Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 00:23, курсовая работа
В режиме постоянной инфляции и жестких рыночных отношений (конкуренция) работа организаций в России сопряжена со значительным предпринимательским и финансовым рисками. В этих условиях учет в организациях становится не только важнейшим и единственным пока источником сверх важной информации, но и главным инструментом планирования и прогнозирования деятельности.
Сущность бюджетов, задачи составления бюджетов, их роль в управлении предприятиями
Виды и функции бюджетов
1.2 Этапы составления бюджетов
1.3 Контроль исполнения бюджета
Совершенствование бюджетирования на предприятии, улучшение контроля за исполнением бюджета
Заключение
Список литературы
Введение
1.2 Этапы составления бюджетов
1.3 Контроль исполнения бюджета
Заключение
Список литературы
3. Задача
Введение
В режиме
постоянной инфляции и жестких рыночных
отношений (конкуренция) работа организаций
в России сопряжена со значительным
предпринимательским и
Планирование – особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия. Процесс планирования неразрывно связан с процессом контроля. Без контроля планирование становится бессмысленным. В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета.
Система финансового планирования состоит из:
- систем
бюджетного планирования
- системы
сводного (комплексного) бюджетного
планирования деятельности
Эти системы включают: процессы формирования бюджетов, структуры бюджетов, ответственность за формирование и исполнение бюджетов, процесса согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов. Принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и всего предприятия необходимо внедрять в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов по пересмотру ежеквартальных планов и смет, большей гибкости в управлении и контроле над себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования). На этапе разработки оперативных (текущих) планов, являющимся завершающим этапом планирования, на предприятии на первое место выступает финансовое планирование через систему бюджетирования.
Бюджетирование
в общем виде можно представить
как информационную систему внутрифирменного,
корпоративного управления с помощью
определенных финансовых инструментов,
называемых бюджетами. Бюджетирование
как система имеет достаточно
глубокие исторические корни. Его происхождение
связывают с возникновением камеральной
бухгалтерии, имеющей целью «схематическое,
легко контролируемое определение
хода производства и его результатов
на основе предварительно составленной
сметы и бюджета». Уже в то время
(камеральная бухгалтерия
Российские ученые также внесли определенный вклад в развитие идей бюджетирования. Среди них следует отметить Л.И.Ромберга, который выделял в качестве объектов исследования им же сформулированной новой науки экономологии смету (бюджет), бухгалтерский учет и контроль. В смете он видел инструмент планирования связывая ее с коммерческим расчетом. В основе деятельности бухгалтерии он выделял причинно-следственные связи, а контроль трактовал как процесс установления соответствия хозяйственной деятельности интересам предприятия, признавая только предварительный и заключительный контроль. Проф. А.П.Рудановский предлагал ввести в классификацию счетов счета бюджета и пытался установить связь каждой операции с бюджетом, называя этот процесс бюджетированием. Он первым ввел это понятие в российскую теорию и практику учета. Несмотря на свою прогрессивность, идеи бюджетирования в то время оказались невостребованными ни у нас, ни за рубежом. Они нашли практическое воплощение только в период становления и развития управленческого учета, когда Бюджетирование стало неотъемлемой составной частью теории и практики менеджмента.
Востребованность идеи бюджетирования в ХХ в. была обусловлена двумя факторами: с одной стороны, новейшие теоретические исследования, обогатившие теорию и практику учета для целей управления, создали для этого необходимую базу, а с другой – сложившиеся экономические условия, обострившие внешнюю и внутреннюю конкуренцию и связанный с ней рост затрат и усилий на реализацию товаров, заставили искать новые пути их снижения и контроля.
После Второй мировой войны изменились функции и содержание бюджетирования. Оно стало составной частью управленческого учета и анализа, где основной упор делался на составление предварительных смет затрат, оперативное выявление отклонений от них, систематический анализ издержек производства и поиск вариантов управленческих решений на базе оценки затрат и результатов.
Бюджетирование – это полноценная система управления.
Задача бюджетирования – это достижение предприятием цели оперативного (текущего) периода. Основная задача, решаемая системой бюджетирования – это построение или реструктуризация действующей системы управления предприятием, которая способна будет обеспечивать и поддерживать функционирование полного управленческого цикла.
