Понятие расходов бюджета. Основы формирования расходов бюджета. Нормы расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку. Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 41.48 Кб (Скачать)

Курсовая работа

 

Тема: "Понятие расходов бюджета. Основы формирования расходов бюджета. Нормы расходов"

 

 

 

Введение

 

В современной экономической  системе государство выполняет  ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа  должна иметь соответствующую финансовую поддержку. Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной  системой за счет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов. Расходы государства затрагивают  интересы каждого гражданина, в демократических  странах они привлекает к себе широкое общественное внимание и являются предметом активной дискуссии. Предприятия, организации, граждане являются налогоплательщиками, они участвуют в финансировании доходной части бюджета и поэтому заинтересованы в том, чтобы государство эффективно распоряжалось финансовыми ресурсами. В развитых странах мира большое внимание уделяется развитию общественного контроля за формированием и исполнением программ расходов.

 

Актуальность темы курсовой работы: одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является бюджет. Именно посредством  финансовой системы государство  образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность  выполнения возложенных на государственные  органы функций. Экономические и  политические реформы, проводимые в  России с начала девяностых годов, также  не могли не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь, бюджетную  систему. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения.

 

Объектом изучения является особенности формирования расходной  части бюджета РФ.

 

Предметом изучения является бюджет РФ.

 

Цель работы: на основе сравнительного анализа структуры федерального бюджета изучить особенности  формирования расходной его части. Описать основные определения, классификации  и положения расходов бюджета а также на примере бюджета Нижегородской области показать распределение расходов на 2009 год а также на плановый период 2010–2011 года.

 

Степень разработанности  в научной литературе: данная тема хорошо разработана в научной  литературе, в связи с тем, что  актуальность темы достаточно высока.

 

При написании курсовой работы была использована научная экономическая  литература различных авторов, сообщения  средств массовой информации.

 

 

 

 

1. Теоретическая часть

 

1.1 Расходы бюджетов и  факторы определяющие их динамику

 

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение  задач и функций государства  и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной  обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых  Правительством РФ.

 

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся  на капитальные и текущие.

 

Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения  инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

 

а) расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые  структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

 

б) средства, предоставляемые  в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

 

в) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта  и иные расходы, связанные с расширенным  воспроизводством;

 

г) расходы, при осуществлении  которых создается или увеличивается  имущество, находящееся в собственности  Российской Федерации, ее субъектов  и муниципальных образований;

 

д) другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

 

Факторы, определяющие динамику расходов:

 

1. Экономическое развитие  страны. Если страна находится  на этапе экономического подъема,  доходы бюджета растут и, как  следствие, расширяются возможности  по осуществлению бюджетных расходов. Политические силы, представляющие  интересы различных общественных  кругов (малообеспеченных слоев  населения, предпринимателей, получающих  государственные заказы и т.п.) оказывают давление на правительство  с требованиями увеличить определенные  расходные статьи.

 

Сокращать расходы на этапе  экономического спада значительно  сложнее, чем увеличивать при  благоприятной ситуации в экономике. Стимулы к их росту более сильны и понятны обществу. В этом проявляется  асимметрия интересов по отношению  к росту государственных расходов. Выгоды от роста расходов очевидны, они проявляются достаточно быстро и их легче прогнозировать. (Например, положительный эффект социальных расходов заключается в повышении уровня доходов пенсионеров, инвалидов, семей  с детьми). Напротив, выигрыш от экономии государственных средств не столь  очевиден и проявляется в более  длительной перспективе. Сокращение расходов, особенно в части финансирования социальных программ, – это непопулярная мера. Поскольку программы ограничения  расходов имеют сильную оппозицию, их успешная реализация возможна только при наличии политической воли, решительности  правительства, а также дополнительной общественной поддержке.

 

2. Человеческое развитие. Вложения в развитие человека  – важная задача государства.  Эти вложения нацелены не столько  на получение краткосрочного  результата, сколько на создание  потенциала для устойчивого развития  общества в будущем. Они связаны  с развитием системы образования,  здравоохранения, культуры и искусства  и имеют значимый удельный  вес в бюджетах развитых стран.

 

Базой для планирования расходов на человеческое развитие являются демографические  и социальные показатели – численность  населения и отдельных его  категорий (население с различным  уровнем доходов; численность детей  дошкольного и школьного возраста, студентов учебных заведений; число  больных по различным группам  заболеваний и т.д.). Величина расходов определяется двумя факторами –  контингентом получателей и нормами  расходов, которые рассчитываются на душу населения и закрепляются в  законодательстве, инструкциях и  методиках. Если число получателей  увеличивается, объем расходов также  должен возрастать.

