Пенсионный фонд Калужской области: его социально-экономическая сущность и роль в проведении пенсионной реформы РФ Введение 3 Глава 1. Теоре

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:27, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и изложена на 43 листах машинописного текста, включая приложения.
Целью курсовой работы является анализ Пенсионного Фонда субъекта РФ, выделение основных проблем, мероприятий по их решению и перспектив развития.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования и использования ПФ субъекта РФ.
1.1 ПФ субъекта РФ: его сущность и роль в решении социальных задач региона 5
1.2 Источники формирования и направление использования средств ПФ субъекта РФ……………………………………………………………………………..…8
Глава 2. Анализ отделения ПФ Калужской области за период 2004-2006 г.г.
2.1 Анализ источников формирования средств отделения ПФ Калужской области 15
2.2 Анализ направления использования средств отделения ПФ Калужской области 18
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию формирования и использования средств ПФ субъекта РФ.
3.1 Проект бюджета отделения ПФ Калужской области на 2007 г. 21
3.2 Пенсионная система Российской Федерации: перспективы развития 24
Заключение 32

Файлы: 1 файл

курсовая по ПФ Калуги.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Наибольший удельный вес в структуре расходов отделения Пенсионного Фонда Калужской области занимают расходы по обязательному пенсионному страхованию – 93% в 2006 году, 92,85% в 2005 году и 93,2% в 2004 году. Расходы на выплату пенсий составили в 2004 году 6510761,4 тыс. рублей, в 2005 году составили 7880470,4 тыс. рублей, а в 2006 году 9033047,2 тыс. рублей.

В расходы по обязательному пенсионному страхованию включены расходы по Выплате базовой части трудовой пенсии, которые составили в 2004 году 2319584,3 тыс. рублей (33,2% от общих расходов отделения Пенсионного Фонда Калужской области ), в 2005 году 3222680,2 тыс. рублей (37,97% от общих расходов), в 2006 году расходы составили 3692710,6 тыс. рублей (38,02% от общих расходов).

Также в расходы по обязательному пенсионному страхованию включены расходы по выплате страховой части трудовой пенсии, пособий и компенсаций. Этот показатель является основным элементом расходования средств отделения Пенсионного Фонда Калужской области и составляет в 2004 году 4191177,1 тыс. рублей (60% от общих расходов), в 2005 году 4657790,2 тыс. рублей (54,88% от общих расходов), в 2006 году 5340336,6 тыс. рублей (54,98% от общих расходов). Наблюдается тенденция роста расходов по этому показателю в денежном выражении, но снижение в процентном относительно общих расходов.

Выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению увеличивались в период между 2004 и 2006 годами. В 2004 году расходы составили 472748 тыс. рублей, в 2005 году произошло увеличение этих расходов на 132865,6 тыс. рублей и они составили 605613,6 тыс. рублей, в 2006 году расходы по этому показателю составили 679046,0 тыс. рублей. Этот показатель будет также увеличиваться и в следующем периоде.

В соответствии с Приложением 4 можно сделать вывод о тенденции по постепенному уменьшении расходов отделения Пенсионного Фонда Калужской области  по выплатам пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, пособий. В 2004 году эти расходы составили 1571,5 тыс. рублей, в 2005 году 1273,2 тыс. рублей, в 2006 году 1121,2 тыс. рублей.

Проанализировав расходы отделения Пенсионного Фонда Калужской области можно говорить о повышении пенсионного обеспечения в Калужской области.

Ежегодно  в Калужской   области  назначается   16-18  тыс.   пенсий, из  которых  17 процентов   составляют досрочные  пенсии. Назначение  пенсий  с января 2002 года производится  за период  регистрации  лица в системе   обязательного  пенсионного  страхования  на основании имеющихся в распоряжении данных     персонифицированного  учета   застрахованных  лиц,  что   позволяет избежать назначения пенсий по недостоверным документам.   

С 1 января 2002 года в рамках новой пенсионной реформы реализованы Федеральные законы от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 г.№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». С введением новой пенсионной реформы с 1 января 2002 года улучшен уровень пенсионного обеспечения отдельных категорий пенсионеров, среди которых инвалиды с детства, инвалиды 1 группы и 80- летние граждане, получатели пенсий при неполном стаже, работники Севера. В связи с введением нового пенсионного законодательства работающие пенсионеры получили возможность получения пенсии в полном объеме без ограничений. В результате  перерасчета пенсий с 1 января 2002 года  более 78 тыс.  пенсионеров в области, то  есть  26 процентов  получили   существенную   прибавку к пенсии,  которая  составила в среднем  более 310 рублей. В 2003году при индексе роста цен (инфляции) в стране - 12%, размер трудовой пенсии  в результате  двойного повышения  увеличился на 17,7%, т.е. с опережением уровня инфляции на 5,7 процентных пункта.

