Налоги как основной источник в формировании доходов бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Налоги выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, поступающие в бюджетный фонд. С одной стороны они являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Таким образом, налоги являются основным источником в формировании бюджетной системы и экономики в целом, этим объясняется актуальность выбранной темы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
1.Налоги и их социально-экономическая сущность……………………………….4
1.1. Экономическое содержание и функции налогов……………………………4
1.2. Развитие налогообложения в России……………………………………. ….6
2. Роль налогов в формировании доходов бюджета……………………………....10
2.1. Роль прямых и косвенных налогов в формирование государственногобюджета……………………………………………………………………………......10
2.2 Динамика и структура налоговых поступлений в бюджет и их анализ…………………………………………………………………………………..13
3. Основные пути совершенствования механизма налогообложения в РФ………21 Заключение…………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы…………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

финансы курсавая.docx

— 60.07 Кб (Скачать)

Кардинальные изменения  произошли в налоге на прибыль  с 1 января 2009 г., что определено в гл. 25 НК РФ. Совокупная ставка налога снижена с 24 до 18% с одновременной отменой всех льгот. Реформирование налогообложения прибыли предусматривает: снятие ограничений. На возможность отнесения налогоплательщиками на затраты таких расходов, связанных с извлечением прибыли, как расходы на рекламу, медицинское и имущественное страхование, принятие к вычету всех необходимых документально подтвержденных производственных расходов, установление единой ставки налога для всех сфер деятельности; либерализации амортизационной политики. Отметим некоторые спорные моменты в новом порядке налогообложения прибыли, касающиеся большинства организаций – плательщиков. В настоящее время просматривается общеевропейская тенденция снижения ставки корпоративного налога на прибыль, таким образом, формально Россия «идет в ногу» с современной налоговой практикой развитых стран. Вместе с тем есть и явное «забегание вперед», что касается в первую очередь полномасштабной отмены льгот по налогу на прибыль.

Отмена льгот по налогу на прибыль распространяется в том числе и на бюджетные учреждения, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Парадокс ситуации заключается в том, что, согласно бюджетному законодательству, доходы бюджетных учреждений от предпринимательской деятельности являются неналоговыми доходами бюджетов. Кроме того, это дестимулирует бюджетные учреждения к привлечению не бюджетных источников и, следовательно, не способствует развитию их деятельности. Некоторые авторы полагают, что необходимо освободить от налога на прибыль данные доходы бюджетных учреждений.

Следует отметить, что возможность  применения инвестиционного налогового кредита, определенная ст. 66-67 I части НК РФ, ни в коей мере не компенсирует потерь организаций от отмены льготы по финансированию капитальных вложений.

С 2005г. введена в действие гл. 25.2 «Водный налог». В Налоговом кодексе РФ установлены все элементы налога: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

С 1 января 2005 года введена  в действие гл. 25.3 «Государственная пошлина». Это показательный и очень важный факт, даже с общеправовой точки зрения, потому что с помощью этой главы удалось решить задачу разграничения платежей налогового и неналогового характера. Теперь наряду с конституционной нормой о том, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги, появляется возможность реализовать зеркальный по отношению к ней принцип, согласно которому ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать какие-либо платежи, обладающее всеми признаками налога и сбора, если они прямо не поименованы в НК РФ. Обращаясь в те или иные уполномоченные государственные органы за совершением юридически значимых действий, налогоплательщик должен платить в размере, предусмотренных НК РФ. При этом размеры государственной пошлины во многих случаях снижены, а по большинству позиций установлены ее предельные размеры. Все это – в пользу налогоплательщика.

С введением в действие главы о государственной пошлине  отменен налог на рекламу.

Совершенно очевидно, что  это был не рыночный налог. В то же время представительным органом  местного самоуправления предоставлено  право введения единого налога на вмененный доход от деятельности по размещению наружной рекламы.

Отменен также налог на операции с ценными бумагами. Он заменяется государственной пошлиной в значительно меньших размерах и тоже с верхним ограничителем.

Крайне важно отметить, что составляющие почти треть  доходов федерального бюджета таможенные платежи ранее значились в  составе налоговых доходов, а  теперь – в составе неналоговых  и отнесены к доходам от внешнеэкономической  деятельности государства.

