Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:42, курсовая работа
В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку. Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов.
Курсовая работа
Тема: "Понятие расходов бюджета. Основы формирования расходов бюджета. Нормы расходов"
Введение
В современной экономической
системе государство выполняет
ряд общественно-значимых функций.
Успешная их реализация предполагает,
что каждая государственная программа
должна иметь соответствующую
Актуальность темы курсовой
работы: одним из наиболее важных механизмов,
позволяющих государству
Объектом изучения является особенности формирования расходной части бюджета РФ.
Предметом изучения является бюджет РФ.
Цель работы: на основе сравнительного анализа структуры федерального бюджета изучить особенности формирования расходной его части. Описать основные определения, классификации и положения расходов бюджета а также на примере бюджета Нижегородской области показать распределение расходов на 2009 год а также на плановый период 2010–2011 года.
Степень разработанности в научной литературе: данная тема хорошо разработана в научной литературе, в связи с тем, что актуальность темы достаточно высока.
При написании курсовой работы была использована научная экономическая литература различных авторов, сообщения средств массовой информации.
1. Теоретическая часть
1.1 Расходы бюджетов и факторы определяющие их динамику
Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.
Капитальные расходы бюджетов,
предназначенные для
а) расходы на инвестиции
в действующие или вновь
б) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
в) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
г) расходы, при осуществлении
которых создается или
д) другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
Факторы, определяющие динамику расходов:
1. Экономическое развитие
страны. Если страна находится
на этапе экономического
Сокращать расходы на этапе
экономического спада значительно
сложнее, чем увеличивать при
благоприятной ситуации в экономике.
Стимулы к их росту более сильны
и понятны обществу. В этом проявляется
асимметрия интересов по отношению
к росту государственных
2. Человеческое развитие.
Вложения в развитие человека
– важная задача государства.
Эти вложения нацелены не
Базой для планирования расходов
на человеческое развитие являются демографические
и социальные показатели – численность
населения и отдельных его
категорий (население с различным
уровнем доходов; численность детей
дошкольного и школьного
3. Научно-технический прогресс.
Развитие техники и технологии
ведет к появлению новых видов
общественных благ и провалов
рынка, а значит и новых сфер
государственного
За счет государственного
бюджета финансируются такие
проекты, которые не приносят коммерческого
эффекта, но являются фактором национального
престижа страны. Речь идет о фундаментальных
научных разработках, технологиях
военного назначения, исследовании космического
пространства. В странах, являющихся
мировыми лидерами в сфере НТП, значимость
государственной поддержки
4. Институциональные и
политические факторы.
Государственные организации по своей природе являются бюрократическими. Они стремятся укрепить свои позиции, которые в свою очередь зависят от размеров их бюджета и подконтрольных расходов. Являясь профессионалами в конкретной области, они лучше осведомлены о положении дел и отстаивают коллективные интересы. Напротив, потребители государственных услуг хуже информированы, разобщены, имеют противоречивые цели и задачи.
Находящиеся у власти политические
силы также могут отстаивать повышение
государственных расходов. Наиболее
ощутимо это проявляется в
период предвыборной кампании, когда
действующее руководство может
использовать расширение расходов для
привлечения избирателей в
5. Внешние обстоятельства.
При возникновении
1.2 Классификация расходов государственного бюджета
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:
– природой и функциями государства;
– уровнем социально-
– разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством;
– административно-
– формами предоставления бюджетных средств и т.п.
Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической
жизни общества их классифицируют
по определенным признакам. В теории
и практике финансов существуют несколько
признаков классификации
По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:
1. расходы на содержание
и развитие материального
2. расходы на содержание
и дальнейшее развитие
3. расходы на создание
государственных резервов (затраты
на формирование и
С помощью этих расходов государство получает инструменты
Регулирования распределением
денежных средств между материальным
производством и
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
1. расходы на народное
хозяйство и поддержку
2. расходы на социально-
3. военные расходы;
4. расходы на управление.
Структура бюджетных расходов
по данным группам в течение многих
лет была в нашей стране относительно
стабильной, демонстрируя давно установившиеся
приоритеты в распределении средств
бюджета. Основная масса ресурсов (около
половины всех бюджетных средств) направлялась
на народное хозяйство и поддержку
экономики, что обеспечивало выполнение
экономической функции
Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:
– в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;
– в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.
Такое деление государственных
расходов (также как и по роли
в воспроизводстве) помогает выявлять
пропорции в распределении
Информация о работе Понятие расходов бюджета. Основы формирования расходов бюджета. Нормы расходов