Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 00:23, курсовая работа
В режиме постоянной инфляции и жестких рыночных отношений (конкуренция) работа организаций в России сопряжена со значительным предпринимательским и финансовым рисками. В этих условиях учет в организациях становится не только важнейшим и единственным пока источником сверх важной информации, но и главным инструментом планирования и прогнозирования деятельности.
Сущность бюджетов, задачи составления бюджетов, их роль в управлении предприятиями
Виды и функции бюджетов
1.2 Этапы составления бюджетов
1.3 Контроль исполнения бюджета
Совершенствование бюджетирования на предприятии, улучшение контроля за исполнением бюджета
Заключение
Список литературы
Шаг планирования – периодичность, с которой в пределах горизонта планирования формируется данный бюджет. Это квартал, месяц, декада, неделя.
Шаг корректировки – периодичность, с которой в пределах горизонта планирования происходит изменение плановых значений внутри шага планирования, вызванное изменением условий осуществления хозяйственной деятельности.
Формат планирования. Для регламентации процесса планирования необходимо определить формат предоставления информации, который будет использоваться для формирования бюджетов. Единый формат можно использовать, когда сбор информации при планировании ведется в бумажном виде и один документ последовательно передается от сотрудника к сотруднику. При автоматизированном планировании в рамках единой информационной системы интерфейс универсального формата планирования может быть настроен в соответствии со специализацией рабочего места пользователя.
Текущая корректировка. Иногда менеджеры различного уровня считают, что бюджет незыблем и ни в коем случае не может быть изменен. Это ошибочное мнение. Бюджет может и должен быть изменен в случае прямой необходимости. С момента составления бюджета могли измениться обстоятельства, анализ причин отклонений мог показать, что некоторые статьи бюджета стали нереальными. В этом случае необходима текущая корректировка бюджета. Под текущей корректировкой бюджетов понимается изменение значений плановых данных внутри шага планирования, вызванное изменением условий осуществления хозяйственной деятельности.
Регламент
текущей корректировки бюджетов
определяет порядок прохождения
и формирования документов, распоряжений,
на основании которых
Все принципы разрабатываемой на предприятии системы бюджетного управления должны быть описаны и закреплены в соответствующих документах для эффективной работы системы управленческого учета. На основе базового документа «Положения об учетной политике» в основном создается семь регламентных документов:
- Положение о финансовой структуре;
- Положение
о Центрах финансовой
- Регламент
работы с системой
- Инструкции
пользователей пи работе с
системой финансового
- Положение о бюджетах;
- Положение о планировании;
- Положение о финансовом анализе.
Возможен
вариант, когда эти документы
могут быть объединены в один, который
описывает всю систему
1.3 Контроль исполнения бюджета
В целях
создания системы контроля над формированием
и исполнением сводного бюджета
предприятия рекомендуется
Формируемые бюджеты должны отвечать следующим требованиям:
1. Бюджеты
должны быть напряженными, но
достижимыми. Лишь
2. Право
на существование имеет только
действительный бюджет. Теневой
или аварийный бюджеты
3. Бюджет
является обобщающим планом в
натуральных и денежных
4. Ответственное
лицо за исполнение бюджета
должно обязательно принимать
участие при его разработке, для
того, чтобы со всей
5. Бюджет
является своеобразной
6. Бюджет остается неизменным во время бюджетного периода.
В целях осуществления контроля над исполнением бюджетов предлагается использовать двухуровневую систему этого контроля.
Нижний
уровень – контроль над исполнением
бюджетов структурных подразделений
предприятия, непосредственно осуществляемый
экономическими службами этих подразделений,
при этом контролируется как сводный
бюджет, так и составляющие его
функциональные бюджеты. Верхний уровень
– контроль над исполнением бюджетов
всех структурных подразделений (включая
контроль составляющих их бюджетов по
статьям затрат), осуществляемый непосредственно
финансово-экономической
Основными элементами системы контроля являются:
- объекты
контроля – бюджеты
- предметы
контроля – отдельные
- субъекты
контроля – структурные
- технология
контроля бюджетов –
Контроль
над соблюдением расходной
Для обеспечения качественного решения этой задачи необходимо установить четкий порядок управленческих процедур, который позволит обеспечить:
- оперативное
проведение анализа
- разработку
мероприятий по ликвидации
- оформление
и представление руководству
предприятия аналитических
Контроль за исполнением бюджетов осуществляется в виде предварительного, текущего и последовательного видов контроля.
