Пути совершенствования федерального бюджета РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - выявить особенности формирования и расходования средств бюджета РФ в 2014г и плановом периоде 2015 -16гг., исследование проблем сбалансированности бюджета и путей ее решения. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;

Файлы: 1 файл

курсовая работа по БС.docx

— 833.53 Кб (Скачать)

4. Сравнительная оценка  эффективности новых расходных  обязательств с учетом сроков  и механизмов их реализации.

Ограниченность финансовых ресурсов федерального бюджета в обязательном порядке предполагает выбор приоритетных расходных обязательств, позволяющих достичь наилучшего результата, в том числе в долгосрочном периоде.

Утверждение и реализация долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации, начиная с текущего года, позволит на системной основе обеспечивать учет и оценку влияния принимаемых решений на показатели сбалансированности бюджетов бюджетной системы.

5. Использование механизмов  повышения результативности бюджетных  расходов, стимулов для выявления  и использования резервов для  достижения планируемых (установленных) результатов.

Основным инструментом данного элемента бюджетной политики будет являться программно-целевой метод, повышающий ответственность и заинтересованность ответственных исполнителей государственных программ за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсах.16

Из вышеперечисленных параметров бюджетной политики, определены следующие характеристики бюджета на 2014 г., определенные от прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 3315 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,0 процента (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года):

1) прогнозируемый общий  объем доходов федерального бюджета  в сумме 13570,5млрд. рублей, в том  числе прогнозируемый объем дополнительных  нефтегазовых доходов федерального  бюджета в сумме 615 641 127,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов  федерального бюджета в сумме 13960,1 млрд. рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2015 года в сумме 7245,5 млрд. рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2015 года в сумме 71,9 млрд. долларов США, или 55,3 млрд. евро;

5) дефицит федерального бюджета в сумме 389,6 млрд. рублей.

Основные характеристики федерального бюджета на 2015 г. и на 2016г., определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 79 660,0 млрд. рублей и 86 837,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,5 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года) и 4,5 процента (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года):

1) прогнозируемый общий  объем доходов федерального бюджета  на 2015 год в сумме 14564,9 млрд. рублей, в том числе прогнозируемый  объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 384,9 млрд. рублей, и на 2016 год в сумме 15 905,7 млрд. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 381,8 млрд. рублей;

2) общий объем расходов  федерального бюджета на 2015 год  в сумме 15361,5млрд. рублейи на 2016 год  в сумме 16392,2 млрд. рублей;

3) верхний предел государственного  внутреннего долга Российской  Федерации на 1 января 2016 года в  сумме 8 466,5 млрд. рублей и на 1 января 2017 года в сумме 9 335,5 млрд. рублей;

4) верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2016 года в сумме 78,8 млрд. долларов США, или 60,6 млрд. евро, и  на 1 января 2017 года в сумме 88,5 млрд. долларов США, или 68,1 млрд. евро;

5) дефицит федерального  бюджета на 2015 год в сумме 796,6 млрд. рублей и на 2016 год в сумме 486,5 млрд. рублей.17

В главном финансовом документе страны учтены основные задачи бюджетной политики:

Первая задача – снижение зависимости бюджета от доходов, получаемых от добычи нефти и газа. В настоящее время они составляют порядка половины всех доходов, поступающих в бюджет, что делает экономику страны весьма зависящей от изменения конъюнктуры рынка на мировых сырьевых рынках.

Вторая задача – продолжить формирование «подушки безопасности» на случай возникновения ухудшения финансово-экономической ситуации. Сегодня совокупный объем Фонда национального благосостояния и Резервного фонда составляет около 7%. До недавнего кризиса этот показатель составлял 16%. В период кризиса объем резервных фондов был сокращен до 6-7%. Поэтому необходимо продолжить формирование резервов на случай ухудшения внешнеэкономической ситуации.

Третья задача – повысить эффективность расходов бюджета, сконцентрировав усилия на ключевых федеральных приоритетах: это решение важнейших социальных задач, обеспечение национальной безопасности, развитие инфраструктуры.

В частности, в сфере здравоохранения, образования и культуры предусмотрены ассигнования на повышение качества оказываемых бюджетных услуг и на повышение заработной платы работников.

Бюджетом предусмотрено также увеличение расходов на перевооружение, оплату контрактников, на финансирование постоянногожилья для военнослужащих.

Четвертая задача – обеспечение устойчивости бюджетной системы РФ. Дело в том, что на субъекты РФ ляжет дополнительная нагрузка в связи с повышением качества оказываемых услуг и необходимостью дополнительного финансирования этих услуг.

Пятая задача – обеспечение устойчивости работы всей экономики в случае ухудшения ситуации на мировых рынках. Для этих целей в бюджете предусмотрены, так называемые, антикризисные меры.

Кроме того, предусмотрено предоставление государственных гарантий на поддержку ключевых отраслей, ключевых предприятий экономики с тем, чтобы в случае необходимости «подставить им плечо», предусматривается также в интересах поддержки ключевых предприятий возможность размещения Фонда национального благосостояния на депозитах Внешэкономбанка.

3.2 Проблема  сбалансированности бюджета и пути ее решения

Сбалансированность бюджета – один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов.

В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.

Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.

Вторая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Например, в стране – экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.

Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.

Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства – поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.

Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.

Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

«Чтобы достичь сбалансированности нужно прибегнуть к методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования:

  • лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;
  • совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;
  • выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
  • построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
  • планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом;
  • сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;
  • жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью;
  • использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков»18.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность может достигнуть с помощью:

  • введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
  • строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;
  • определения оптимальных сроков осуществления расходов;
  • использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;
  • совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;
  • мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов;
  • последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;
  • оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами;
  • использования бюджетных резервов и т.д.

На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа – общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой – механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

«В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.

В целях сбалансированности бюджетов правительства могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи»19.

Среди конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует назвать такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов, а именно:

• изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью повышения эффективности производства;

• более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих экономический рост;

• резкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования;

• снижение военных расходов;

• сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ, мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;

• запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.

Помимо этого, в мировой практике для снижения бюджетного дефицита широко используется система мер, стимулирующих привлечение в страну иностранного капитала. При этом решается сразу несколько задач как фискального, так и экономического характера. Сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, улучшается состояние платежного баланса.

Информация о работе Пути совершенствования федерального бюджета РФ на современном этапе