Основы финансового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 00:23, курсовая работа

Краткое описание

В режиме постоянной инфляции и жестких рыночных отношений (конкуренция) работа организаций в России сопряжена со значительным предпринимательским и финансовым рисками. В этих условиях учет в организациях становится не только важнейшим и единственным пока источником сверх важной информации, но и главным инструментом планирования и прогнозирования деятельности.

Оглавление

Сущность бюджетов, задачи составления бюджетов, их роль в управлении предприятиями
Виды и функции бюджетов
1.2 Этапы составления бюджетов
1.3 Контроль исполнения бюджета
Совершенствование бюджетирования на предприятии, улучшение контроля за исполнением бюджета
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

основы фин планирования.docx

— 51.10 Кб (Скачать)

Введение

  1. Сущность бюджетов, задачи составления бюджетов, их роль в управлении предприятиями
    1. Виды и функции бюджетов

1.2 Этапы составления бюджетов

1.3 Контроль исполнения бюджета

  1. Совершенствование бюджетирования на предприятии, улучшение контроля за исполнением бюджета

Заключение

Список литературы

3. Задача

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В режиме постоянной инфляции и жестких рыночных отношений (конкуренция) работа организаций  в России сопряжена со значительным предпринимательским и финансовым рисками. В этих условиях учет в организациях становится не только важнейшим и  единственным пока источником сверх  важной информации, но и главным  инструментом планирования и прогнозирования  деятельности.

Планирование  – особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия. Процесс планирования неразрывно связан с процессом контроля. Без контроля планирование становится бессмысленным. В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой  финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая  для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета.

Система финансового планирования состоит  из:

- систем  бюджетного планирования деятельности  структурных подразделений предприятия;

- системы  сводного (комплексного) бюджетного  планирования деятельности предприятия.

Эти системы  включают: процессы формирования бюджетов, структуры бюджетов, ответственность  за формирование и исполнение бюджетов, процесса согласования, утверждения  и контроля исполнения бюджетов. Принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и  всего предприятия необходимо внедрять в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов по пересмотру ежеквартальных планов и смет, большей гибкости в управлении и контроле над себестоимостью продукции, а также для повышения  точности плановых показателей (для  целей налогового и финансового  планирования). На этапе разработки оперативных (текущих) планов, являющимся завершающим этапом планирования, на предприятии на первое место выступает финансовое планирование через систему бюджетирования.

Бюджетирование  в общем виде можно представить  как информационную систему внутрифирменного, корпоративного управления с помощью  определенных финансовых инструментов, называемых бюджетами. Бюджетирование как система имеет достаточно глубокие исторические корни. Его происхождение  связывают с возникновением камеральной  бухгалтерии, имеющей целью «схематическое, легко контролируемое определение  хода производства и его результатов  на основе предварительно составленной сметы и бюджета». Уже в то время (камеральная бухгалтерия появилась  в позднем средневековье) считалось, что учету доходов и расходов должен предшествовать предварительный  расчет их ожидаемой величины и специалисты  по камеральному учету в зарубежных странах уделяли этому большое  внимание.

Российские  ученые также внесли определенный вклад  в развитие идей бюджетирования. Среди  них следует отметить Л.И.Ромберга, который выделял в качестве объектов исследования им же сформулированной новой науки экономологии смету (бюджет), бухгалтерский учет и контроль. В смете он видел инструмент планирования связывая ее с коммерческим расчетом. В основе деятельности бухгалтерии он выделял причинно-следственные связи, а контроль трактовал как процесс установления соответствия хозяйственной деятельности интересам предприятия, признавая только предварительный и заключительный контроль. Проф. А.П.Рудановский предлагал ввести в классификацию счетов счета бюджета и пытался установить связь каждой операции с бюджетом, называя этот процесс бюджетированием. Он первым ввел это понятие в российскую теорию и практику учета. Несмотря на свою прогрессивность, идеи бюджетирования в то время оказались невостребованными ни у нас, ни за рубежом. Они нашли практическое воплощение только в период становления и развития управленческого учета, когда Бюджетирование стало неотъемлемой составной частью теории и практики менеджмента.

Востребованность  идеи бюджетирования в ХХ в. была обусловлена  двумя факторами: с одной стороны, новейшие теоретические исследования, обогатившие теорию и практику учета  для целей управления, создали  для этого необходимую базу, а  с другой – сложившиеся экономические  условия, обострившие внешнюю и  внутреннюю конкуренцию и связанный  с ней рост затрат и усилий на реализацию товаров, заставили искать новые пути их снижения и контроля.

После Второй мировой войны изменились функции  и содержание бюджетирования. Оно  стало составной частью управленческого  учета и анализа, где основной упор делался на составление предварительных  смет затрат, оперативное выявление  отклонений от них, систематический  анализ издержек производства и поиск  вариантов управленческих решений  на базе оценки затрат и результатов.

Бюджетирование  – это полноценная система  управления.

 

  1. Сущность бюджетов, задачи составления бюджетов, их роль в управлении предприятиями

 

Задача бюджетирования – это достижение предприятием цели оперативного (текущего) периода. Основная задача, решаемая системой бюджетирования – это построение или реструктуризация действующей системы управления предприятием, которая способна будет обеспечивать и поддерживать функционирование полного управленческого цикла.