Анализируя данные поступлений  в федеральный бюджет, можно отметить доля налогов на добычу полезных ископаемых за последние годы (2009-2010) значительно выросла. Косвенные налоги же на данный момент имеют тенденцию к снижению.

Федеральный бюджет на 2009-2010 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения  всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и  инновационных отраслей, обеспечение  безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном  бюджете на 2009 год и плановый период 2010» прогнозируемый общий объем  доходов федерального бюджета на 2009 год  составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2010 г в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2009 год прогнозируются в размере 6 570,30 млрд. руб., на 2010 год 7 451,15 млрд. руб.,. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 74, 15 млрд. рублей (2009 году) и 14,29 млрд. рублей в 2010 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ

 

При разработке экономической  политики государству необходимо учитывать  следующие случаи:

1.Оптимизация налогооблажения не следует смешивать с уклонением от налога и с амортизацией, или с погашением налога. Уклонение от налога бывает легальным и нелегальным. К легальным, законным относится тот случай, когда потребитель с введением акциза на предмет его потребления или с повышением этого акциза перестает покупать этот предмет или покупает его в меньшем количестве. Сюда же относятся и те случаи, когда производитель, обложенный акцизом по средней величине выхода производимого продукта, повышает производительность и начинает получать больший выход продукта, продолжая платить прежний акциз.

С легальными уклонениями  государство может бороться только финансовыми способами: при сокращении потребления обложенного товара - понижать акциз. С нелегальными способами  уклонения можно бороться только усовершенствованием налогового аппарата, который должен быть способен вскрывать  все случаи обмана со стороны плательщиков.

2. Плательщик, законно обложенный налогом, перекладывает тяжесть налога на другого. Если последнему также удается переложить налог на третье лицо, то он является лишь плательщиком-посредником. Если же он окончательно несет тяжесть налога, тогда он – носитель налога. Ситуация переложения определяется множеством условий: подчинение облагаемого предмета свободной конкуренции или монополии, наличие или отсутствие эластичного спроса и предложения.

Одной из проблем российской налоговой системы является то, что  налогоплательщик не имеет достаточного представления, зачем нужны те налоги, которые государство намерено с  него собрать. Как и всякая система, функционирующая с участием мыслящих субъектов и коллективных целей, налоговая система сильно зависит от того, как она воспринимается глазами ее субъектов. Учет активности налогового субъекта и осознание рефлексивной природы налогового поведения – одна из задач экономической политики государства. Первый вопрос – выяснение того, между какими силами или субъектами достигается общественное согласие и в каких рамках оно может быть найдено.

За последние четыре года в налоговой сфере России сделаны  серьезные шаги, в результате чего выросла собираемость налогов, снизились  масштабы уклонения от их уплаты. В  целом же уменьшилось налоговое  бремя на экономику: снижены ставки основных налогов, например налог на прибыль с 35 до 20 процентов, НДС с 20 до 18, введена   плоская шкала подоходного налога 13 процентов. При этом общее количество налогов сократилось с 52, столько их было в 1988 году, до 15.

Хотя общая налоговая  нагрузка на предпринимательскую деятельность снизилась, она все же по-прежнему остается неоправданно велика. В результате снижаются возможности для модернизации и развития производства, создания новых рабочих мест.  Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть необременительной для бизнеса и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности.

Общая логика налоговых реформ во многих странах связана с постепенным  переходом от косвенного налогообложения  к обложению конечного дохода. Глубина этого перехода часто  зависит от способности справиться с задачей легализации экономической  деятельности и доходов от нее  с тем, чтобы перейти к прямому    налогообложению доходов юридических и физических лиц-налогоплательщиков.

В качестве управляющего переданными  средствами государство для предпринимателей проявляет себя зачастую неэффективно. Предприниматель понимает, что эффективность  чиновничьей деятельности по доведению отчисления до тех или иных целевых групп населения будет много ниже той, что он достиг в своем бизнесе. Вокруг каждого успешного предпринимателя есть люди, которые получают от него ту дотацию, которую они не получают от государства. Это касается и тех рабочих мест, которые создает предприниматель своей деятельностью, и определенные социальные программы и благотворительность, осуществляемые им без участия государства.

В связи с этим, у предпринимателя  возникает чувство: а не погасил  ли он уже свой общественный долг? И  не сделал ли он это намного эффективнее, чем государство, претендующее на часть  его имущества в виде налогов? От решения этого вопроса зависит  то, каким будет складываться равновесие в его отношениях с государством.

