3. О жилищно-коммунальной реформе или разорительное………………………………16
жилищно-коммунальное хозяйство.
Заключение…………………………………………………………………………………………24
Обязательное задание………….………………….………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………………………………...28
В 2007 году
убыточными были 58% организаций ЖКХ, убытки
составили 52 млрд руб. (табл. 1). Кредиторская
задолженность на 1 января 2007 года составила
302,1 млрд руб., дебиторская -- 346,6 млрд.
Таблица
1 Финансовый результат жилищно-коммунального
комплекса в 2007 г.
Доля убыточных предприятий | Доля прибыльных предприятий | |
Жилищное хозяйство | 57,8% | 42,2% |
Коммунальное хозяйство | 40,7% | 59,3% |
По оценкам специалистов, только для модернизации основных фондов ЖКХ необходимы значительные финансовые средства порядка 4,5-5,0 трлн руб. По данным Росстроя, величина необходимых средств для качественного изменения состояния ЖКХ России сопоставима с национальным бюджетом -- около 8 трлн руб.
Для кардинального изменения сложившейся в ЖКХ ситуации -- в частности, чтобы прекратить разрушение жилищного фонда и производственно-технической базы коммунального хозяйства -- необходимо повысить эффективность работы предприятий ЖКХ, улучшить качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, снизить давление на бюджеты всех уровней расходов по дотированию отрасли. Для достижения этих целей Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 была разработана и утверждена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства (с последующими изменениями и дополнениями) как одно из важнейших направлений долгосрочной экономической политики государства.
В июне 1993 года постановлением Правительства РФ от 20 июня 1993 г. № 595 была одобрена государственная целевая программа «Жилище». Основными направлениями этой программы являлись: создание правовой базы для осуществления жилищной реформы; разработка и внедрение нового порядка финансирования, предусматривающего переход к нормативному выделению финансовых ресурсов для ЖКХ. При этом органам исполнительной власти субъектов РФ впервые рекомендовалось разработать соответствующие региональные программы, руководствуясь ФЦП «Жилище».
Данное постановление фактически утратило силу в связи с изданием постановления Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675, которым утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг. В состав ФЦП «Жилище» входит ряд подпрограмм. Мероприятия по финансированию строительства, реконструкции или модернизации объектов, предусмотренные подпрограммой «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», входившей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. на первом этапе ее реализации (2002-2005 гг.), осуществляются на втором этапе (2006-2010 гг.) за счет средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» (далее -- Подпрограмма). Основная цель Подпрограммы -- создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие стандартам качества, обеспечивающим комфортные условия проживания. Необходимое условие предоставления средств федерального бюджета по Подпрограмме -- финансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры со стороны участвующих в подпрограмме субъектов РФ, муниципальных образований и частных инвесторов.
При предоставлении средств федерального бюджета для софинансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры особое внимание будет уделяться привлечению средств частных инвесторов для реализации указанных проектов. С этой целью планируется разработать методическую базу оценки инвестиционных проектов в коммунальной сфере и их реализации на принципах государственно-частного партнерства. Порядок отбора субъектов РФ и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, предоставления и расходования средств федерального бюджета на реализацию этих проектов в рамках Подпрограммы устанавливается Правительством РФ.
На реализацию Подпрограммы в 2006-2010 гг. за счет всех источников предусмотрены средства в объеме 96,452 млрд руб. Из них средства федерального бюджета составляют 27,5 млрд руб., в том числе в 2006 г. -- 4,8 млрд, в 2007 г. -- 6,1 млрд, в 2008 г. -- 5,8 млрд, в 2009 г. -- 5,8 млрд, в 2010 г. -- 5 млрд.
Для определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, Правительство РФ утвердило соответствующие федеральные стандарты.
