Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:42, курсовая работа
В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку. Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов.
Курсовая работа
Тема: "Понятие расходов бюджета. Основы формирования расходов бюджета. Нормы расходов"
Введение
В современной экономической 
системе государство выполняет 
ряд общественно-значимых функций. 
Успешная их реализация предполагает, 
что каждая государственная программа 
должна иметь соответствующую 
Актуальность темы курсовой 
работы: одним из наиболее важных механизмов, 
позволяющих государству 
Объектом изучения является особенности формирования расходной части бюджета РФ.
Предметом изучения является бюджет РФ.
Цель работы: на основе сравнительного анализа структуры федерального бюджета изучить особенности формирования расходной его части. Описать основные определения, классификации и положения расходов бюджета а также на примере бюджета Нижегородской области показать распределение расходов на 2009 год а также на плановый период 2010–2011 года.
Степень разработанности в научной литературе: данная тема хорошо разработана в научной литературе, в связи с тем, что актуальность темы достаточно высока.
При написании курсовой работы была использована научная экономическая литература различных авторов, сообщения средств массовой информации.
1. Теоретическая часть
1.1 Расходы бюджетов и факторы определяющие их динамику
Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.
Капитальные расходы бюджетов, 
предназначенные для 
а) расходы на инвестиции 
в действующие или вновь 
б) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
в) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
г) расходы, при осуществлении 
которых создается или 
д) другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
Факторы, определяющие динамику расходов:
1. Экономическое развитие 
страны. Если страна находится 
на этапе экономического 
Сокращать расходы на этапе 
экономического спада значительно 
сложнее, чем увеличивать при 
благоприятной ситуации в экономике. 
Стимулы к их росту более сильны 
и понятны обществу. В этом проявляется 
асимметрия интересов по отношению 
к росту государственных 
2. Человеческое развитие. 
Вложения в развитие человека 
– важная задача государства. 
Эти вложения нацелены не 
Базой для планирования расходов 
на человеческое развитие являются демографические 
и социальные показатели – численность 
населения и отдельных его 
категорий (население с различным 
уровнем доходов; численность детей 
дошкольного и школьного 
3. Научно-технический прогресс. 
Развитие техники и технологии 
ведет к появлению новых видов 
общественных благ и провалов 
рынка, а значит и новых сфер 
государственного 
За счет государственного 
бюджета финансируются такие 
проекты, которые не приносят коммерческого 
эффекта, но являются фактором национального 
престижа страны. Речь идет о фундаментальных 
научных разработках, технологиях 
военного назначения, исследовании космического 
пространства. В странах, являющихся 
мировыми лидерами в сфере НТП, значимость 
государственной поддержки 
4. Институциональные и 
политические факторы. 
Государственные организации по своей природе являются бюрократическими. Они стремятся укрепить свои позиции, которые в свою очередь зависят от размеров их бюджета и подконтрольных расходов. Являясь профессионалами в конкретной области, они лучше осведомлены о положении дел и отстаивают коллективные интересы. Напротив, потребители государственных услуг хуже информированы, разобщены, имеют противоречивые цели и задачи.
Находящиеся у власти политические 
силы также могут отстаивать повышение 
государственных расходов. Наиболее 
ощутимо это проявляется в 
период предвыборной кампании, когда 
действующее руководство может 
использовать расширение расходов для 
привлечения избирателей в 
5. Внешние обстоятельства. 
При возникновении 
1.2 Классификация расходов государственного бюджета
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:
– природой и функциями государства;
– уровнем социально-
– разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством;
– административно-
– формами предоставления бюджетных средств и т.п.
Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической
жизни общества их классифицируют 
по определенным признакам. В теории 
и практике финансов существуют несколько 
признаков классификации 
По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:
1. расходы на содержание 
и развитие материального 
2. расходы на содержание 
и дальнейшее развитие 
3. расходы на создание 
государственных резервов (затраты 
на формирование и 
С помощью этих расходов государство получает инструменты
Регулирования распределением 
денежных средств между материальным 
производством и 
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
1. расходы на народное 
хозяйство и поддержку 
2. расходы на социально-
3. военные расходы;
4. расходы на управление.
Структура бюджетных расходов 
по данным группам в течение многих 
лет была в нашей стране относительно 
стабильной, демонстрируя давно установившиеся 
приоритеты в распределении средств 
бюджета. Основная масса ресурсов (около 
половины всех бюджетных средств) направлялась 
на народное хозяйство и поддержку 
экономики, что обеспечивало выполнение 
экономической функции 
Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:
– в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;
– в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.
Такое деление государственных 
расходов (также как и по роли 
в воспроизводстве) помогает выявлять 
пропорции в распределении 
Информация о работе Понятие расходов бюджета. Основы формирования расходов бюджета. Нормы расходов