Налоги как основной источник в формировании доходов бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Налоги выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, поступающие в бюджетный фонд. С одной стороны они являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Таким образом, налоги являются основным источником в формировании бюджетной системы и экономики в целом, этим объясняется актуальность выбранной темы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
1.Налоги и их социально-экономическая сущность……………………………….4
1.1. Экономическое содержание и функции налогов……………………………4
1.2. Развитие налогообложения в России……………………………………. ….6
2. Роль налогов в формировании доходов бюджета……………………………....10
2.1. Роль прямых и косвенных налогов в формирование государственногобюджета……………………………………………………………………………......10
2.2 Динамика и структура налоговых поступлений в бюджет и их анализ…………………………………………………………………………………..13
3. Основные пути совершенствования механизма налогообложения в РФ………21 Заключение…………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы…………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

финансы курсавая.docx

— 60.07 Кб (Скачать)

 Роль налогов в формировании  доходов государственного бюджета  определяется показателями удельных  весов:  
- налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;  
- отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;  
- конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;  
- отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;  
-конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.  
Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.  
Рассматривая проблемы формирования налоговых поступлений, следует не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы.

По методу установления налогов  их начали подразделять на прямые и косвенные. Критерием такого деления стала теоретическая возможность переложения налогов на потребителя товаров. Предполагается, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом, а окончательным плательщиком косвенных налогов — потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, а косвенные включаются в цену товаров (работ, услуг). Косвенные налоги называют налогами на потребление.

Критерий переложения  налога на потребителя для признания  его прямым или косвенным впоследствии был признан неточным, поскольку при определенных условиях прямые налоги также могут быть переложены на потребителей продукции или услуг через механизм роста цен, а косвенные налоги, напротив, не всегда полностью перекладывается на потребителя, если спрос на реализуемые товары оказывается достаточно эластичным и объем реализации уменьшается при повышении цены. Поэтому для разделения налогов на прямые и косвенные перестали использовать критерий переложения.

В настоящее время все  подоходные и имущественные налоги (в том числе на дарения, наследство, куплю-продажу ценных бумаг и  т. п.) относятся к прямым, а все налоги на потребление — к косвенным.

Прямые налоги устанавливаются  непосредственно для плательщиков; их размер зависит от масштабов объекта налогообложения.

 Прямые налоги способствуют  такому распределению налогового  бремени, при котором больше платят те члены общества, которые имеют более высокие доходы. Но форма прямого налогообложения требует сложного

механизма взимания налогов; возникают проблемы учета объектов налогообложения и уклонения от уплаты. Поэтому невзирая на справедливость прямых налогов налоговая система не может ограничиться только ими.

Поскольку косвенные налоги включаются в цены товаров и услуг, их размер для отдельного плательщика  прямо не зависит от его доходов. Их основной недостаток обратно пропорциональная зависимость от платежеспособности потребителей. Вследствие этого свойства косвенное налогообложение товаров массового потребления тяжелым бременем ложится на население с низкими доходами, поскольку большая часть его доходов расходуется на приобретение продуктов питания и других товаров первой необходимости.

В связи с тем что структура потребления у различных слоев населения значительно различается, принцип справедливого налогообложения может быть реализован через дифференцированный подход к установлению косвенных налогов на отдельные товары, работы или услуги. Но такой подход не лишен недостатков, поскольку установление более высоких налогов только на товары не первой необходимости и роскоши сужает сферу косвенного налогообложения и сокращает поступления доходов в бюджет, в то время как даже невысокий уровень косвенного налогообложения товаров повседневного пользования обеспечивает государству стабильные и значительные доходы.

Косвенные налоги довольно широко используются во всем мире, так  как при относительно простом механизме взимания они обеспечивают устойчивые поступления в бюджет вне прямой зависимости от динамики доходов. Кроме того, психологически они воспринимаются легче, чем прямые, потому что платятся незаметно для потребителей, нет непосредственной связи между уплатой налога и осознанием этого .