 

3. Научно-технический прогресс. Развитие техники и технологии  ведет к появлению новых видов  общественных благ и провалов  рынка, а значит и новых сфер  государственного регулирования.  Например, бурное внедрение новых  видов носителей информации в  XX веке привело к резкому снижению  затрат на копирование информационных  продуктов. В результате перед  производителями остро встала  проблема защиты их авторских  прав, которую должно обеспечивать  государство.

 

За счет государственного бюджета финансируются такие  проекты, которые не приносят коммерческого  эффекта, но являются фактором национального  престижа страны. Речь идет о фундаментальных  научных разработках, технологиях  военного назначения, исследовании космического пространства. В странах, являющихся мировыми лидерами в сфере НТП, значимость государственной поддержки научно-технического развития оценивается очень высоко. Соответственно велик и удельный вес данных расходных статей в  структуре бюджета.

 

4. Институциональные и  политические факторы. Государственные  расходы закрепляются в законах,  долгосрочных программах, соглашениях  с международными организациями.  Для их пересмотра в закон  о бюджете необходимо вносить  поправки, что ограничивает возможности  по оперативному изменению расходов  государства.

 

Государственные организации  по своей природе являются бюрократическими. Они стремятся укрепить свои позиции, которые в свою очередь зависят  от размеров их бюджета и подконтрольных расходов. Являясь профессионалами  в конкретной области, они лучше  осведомлены о положении дел  и отстаивают коллективные интересы. Напротив, потребители государственных  услуг хуже информированы, разобщены, имеют противоречивые цели и задачи.

 

Находящиеся у власти политические силы также могут отстаивать повышение  государственных расходов. Наиболее ощутимо это проявляется в  период предвыборной кампании, когда  действующее руководство может  использовать расширение расходов для  привлечения избирателей в поддержку  своих кандидатов.

 

5. Внешние обстоятельства. При возникновении чрезвычайных  ситуаций, таких войны или природные  катаклизмы, роль государства в  регулировании экономики существенно  возрастает. Увеличиваются и государственные  расходы, которые в дальнейшем  с трудом поддаются сокращению.

 

1.2 Классификация расходов  государственного бюджета

 

 

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве  видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую  природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных  расходов ежегодно устанавливается  непосредственно в бюджетном  плане и зависит от экономической  ситуации и общественных приоритетах.

 

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов:

 

– природой и функциями  государства;

 

– уровнем социально-экономического развития страны;

 

– разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством;

 

– административно-территориальным  устройством государства;

 

– формами предоставления бюджетных средств и т.п.

 

Сочетание этих факторов порождает  ту или иную систему расходов бюджета  любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

 

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической

 

жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько  признаков классификации расходов бюджета. Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

 

По роли в общественном производстве расходы бюджета делят  на:

 

1. расходы на содержание  и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство  и реконструкцию, новые технологии  и т.п.);

 

2. расходы на содержание  и дальнейшее развитие непроизводственной  сферы (текущие затраты государства  – расходы на управление, военные  расходы, расходы на пенсии  и пособия и т.п.);

 

3. расходы на создание  государственных резервов (затраты  на формирование и обслуживание  страховых и резервных фондов).

 

С помощью этих расходов государство  получает инструменты

 

Регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями  общества, и, кроме того, государство  как субъект экономики при  помощи данного инструмента может  воздействовать на стоимостную структуру  общественного производства, достигать  прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

 

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка  бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы  федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

 

1. расходы на народное  хозяйство и поддержку экономики;

 

2. расходы на социально-культурные  нужды;

 

3. военные расходы;

 

4. расходы на управление.

 

Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств  бюджета. Основная масса ресурсов (около  половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку  экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных  средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

 

Основой отраслевой группировки  расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики  на отрасли и виды деятельности:

 

– в производственной сфере  подразделяются по отраслям народного  хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи  и др.;

 

– в непроизводственной –  по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

 

Такое деление государственных  расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных  средств, но уже по отраслям. Изменяя  эти пропорции, государство может  добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

Информация о работе Понятие расходов бюджета. Основы формирования расходов бюджета. Нормы расходов