Бюджеты способствуют выявлению и координации  всех факторов производства по структурным  подразделениям и функциональным службам  с целью достижения предприятием намеченных целей. Целью бюджетного управления является структурирование (выделение) желаемого будущего предприятия  в оперативном периоде. Это значит, что главной целью разработки и внедрения системы бюджетирования является совершенствование системы  финансового управления на предприятии, а также повышение финансово-экономической  эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата. Эта концепция предполагает хорошо составленный план, где взаимоотношения между отдельными подразделениями согласованы с предприятием в целом; выявление слабых звеньев в управлении; закрепление ответственности исполнителей. Следовательно, система бюджетирования взаимосвязана с проблемами коммуникации и координации.

Бюджет – это количественное выражение плана, средство контроля над его выполнением и метод регулирования.

Бюджет – это информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах. Бюджет представляет собой директивный план будущих операций и используется для планирования, учета, контроля и оценки эффективности деятельности организации.

Любой бюджет представляет собой условный отчет  о предполагаемых результатах на момент составления бюджета. Тщательно  подготовленный бюджет является наилучшим  стандартом, с которым сравнивают фактические результаты, так как  он содержит оценку всех переменных, которые  прогнозировались во время составления  бюджета. Анализ возникших отклонений помогает:

- определить  проблемный участок деятельности который требует первоочередного внимания;

- выявить  возможности, неиспользованные при  составлении бюджета;

- показать  степень реалистичности первоначального  бюджета, точно его расчета.

Отклонения  от бюджета, определяемые ежемесячно, служат для целей контроля в течение  всего года. Сравнение фактических  данных и бюджетных за год часто  является главным показателем оценки каждого центра ответственности  и его руководителя в конце  года.

Цифры в  бюджетах не должны быть как слишком  жесткими, так и неоправданно заниженными. Они должны быть реалистичными, достижимыми  и по возможности документально  обоснованными.

Необходимо  стремиться к тому, чтобы информация, содержащаяся в бюджете, была максимально  очной, определенной и значимой для  ее пользователя.

В этом документе  могут содержаться данные о выручке  и затратах, доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированными. При разработке бюджета используют не только стоимостные, но и натуральные  показатели. Бюджет должен иметь способность  к изменениям, которая придает  ему гибкость и позволяет приспособиться к неожиданно возникающим обстоятельствам.

По мнению специалистов, эффективный бюджет должен обладать следующими свойствами:

  • предоставлять возможность прогнозирования;
  • иметь четко определенную систему движения информации, распределения полномочий и ответственности за ее формирование и представление;
  • содержать подобную, точную и своевременную информацию;
  • предоставлять возможность сравнения;
  • быть приемлемым для всех заинтересованных лиц внутри организации.

 

1.1 Виды и функции бюджетов

 

Существует  большое разнообразие бюджетов, которые  можно сгруппировать определенным образом. Обычно для этого используют следующие классификационные признаки:

  • степень обобщения информации;
  • периодичность предоставления;
  • способ планирования;
  • механизм использования.

По степени обобщения информации бюджеты подразделяются на главный (генеральный), общий и частный бюджеты.

Главный бюджет охватывает основную деятельность предприятия. Цель главного бюджета – объединить и суммировать бюджеты структурных подразделений предприятия, для которых составляются частные бюджеты. К частным бюджетам относятся: бюджет продаж, бюджет закупок, производственный бюджет и т.д.

В результате составления главного бюджета создаются: прогнозный баланс, прогноз (бюджет) прибылей и убытков, прогноз (бюджет) движения денежных средств.

Бюджет доходов и расходов (БДР). В этом бюджете находят отражение все документы, выставленные в адрес покупателей и заказчиков, независимо, когда, как, от кого, в каком виде поступит оплата. Это позволит в процессе учета оперативно следить за выручкой (накладные на отпуск на стону, акты выполненных работ, оказанных услуг, бухгалтерские справки и др.). В расходной части отражаются только те затраты, которые будут понесены (израсходованы) для получения доходов. Любое приобретение ТМЦ, или каких-либо услуг, планируемых данной организацией в данном месяце в запас, в расходах не отражается.

Бюджет движения денежных средств (БДДС). В этом бюджете находит отражение входное сальдо, поступление, расход и выходное сальдо раздельно по кассе и банковским счетам (без внутренних операций между кассой и банком). Показываются все виды и источники поступления средств (в оплату за продукцию и услуги, независимо от времени отгрузки продукции или оказания услуг, получение займов и др.), и все виды и направления расхода средств (возврат долга, приобретение ТМЦ, оплата услуг, выдача займов и др.) Между бюджетами имеется косвенная связь. В новом месяце может быть отгружена одна продукция, а оплата ожидается за другую; приобретение ТМЦ планируется на одну сумму, а расходы на другую. Увязка таких расхождений показывается в бюджетном балансе.

Бюджетный баланс (ББ) показывает наличие реальных активов и пассивов организации. Например, если у этой организации есть собственные ОС, НМА, то они находят отражение в активе баланса на начало месяца. Если есть кредиторская задолженность, она отразится также на начало месяца в пассивах.

Планируемые движения в любом из этих бюджетов обязательно должны найти отражение  в изменении статей двух других бюджетов и числовой увязке между собой.

В начале отчетного периода генеральный  бюджет представляет собой заданный стандарт результатов деятельности, а в конце его – измеритель, позволяющий сравнивать полученные результаты с запланированными. Главный бюджет включает операционный и финансовый бюджеты.

В операционном бюджете деятельность предприятия  планируется посредством специальных  технико-экономических показателей, характеризующих стадии производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Конечная цель операционного бюджета  – бюджетный отчет о прибылях и убытках, который строится на основе:

  • бюджета продаж;
  • сметы производственной себестоимости продукции;
  • сметы коммерческих расходов;
  • сметы общехозяйственных расходов.

Информация о работе Основы финансового планирования