Понятие расходов бюджета. Основы формирования расходов бюджета. Нормы расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку. Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 41.48 Кб (Скачать)

 

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для  осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.

 

Одновременно с экономической  классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе  и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

 

Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные  расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в  воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.)

 

Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной классификации расходов бюджета  РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям. Эта классификация отражает направление  бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в  том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной  власти РФ и органами власти субъектов  РФ, на финансирование осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и его полномочных представителей, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных  исследований. Согласно функциональной классификации система бюджетных  расходов формируется в зависимости  от характера функций, возложенных  на органы власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное  и местное управление, средств  на выполнение функций государства  и др. Каждый из блоков включает конкретные направления использования бюджетных  средств. Второй уровень классификации  – подразделы, конкретизирующие направление  бюджетных ассигнований на осуществление  деятельности государственных и  местных органов власти в определенной области. Классификация целевых  статей расходов федерального бюджета  образует третий уровень функциональной классификации и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов  функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов  расходов бюджетов образует четвертый  уровень функциональной классификации  расходов бюджетов РФ и детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов.

 

1.3 Формы расходов бюджетов

 

Предоставление бюджетных  средств осуществляется в формах:

 

• ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

 

• средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими  и юридическими лицами по государственным  или муниципальным контрактам;

 

• трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных  законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

 

• ассигнований на осуществление  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

 

• ассигнований на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

 

• бюджетных кредитов юридическим  лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и платежей и других обязательств);

 

• субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

 

• инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь  создаваемых юридических лиц;

 

• бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

 

• кредитов иностранным государствам;

 

• средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных  или муниципальных гарантий.

 

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных  расходов, предусматривающую предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

 

Бюджетная ссуда – это  бюджетные средства, предоставляемые  другому бюджету на возвратной, безвозмездной  или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

 

Трансферты населению  – это бюджетные средства для  финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных  законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

 

Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также  гражданам-предпринимателям допускается  из бюджетов всех уровней в случаях, предусмотренных целевыми программами  и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые  особо определены законом (правовым актом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. В случае нецелевого использования средств они подлежат возврату в соответствующий бюджет.

 

Расходы на финансирование бюджетных  инвестиций предусматриваются соответствующим  бюджетом при условии включения  их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу  либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления.

 

Предоставление бюджетных  инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение  права государственной или муниципальной  собственности на эквивалентную  часть уставных капиталов и имущества  указанных юридических лиц и  оформляется участием Российской Федерации  и ее субъектов. Оформление доли участия в уставном капитале, принадлежащей Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством РФ.

 

Бюджетные инвестиции юридическим  лицам включаются в проект бюджета  только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана  передачи земли и сооружений, а  также при наличии проекта  договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом  об участии Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования  в собственности объекта инвестиции. Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов.

 

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного  и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества  передаются в управление соответствующим  органам управления государственным  или муниципальным имуществом.

 

Оказание из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов РФ может быть осуществлено в форме предоставления:

 

а) дотаций на выравнивание уровня минимальном бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

 

б) субвенции и субсидий на финансирование отдельных целевых  расходов;

 

в) бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих  при исполнении бюджета субъекта РФ.

 

В отдельных случаях финансирование расходов из бюджетных средств может  осуществляться при исполнении получателем  бюджетных средств обязательных условий, предусмотренных законом (решением) о бюджете. Если условия не выполняются, министр финансов РФ, руководитель соответствующего органа исполнительной»  власти субъекта РФ или органа местного самоуправления обязаны осуществить  блокировку расходов до выполнения указанных  условий. Направление расходов различных  бюджетных уровней жестко регламентировано.

 

Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие  функциональные вилы расходов общенационального  уровня:

 

а) обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной  избирательной комиссии РФ, федеральных  органов исполнительной власти и  их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное  управление по перечню, определяемому  при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый год;

 

б) функционирование федеральной  судебной системы;

 

в) осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах (финансовое обеспечение  реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми  организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные  организации, другие расходы в области  международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый год);

 

г) национальная оборона и  обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных  отраслей промышленности;

 

д) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

 

е) государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

 

ж) государственная поддержка  атомной энергетики;

 

з) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

 

и) исследование и использование  космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной  собственности или в ведении  органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности;

 

к) обслуживание и погашение  государственного долга РФ;

 

л) компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов на выплату  государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с  законодательством РФ за счет средств  федерального бюджета;

 

м) пополнение государственных  запасов драгоценных металлов и  драгоценных камней, государственного материального резерва;

 

н) финансовая поддержка субъектов РФ;

 

о) прочие расходы.

 

 

 

2 Практическая часть

 

 

2.1 Формированию областного  бюджета на 2009 год и на плановый  период 2010–2011 годов Нижегородской  области»

 

 

Настоящие Методические рекомендации определяют принципы и подходы к  формированию субъектами бюджетного планирования областного бюджета смет расходов на 2009–2011 годы, являющихся базой для  формирования областного бюджета на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов, в том числе по формированию бюджета  действующих обязательств, приоритетные направления использования средств  бюджета принимаемых обязательств.

 

Общее положение

 

Формирование субъектами бюджетного планирования областного бюджета  смет расходов на 2009–2011 годы осуществляется с учетом основных направлений Концепции  бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями с  выделением бюджета действующих  обязательств и бюджета принимаемых  обязательств.

 

Сметы расходов субъектов  бюджетного планирования областного бюджета  на 2009–2011 годы формируются в соответствии с приложением 2 к Положению о  докладах субъектов бюджетного планирования и о Сводном докладе Правительства  Нижегородской области о результатах  и основных направлениях деятельности, утвержденному постановлением Правительства  Нижегородской области от 26 апреля 2006 года №145.

 

Основой формирования смет расходов на 2009–2011 годы в целях формирования областного бюджета на 2009 год и  на плановый период 2010 и 2011 годов являются:

 

показатели среднесрочного финансового плана Нижегородской  области на 2008–2010 годы (в части 2009–2010 годов), утвержденного распоряжением  Правительства Нижегородской области  от 10 августа 2007 года №1144-р (в редакции от 21 декабря 2007 года);

 

уточненная сводная бюджетная  роспись областного бюджета на 2008 год по состоянию на 1 мая 2008 года;

 

прогнозируемые среднегодовые  индексы потребительских цен  на 2009–2011 годы.

 

При формировании субъектами бюджетного планирования областного бюджета  смет расходов на 2009–2011 годы учитывается  следующее:

 

1. Под отчетным годом  понимается 2007 год, под текущим  годом – 2008 год, под первым  плановым годом – 2009 год, под  вторым и третьим плановым  годами – соответственно 2010 и  2011 годы.

 

2. Объем расходных обязательств  на плановый период 2009–2011 годов  определяется субъектами бюджетного  планирования областного бюджета  с выделением бюджета действующих  обязательств и бюджета принимаемых  обязательств.

 

3. Под бюджетом действующих  обязательств понимается объем  ассигнований, необходимых для исполнения  расходных обязательств субъектов  бюджетного планирования, подлежащих  исполнению в соответствии с  действующими нормативными правовыми  актами, договорами и соглашениями (за исключением нормативных правовых  актов договоров и соглашений, действие которых истекает, приостановлено  или предлагается к отмене, начиная  с соответствующего планового  периода).

 

Расходное обязательство  считается действующим, если нормативные  правовые акты, договоры или соглашения вступили в силу на момент начала планирования.

Информация о работе Понятие расходов бюджета. Основы формирования расходов бюджета. Нормы расходов