Поскольку государство диктует  рамки –налоговые, административные и иные, в которых существует бизнес, то перед налогоплательщиком встает вопрос о выгоде и издержках деятельности по оптимизации налогов. На практике этот вопрос сводится к сопоставлению уплачиваемых государству сумм с тем, сколько надо потратить на «механизм» уклонения от налогов.

В целом, с учетом сложности  выявления и количественного  измерения "теневых" экономических процессов, их анализ должен основываться на регулярном сопоставлении и перепроверке информации, полученной из разных источников.

Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в  социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать  как акцию по конфискации части  собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в  форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса и, что немаловажно, возросшим доверием граждан.

 Главной проблемой налоговой системы РФ является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов.

По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыре основных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономические  и технические.

 Одной из главных  причин уклонения от уплаты  налогов является нестабильное  финансовое положение налогоплательщика,  и чем оно неустойчивее, тем  сильнее намерение скрыть налоги.

 Еще одна из причин  уклонения от налогов - сложность  и противоречивость налогового  законодательства. Результаты собираемости  налогов напрямую зависят от  четкости изложения методик налогообложения,  технической оснащенности налоговых  инспекций, профессиональной подготовленности  их работников, а также от уровня  знаний граждан и организаций  в области налогового законодательства.

 Налоговая практика выработала два основных метода воздействия на поведение налогоплательщиков: предупреждение нарушений (превентивные меры) и наказание (репрессивные меры). В настоящее время, к сожалению, наиболее распространены последние. Однако тезис, согласно которому соблюдение налоговой дисциплины можно добиться только путем ее ужесточения, представляется, по меньшей мере, ошибочным, так как применение таких мер вызывает в отношениях с налогоплательщиками враждебность и ведет к противоборству. А отношения противостояния крайне негативно отражаются на результатах собираемости налогов и требуют значительных усилий для ее повышения. Совершенствование налогового законодательства, безусловно, важная составляющая комплекса предупредительных мероприятий, но не единственная и не самая сложная. Гораздо более серьезной является задача создания конструктивной налоговой культуры, основы которой составляло бы добровольное соблюдение налоговых законов большинством налогоплательщиков.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к  упрощению налоговой системы. Чем  проще налоговая система, тем, проще  определять экономический результат, меньше забот при составлении  отчетных документов и тем больше остается времени y предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах. Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах сyществyет один единственный налог на добавленную стоимость. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную стрyктyрy. В ней присyтствyют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем не отличаются. Но такие платежи приводят к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную yплатy налога. Радует, что в последнее время делаются попытки со стороны самих регионов упростить налоговую систему, сделать ставки по некоторым налогам гибкими. Общий уровень налоговых изъятий должен быть существенно снижен, а число налоговых поступлений - сокращено. Неблагоприятным для налогоплательщиков является то, что некоторые местные налоги и сборы уплачиваются за счет чистой прибыли. Введение некоторых из них оправдано, так как позволяет решить социально-экономические проблемы региона, многие же приводят к спаду производства. Для решения этой проблемы в регионах в целях развития производства пытаются льготировать прибыль, полученную предприятием в результате роста объема и реализации

продукции.

 Соответственно в последнее  время сильно изменились задачи  налоговой системы с учетом  политических, экономических и социальных  требований, предъявляемых к ней.  Направлением деятельности в  сфере налогообложения было приведение  ее в соответствие с изменившимися  условиями развития общества  и стоящими перед государством  задачами. Отстаивая эволюционный  путь развития нашей налоговой  системы целесообразно предпринять  следующие шаги. Есть еще одна  сторона этой проблемы. Не всегда  налогоплательщик сознательно нарушает  налоговое законодательство. В ряде случаев это объясняется низкой квалификацией экономических кадров предприятий и фирм, недостаточным знанием ими налогового законодательства, а также несовершенством отдельных нормативных актов, допускающих двойственное толкование некоторых положений. Поэтому законодательные органы России постоянно работают над совершенствованием налогового законодательства, стремясь сделать его более простым и понятным для налогоплательщика. В этих же целях в  
Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года. Несомненно вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Я считаю, что для выхода из кризисного состояния необходимо наладить налоговою систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.

Информация о работе Налоги как основной источник в формировании доходов бюджетной системы