В ходе реализации первого этапа пенсионной реформы уровень пенсионного обеспечения за период с 1 января 2002 года по 1 июня 2004 года возрос с 1262 рублей до 1888 рублей, или на 49,6 % .

 

 


Глава 3.  Мероприятия по совершенствованию формирования и использования средств ПФ субъекта РФ.

 

3.1   Проект бюджета отделения ПФ Калужской области на 2007 г.

 

В соответствии с принятым Государственной Думой Российской Федерации проектом закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан (о повышении уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан)", с 1 декабря 2007г. базовая часть трудовой пенсии по старости вырастет почти на 30 процентов и составит 1560 рублей (Приложение 5). Одновременно пропорционально будут увеличены размеры базовых частей пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также пенсии по государственному обеспечению. При этом будет внесена соответствующая поправка и в законопроект о повышении базовой части так называемых северных пенсий.

Основным новшеством пенсионной системы РФ в 2007 году стало вступление в силу с 1 января 2007 года Федерального закона РФ от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей является  Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Право на дополнительные меры государственной поддержки имеют следующие граждане Российской Федерации:
• Женщина, родившая (усыновившая) второго ребенка начиная с 1 января 2007г.;
• Женщина, родившая (усыновившая) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
• Женщина, усыновившая третьего или последующих детей, не воспользовавшаяся ранее правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная              с              1              января              2007г.;
• Мужчина, являющийся единственным усыновителем второго третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшийся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007г.
• В случае смерти женщины, объявления ее умершей, лишения ее родительских прав, совершения в отношении своего ребенка умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также отмены усыновления ребенка право на дополнительные меры государственной поддержки переходит к отцу (усыновителю) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без              гражданства.
• В случае смерти обоих родителей, лишения родительских прав, совершения ими умышленного преступления, относящегося к преступлениям, против личности в отношении своего ребенка, право на дополнительные меры государственной поддержки переходит к ребенку (детям в равных долях) не достигшим совершеннолетия, и (или) к совершеннолетнему ребенку (детям в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательных учреждениях, но не более чем до достижения им возраста 23 лет.
Гражданам, имеющим право на получение материнского капитала, выдается государственный Сертификат на материнский капитал.

Материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 250 тысяч рублей. Ежегодно ПФР будет информировать граждан об изменении размера материнского капитала с учетом темпов инфляции.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим              направлениям:
1.              Улучшение                            жилищных              условий;
2.              Получение              образования              ребенком              (детьми);
3. Формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, родивших (усыновивших) второго (третьего и последующего) ребенка;
Распорядиться средствами можно будет не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, путем подачи в территориальный орган ПФР заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.


3.2 Пенсионная система Российской Федерации: перспективы развития

 

 

Реформирование системы пенсионного обеспечения, просуществовавшей 10 лет, началось с января 2002 года. Итоги пенсионных реформ в любой стране принято подводить спустя не годы и десятилетия, а даже поколения. Тем не менее, функционирование сегодняшней пенсионной системы позволяет сделать некоторые выводы и акцентировать внимание на не решенных в ходе пенсионной реформы проблемах. Одной из таких актуальных и важных проблем является реформирование льготного пенси­онного обеспечения.

В Российской Федерации достаточно большое ко­личество получателей досрочных пенсий. Двад­цать семь категорий работающих, определенных ст. 27 и ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на пенсионное обеспечение ранее обще­установленного возраста в 60 лет для мужчин и в 55 лет для женщин. При этом объем средств, направляемых на досрочное пенсионное обеспечение, составляет около 20% общего лимита Пенсионного фонда Россий­ской Федерации на финансирование пенсий. В частности, только в городе Калуге  численность получателей досрочных пенсий на 1.01.2007 года составляет 21059 человек, что занимает 23% в общей численности получателей трудовых пенсий.

При том, что объем расходов на досрочное пенси­онное обеспечение растет опережающими темпами, финансирование досрочных пенсий осуществляется в настоящее время по той же схеме и в том же порядке, что и финансирования обычных трудовых пенсий.

Данная схема подразумевает и реализует чисто рас­пределительный принцип досрочного пенсионного обеспечения, источниками средств для которого являются поступления единого социального налога, уплачи­ваемого работодателями в федеральный бюджет и на­правляемого затем в ПФР для финансирования базовой части пенсии, и страховые взносы, направляемые в ПФР для финансирования страховой части пенсии.

Выплата досрочных пен­сий производится за счет изъятия части уплаченных в Пенсионный фонд России (ПФР) взносов, но расходуется не на пенсии работников, за которых эти взносы внесены, а на выплату досрочных пенсий людям, за которых дополнительно взносы никто не платил. Данное изъятие в масштабах страны ста­новится весьма существенным.