Мировой опыт показывает, что государственное регулирование экономических процессов в ЖКХ -- обязательный компонент современной политики в данной сфере. Здесь необходимы меры государственного экономического регулирования и поддержки. Актуальной проблемой в связи с этим является бюджетное финансирование. В настоящее время бюджетная поддержка выражается в выделении субсидий малоимущим слоям населения, предоставлении целевых бюджетных средств в рамках реализации Подпрограммы, ежегодных дотациях субъектам РФ на подготовку жилищно-коммунального комплекса к осенне-зимнему периоду.
Большая часть нагрузки по государственной поддержке ЖКХ перенесена на региональные и местные бюджеты, а доля расходов на ЖКХ в консолидированном бюджете страны постоянно сокращалась. Так в 1995-1997 гг. дотации ЖКХ составляли 13,4%, в 1998 г. -- 11,5%, в 2000 г. -- 10,2%, в 2001 г. -- 8,1%, в 2002-2003 гг. -- 6,5-6,4%, а в 2004 г. -- 6,2%. При этом тарифы на услуги ЖКХ искусственно удерживались на низком уровне. По данным Госстроя России, с 1997 по 2001 гг. инфляция в стране составила 670%, а стоимость жилищно-коммунальных услуг возросла всего на 270% (рисунок 1).
Однако из таблицы 2 видно, что расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на ЖКХ в реальном выражении из года в год увеличиваются. При этом следует отметить, что расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство существенно увеличились в 2006 году.
Таблица
2 «Расходы консолидированного бюджета
Российской Федерации на жилищно-коммунальное
хозяйство»
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | |
Расходы - всего | 1258,0 | 1960,1 | 2419,4 | 3422,3 | 3964,9 | 4669,7 | 6820,6 | 8375,2 |
На жилищно-коммунальное хозяйство | 127,3 | 119,8 | 196,0 | 221,9 | 254,1 | 291,7 | 471,4 | 631,7 |
В процентах | 10,1% | 10,2% | 8,1% | 6,5% | 6,4% | 6,2% | 6,9% | 7,5% |
Расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2007 г. составили 53,0 млрд руб., в 2008 г. -- 64,0 млрд руб., а на 2009 г. они запланированы уже в размере 107,7 млрд руб. Анализируя структуру бюджетных затрат в проекте федерального бюджета на 2009-2011 гг., следует отметить, что на ЖКХ предусмотрен существенный рост расходов -- на 65%.
Через
региональные бюджеты государство активно
проводит экономическую политику по комплексному
развитию регионов. Более 90% расходов консолидированного
бюджета Российской Федерации на ЖКХ приходится
на долю бюджетов субъектов РФ (таблица
3).
Таблица 3 «Прогноз расходов консолидированного бюджета Российской Федерации»
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||
млрд. руб. | Доля субъектов РФ, % | млрд. руб. | Доля субъектов РФ, % | млрд. руб. | Доля субъектов РФ, % | млрд. руб. | Доля субъектов РФ, % | |
Расходы - всего | 11 810,1 | 49,3 | 14 476,5 | 46,1 | 16 529,2 | 45,0 | 18 371,1 | 45,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1 048,8 | 93,9 | 1 278,9 | 91,6 | 1 432,3 | 91,7 | 1 600,7 | 93,1 |
Как уже
отмечалось выше, главным направлением
использования средств местных бюджетов
являются расходы, связанные с жизнеобеспечением
человека (рисунок 2).
Основными статьями расходов местных бюджетов являются расходы на образование, ЖКХ, здравоохранение и спорт. Следует отметить динамику постепенного снижения расходов на ЖКХ в структуре местных бюджетов (в 1998 г. -- 30,3%, в 2007 г. -- 18,8%). Это связано с постепенным переходом на стопроцентный уровень оплаты ЖКУ от экономически обоснованных затрат большинством субъектов РФ.
