Последующий контроль за исполнением расходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является наиболее полное исследование последующего финансового контроля, рассмотрение его форм и методов проведения.

Задачами курсовой работы является раскрытие темы государственного последующего финансового контроля за исполнением расходов бюджета в соответствии с основной частью курсовой работы и наиболее полное отражение сущности последующего контроля исполнения расходов бюджета.

Оглавление

Введение 3
1. Необходимость, сущность, формы, методы последующего контроля исполнения расходов бюджета 5
2. Порядок осуществления последующего контроля исполнения расходов бюджета 13
3. Совершенствование организации, форм и методов последующего контроля исполнения расходов бюджета 20
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложения 30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

     В отношении исполнения расходов бюджета задачи Счетной палаты представлены в ст. 2 Федерального закон «О Счетной палате Российской Федерации» в состав которых входят организация  и осуществление контроля за своевременным исполнением расходных статей федерального бюджета; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств; анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета в Центральном банке Российской Федерации или в уполномоченных банках; регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

     Счетная палата Российской Федерации в процессе реализации перечисленных задач  осуществляет, согласно ст. 9 Закона, контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивая единую систему контроля за исполнением федерального бюджета [4, c. 35].

     В ходе осуществления контрольно-ревизионной  деятельности Счетная палата проводит комплексные ревизии и тематические проверки.

     В ходе проведения которых, на основе документального  подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности, определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.

     После завершения финансового года Счетная палата начинает комплексную документальную ревизию уже исполненного бюджета.

     Ревизия предусматривает сплошной охват, изучение, проверку и сверку всех платежных  документов по остаткам, приходу, расходу  и заимствованию средств федерального бюджета. Проверяются также лицевые счета Минфина России Главного управления федерального казначейства, расчетно-денежные и иные документы по исполнению федерального бюджета в Банке России и иных финансово-кредитных учреждениях. Параллельно проводятся контрольные мероприятия во всех департаментах Минфина России и во всех министерствах, ведомствах и иных субъектах ведомственной структуры федерального бюджета, а также на выборочной основе в отдельных территориальных управлениях и отделениях федерального казначейства.

     Ревизия осуществляется на основе анализа и  обработки максимально возможного числа первичных платежных документов и проверки достоверности отчетных данных, полученных в ходе встречных  проверок участников бюджетного процесса.

     Ревизия проводится по утвержденной Коллегией программе, конкретизация мероприятий которой осуществляется на основе рабочих планов и схем, разрабатываемых направлениями деятельности Счетной палаты. Ревизию осуществляет специально сформированная рабочая группа, состоящая из нескольких десятков функциональных подгрупп.

     По  результатам комплексной документальной ревизии составляется несколько  сотен первичных актов, а также  сводный акт. Итоги ревизии служат основанием для подготовки Счетной  палатой заключения на проект представляемого  Правительством Российской Федерации в Государственную Думу закона об исполнении федерального бюджета за соответствующий год.

     О результатах проведенных ревизий  и проверок Счетная палата информирует  Совет Федерации и Государственную  Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций.

     Об  ущербе, причиненном государству, и  о выявленных нарушениях закона Счетная  палата информирует Совет Федерации  и Государственную Думу, а при  выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

     При проведении ревизий и проверок должностные  лица Счетной палаты не должны вмешиваться  в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).

     Должностные лица Счетной палаты и привлеченные к ее работе специалисты могут  использовать данные, полученные в  ходе ревизий и проверок, только при выполнении работ, поручаемых Счетной палатой.

     Немаловажное  место в области финансового  контроля исполнения бюджета занимает Федеральная служба финансово – бюджетного надзора (Росфиннадзор). Контроль осуществляемый данным органом регламентируется ст. 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно п. 1 которой, Федеральная служба финансово – бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 15.06.2004г. № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово – бюджетного надзора» данная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово – бюджетной сфере, и согласно п. 2 находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации [7, c. 68].

     Росфиннадзор  непосредственно либо через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок.  Цель проводимых Росфиннадзором ревизий и проверок - определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

     Конкретный  перечень проверяемых направлений  финансово-хозяйственной деятельности организаций зависит от темы ревизии или проверки. В целях реализации своих полномочий Росфиннадзор имеет право проводить встречные проверки.

     Под встречной проверкой понимается процедура получения доказательства, которая проводится в рамках контрольных мероприятий путем сличения записей, документов и данных организаций любых организационно-правовых форм, получивших от проверяемой организации или передавших ей денежные средства, материальные ценности и документы, с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации. Основанием для проведения встречной проверки является недостаток информации, который был выявлен в ходе ревизии (проверки) в ревизуемой (проверяемой) организации. Встречная проверка назначается руководителем Росфиннадзора либо его территориального органа по письменному представлению руководителя ревизионной группы. проведение территориальными органами Росфиннадзора встречных проверок, за исключением проводимых в соответствии с поручениями, поступившими из центрального аппарата Росфиннадзора, в обязательном порядке согласовывается с центральным аппаратом Росфиннадзора.

     По  поручению Министра финансов России или руководителя Росфиннадзора  может проводиться повторная  ревизия (проверка) за тот же период по тем же вопросам.

     Таким образом, в данной части работы были рассмотрены органы, осуществляющие последующий контроль за исполнением  бюджета. Эффективность проводимого  контроля данными органами обеспечивается соответствующими проверками исполнения расходов бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Совершенствование организации, форм и методов последующего контроля исполнения расходов бюджета 

     Роль  финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

     Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и экономическим субъектам получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.

     В вопросах совершенствования финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.

     Ключевым  направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей  составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

     В современных условиях отсутствует механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, например, такого, как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ.

     В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.

     Значительную  долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

     Важной  проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний контрольных органов; по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственности должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.п.. Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов последующего контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих Право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций и т.п..

Информация о работе Последующий контроль за исполнением расходов бюджета