Бюджеты
способствуют выявлению и координации
всех факторов производства по структурным
подразделениям и функциональным службам
с целью достижения предприятием
намеченных целей. Целью бюджетного
управления является структурирование
(выделение) желаемого будущего предприятия
в оперативном периоде. Это значит,
что главной целью разработки
и внедрения системы
Бюджет – это количественное выражение плана, средство контроля над его выполнением и метод регулирования.
Бюджет – это информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах. Бюджет представляет собой директивный план будущих операций и используется для планирования, учета, контроля и оценки эффективности деятельности организации.
Любой бюджет представляет собой условный отчет о предполагаемых результатах на момент составления бюджета. Тщательно подготовленный бюджет является наилучшим стандартом, с которым сравнивают фактические результаты, так как он содержит оценку всех переменных, которые прогнозировались во время составления бюджета. Анализ возникших отклонений помогает:
- определить
проблемный участок
- выявить
возможности, неиспользованные
- показать
степень реалистичности
Отклонения от бюджета, определяемые ежемесячно, служат для целей контроля в течение всего года. Сравнение фактических данных и бюджетных за год часто является главным показателем оценки каждого центра ответственности и его руководителя в конце года.
Цифры в бюджетах не должны быть как слишком жесткими, так и неоправданно заниженными. Они должны быть реалистичными, достижимыми и по возможности документально обоснованными.
Необходимо стремиться к тому, чтобы информация, содержащаяся в бюджете, была максимально очной, определенной и значимой для ее пользователя.
В этом документе могут содержаться данные о выручке и затратах, доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированными. При разработке бюджета используют не только стоимостные, но и натуральные показатели. Бюджет должен иметь способность к изменениям, которая придает ему гибкость и позволяет приспособиться к неожиданно возникающим обстоятельствам.
По мнению специалистов, эффективный бюджет должен обладать следующими свойствами:
1.1 Виды и функции бюджетов
Существует
большое разнообразие бюджетов, которые
можно сгруппировать
По степени обобщения
Главный бюджет охватывает основную деятельность предприятия. Цель главного бюджета – объединить и суммировать бюджеты структурных подразделений предприятия, для которых составляются частные бюджеты. К частным бюджетам относятся: бюджет продаж, бюджет закупок, производственный бюджет и т.д.
В результате составления главного бюджета создаются: прогнозный баланс, прогноз (бюджет) прибылей и убытков, прогноз (бюджет) движения денежных средств.
Бюджет доходов и расходов (БДР). В этом бюджете находят отражение все документы, выставленные в адрес покупателей и заказчиков, независимо, когда, как, от кого, в каком виде поступит оплата. Это позволит в процессе учета оперативно следить за выручкой (накладные на отпуск на стону, акты выполненных работ, оказанных услуг, бухгалтерские справки и др.). В расходной части отражаются только те затраты, которые будут понесены (израсходованы) для получения доходов. Любое приобретение ТМЦ, или каких-либо услуг, планируемых данной организацией в данном месяце в запас, в расходах не отражается.
Бюджет движения денежных средств (БДДС). В этом бюджете находит отражение входное сальдо, поступление, расход и выходное сальдо раздельно по кассе и банковским счетам (без внутренних операций между кассой и банком). Показываются все виды и источники поступления средств (в оплату за продукцию и услуги, независимо от времени отгрузки продукции или оказания услуг, получение займов и др.), и все виды и направления расхода средств (возврат долга, приобретение ТМЦ, оплата услуг, выдача займов и др.) Между бюджетами имеется косвенная связь. В новом месяце может быть отгружена одна продукция, а оплата ожидается за другую; приобретение ТМЦ планируется на одну сумму, а расходы на другую. Увязка таких расхождений показывается в бюджетном балансе.
Бюджетный баланс (ББ) показывает наличие реальных активов и пассивов организации. Например, если у этой организации есть собственные ОС, НМА, то они находят отражение в активе баланса на начало месяца. Если есть кредиторская задолженность, она отразится также на начало месяца в пассивах.
Планируемые движения в любом из этих бюджетов обязательно должны найти отражение в изменении статей двух других бюджетов и числовой увязке между собой.
В начале отчетного периода генеральный бюджет представляет собой заданный стандарт результатов деятельности, а в конце его – измеритель, позволяющий сравнивать полученные результаты с запланированными. Главный бюджет включает операционный и финансовый бюджеты.
В операционном
бюджете деятельность предприятия
планируется посредством