Пути совершенствования федерального бюджета РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - выявить особенности формирования и расходования средств бюджета РФ в 2014г и плановом периоде 2015 -16гг., исследование проблем сбалансированности бюджета и путей ее решения. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;

Файлы: 1 файл

курсовая работа по БС.docx

— 833.53 Кб (Скачать)

17)обеспечение реализации  решений федеральных органов  государственной власти, приведших  к увеличению бюджетных расходов  или уменьшению бюджетных доходов  бюджетов других уровней;

18)обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

19)финансовая поддержка  субъектов Российской Федерации;

20)официальный статистический  учет;

21)прочие расходы.8

 

2.Анализ  состава и структуры доходов  и расходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 гг.

2.1. Доходы  федерального бюджета за 2010-2012 гг.

Динамика доходов федерального бюджета за 2010-2012 годы характеризуются значительным ростом. Если доход за 2010 г. составил 8305,4 млрд. руб., то за 2011 г. он увеличился до 11366 млрд. руб., а в конце 2012 г. доход бюджета РФ возрос до 12835,7 млрд. руб.

Динамику увеличения доходов федерального бюджета РФ можно проследить на рис. 1

Рис.1 Динамика доходов федерального бюджета 9

Для того чтобы дать более детальную характеристику доходов федерального бюджета, следует проанализировать структуру доходов по годам.

Структура доходов за 2010 г. представлена на рис.2. Общая сумма доходов 8305,4 млрд. руб. или 17,9% ВВП. Основную долю 38,9% приносят доходы от внешнеэкономической деятельности 3227,7 млрд. руб. или 7% от ВВП. Значительную долю 17,4% составляют налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, их величина равна 1442,6 млрд. руб. или 3,1% ВВП. Не менее значительный удельный вес налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, которые в 2010г. составили 1408,3 млрд. руб. или 3% ВВП. Около 14% всех доходов бюджета имеют налоги на товары, ввозимые в РФ, их величина в анализируемом периоде была равна 1199,6 млрд. руб. Небольшую долю приносят доходы от использования имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности и прочие доходы, они составили 427,8  и 599,3 млрд.руб. соответственно, это около 12% от всех доходов 2010г. и 2% ВВП.

Рис.2 Структура доходов федерального бюджета за 2010 г.10

 

Как видно из рис.1 в 2011 г. наблюдается значительное увеличение общей суммы доходов бюджета по сравнению с предыдущими периодами, относительно 2010г. доходы увеличились на 3060,6 млрд. руб. и составили 8305,4 млрд. руб. (17,9% ВВП). Как и в 2010 г. наибольший вес имеютдоходы от внешнеэкономической деятельности 3227,7 млрд. руб. или 7% от ВВП.Около 36% всех доходов приносятналоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, в 2011 г. их величина составила 1442,6 и 1408,3 млрд. руб. соответственно.Налоги на товары, ввозимые в РФ, как и в предыдущий периодимеютоколо 14% всех доходов и равны 1543,8 млрд. руб. Доходы от использования имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности и прочие доходы, в 2011 г. также имели незначительную долю в общей структуре доходов бюджета и составили 380,1 и 745,5млрд. руб. или  3,3 и 6,6% соответственно.

Рис.3 Структура доходов федерального бюджета за 2011 г.11

 

В 2012 г. общая сумма доходов бюджета увеличилась по сравнению с 2010 г. в 1,2 раза и составила 12853,7 млрд. руб. или20,5% по отношению к ВВП). Общая структура доходов сохраняется, т.е. большую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности 4667,4 млрд. руб, это 38% всех доходов бюджета. Значительная доля остается за налогами, сборами за пользование природными ресурсами и налогами на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ,в общую структуру каждый из этих доходов приносит около 17% и 19%, или 2442,8 и 2228 млрд. руб. соответственно. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ сохранились на уровне 13% и составили 1713 млрд.руб. Немного увеличились доходы от использования государственного и муниципального имущества и прочие доходы, абсолютная величина которых увеличилась до 543 963 млрд. руб. соответственно.

В целом за три года в доходах федерального бюджета наблюдается тенденция к увеличению. Так, с 2010г. по 2012г. доходы увеличились с 8305,4 млрд.руб. до 12835,7 млрд. руб. За анализируемый период структура доходов в основном не меняется. Наибольшую долю расходов составляют доходы от внешнеэкономической деятельности.  В основном это доходы от нефтегазовых доходов. В среднем, за анализируемый период доля нефтегазовых доходов федерального бюджета выросла с 41 до 44%., фактически половину всего бюджета. Данный момент объясняется тем, что на сегодняшний день объемы импорта и экспорта уже практически сравнялись: к настоящему времени доля импорта – 40%. Следует отметить, что в развитых странах эта доля составляет 25%, максимум 30%. Проблема зависимости бюджета от нефтегазовых доходов, считается одной из основных проблем, стоящих перед бюджетом страны. Основные тенденции на следующие годы и пути решения рассмотрены в третьей главы работы.