Данная система назначения и финансирования досрочных пенсий была заложена еще в 30—40 годах и для условий социалистического метода хозяйствова­ния, когда практически вся экономика являлась госу­дарственной, была достаточно эффективной. Но с 90-х годов - с началом рыночных преобразований в Россий­ской Федерации, с появлением частных предприятий (в сегодня более 70% экономики является частной) — в системе досрочного пенсионного обеспечения резко проявились противоречия.

Первое противоречие - объективно человек меньше работает (т.к. уходит на пенсию раньше), ЕСН и взносы за него платятся в обычном порядке (т.е. поступления в его пользу меньше), а как пенсионер он получает пенсию дольше за счет всех остальных пенсионеров. Это противоречие было и раньше, до рыночной реформы, но тогда не было системы индивидуального пенсион­ного страхования работающих, системы персонифи­цированного учета, благодаря чему противоречие не носило столь острый характер, как сейчас.

Второе противоречие - это противоречие между частным характером и условиями производства и воз­никновением на основе этих частных условий государ­ственных обязательств по досрочному пенсионному обеспечению значительной части работающих. Дру­гими словами, тяжелые или вредные условия труда зависят полностью от работодателя и отражают часто неудовлетворительный характер организации частного производства, но вот пенсию за такую организацию производства, наносящего вред здоровью, платит го­сударство, уменьшая тем самым размер пенсии всем остальным пенсионерам.

Численность получателей досрочных пенсий на про­тяжении последних десяти лет постоянно возрастала именно потому, что действующие нормы пенсионного законодательства позволяют работодателю, имеюще­му на производстве неудовлетворительные условия, не нести финансовой ответственности за досрочные пенсии, фактически поощряя работодателей пере­кладывать финансирование досрочных пенсий на госу­дарство. Используя столь выгодную для себя правовую ситуацию, работодатели с помощью пенсионных льгот решают вопросы укомплектования рабочей силой про­изводств с вредными и опасными условиями труда и компенсации утраты части трудоспособности своих работников, практически не принимая радикальных мер по улучшению условий труда.

С экономической точки зрения существующее по­ложение приводит к отвлечению значительных фи­нансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации (до 20%), что существенно сокращает возможности увеличения размеров пенсионного обе­спечения другим категориям получателей пенсий.

За последние 10 лет в связи со сложным финансовым положением большинство предприятий практически не финансировали мероприятия по улучшению условии труда. Следствием этого в настоящее время и ближай­шем будущем может быть продолжающееся увели­чение числа получателей досрочных пенсий. Поэтому представляется вполне обоснованным предложение о переводе досрочных пенсий в систему профессио­нальных пенсий, предоставляемых на основе договор­ных отношений между работодателем и работником, социального партнерства между ними. Роль же государства сводится в этом вопросе к регулирующим и контролирующим функциям.

Реформирование системы льготно­го пенсионного обеспечения необходимо и для самих работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию. Это связано в первую очередь с ведением накопительного элемента в финансировании пенсии, т.е. вышеуказанные работники смогут получать только ту пенсию, что успели накопить за льготный период трудовой деятельности, при условии оставления ими рабочего места.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что реформа системы льготного пенсионного обеспечения нужна не только государству в лице Пенсионного фонда для увеличения резервов по выплате пенсий, но и будущим пенсионерам-льготникам. В данном же случае возникает вопрос о взаимоувязке интересов ПФР, работодателей и работников, имеющих право на досрочную пен­сию. В связи с этим необходимо предусмотреть ряд мероприятий, направленных на преобразования в системе льготного пенсионного обеспечения.

Наиболее радикальным способом реформиро­вания системы льготного пенсионного обеспечения является отмена всех льгот при назначении пенсий. Но такая мера не может быть реализована, так как к системе льготного пенсионного обеспечения относятся не только льготные про­фессиональные пенсии, но и льготные социальные пенсии, т. е. такое решение может привести к серь­езным социальным последствиям.

Другим способом реформирования системы льготного пенсионного обеспечения, не менее радикальным, является переложение всех обязательств перед пенсионерами-льготниками на плечи работодателей. Что касается работников промышленных предприятий с опасными и вред­ными условиями труда, то для них с учетом уровня заработной платы вполне приемлемым является не­государственное пенсионное страхование (и данным работодателям это под силу). Но, как уже отмечалось, на сегодня большая часть пенсионеров-льготников является работниками бюджетной сферы (медицин­ские, педагогические, творческие работники). Для них данный способ решения поставленной проблемы не может иметь места. В данном случае должна быть разработана иная программа реформирования.

Информация о работе Пенсионный фонд Калужской области: его социально-экономическая сущность и роль в проведении пенсионной реформы РФ Введение 3 Глава 1. Теоре