Пути совершенствования федерального бюджета РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - выявить особенности формирования и расходования средств бюджета РФ в 2014г и плановом периоде 2015 -16гг., исследование проблем сбалансированности бюджета и путей ее решения. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;

Файлы: 1 файл

курсовая работа по БС.docx

— 833.53 Кб (Скачать)

Введение

Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны.

Общее понятие бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской  Федерации. Бюджет, сказано в ст. 6 Бюджетного кодекса, это «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».1

В связи с тем, что Россия по Конституции является федеративным правовым государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет), бюджеты субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования данной работы выступает федеральный бюджет Российской Федерации.Предметом исследования являются основные тенденции формирования доходов и расходов федерального бюджета РФ.

Цель данной курсовой работы - выявить особенности формирования и расходования средств бюджета РФ в 2014г и плановом периоде 2015 -16гг., исследование проблем сбалансированности бюджета и путей ее решения. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

  • рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
  • показать его роль в системе финансовых планов страны;
  • проанализировать структуру федерального бюджета за 2010-2012 гг., то есть рассмотреть его доходы и расходы, проследить изменения;
  • выявить проблемы сбалансирования федерального бюджета и рассмотреть пути их решения, используемые в России.

Информационную базу исследования составили аналитические данные, опубликованные в научной литературе по финансам и экономике, экспертные разработки и оценки ученых, журналы «Финансы», «Эксперт», «ЭКО» и другие, а также официальные данные Министерства финансов Российской Федерации.

Работа состоит из 3 глав. Структура работы соответствует цели исследования.

 

Глава 1. Теоретические основы формирования федерального бюджета РФ

1.1.Сущность, экономическая роль и законодательные  основы федерального бюджета

«Федеральный бюджет – это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после утверждения Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации»2.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования Централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.

Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть  распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны.

Федеральный бюджет активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.

В последние годы роль и значение государства возрастают, увеличиваются и затраты на содержание государственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президенства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного суда и др.).

«Российская Федерация имеет право на самостоятельный федеральный бюджет. Это право закреплено в Конституции Российской Федерации, в которой особо записано, что в ведении Российской Федерации, находится федеральный бюджет (ст.71) Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентируют порядок его формирования и исполнения.

Законодательно дано право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст 71 Конституции Российской Федерации, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации»3.

Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий в Российской Федерации формируется централизованный финансовый (денежный) фонд – федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.4

Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, обороноспособности и т.д.

Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государством, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год.

1.2.Доходы  федерального бюджета РФ

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Основы формирования доходной части бюджетов бюджетной системы РФ заложены в БК, который определяет не только виды доходов бюджетов, но и полномочия РФ, ее субъектов и муниципальных образований по формированию доходов соответствующего бюджета.

Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти Российской Федерации, за исключением средств являющихся источником финансирования дефицита бюджета5.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления (в том числе межбюджетные трансферты).

К неналоговым доходам относятся:

    • доходы от использования имущества, находящегося в государственной федеральной собственности;
    • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной федеральной собственности;
    • доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти;
    • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям;
    • средства самообложения граждан;
    • иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям, зачисляемым в доходы бюджетов, относятся дотации, субсидии, субвенции, и иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ, а также безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Однако доминирующее положение в структуре доходов бюджетов занимают налоговые доходы, к которым относятся доходы от предусмотренных законодательством о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальныминалоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Федеральные налоги, средства от которых поступают в федеральный бюджет, устанавливаются федеральным законом. Федеральный закон устанавливает пропорции (доли) распределения налоговых поступлений в порядке бюджетного регулирования доходов между бюджетами разных уровней. Такое распределение утверждается Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет.

Кроме поступления налоговых доходов в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Российской Федерации. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.

В доходах федерального бюджета отдельной строкой учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов по ставкам, установленным Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

1.3.Расходы федерального  бюджета

Расходы бюджета непосредственно связаны с выполнением государством своих функций. Посредством распределения расходов бюджета происходит концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач, таких как финансирование образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства, финансовое обеспечение социальных обязательств государства.

В соответствии с БК РФ, расходы федерального бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся, в соответствии с БК, источниками финансирования дефицита бюджета.6

Практически расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемы е из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1)по экономической роли  в процессе воспроизводства –  на затраты, связанные с финансированием  материального производства и  содержанием непроизводственной  сферы;

2)по функциональному назначению  – на затраты, связанные с содержанием  аппарата управления, финансирование  народного хозяйства, социально-культурных  мероприятий, обороны страны, правоохранительную  деятельность, фундаментальные исследования  и другие7.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством (Бюджетным кодексом Российской Федерации) исключительно из федерального бюджета финансируются расходы общенационального уровня:

1)обеспечение деятельности  Президента российской Федерации, Федерального Собрания Российской  Федерации, Центральной избирательной  комиссии РФ, федеральных органов  исполнительной власти и их  территориальных органов, другие  расходы на общегосударственное  управление по перечню, определяемому  при утверждении Федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год;

2)функционирование федеральной  судебной системы;

3)осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах (финансовое обеспечение  реализации межгосударственных  соглашений и соглашений с  международными финансовыми организациями, международного культурного, научного  и информационного сотрудничества  федеральных органов исполнительной  власти, взносы Российской Федерации  в международные организации, другие  расходы в области международного  сотрудничества);

4)национальная оборона  и обеспечение безопасности государства;

5)фундаментальные научные  исследования;

6)государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и  морского транспорта;

7)государственная поддержка  атомной энергетики;

8)ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий федерального масштаба;

9)исследование и использование  космического пространства;

10)содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти РФ;

11)формирование федеральной  собственности;

12)обслуживание и погашение  государственного долга РФ;

13)компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов  на выплату государственных пенсий  и пособий, других социальных  выплат, подлежащих финансированию  в соответствии с законодательством  Российской Федерации за счет  средств федерального бюджета;

14) пополнение государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного  материального резерва;

15)проведение выборов и  референдумов Российской Федерации;

16)федеральная инвестиционная  программа;

Информация о работе Пути совершенствования федерального бюджета РФ на современном этапе