2.2. Расходы федерального бюджета за 2010-2012гг

Динамика расходов федерального бюджета за 2010-2012 гг., как и динамика расходов, характеризуется ростом, если в 2010 году расходы составляли 9054,5 млрд.руб., то уже в 2011 году они составили 10935,2 млрд.руб., а в 2012 году 12890,8 млрд. руб.

Динамику расходов бюджета по годам можно увидеть на рис. 4. В 2010 году расходы составили 9054 млрд.руб. и 19,6% к ВВП. Большую долю составили межбюджетные трансферты - 4135,9 млрд.руб и составили 40,9% от всех расходов и 9,2% к ВВП. Вторыми по величине идут прочие расходы - 1509,1 млрд.руб. или 14,9% от всех расходов, 3,3% к ВВП. Затем расходы на национальную оборону и национальная экономика,доля каждого из которых в общей структуре окало 12%, они составили 1276,5 и 1222,7 млрд.руб. соответственно. Далее идут национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1085,4 млрд.руб, 10,7% от всех расходов и 2,4% к ВВП и, наконец, общегосударственные вопросы – 887,9 млрд.руб., 8,8% от всех расходов.

 

Рис.4 Динамика расходов федерального бюджета12

 

В 2010 году расходы составили 9054 млрд.руб. и 19,6% к ВВП. Большую долю составили межбюджетные трансферты - 4135,9 млрд.руб и составили 40,9% от всех расходов и 9,2% к ВВП. Вторыми по величине идут прочие расходы - 1509,1 млрд.руб. или 14,9% от всех расходов, 3,3% к ВВП. Затем расходы на национальную оборону и национальная экономика,доля каждого из которых в общей структуре окало 12%, они составили1276,5 и1222,7 млрд.руб. соответственно. Далее идут национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1085,4 млрд.руб, 10,7% от всех расходов и 2,4% к ВВП и, наконец, общегосударственные вопросы – 887,9 млрд.руб., 8,8% от всех расходов.

Структуру расходов 2011 года можно отследить на рисунке (рис.5). 13

Рис.5 Структура расходов федерального бюджета за 2011 г.14

 

Расходы всего составили 10935,2 млрд.руб. и 20,1 % к ВВП. Первой по величине идет социальная политика, она составила 3128,5 млрд.руб. и 28,6% от всех расходов и 5,8 % к ВВП, далее прочие расходы, которые по сравнению с 2010 годом сильно возросли и составили 2453,4 млрд.руб., 22,4% от всех расходов и 4,5% к ВВП.Расходы на национальную экономику увеличились по отношению к 2010 году – 1790,2 млрд.руб., 16,4% от всех расходов и 3,3% к ВВП, национальная оборона, которая также увеличились до 1516 млрд.руб. и составила 13,9% от всех расходов и 2,8% к ВВП, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, характеризующиеся ростом по отношению к предыдущим годам, они составили 11,5% от всех расходов и 2,3% к ВВП. Расходы на общегосударственные вопросы, снизились до 787,4 млрд.руб. и составили 7,2% от всех расходов и 1,4% к ВВП.

Общая сумма расходов за 2012 г. составила 12890 млрд.руб. Значительную часть, как и в предыдущие периоды, составили расходы на социальную политику - 3859,8 млрд.руб.(30%). При абсолютном увеличении расходов на национальную экономику до 1968 млрд. руб., наблюдается уменьшение их доли. Расходы нанациональную безопасность и правоохранительную деятельность сохранились на том же уровне (14%) и составили 1843 млрд. руб., 2,9 % ВВП. Заметное увеличение наблюдается в расходах на национальную оборону, которые возросли с 1259,8 млрд. руб. до 1812, 3 млрд. руб. Расходы в части общегосударственных вопросов и прочие расходы, напротив, снизились в общей структуре, но в абсолютном измерении также возросли и составили 806 и 2601,2 млрд. руб., это 6 и 20 % соответственно.