 

 

 

2.2 Динамика и структура налоговых поступлений в бюджет.

 

Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в  их общем объеме и характеризуют  объем налоговой нагрузки на субъектов экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные  налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым  кодексом РФ.

Федеральные налоги и сборы  устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к  уплате на всей территории России.

В перечень этих налогов  входят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организации, налог на доходы физических лиц, государственная пошлина, водный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.

Налоговые доходы от федеральных  налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляются в федеральный  бюджет при соблюдении следующих  нормативов:

налога на прибыль организаций  по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный  бюджет, - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных  организаций, не связанных с деятельностью  в Российской Федерации через  постоянное представительство, а также  в части доходов, полученных в  виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) ;налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации; налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением  пищевого, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

акцизов на автомобильный  бензин, прямогонный бензин, акцизов  на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;

акцизов по подакцизным товарам  и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции  в виде углеводородного сырья (газ  горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции  в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном  шельфе, в исключительной экономической  зоне Российской Федерации, за пределами  территории Российской Федерации при  выполнении соглашений о разделе  продукции - по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование объектами  водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70 процентов;

сбора за пользование объектами  водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100 процентов;

водного налога - по нормативу 100 процентов;

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты  субъектов Российской Федерации  и местные бюджеты и указанной  в статьях 56, 61.1 и 61.2  Бюджетного Кодекса  РФ) - по нормативу 100 процентов.

Например, к косвенным  налогам относятся: налог на добавленную  стоимость, акцизы, также большое  значение стал иметь налог на добычу полезных ископаемых. В составе доходов  бюджета они занимают определяющее место .

Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком  за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги. Доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2009 г. составила около 40%.

Налогоплательщиками НДС признаются

- организации;

- лица, являющиеся плательщиками  данного налога в связи с  перемещением товаров через таможенную  границу;

 индивидуальные предприниматели.

Акцизы, как и НДС – федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки  к цене товара. В настоящее время в налоговых доходах федерального бюджета они составляют около 3%.[20,c.5]

Плательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Объектом обложения акцизами признаются операции:

- реализация на территории  РФ лицами произведенных ими  подакцизных товаров, в том  числе передача прав собственности  на подакцизные товары на безвозмездной  основе;

-реализация предметов  залога и передача подакцизных  товаров по соглашению о предоставлении  отступного или новации;

- использование нефтепродуктов  для собственных нужд налогоплательщиками,  имеющими свидетельство на оптовую  или оптово-розничную реализацию;

- получение нефтепродуктов  налогоплательщиками, имеющими свидетельство;

- ввоз подакцизных товаров  на таможенную территорию РФ  и др.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика  налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику  в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 30 календарных  дней с момента государственной  регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как  стоимость добытых каждого вида полезных ископаемых, за исключением  нефти и газового конденсата и  газа горючего природного из всех видов  месторождений углеводородного  сырья.

Еще одним важным источником федерального бюджета РФ является налог на прибыль организаций.

Налог на прибыль организаций  относится к прямым налогам и  является важнейшим элементом налоговой  системы РФ. Это один из наиболее сложных налогов с часто меняющейся законодательной базой. Его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог  был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей  сумме доходов превышал 50%. В последующие  годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы. Сейчас он обеспечивает около 6% всех доходов  федерального бюджета.

Современный характер налогообложения  прибыли организаций РФ, в целом, соответствует мировому уровню.

Объектом налогообложения  является прибыль, полученная налогоплательщиком.

В целях определения налоговой  базы по налогу на прибыль, организация  должна уменьшить полученные доходы на величину расходов, за исключением  расходов, не учитываемых в целях  налогообложения прибыли. При этом учитываются только обоснованные и  документально подтвержденные расходы. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты в денежной оценке.

Информация о работе Налоги как основной источник в формировании доходов бюджетной системы