Существенным показателем исполнения местных бюджетов является размер их кредиторской задолженности. По состоянию на 1 января 2008 г. кредиторская задолженность местных бюджетов уменьшилась на 11,9 млрд руб. и составила 35,1 млрд руб. Задолженность местных бюджетов по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями и по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг существенно снизилась (на 3,2 млрд руб.) и составила 3,8 млрд руб. на 1 января 2008 г. (против 7 млрд руб. на 1 января 2007 г.). По отношению к общему объему расходов местных бюджетов кредиторская задолженность на 1 января 2008 г. составляет 1,8%, что можно оценить как допустимый уровень.
Финансирование ЖКХ на федеральном уровне
Финансовое оздоровление предприятий жилищно-коммунального хозяйства в определенной степени зависит от финансовой поддержки из федерального бюджета. В федеральном бюджете интересы жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации учитываются в рамках межбюджетных отношений в Федеральном фонде компенсаций и в Федеральном фонде софинансирования расходов, в том числе в рамках финансирования ФЦП «Жилище».
Жилищно-коммунальное хозяйство -- это, пожалуй, единственная отрасль, расходы на поддержку которой учитываются в суммарных бюджетных расходах субъектов Федерации достаточно полно по вполне конкретной методике, основанной на утвержденных стандартах. В условиях бюджетного федерализма федеральные органы не имеют право влиять на органы власти субъектов Федерации в части обеспечения обоснованности и полноты выделения ассигнований из бюджетов регионов на поддержку жилищно-коммунального хозяйства. Этот вопрос полностью находится в ведении региональных органов власти.
Вместе
с тем в ряде субъектов Федерации ассигнования
на поддержку жилищно-коммунального хозяйства
предусматриваются в меньших объемах,
чем составляет нормативная потребность,
но в ходе исполнения бюджетов и эти заниженные
ассигнования выделяются не в полном объеме,
что отрицательно влияет на финансовое
состояние предприятий отрасли.
Фонд компенсаций
Начиная
с 2001 г. в составе федерального бюджета
формируется Фонд компенсаций, который
представляет собой совокупность межбюджетных
трансфертов (субвенций), предоставляемых
бюджетам субъектов РФ в целях финансового
обеспечения расходных обязательств субъектов
РФ и (или) муниципальных образований,
возникающих при выполнении переданных
им полномочий Российской Федерации (таблица
4).
Таблица 4 «Средства Федерального фонда компенсаций на 2005-2008 гг.»
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Федеральный
фонд компенсаций
всего (тыс.руб.) |
35 756 545 | 74 228 493 | 153 130 234 | 163 739 903 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (тыс.руб.) | 29 170 783 | 58 925 079 | 81 712 621 | 89 638 351,7 |
Правительство РФ постановлением от 12 декабря 2007 г. № 861 утвердило методику распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
На 2009 и 2010 гг. предусмотрены субвенции бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 97 430 762,9 тыс. и 108 529 284,9 тыс. руб. соответственно.
Можно
сделать вывод о положительном влиянии
данного механизма на состояние территориальных
бюджетов, финансовое состояние предприятий
ЖКХ, а главное -- на обеспечение населения
соответствующими услугами.
Фонд софинансирования расходов
В целях обеспечения малообеспеченным слоям населения гарантий получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг начиная с 2002 г. был внедрен механизм частичного возмещения данных затрат из федерального бюджета бюджетам регионов через созданный в составе федерального бюджета Фонд софинансирования социальных расходов.
Механизм софинансирования социальных расходов стимулировал развитие темпов реформы ЖКХ. Однако в 2007 г. в соответствии с новыми положениями Бюджетного кодекса РФ данный механизм претерпел ряд изменений. Согласно ст. 132 БК РФ Федеральный фонд софинансирования расходов образует совокупность межбюджетных трансфертов (субсидий), предоставляемых бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. На основании статьи 132 БК РФ Правительство России утвердило Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов Российской Федерации по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Информация о работе Расходы бюджета на финансирование Жилищно-комунального хозяйства