За анализируемый период наблюдается увеличение расходов бюджета. Большая часть расходов, порядка 30%, направлена на социальную сферу. Скорее всего, это связано с разработкой планов проектов бюджетов с оглядкой на Стратегию – 2020. Согласно данной стратегии одним из приоритетных направлений расходов является обеспечение адресности программ по социальной защите населения. Также немаловажно, что одна из основных задач бюджетной политики – повышение эффективности расходов бюджета, сконцентрировав усилия на ключевых федеральных приоритетах. В первую очередь, это решение важнейших социальных задач, в частности, в сфере здравоохранения, образования и культуры. На данные расходы с каждым годом предусмотрены увеличение ассигнований на повышение качества оказываемых бюджетных услуг. 15

Из сделанного анализа также можно увидеть, что с 2011 г.наблюдается резкое нарастание расходов, связанных с национальной обороной и национальной безопасностью. Это связано с принятием государственной программы вооружения, согласно которой перевооружение армии и флота относится к числу ключевых федеральных приоритетов. Таким образом, основные изменения в расходах бюджета связаны с бюджетной политикой государства.

Сравнив доходы и расходы, можно увидеть, что за анализируемый период наблюдается несбалансированность федерального бюджета. Объем дефицита 2010 г. составил 749, 3 млрд. руб. Такая огромная сумма дефицита бюджета объясняется посткризисным периодом. В 2011 г. можно сказать, что ситуация улучшается и наблюдается профицит в размере 431 млрд. руб., при котором объем обращающихся на внутреннем финансовом рынке государственных долговых обязательств увеличился более, чем на 1 трлн руб. На ту же сумму в январе 2012 г. был увеличен объем Резервного фонда.В 2012 г. снова прослеживается дефицит бюджета, который составил 27 млрд. руб.

Основные проблемы и пути совершенствования федерального бюджета рассмотрены в следующей главе.

 

Глава 3. Пути совершенствования федерального бюджета РФ на современном этапе

3.1.Проект федерального  бюджета на 2014 г. и плановый 2015-16 гг.

2 декабря 2010 г., российский президент Владимир Путин утвердил ряд федеральных законов, в том числе и “О федеральном бюджете на 2014г. и плановый период 2015-2016гг. Принят Государственной Думой 22 ноября 2013 года и одобрен Советом Федерации 27 ноября 2013 года.

Макроэкономические параметры, принятые за основу подготовки федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, существенно отличаются от параметров прогноза социально-экономического развития, положенного в основу формирования федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Основными причинами замедления экономического роста в России являются снижение темпов мирового экономического роста (нерешенные долговые проблемы еврозоны, США, замедление экономики Китая), снижение цен на нефть. Также негативное влияние на замедление экономического роста оказали и внутренние проблемы российской экономки.

Определенные риски для бюджетной политики в среднесрочной перспективе несет в себе ситуация в мировой экономике, которая является достаточно сложной в связи с замедлением экономики Китая, неопределенными перспективами экономики Евросоюза и США.

В связи с этим необходима реализация активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации.

Проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован в соответствии со следующими базовыми подходами:

1. Формирование бюджетных  параметров исходя из необходимости  безусловного исполнения действующих  расходных обязательств, в том  числе - с учетом их оптимизации  и повышения эффективности использования  финансовых ресурсов.

Реализация данного подхода заключается в обязательном приоритете целей и задач, государственных обязательств, установленных действующим законодательством Российской Федерации и документами государственного стратегического планирования, при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

В этих условиях решение задачи оптимизации бюджетных расходов обеспечивается при условии не снижения качества и объемов предоставляемых услуг, в том числе с помощью реализации комплекса мер повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами.

2. Минимизация рисков несбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при бюджетном планировании.

Для этого формирование проекта федерального бюджета должно основываться на реалистичных оценках и прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации в средне- и долгосрочном периодах и учитывать перспективные параметры других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом необходимо обеспечение достаточной гибкости предельных объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе - наличие нераспределенных ресурсов на будущие периоды и критериев для их перераспределения в соответствии с уточнением приоритетных задач, либо сокращения (оптимизации) при неблагоприятной динамике бюджетных доходов.

Дополнительным фактором повышения достоверности бюджетных проектировок является процедура общественного и экспертного обсуждения проекта федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, которая будет в полной мере реализована до внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Повышение устойчивости  федерального бюджета и снижение  его зависимости от внешнеэкономических  факторов в долгосрочной перспективе.

Основным инструментом применения этого подхода выступают "бюджетные правила", обеспечивающие последовательное сокращение ненефтегазового дефицита федерального бюджета и сохранение объема государственного долга Российской Федерации на экономически безопасном уровне (не превышающем 20% ВВП).

Аккумулирование части нефтегазовых доходов в суверенных фондах также создает дополнительные возможности для исполнения социальных обязательств государства даже в условиях существенного ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры.

Информация о работе Пути совершенствования федерального бюджета РФ на современном этапе