Предварительный контроль является самым важным видом контроля. Основная цель предварительного контроля – показать эффективность использования ресурсов предприятия при выборе того или иного варианта производства и реализации продукции. данный вид контроля осуществляется на стадии планирования при анализе представленных альтернативных вариантов. В результате проведенной оценки принимается и утверждается вариант бюджета, наиболее соответствующий установленным критериям. Предварительный контроль должен осуществляться на каждой стадии составления главного бюджета. Каждая смета в отдельности должна пройти предварительный контроль.
Например, предварительный контроль подготовленного бюджета продаж должен быть проведен по программе, которая содержит следующие вопросы:
Предварительный контроль сметы по труду производственных рабочих должен подтвердить:
В целом
на стадии предварительного контроля
каждая смета подвергается пересчету
и всестороннему анализу. Тщательно
проведенный предварительный
Профессионально составленный и сбалансированный по всем показателям бюджет предприятия обеспечивает своевременное бесперебойное снабжение производства сырьем и материалами; исключает затраты на хранение излишков сырья и готовой продукции на складах; обеспечивает рациональное размещение работников по рабочим местам, проведение эффективной политики по своевременному привлечению финансовых средств, эффективное размещение свободных денежных средств.
Особенно важен предварительный контроль планируемых инвестиций, поскольку они связаны с отвлечением либо привлечением значительных финансовых средств. Инвестиции, как правило, весьма существенно влияют на финансовые показатели предприятия. Поэтому процесс отбора инвестиционных проектов для реализации связан с оценкой предполагаемых проектов на основе многообразной комплексной информации. К оценке инвестиционных проектов привлекаются квалифицированные специалисты. Производятся расчеты эффективности реализации альтернативны проектов, экологические оценки, рассматривается социальное влияние проектов и т.д.
Инвестиционный проект, отобранный после проведения предварительного контроля, включается в бюджет капитальных вложений, который в свою очередь включается в финансовый бюджет предприятия.
Текущий контроль бюджета осуществляется в ходе его исполнения путем сопоставления плановых показателей с фактическими учетными данными, в процессе которого выявляют отклонения. Выявленные отклонения подвергаются анализу, выясняются причины, их вызывающие. Затем либо выявленные причины устраняются, либо производится корректировка бюджета.
Текущий контроль может осуществляться двумя путями:
1) в режиме «on-lain» - при наличии интегрированной компьютерной информационной системы по управленческому учету;
2) с помощью управленческой отчетности.
В режиме «on-lain» текущий контроль обеспечивается в соответствии с заданной программой. Все производимые расходы пи вводе информации соответствующим образом кодируются и в автоматическом режиме фиксируются в графах «фактические расходы» определенных бюджетов. Кроме того, каждая запись сопровождается расчетом экономии или перерасхода на заданный период. Менеджер, контролирующий исполнение того или иного бюджета, принимающий решение по расходам или доходам, в любой момент может видеть реальную картину по всем позициям, необходимым ему для полноценного управления.
В случае
возникновения серьезных
Последующий контроль бюджета осуществляется по завершении бюджетного периода, он носит «исторический» характер. В отличие от текущего контроля, который иначе называют оперативным, последующий контроль бывает более точным и взвешенным, а значит, более глубоким и объективным.
Последующий контроль также осуществляется с помощью форм управленческой отчетности. Они содержат данные по плановым и фактическим показателям, а также данные по отклонениям факта от плана. Кроме того, как правило, формы отчетности предусматривают сопоставимость названных показателей за отчетный и предшествующий периоды.
Последующий
контроль является заключительным этапом
бюджетного процесса. Он дает целостную
информацию о завершении бюджета, предполагает
возможность анализа
Осуществление всех трех форм контроля на предприятии обеспечивает целесообразное использование ресурсов и способствует значительному повышению финансовых результатов.