Лекции по "Коммерческому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:29, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1-2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА КУРСА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА.
Лекция 4-5. Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка.. Конкуренция в коммерческой деятельности.

Файлы: 1 файл

комерч.docx

— 75.38 Кб (Скачать)

Специализированный  рынок — это розничный рынок, на котором 80% или более мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемый в соответствии с номенклатурой товаров... 
ст.14 «Об основах госрегулирования торговой деятельности»

Участники товарного  рынка:

    • Изготовители товаров.
    • Оптовые, торговые и иные посреднические организации.
    • Розничные торговые организации и организации-потребители.
 

 

Пути развития структуры рынка.

Основная задача рынков — налаживание сбыта и  максимизация дохода от реализации товаров. 
Главная роль посреднических организаций — создание единого внутреннего рынка. 
Торговые агентства и агенты — это особый вид посредников. Они подыскивают покупателя товаров, проводят с ними переговоры и сообщают информацию фирме-продавцу. Агент получает вознаграждение в виде процента от совершения сделки. 
Создание сбытовых сетей — это подбор деловых партнеров, подыскивание помещения, покупка необходимого оборудования. 
Изменение в приобретателях товара состоит в укреплении собственных служб снабжения, налаживании устойчивых связей с изготовителями необходимых ресурсов и налаживание связей с надежными снабженческими организациями. 
Создание дочерних снабженческих фирм. Крупным фирмам это выгодно. Эти организации-дочерние фирмы способны осуществлять комплексное снабжение, в отличие от собственных департаментов. 
Образование объединений в виде союзов и ассоциаций. Их задачи носят особый характер:

  • изучение возможностей сбыта товаров участниками объединения;
  • сбор информации о контрагентах;
  • помощь в проведении рекламных кампаний;
  • организация ярмарок и выставок;
  • другие действия.

Вступление субъектов  рынка в различные неформальные сообщества. Образование контрактных  объединений. Задачей их деятельности является рационализация процесса торговли путем создания эффективной цепи бесперебойного доведения товара от изготовителя до потребителя. Примером таких объединений являются простые  товарищества, консорциумы.

Важное значение имеют ФПГ. 
ФПГ — это совокупность юридических лиц, которые в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентноспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест, действуют как основное и дочернее общество либо полностью или частично объединяют свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ. 
ФПГ — это экономическая форма деятельности определенных дочерних и зависимых обществ и их головной компании. Это не организационно-правовая форма по ГК. 
Участники ФПГ делятся на 2 группы:

  • обычные участники, подписавшие договор о создании ФПГ;
  • центральная компания ФПГ либо основное и дочернее общество, которые организуют ФПГ. В ФПГ не могут общественные и религиозные объединения. Участие в более чем одной ФПГ не допускается.

Возможно создание транснациональных и международных  ФПГ. Статус международной (транснациональной) ФПГ присваивается межправительственным соглашением. Они несут солидарную ответственность.

В торговле широко распространены контрактные оптово-розничные  объединения. В их главе обычно стоит  крупная оптовая фирма, которая  закупает товары у производителя  по льготной цене, а затем распределяет товары по магазинам, входящим в состав этого объединения.

Формирование  инфраструктуры рынка. 
Инфраструктура в сфере КП — это совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения. 
Инфраструктура объединяет в себе несколько подсистем:

  • подсистема складского хозяйства;
  • транспортная подсистема;

обслуживает продвижение  товаров от производителя к потребителю. 
Особенности определяются законом от 2003 года №87-ФЗ «О транспортной (экспедиционной) деятельности»

  • подсистема товарно-упаковочной индустрии;
  • подсистема информационного обеспечения

информация может  предоставляться клиентам на договорной основе либо по разовым заказам.

  • кредитно-финансовая подсистема;

Система товарооборота  основывается на безналичных расчетах.

  • нормативно-правовая подсистема.

Подготовка нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность отдельных  секторов рынка. Разработка научно-методических рекомендаций.

Понятие и социально-экономическая  роль конкуренции.

Конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. (п.7 ст.4 Закона «О защите конкуренции»)

Здоровая конкуренция  обеспечивает перелив капиталов  от менее эффективных к более  эффективным отраслям хозяйства  и видам деятельности. 
Поддержка конкуренции — одна из конституционных основ, закреплена в ст.8.

Основные способы  создания конкурентной среды:

  • собственно меры по созданию и развитию конкуренции (стимулирующие меры);
  • меры по ограничению монополизма и злоупотреблений доминирующим положением на товарном рынке (ограничительные меры);
  • меры по защите конкуренции и пресечение действий, мешающих нормальной конкуренции (защитные меры).

Пути формирования конкурентной среды:

    • Увеличение числа организаций, осуществляющих однородную деятельность, производящих одновидовую продукцию и оказывающих одинаковые услуги;
    • поддержка малого и среднего предпринимательства;

- первоочередное  предоставление заказов и субсидий 
- гарантирование получаемых кредитов на развитие;

    • систематическое сравнение, сопоставление качественных и ценовых показателей товаров и услуг, оказываемых различными предпринимателями;
    • система пропаганды и поощрения лучших достижений и результатов;
    • антимонопольное законодательство в регулировании конкуренции

Антимонопольное регулирование — это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством по установлению и реализации правил поведения экономической деятельности на товарных рынках в целях защиты добросовестной конкуренции и обеспечению эффективности рыночных отношений.   

Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц, своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия/бездействия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. 
ст.4 ФЗ «О защите конкуренции»

Основанием для  возбуждения и рассмотрения дела по нарушению антимонопольного законодательства могут быть:

  • поступление из государственных органов и органов местного самоуправления материалов о нарушении антимонопольного законодательства;
  • заявление юридического или физического лица;
  • обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства;
  • сообщение средств массовой информации, указывающие на признаки антимонопольного законодательства.
  • Результаты проверки, при проведении которого выявлены факты нарушения антимонопольного законодательства.

п.1 ст.39 Закона «О защите конкуренции».

Ст.15 ФЗ «Об основах  госрегулирования торговой деятельности...»  содержатся требования по антимонопольной  деятельности. 
( глянуть к семинару)

Защита конкуренции  выражается:

  • запрет и признание недействительными определенных действий, ограничивающих конкуренцию.

Недобросовестная  конкуренция — это любые действия хозяйствующих субъектов или группы лиц, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и которые противоречат законодательству, обычая делового оборота. 
Недобросовестная конкуренция осуществляется 4 способами: 
а) введение потребителя в заблуждение относительно качества товара и его потребительских свойств; 
б) некорректное сравнение товаров в рекламе; 
в) копирование чужих товарных знаков и способов индивидуализации; 
г) распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.

Правовое  положение и особенности  деятельности бирж в  Российской Федерации.

Биржа — это юридическое лицо, целью деятельности которого является организация биржевой оптовой торговли определенным товаром, осуществляемая в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным биржей правилам.

Биржа позволяет  сконцентрировать спрос и предложение  на определенный товар. 
Достижение биржевой цены достигается путем котировки цен — выявления и фиксации в течение биржевого дня средних цен по сделкам с определенным товаром. 
Биржи позволяют получить четкое представление о конъюнктуре товарного рынка в данный момент.

По характеру  биржевой торговли:

  • открытая биржа;
  • закрытая биржа;

Открытая биржа  — доступное для всех желающих собрание, где продавцы и покупатели совершают биржевые сделки без посредников. В биржах закрытого типа участвуют  только посредники (брокеры и дилеры), аккредитованные на данной бирже. 
Вопрос к семинару — отличие дилера от дистрибьюетра.

По виду биржевого  товара:

  • товарные биржи;
  • фондовые биржи;
  • валютные биржи.

Товарные биржи  организуют торговлю материальными  ресурсами определенного рода, товарные биржи могут быть как универсальными, так и специализированными. Фондовые биржи оперируют ценными бумагами — акциями, облигациями. Членами  фондовой биржи могут быть любые  профессиональные участники рынка  ценных бумаг. На фондовой бирже не допускается временное членство, сдача мест в аренду или залог. Валютные биржи — это организованный рынок национальных валют. На них  осуществляется свободнаая купля-продажа национальных валют исходя из котировки.

По территории деятельности; 
По масштабу деятельности; 
По назначению.

Фьючерсные биржи  — это биржи, осуществляющие торговлю стандартными контрактами.

По форме биржевой торговли:

  • коммерческие биржи;
  • некоммерческие биржи.

Биржа имеет  право организовывать и вести  биржевые торги (это их основная деятельность). 
Бирже запрещено: 
- совершать сделки от своего имени и за свой счет;

  • осуществлять торгово-посредническую и иную деятельность, не связанную непосредственно с организацией биржевой торговли;

ФСФР устанавливает  функции и полномочия, связанные  с контролем за деятельностью бирж:

  • выдает лицензии на организацию биржевой торговли;
  • осуществляет и контролирует лицензирование биржевых посредников и брокеров;
  • контролирует соблюдения законодательства о биржах;
  • рассматривает жалобы участников биржевой торговли;
  • представляет в Правительство РФ предложения по совершенствованию законодательства о товарных биржах.

Основные полномочия ФСФР:

  • отказать в выдаче лицензии;
  • аннулировать или приостановить лицензию;
  • направление бирже обязательных для исполнения предписаний;
  • направление биржевому посреднику обязательные для исполнения предписания о прекращении деятельности, если эта деятельность противоречит законодательству;
  • применение к бирже или биржевому посреднику соответствующих санкций;
  • назначение государственного комиссара на биржу;
  • организация, по согласования с органами финансового контроля, аудиторские проверки биржи и биржевых посредников;
  • требование от биржи и от расчетных учреждений биржи и биржевых посредников учетной документации;
  • направление в суд материалов для применения предусмотренных законом санкций.

Для получения  биржей лицензии необходимо:

  • внутрибиржевые документы (устав, учредительный договор и правила биржевой торговли);
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • документ, удостоверяющий право пользования помещением, в котором будет находиться биржа;
  • документ, подтверждающий внесение в уставный капитал не менее 50% объявленной суммы;
  • предоставление списка учредителей.

Информация о работе Лекции по "Коммерческому праву"